рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каллиграфия Японии

Каллиграфия Японии - раздел Культура, Каллиграфия Китая, Японии, мусульманских стран Каллиграфия Японии. В Японии, Как И В Других Странах Китайского Культурного А...

Каллиграфия Японии. В Японии, как и в других странах китайского культурного ареала, каллиграфия с до считается одним из видов изящных искусств. В Китае, родиневосточно азиатской традиции каллиграфии, эта последняярассматривалась вместе с поэзией и живописью непременным атрибутомкаждого культурного человека, и по качеству почерка определялихарактер пишущего.

Благоговейное отношение к каллиграфии в Японии, по сути, является отражением ее статуса в Китае. История японской каллиграфии начинаетсяс внедрения в страну китайской системы письма примернов V в. н.э. Сначала японцы писали по-китайски, но вскореони применять китайские иероглифы, или кандзи, по новому, с тем чтобы адаптироваться к требованиям их родного языка. Поэтическая антология Манъ сю середина VIII в например, была написанакитайскими иероглифами, которые передавали либо значения японских слов, либояпонские слоги.

Последний, фонетический метод письма известен теперь как манъ гана. Эта практика в конце концов привела к созданию в началеIX в. японской слоговой азбуки кана, которая применялась либов чистом виде, либо в комбинации с китайскими иероглифами. В X в. письмо с использованием слоговой азбуки приобрело широкоераспространение и после XI в. стало основной формой каллиграфии.

Темне менее китайский язык в течение долгого времени сохранял статуслитературного языка средневековой элиты, да и гораздо позднеене утрачивал своей популярности, пусть и не в прежнихмасштабах. Практикуются несколько стилей написания китайскихиероглифов с тай, отражающих исторический процесс развития письмав Китае. Тэнс, или архаический стиль, традиционно применялся дляизготовления официальных печатей.

Рэйс, или канцелярский стиль, предназначался для официальных документов. Это очень древние китайские стили, и они не были в широком ходу вплоть до эпохи Эдо 1600 1868 , когда изучению истории Китая стали придавать особо большоезначение. Более употребительным является кайс, или прописной стиль. Популярность его объясняется тем, что иероглифы при этом легко узнаваемы. Г с, или бегущий стиль, основывается на убыстренном движении кистии оборачивается, следовательно, некоторыми сокращениями черт иероглифа. Этот стиль часто используется для неформальной переписки.

Сос, или травяное писание, настоящий курсивный стиль, когда сокращаются илисоединяются части отдельных иероглифов, что превращает написанное в плавноизгибающиеся линии. При Сос могут возникать различия в размерах отдельныхиероглифов, а кое какие из них могут как бы сливатьсядруг с другом, образуя ритмические и даже художественные формы. В отличие от стилей написания орудиякаллиграфии очень мало изменились с тех дней, когда это искусствопоявилось на свет. Существуют два основных вида кистей футофудэ толстая кисть и хософудэ тонкая кисть. Первая обычно используетсядля написания самого текста, вторая для надписей и подписейв конце текста, а также для изображения иероглифов малого размера илидля изящного курсивного стиля.

Суми, или китайская тушь, как правило, изготовляется из древесной сажи или масла, смешанного с рыбнымикостями или клеем из шкур животных, и высушивается, превращаясьв палочку.

Для разжижения палочки ее трут о чернильный камень судзури, на одном конце которого имеется углубление для воды, постепенно чернеющей по мере натирания. Суйтэки небольшаякапельница из керамики или металла завершает набор орудий. Хранятсяони в лакированной и нередко изысканно украшенной коробочке судзурибако. Значительный вклад в эволюцию каллиграфии эпохиХэйан, в осознание ее как эстетической категории внес монах Кукай 774 835 . Он и его современники император Сага 786 842 и придворный Татибана но Хаямари ум.842 запомнились следующим поколениям как Сампицу Три кисти. В эту же эпоху произошел переход каллиграфии от жесткогокопирования китайских стилей к ее творческой ассимиляции в тканьяпонской культуры, чему немало способствовала еще одно трио Оно но Тофу 894 966 , Фудзивара но Сукэмаса 944 998 и Фудзивара но Юкинари 972 1028 . Эпохи Камакураи Муромати были отмечены появлением школ Сэсондзис ее преувеличенной манерностью и Сорэнъин, проповедовавшейвозвращение к традиционному стилю. В эпохи Адзути Момоямаи Эдо прогрессу японского стиля каллиграфии ва в немалойстепени способствовали Хонами Коэцу 1558 1637 , Коноэ Нобутада 1565 1614 и С кадо С дз 1584 1659 . Китайский стиль кара продвигали Хосои Котаку 1658 1735 , Рай Санъ и Сакума С дзан 1811 1864 . В настоящее время искусство каллиграфии продолжаетпроцветать, и ее образцы наряду с образцами живописии скульптуры присутствуют на выставках Ниттэн, спонсируемыхгосударством. Каллиграфия shodo путь письма - искусство письма красиво чистописание. Большинство японских детей изучает чистописание в начальной школе.

Это такжеявляется популярным хобби для взрослых.

Набор для каллиграфии состоит из 61623 Shitajiki ч рная, мягкая циновка. 61623 Bunchin металл дляприжатия бумаги во время письма. 61623 Hanshi специальная, тонкая бумага для письма. 61623 Fude кисть.

Имеется большая кисть для письма больших символов ималенькая для написания имени художника. 61623 Suzuri тяжелый, черныйконтейнер для чернил. 61623 Sumi тв рдый черныйматериал, в который втирается вода для производства чернил. Существует три типанаписания иероглифов 61623 Kaisho - квадратом -когда дна линия пишется за другой. Этот стиль используется редко. 61623 Gyosho - полукурсивом -более быстрое написание. 61623 Sosho - курсивом - быстрое написание в несколько движений, при которомлинии письма менее ч ткие. Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлениио том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятиюкартины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда иполучил громадное распространение культ каллиграфии. Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли исуществовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященныетрадицией приемы графической стилистики.

Их предназначение - усиливатьэмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствиемкаллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержаниюнаписанного текста. Существо же заключалось в том, что произведенияопредел нного литературного стиля или научного содержания записывалисьопредел нным каллиграфическим почерком 61623 исторические трактаты -уставом, 61623 стихотворные сборники -тонкой, вытянутой в длину строкой скорописи, 61623 пьесы дз рури -причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и приплюснутой по вертикали. Главное, что надо усвоить это то, что все иероглифы, в том числе исамые сложные из них, состоят из набора совершенно определенных элементов. Число этих элементов не так уж и велико.

При этом каждый из них, в свою очередь, состоит из первичных составляющих - черт. Далее, существует строгаяпоследовательность написания элементов из черт и иероглифов из элементов. Врезультате усвоения предлагаемого материала любой незнакомый иероглиф уже непокажется хаотическим построением.

Его структура сразу станет понятной, апоследовательность написания вполне очевидной.

Каллиграфия- наука, основанная на традициях, в ней не происходит изменений уж во всяком случае - правил написанияиероглифов. Японская письменность, поскольку она оперирует при помощикитайских иероглифов и японских силлабических азбук катакана и хирагана, всецелоосновывается на правилах, принятых китайскими каллиграфами, хотя и не лиш нныхчисто японской обработки и дальнейшего развития.

Имеется известное числоосновных черт, знание которых необходимо для писания иероглифов и знаковазбуки.

В японском языке употребляется в современной газете до 2500 китайскихиероглифов, на японских пишущих машинках различных систем имеется до 3000китайских иероглифов, не меньшее число знает также японская наборная машина. Обыкновенные справочные словари содержат от 8 до 25 тысяч иероглифов, более полные же до пятидесяти тысяч. Однако, отнюдь не будет преувеличениемсказать, что по крайней мере 80-90 этих знаков представляют собою своего родалексиконное достояние, переходящее из словаря в словарь. Во всяком случаемаксимальное количество употребительных иероглифов можно определить в 5000, снекоторым же риском уклонения от действительности и истины в 6000. Весь курс иероглификипо всей системе японского образования навряд ли превышает 4200, что же касаетсяофициального запаса иероглифов, положенного японским министерством просвещениядля японской начальной школы, рассчитанной на создание основного кадраграмотных людей, то он составляет 1962 знака, что вместе с полуторастамисокращенных и во всяком случае дублетных начертаний, всего дает 2115 знаков. Катакана имеет 48 основных букв, чтовместе с производными и дублетными да т не меньше 75 букв, вместе же свспомогательными начертаниями до 90 букв. Само собою понятно, что научитьсяправильно и осмысленно писать такое количество знаков представляется возможнымтолько при наличии известных правил и определ нных при мов, дающихзанимающемуся возможность самостоятельного подхода к новым знакам кроменепосредственно изученных.

В противном случае приходилось бы заучивать каждоеиз употребительных начертаний, а таковых насчитывается, как видно, несколькотысяч, в отдельности, или вообще отказаться от писания. Ксожалению, на иероглифы установился неправильный взгляд, что каждый из нихпредставляет собою нечто целое, законченное, подлежащее изучению в отдельности. Японско-китайская каллиграфия базируется на восьми законах, заложенных в иероглифе. Этовыражается формулой, чтопо-японски произносится эйдзи-хаппо. Мы это выражаем по-русски словами- октограмма иероглифа вечный. Вдействительности, в иероглифе насчитываетсяпо современным правилам каллиграфии только пять отдельных черт, нокаллиграфическое искусство производит от него всего восемь основных черт. Этиосновные черты дают ряд производных черт. Каллиграфы же, изучая всюсовокупность этих черт в различных позициях, занимаемых ими в отдельныхиероглифах, находят для некоторых из них десятки разновидностей.

Так, например, одна только точка имеет не меньше 24 разновидностей.

Нам, однако, нетнадобности заниматься каллиграфическими тонкостями, для наших целей будетсовершенно достаточно, если мы познакомимся только с основными графическимиособенностями.

Октограмма дает всего 8 основных черт, носящих вкитайско-японской литературе каждая свое особенное название.

Эти названия намне нужны. Мы ограничимся простой нумерацией их и ниже убедимся в практичности ицелесообразности такого приема. Основнымичертами октограммы являются следующие, каждой из которых свойственно известноенаправление. Каквидно, в этих чертах имеются, если оставить в стороне 1-ю черту, оставляемуюнами без указания направления, всего 6 направлений 61623 2-я черта -горизонтальная, 61623 3-я - перпендикулярная, 61623 4-я - как будто тожеперпендикулярная, но она в конечной своей части делает поворот влево внаправлении снизу вверх. 61623 5-я черта идет снизувверх направо. 61623 6-я и 7-я черты посуществу ничем не разнятся одна от другой, только 7-я короче.

Обе они имеют направлениесверху вниз, налево. 61623 8-ячерта имеет направление сверху вниз, направо.

Основных черт 1 2 3 4 5 6 7 8 Направление написания Основные черты Чтокасается 1-й черты или точки, то она обладает различными направлениями и, следовательно, на общем понятии направления нам в отношении е базироваться неприходится. Она, конечно, не математическая точка, а имеет известные измерения, в том числе и протяжение. Длятого, чтобы правильно писать иероглифы или знаки азбуки необходимо держатьсяследующих правил 61623 каждая черта обладаетсвойственным ей направлением и может и должна писаться только в этомнаправлении 61623 за писанием каждой чертысоблюдаются по крайней мере три момента приступ или установка пера протягивание пера в известном направлении завершение черты или отрыв пера от бумаги. Такимобразом, основное требование заключается в сознательном делении писания каждойчерты на указанные три момента, которые должны быть выполнены с надлежащимвниманием и тщательностью, иначе мы не получим требуемой черты. Основныминструментом для писания служит так называемая писчая кисть. но в деловой жизнивсе большую победу одерживает европейское стальное перо, а также обыкновенныйкарандаш и мел в школах. Писчая кисть, благодаря присущей ей поразительнойгибкости и как бы живому участию в писании, заслуживает, хотя бы втеоретических целях распознавания секретов японского каллиграфическогоискусства, не напрасно занимающего место рядом или даже выше живописи, полноговнимания изучающего японскую письменность.

Карандаш, стальное перо и мел, привсей их пригодности, никогда не дадут истинного представления о внутренних ихудожественных качествах иероглифов и знаков японской азбуки.

Некоторыечерты дают уже в самостоятельном, одиночном употреблении определенное готовоеначертание знака азбуки или иероглифа, но в большинстве случаев начертаниеиероглифа или знака азбуки получается из сочетания нескольких одинаковых, чащеже различных черт. Сочетаниячерт могут происходить в порядке раздельности, соприкосновения, пересечения. Кроме этого все эти моменты могут между собою сочетаться. Таккак каждое иероглифическое или силлабическое начертание, вне зависимости отколичества входящих в состав его черт, всегда по величине своей занимаетодинаковое пространство в воображаемом квадрате или стоячем прямоугольнике, то, естественно, длина каждой основной черты или части производной черты зависит отместа, предоставляемого ей в данном сложном начертании.

По условиям места онаможет сокращаться или наоборот удлиняться и даже бывает, что одна чертапереходит в другую. Необходимоиметь ввиду, что определение направления не имеет математического смысла. Сточки зрения точности направления наблюдаются отклонения, но они не стользначительны, чтобы данное направление изменялось по существу. Освоившисьс основными принципами письма, мы можем перейти к производным чертам.

Скаллиграфической точки зрения таких производных черт имеется очень много, но вграфическом отношении число их может быть значительно сокращено. Повыработанной октограммной системе японской письменности поскольку речь ид т оиероглифах, относящихся также и к китайской письменности таких производныхчерт имеется всего лишь 22, некоторые из которых могут быть опущены. Нопрежде, чем перейти к рассмотрению производных черт, необходимо сказатьнесколько слов об их общем характере. Производнойчертой называется такая графическая черта, разнящуюся от основной дальнейшимразвитием последней в отношении изогнутости или переломности. Каждаяпроизводная черта сохраняет в окончательном итоге направление основной и, как иосновная, несмотря на число переломов, доходящих до четырех, пишется на всемпротяжении, как основная, то есть как одна сплошная черта без отрыва пера отбумаги.

Следовательно, производная черта никогда не будет составной, а всегдалишь изогнутой или изломанной по сравнению с основной.

В отдельных частях всегопротяжения производной черты следует придерживаться указанными вышенаправлениями и правилами, данными для черт, относящихся к этим направлениям.

Характернымотличительным моментом производных черт может только служить исходная часть их, различие же между собою отдельных производных черт, производимых от одной и тойже самой основной черты, определяется моментами изогнутости, чаще переломностипротяжения между приступом и исходом черты. Чтокасается писания производных черт, то оно подчиняется уже изложенным правилам, то есть, смотря по случаю, их пишут слева направо или сверху вниз, но никогдане наоборот. Частности разрешаются анализом каждой производной черты поотдельным моментам. направления каждого отдельного протяжения ее. Вдальневосточной литературе эти производные черты имеют каждая свое специальноеназвание, заменяемое нами простой нумерацией из двух цифр, из которых перваяуказывает на основную черту, вторая же на порядковое место данной производнойчерты среди черт одинакового производства.

Таким образом, наша нумерация, кактаковая, всегда указывает на внутреннюю связь между основными и производнымичертами, что дает возможность, в случае необходимости классификации иероглифовпо содержащимся в них чертам, всегда исходить из основных черт, под которыми вномерном порядке располагаются производные.

Переченьпринятых нами производных графических не каллиграфических черт сводится кследующему черты производной 1 2 3 4 5 6 7 1 1-ая черта производных не имеет 2 3 4 5 6 7 7-ая черта производных не имеет 8 Такимобразом, общее количество основных и производных черт сводится к 30. Из них41-я и 57-я основаны на изогнутости, все же остальные на переломности.

Завычетом малоупотребительных 33-й, 63-й, 52-й, 62-й черт иероглифическая азбукаисчисляется 26 чертами, которые дают возможность, при соблюдении известныхкаллиграфических правил, написать любой знак азбуки или иероглиф. Таккак каждый иероглиф представляет собою одно слово, то графические правила длянаписания его до некоторой степени напоминают орфографические правила длянаписания слов в языках, пользующихся фонетическими символами.

Существуетряд правил, диктующих последовательность написания иероглифов и знаков азбуки. Эти правила сводятся к следующему 1. Иероглифы рисуют сверху вниз2. Слева направо3. При пересечении двух или более черт, горизонтальная линия обычно предшествуетвертикальной4. Иногда вертикальные линиипредшествуют горизонтальным5. Сначала проводится центральная линия, затем - левая и правая6. Вертикальная линия проходящая через центр, проводится последней

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Каллиграфия Китая, Японии, мусульманских стран

Восприятие каллиграфии требует определенногоуровня интеллектуальной и духовной культуры нужно не только понять, чтонаписано, чрезвычайно важно… Мне кажется, очень часто то, что писал Мастер и то, в какой манере онэто… Каллиграфияглубоко символична по своему духу, и лаконична по языку. В каллиграфии всегда важен смысл изречения, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каллиграфия Японии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мусульманская каллиграфия
Мусульманская каллиграфия. Изысканная красота арабского письма давновошла в поговорку. Конечно, исламским рукописям далеко до уникальных японскихили древнеегипетских иероглифов. Но по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги