Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении

Содержание Введение 2 Глава 1. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении. 1. Понятие стереотип в современных исследованиях в когнитивной лингвистике, этнолингвистике, психологии, когнитологии и социальной психологии. 2. Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип . 3. Стереотип и межкультурная коммуникация. 4. Классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие. 5. Стереотипы - прецедентные феномены, фоновые знания. 45 Глава 2. Стереотипы в художественном тексте. Особенности употребления, восприятия и перевода. 1. Стереотипы и художественный текст. 2. Восприятие и понимание стереотипов в художественном тексте. 3. Языковая картина мира, стереотипы и художественный текст. 4. Особенности воссоздания значения стереотипов в художественном переводе. 67 Заключение 76 Библиография 80 ВведениеТема исследования - понятие стереотип в национальной культуре, восприятие, понимание, перевод стереотипов.

Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации.

У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства.

Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии народа. Феномен и понятие стереотип привлекает большое внимание исследователей, многие ученые У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др. занимаются изучением данной проблемы. Новизна исследования заключается в том, что феномен стереотипа будет рассматриваться в широком понимании - как понятие, включающее в себя представления одной нации о культуре другой нации в целом.

Цель работы - исследовать взаимодействие понятий стереотип и национальный характер, выявить особенности отражения национальной культуры в стереотипах, изучить восприятие и понимание стереотипов в произведениях художественной литературы В процессе работы предстоит решить следующие задачи 1 исследовать понятие стереотип в когнитивной лингвистике, этнолингвистике, психологии, когнитологии, социальной психологии 2 установить взаимосвязь между понятиями стереотип и национальный характер 3 выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении 4 рассмотреть классификации стереотипов, установить, как стереотипы влияют на отношения между людьми внутри одного языкового и культурного пространства 5 изучить влияние фоновых знаний на понимание культуры другого народа, сопоставить понятие фоновых знаний и стереотипа 6 изучить особенности восприятия и понимания стереотипов в художественном тексте, 7 исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры 8 изучить особенности перевода и воссоздания значения стереотипов в художественном тексте, исследовать способы достижения понимания реципиентом стереотипов чужой культуры, разрешения конфликта культур в художественном переводе.

Методы исследования - изучение литературы по психологии, лингвистике, когнитологии, посвященной проблемам взаимодействия языка и культуры, анализ художественных текстов с целью установления использования в них национальных стереотипов культуры, изучения вопросов, связанных с переводом подобных текстов.

I.

Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении

Липпманом. В книге Общественное мнение, вышедшей в 1922 г он сделал по... Этот мир невелик. Racial Stereotypes in One Hundred College Students Journal of Abnormal... Участникам опроса предлагалось выбрать из 13 определений те, которые, ... Туманный Альбион.

Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его хара... Арутюнян. Нация и ее психический склад. Парыгина, не вызывает сомнения факт существования психологических особ... Парыгин. Общественное настроение. 3.

Стереотип и межкультурная коммуникация

Именно об этом в комедийном духе свидетельствует следующий диалог в Же... Именно лакуны могут вызвать наибольшие проблемы в процессе межкультурн... Женщине приписывается неумение дружить и хранить тайны, глупость, алог... Таким образом, мимика, жесты, телодвижения составляют лакунизированный... Er holte ein Glas und eine Flasche hervor.

Классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие

3 Общественный транспорт в Германии всегда приходит вовремя так же как... Стереотипизация распространяется на всякое поведение в любой сфере чел... И был такой же, как всегда. 19, c.22 Об англичанах и их чертах характера существует такой стереоти... Засеребрился иней.

Восприятие и понимание стереотипов в художественном тексте

В переводе этот диалог звучит так - Итак, чего же ты хочешь, чай или к... Языковая картина мира как бы дополняет объективные знания о реальности... . Апресян подчеркивал донаучный характер языковой картины мира, называя ... Это могут быть слова, обозначающие предметы национальной культуры bala...

Особенности воссоздания значения стереотипов в художественном переводе

Что касается несоответствия текста привычным речевым стандартам, то он... Для того, чтобы в переводе воспроизвести регулятивное воздействие текс... Ebenda Ни в том, ни в другом случае дополнительная проверка разницы ме... А.С. Из этого следует, что когда мы применительно к переводу говорим о расх...

Заключение

Заключение В нашей работе мы исследовали понятие стереотип как часть национального характера того или иного народа.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы 1 Исследовав понятие стереотипа в различных науках, было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах - как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям других наций в глазах данного народа - как культурно-детерминированное представление, существующее как в виде ментального образа, так и в виде вербальной оболочки.

Стереотип в этом случае является и процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип как родовое понятие включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне.

В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом. 2 Понятия национальный характер и стереотип в широком понимании являются почти тождественными терминами, поскольку они формируются под влиянием культурного и исторического окружения той или иной нации. Единственным различием является то, что национальный характер является родовым понятием, включающим в себя стереотип, как составляющее единого целого. Типичными чертами национального характера англичан считают уравновешенность, чопорность, надменность, стремление следовать правилам немцам же причисляют пунктуальность, бюрократизм, аккуратность, любовь к порядку, основательность в делах, дисциплинированность, трудолюбие.

В соответствии с названными чертами национального характера, в английском и немецком обществе формируются разные стереотипы культуры, призванные подчеркнуть эти черты и сложившиеся представления о нации. 3 В процессе восприятия стереотипов культуры другого народа возникает конфликт культур - результат несовпадений принятых норм и стандартов а это и есть стереотипы в своей и чужой для реципиента культуре.

Столкновение стереотипов, характерных для разных культур то есть конфликт культур, может создать трудности в общении, стать причиной культурного шока и таким образом привести к непониманию культуры другого народа. Основными стереотипами, создающими трудности в общении между людьми разных культур, являются субъектные национально-психологические и деятельно-коммуникативные лакуны, отражающие национально-культурные особенности коммуникантов к различным лингвокультурным общностям и национально-культурную специфику различных видов деятельности в их коммуникативном аспекте. 4 Поведение каждого человека несмотря на то, что в частных случаях оно индивидуально в любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в данном обществе индивидуально и многообразно.

Набор стереотипов для каждого отдельно взятого общества сугубо специфичен.

Культурные стереотипы оказывают влияние на поведение человека в пределах родного культурного и языкового пространства и начинают усваиваться именно с того момента, когда человек осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры. Исследователи подразделяют стереотипы, руководствуясь следующими принципами - Принадлежность к той или иной нации автостереотипы, отражающие то, что люди думают сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу Бессознательность стереотипов этнические стереотипы, культурные стереотипы, лакуны Психолингвистический аспект восприятия окружающей действительности стереотипы-образы и стереотипы-ситуации Устойчивость стереотипов и их обусловленность исторической, международной, внутриполитической ситуацией и другими факторами поверхностные и глубинные стереотипы, среди глубинных стереотипов выделяются также внешние стереотипы Существование одних и тех же стереотипов в культуре разных народов квазистереотипы, совпадающие в целом, но различающиеся нюансами, деталями, имеющими принципиальное значение Наличие общего и специфичного в стереотипах варианты и инварианты, где в случае с инвариантами стереотипизации подвергаются внешние аспекты деятельности, а в случае с вариантными стереотипизируются как план выражения, так и план содержания Целостность культуры, устойчивость ее структуры, ее жизнеспособность стереотипы поведения, восприятия, понимания, общения.

Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам - Вербальное поведение - Невербальное поведение мимика, жесты, телодвижения - Национальный характер и представления о нем другими нациями - Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях - Особенности быта и повседневной жизни нации - Национальная кухня - Религиозные и национальные обряды 5 Для успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие фоновых знаний.

Большую роль в коммуникативном процессе играют прецедентные имена - индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации.

Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания.

Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для расшифровки и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования.

Они включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве. 6 Каждый язык по-своему членит мир, то есть имеет свой способ его концептуализации.

Отсюда можно сделать вывод, что каждый язык имеет особую картину мира, и языковая личность обязана организовывать содержание высказывания в соответствии с этой картиной. В этом и проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке. Незнакомую культуру следует рассматривать как самоорганизующуюся систему, обладающую специфическим для нее набором кодов, являющихся для другой локальной культуры чуждыми. Процесс понимания незнакомой культуры, таким образом, есть расшифровка чуждых кодов, преобразование их в свои, естественные. Основными причинами неадекватного понимания инокультурного текста могут являться описания ситуаций, поведения героев, описания их эмоций и внешности, также причиной неверного понимания инокультурного текста могут послужить описания речевых ситуаций, несвойственных для культуры носителя ПЯ, столкновение с нетипичным невербальным поведением, в которое могут входить мимика, жесты, телодвижения, не имеющие аналогов в культуре носителя ПЯ либо интерпретирующиеся в соответствии с представлениями данного народа. 7 Каждый язык по-своему членит мир, то есть имеет свой способ его концептуализации.

Отсюда можно сделать вывод, что каждый язык имеет особую картину мира, и языковая личность обязана организовывать содержание высказывания в соответствии с этой картиной. В этом и проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.

Язык фиксирует коллективные стереотипные и эталонные представления, объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания.

Картина мира того или иного этноса становится фундаментом культурных стереотипов. Ее анализ помогает выявить различия в национальной культуре того или иного народа. 8 Основными видами переводческих трансформаций, использующихся при переводе текстов, содержащих стереотипы культуры, являются - описательный перевод - транслитерация плюс описательный перевод - транслитерация плюс переводческий комментарий - компенсация эдиминирование национально-культурной лексики

Библиография

Библиография 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.

М 1969. 2. Белянин Е.Н. Психолингвистические аспекты художественного текста. М 1988. 3. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М 2001. 4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М 1997. 5. Верещагин Е.М Костомаров В.Г. Язык и культура Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.

М 1976. 6. Вунд В. Проблемы психологии народов. СПб 2001. 7. Гоголь Н.В. Избранные произведения. М 1984. 8. Зиброва Г.Г. Учебное пособие по немецкому языку для развития навыков устной речи с использованием оригинального текста романа Э.М. Ремарка Три товарища. М 1998. 9. Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб, 2001. 10. Когнитивная психология. Отв. ред. Ломов Б.Ф. М 1986. 11. Кордуэлл М. Психология А-Я. Словарь-справочник. М 2000. 12. Краткий политический словарь.

М 1987. 13. Латышев Л.К. Технология перевода. М 2001. 14. Леонтьев А.А Тарасов Е.Ф. Национально-культурная специфика речевого поведения. М 1977. 15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М 1997. 16. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни Литературное наследие декабристов. Л 1975. 17. Мальцева Д.Г. Германия страна и язык. Лингвострановедческий словарь. М 1998. 18. Маслова В.А. Лингвокультурология. М 2001. 19. Моэм У С. Собрание сочинений. В 5 т. Т.2. М 1991. 20. Мюллер В.К. Англо-русский словарь.

М 1990. 21. Немецкие народные баллады, в пер. Л. Гинзбурга. М 1959. 22. Оруэлл Дж. 1984 и эссе разных лет. М 1989. 23. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, 1, с.94-104. 24. Ремарк Э.М. Три товарища. М 2000. 25. Роль человеческого фактора в языке. Отв. ред. Серебренников Б.А. М 1988. 26. Сорокин Ю.А Марковина И.Ю. Этнопсихолингвистика. М 1988. 27. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста.

М 1985. 28. Текст как явление культуры. Под ред. Антипова Г.А. и др. Новосибирск, 1989. 29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М 2000. 30. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения ИЯШ, 1980, 4, с.85. 31. Филиппова М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения представителей русской и британской культур. Вестник МГУ. Сер.9.Филология. 2002, 3, с.64-82. 32. Философский словарь.

Под ред. Фролова И.Т. М 1987. 33. Широканов Д.И Алексеева Е. А. Стереотипы и динамика мышления. Минск, 1993. 34. Этнические стереотипы поведения. Л 1985. 35. Maugham S. The Moon and Sixpence, Moscow, 1972. 36. Hornby A.S. Oxford Advanced Dictionary of Current English. 37. The Longman Dictionary of English Language and Culture, Addison Wesley Longman 1998. 38. The Clash of Cultures in Small Talk Hello! 1999. 4, с.4-5. 39. The Clash of Cultures And How to Avoid It Hello! 1999. 1, с.4. 40. http www.yandex.ru 41. http hronos.km.ru land organ.html 42. http image.websib.ru 03 index.html.