рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип

Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип - раздел Культура, Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении Взаимодействие Понятий Национальный Характер И Стереотип. В Переводе С Гречес...

Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип. В переводе с греческого характер - это чеканка, примета. Действительно, характер - особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми. цит. по А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Психология 2000 г с. 475 42 . Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает.

Характер представляет внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений.

Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются цит. по С.П. Рубинштейн Основы общей психологии, с.620 - 621 42 . Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему.

В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, привязанностях, т.е. избирательном отношении к людям.

Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда активно осознанное и не обязательно теоретически оформленное.

Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражается в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в оформлении его характера.

Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек - привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся второй натурой человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека - это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Каждый человек индивидуален по своему характеру, который зависит как от биологической предрасположенности, так в большей степени от тех условий, в которых живет и воспитывается человек, от нравственных устоев общества, моральных норм. Однако, несмотря на индивидуальность характера отдельной личности, рассматривают некоторые общие черты характера некой социальной группы. В этом случае говорят о национальном характере.

Что же это такое? Существует ли национальный характер вообще? Насколько правомерно обобщение типичных черт в масштабе целого народа, когда хорошо известно, что все люди - разные? Английская пословица на эту тему гласит It takes all sorts to make a world Мир составляют люди разного сорта. Можно ли сказать, что It takes one sort to make a nation, то есть что народ составляют люди одного сорта? Или под национальным характером подразумевается стереотипный набор качеств, приписанных одному народу другими, часто не вполне дружественными? Сложность и противоречивость этого понятия подчеркивает терминологический разнобой.

Н.А. Ерофеев говорит об этническом представлении как словесном портрете или образе чужого народа цит. по Н.А. Ерофеев. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. М 1982, с.7 29, с. 136 , С.А. Арутюнян - о психологическом складе нации, представляющем собой своеобразную совокупность разнопорядковых явлений духовной жизни народа С.М. Арутюнян.

Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966, с.23 там же, с.136 . Однако наиболее распространенным термином остается национальный характер. В работах многих исследователей национальный характер предстает как специфическая совокупность реальных черт нации. Отмечая национальную специфику каждого народа, в нее включают самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами, национальную культуру, быт, национальную гордость и национальные стереотипы в отношении к другим народностям.

Выяснилось, что у большинства людей существуют весьма устойчивые стереотипы по отношению к определенному национальному характеру, т. е. убежденность, что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие представления о существовании у других наций конкретных комплексов черт. Важно, что часто эти стереотипы зависят от того, как эта нация себя ведет в данный временной период. Ниже даны некоторые определения понятия национальный характер, приводимые Н.А. Ерофеевым По мнению Д.Б. Парыгина, не вызывает сомнения факт существования психологических особенностей у различных социальных групп, слоев и классов общества, а также наций и народов цит. по Д.Б. Парыгин.

Общественное настроение. М 1966, с.74 там же, с.136 . Из аналогичного взгляда исходит и Н. Джандильдин, который определяет национальный характер как совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных экономических, культурных и природных условиях ее развития. С.М Арутюнян, который также признает существование национального характера, или психологического склада нации, определяет его как своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры. Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. Приведем рассуждения о национальном характере Н.А. Ерофеева в его исследовании об Англии и англичанах глазами русских На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой.

Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания в чужой этнической среде, даже самого краткого.

Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности о многих отношениях сильно отличаются от нашей об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение и пр. У наблюдателя невольно возникает вопрос случайны ли эти особенности и отличия или они проистекают из одной общей и глубокой причины и коренятся в особой природе данного народа, его особом национальном характере? Может быть, поняв этот характер, мы без труда поймем все особенности данного народа? Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа и даже его истории. Таким образом, можно сделать вывод большинство исследователей придерживаются точки зрения, что национальный характер - это совокупность черт характера, присущих той или иной нации.

Мы считаем такое понимание национального характера достаточно узким.

Мы согласны с С.М. Арутюняном, который определяет национальный характер как совокупность черт характера, традиций, привычек той или иной нации, формирующихся под влиянием культурного и исторического развития данной страны.

Таким образом, мы можем провести параллель между понятиями двумя основными понятиями нашей работы - между понятием национального характера и понятием стереотипа. Учитывая концепцию этих двух терминов в дипломной работе, можно сказать, что в нашем исследовании понятия стереотип и национальный характер почти равносильны друг другу, тождественны.

Единственное различие заключается в том, что в этом случае понятие национальный характер является родовым, а понятие стереотип - видовым, то есть частью национального характера. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении

Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об… Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие понятий национальный характер и стереотип

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении
Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении. Понятие стереотип в современных исследованиях в когнитивной лингвистике, этнолингвистике, психологии, когнитологии и социальной психологии.

Стереотип и межкультурная коммуникация
Стереотип и межкультурная коммуникация. В процессе контакта с незнакомой чужой культурой складывается определенное отношение к ней. Носитель другой культуры традиционно воспринимается как чужой. По

Классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие
Классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие. Само понятие стереотип рассматривается не только в работах лингвистов, но и социологов, этнографов, когнитологов, психологов, этно

Восприятие и понимание стереотипов в художественном тексте
Восприятие и понимание стереотипов в художественном тексте. Для того, чтобы изучить проблему восприятия и понимания стереотипов в художественном тексте, нужно коснуться вопроса понимания ино

Особенности воссоздания значения стереотипов в художественном переводе
Особенности воссоздания значения стереотипов в художественном переводе. Как и всякий вид профессиональной деятельности, перевод выполняет определенную функцию в обществе, то есть имеет свое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги