рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Из истории кружевоплетения

Из истории кружевоплетения - раздел Культура, Кружевоплетение Из Истории Кружевоплетения. Впервые О Русских Кружевах Упоминается В Ипатьевс...

Из истории кружевоплетения. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми.

Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Сохранились схолки, сделанные на пергаменте в 1557 г. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества.

В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес. Традиции золотого и серебряного кружева довольно долго сохранялись на Руси. В Оружейной палате Кремля экспонировалось платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего 1 раз из за непомерной тяжести: платье со шлейфом весило более пуда (16 кг). Кружево - искусство европейское, на Востоке неизвестное вплоть до нового времени.

Особенно широкое развитие оно получает в период перехода от узкоцеховых средневековых форм художественного восприятия к рациональному мышлению ренессанса, реформации и гуманизма. Кружево ренессанса отражает повышенное внимание к личности человека, ее внутренней красоте. Белизна большого кружевного воротника, который носили в XVII веке, не только находилась в чудесном контрасте с цветом кожи, но и бросала отсвет на лицо. Этот эффект широко использовался в портретной живописи для выражения высокой ценности личности, ее неповторимости.

В XVII - XVIII веках, наряду с золотно-серебрянным кружевом, получают широкое распространение нитяные кружева; доступность материала, универсальность назначения приводит к повальной моде на кружево, нежные волны которого буквально затопили Европу. Кружева носили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки, и даже пираты. Кружево передавалось по наследству.

Его покупка и ношение, как разорительное для благосостояния, даже регулировалось законом. Возникает множество типов кружев по месту их создания: "волансьен", "малина", "брюссельские". Особой тонкостью отличались "брабантские" кружева. Их выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта и давал нить нежно-розового оттенка. Пряли нити в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой. Для этой работы использовался труд девочек, пальцы которых еще не огрубели.

Именно в такое кружево одет отчаянный морской волк в стихотворении Н. Гумилева "Капитан": "Или бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыплется золото с кружев Розоватых брабантских манжет" Из Барбанта и выписал в 1725 году император Петр I монахинь-мастериц для обучения прядению "голландской" нити и плетению кружев 250 девочек- сирот при Новодевичьем монастыре. С внедрением европейского быта кружево получает невиданное распространение в России. В помещичьих усадьбах с утра до ночи плели кружево крепостные девушки, украшая уникальными изделиями дворянский быт. В многопарном плетении число коклюшек доходило до 800 пар. В своих воспоминаниях известный ученый А.П. Болотов рассказывает о помещике, который отправил крепостную девушку в Москву учиться кружевоплетению, после чего принуждал ее к такой непосильной работе, что она дважды сбегала от него, но была поймана, ее "посадили в железо и в стуло и заставили опять плесть". В конце XVIII - начале XIX в.в. появляются первые крепостные мануфактуры.

Кружевоплетение становится промыслом.

Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц. Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное "немецкое" кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево". Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши.

Неповторимым своеобразием отличалась многопарная техника Галича, Схопина, сейчас практически утраченная. В настоящее время люди, мало знакомые с русским кружевом, часто называют его вологодским. Однако некоторые центры кружевоплетения сохранили своеобразие.

Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной полотнянки на тяжелом фоне из насновок. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций и сохранением Михайловского счетного кружева.

Огненные вихри войн и революций начала XX века внесли свои коррективы в моды и нравы. На смену кружевным блондам пришли кожаная куртка и красная косынка, а кружево вместе с фарфоровыми слониками и фикусами в кадках, стало считаться буржуазным пережитком и признаком мещанства. Многое в искусстве кружевоплетения было утрачено и уже в советское время собиралось и восстанавливалось по крохам. С 1920 года существует в Москве Российское училище прикладного искусства, ставшее центром подготовки художников по кружеву.

В г. Михайлове Рязанской области в 1925 году была организована артель, выросшая теперь в объединение "Труженица", сохранились центры кружевоплетения в Вологде и Ельце. Подушка, коклюшки и прочие приспособления для плетения кружев Плетение на коклюшках называют также "подушечным кружевом" (от названия валика - круглой подушки, на которую помещают сколок - технический рисунок кружева с прорисовкой ходовой нити и мест накола булавок). Такое кружево выполняют определенным числом ниток, намотанных на шейки палочек-коклюшек. Существует два типа коклюшечного кружева: "мерное" (край, прошва, которые можно плести бесконечно) и "сцепное", где одна деталь сцепляется с другими, образуя законченное изделие.

Коклюшки (круглые в разрезе деревянные палочки с шейкой для намотки ниток) могут быть сделаны из ели, клена, ольхи или березы; лучше, если дерево потяжелее. Наиболее удобные конфигурация и размеры коклюшек показаны на рис. 2. Для начала вам понадобятся как минимум 16 коклюшек.

Обязательно нужно запастись металлическими нержавеющими булавками с головкой из пластмассы. Длина булавок - не менее 3 см. Количество - как минимум 300 штук (столько нужно для небольшого воротничка). Нитки для плетения можно использовать хлопчатобумажные катушечные №№ 10, 20, 30, тонкий лен, краше. Учиться лучше на нитках №№ 10 и 20. Для отделки понадобятся мулине, ирис, шелк, люрекс. Для сцепок потребуется приспособление для поднятия петель или тонкий металлический крючок.

И, конечно, нужны маленькие острые ножницы и калька для снятия сколков.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кружевоплетение

Одно из значений слова "кружево" происходит от слова Lокружать¦, им в России называли самые разные отделки в виде каймы, которой окружали рукава и… Когда на Руси появилось свое собственное кружево, его также использовали… Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Из истории кружевоплетения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Намотка ниток
Намотка ниток. Для каждого кружевного рисунка необходимо определенное количество коклюшек, их всегда считают парами. Одна пара - это две коклюшки, на которые наматывается с двух концов одна нить. К

Жизнь кружевниц
Жизнь кружевниц. Посещая Третьяковскую галерею, Русский музей, мы не раз любовались замечательными портретами, написанными великими художниками И. Никитиным, А. Антроповым, Д.Левицким, В, Боровиков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги