Культура цивилизации

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. КУЛЬТУРА СТРАНЫ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 2. РОЛЬ ПОНЯТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4. ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 21 Введение В наши дни резко возрос интерес к теоретическому изучению куль¬туры. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в XX сто¬летии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предме¬том специального рассмотрения.

Особое место среди них заняла куль¬турология. Наряду с ней (а по времени возникнове¬ния ранее) существует культурная антропология. Эта наука занята изу¬чением культур отдельных народов. Она связывает особенности культу¬ры с особенностями характера человека, его способа мыслить, с про¬исхождением и сущностью тех ценностей, которые исповедуют люди определенного сообщества.

В западной науке культурология и культур¬ная антропология часто идут «в связке», взаимно дополняя друг друга. Однако смысл изучения культуры не ограничивается тем, что открывает нечто новое для понимания лишь самой культуры: та¬кое изучение имеет значение для уяснения существа почти всех, или, во всяком случае, многих сторон жизни общества. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры. Во многих слу¬чаях именно через общность культуры то или иное общественное об¬разование приобретает целостность, т.е. из разрозненного собрания людей превращается в единство, обладающее упорядоченной струк¬турой.

Рассмотрение общества как целостности, в единстве разнооб¬разных аспектов является одной из задач философии. Поэтому обнаружение объе¬диняющей (интегративной) социальной функции культуры стало одним из факторов, вызывающих необходимость философского ос¬мысления культуры. 1.

КУЛЬТУРА СТРАНЫ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, ... в русле теории про¬гресса и употреблялось только в единственном числе. Шпенглера, концепция о повторяемости «рит¬мов» истории как циклов разв... (Мимесис.— социальное подража¬ние, «приобщение через имитацию к социал... Конфигурация этих категорий обусловливает своеобразие цивилизаций и их...

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

д.) и выражают та¬ковые через призмы своих ценностей и исторического о... . Так, уже у Канта намечается различие между этими понятиями. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, о... В связи с этим надо отметить, что еще в XIX в.

ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Фезерстоуна. При этом наблюдается сближение цивилизационного и глобали... единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценност... 89]. Проблемы глобального взаимодействия культур оказались неразрешимыми в ... С точки зрения теорий «культурного плюрализма» культура рассматриваетс...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сегодня вполне очевидно, сколь значитель¬ную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она во многом опреде¬ляет динамику и направленность общественных процессов. Осознание роли культуры нанесло удар по концепциям, абсолютизировавшим, например, роль экономического или политического фактора. Выясни¬лось, что сами экономика и политика во многом определяются особен¬ностями культуры.

Одни и те же формы экономической и политической жизни функционируют по-разному в обществах с различным типом культуры. Более того, именно особенности культуры чаще всего порож¬дают те или иные формы экономики или политики. Характером культу¬ры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ. Диалог культур народов всех стран открывает перед человечеством новые возможности и перспективы.

Общим достоянием всех народов сегодня являются великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности. Благодаря диалогу культур укрепляется положение человека в обществе, растет степень экономической, политической и духовной свободы личности, создаются социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей. Человек нового века должен опираться на ценности мировой цивилизации. Только используя все ценное, что оправдало семя в многовековой истории, можно творить новое, соблюдая гармонию между человеком, природой и обществом.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие М 1989. 2. Добрынина В.И. Культура и цивилизация М 1992. 3. Кефели И.Ф. Культура и общество// Социально-политический журнал. – 1995 № 3. 4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992. 5. Петякшева Н.И. Проблема диалогов цивилизаций// Вопросы философии. – 1996 № 1. 6. Цивилизация М.: Наука, 1992, выпуск 1. 7. Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.