рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ - раздел Культура, Культура цивилизации Понятия Культуры И Цивилизации В Современной Философии. Во Второй Половине Xx...

ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. Во второй половине XX столетия в рамках той отрасли знания, которая получила на Западе название «civil isational studies», сложилось несколько направлений.

Одно из них продолжает основываться на представлении о цивилизациях как локально-исторических образованиях, сущность которых сводится к специфике социокультурного кода. Сторонники этого направления считают, что не стоит преувеличивать значимость унификации мира на базе за¬падной экономической системы, ибо эта унификация не за¬тронула главного — духовного кода жизнедеятельности лю¬дей. Попытки механической трансплантации экономиче¬ских и политических институтов в иную социокультурную среду заканчивались, как правило, их отторжением, и, наоборот, они становились эффективным средством решения проблем развития, если вписывались в «горизонт» культур¬ных ожиданий, соответствуя национальному культурному архетипу и менталитету [7, С. 364]. Другим направлением «civilisational studies» является новая, не культурологически-редукционистская интерпре¬тация понятия «цивилизация». Большое влияние на исследование цивилизаций в этом русле оказала современная глобалистика, прежде всего взгляды сторонников «миросистемной перспективы» И. Валлерстайн и глобальной культорологии М. Фезерстоуна.

При этом наблюдается сближение цивилизационного и глобалистского подходов на основе того, что современным «цивилизионщикам» тезис о «единстве мировой цивилизации» уже не кажется «ложной концепцией», а «глобалистами» мироцелостность уже не рассматривается сквозь призму европоцентристского, рационально-западного видения мира. В рамках новой версии цивилизационного подхода со¬временный мир рассматривается как многозначность циви¬лизаций («polyloguc of civilizations»), но сами цивилизации при этом становятся возможными лишь как «встреча циви¬лизаций» («civilization of meeting»), как их диалог на базе всеобщих символических форм. Некоторые исследователи, в частности Б. Нельсон, вообще рассматривают современ¬ные цивилизации как «вызовы» глобальным императивам.

Такая коммуникационно-герменевтическая трактовка цивилизаций намечает преодоление атомистского к ним подхода, при котором цивилизации представляются в виде дискретных социокультурных единиц.

Новое в такой трак¬товке понятия «цивилизация» состоит в том, что одновре¬менно реализуется и цивилизационный, и мироцелостный подходы, признается социокулътурная специфика цивили¬заций и сохраняется экуменистское видение мира, устанав¬ливается взаимосвязь цивилизаций с глобализмом через по¬средство универсально-символических форм. Вместе с тем представители данного подхода продолжа¬ют подчеркивать и возрастающее значение социетальных, этнических, культурных и цивилизационных различий в со¬временном мире и то, что идеи глобальности охватывают еще очень узкую часть населения планеты.

Поэтому массы воспринимают, и осмысливают универсальные выражения и значения через призму своих цивилизаций и исторического опыта, противопоставляя свои ценности и языки «семиоти¬ческому империализму» универсальной или глобальной культуры.

Западная, исламская, индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою жизнен¬ную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения, для выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их бытия.

Понятие «цивилизация» в такой интерпретации может быть использовано лишь для описания современного мира, в котором взаимодействие цивилизаций является устойчи¬вой и доминирующей тенденцией, где уже нет «чистых» цивилизационных образований и сохранение их идентичности выглядит достаточно проблематично.

Сближение цивилизационного и глобалистского подхода в понимании феномена миро целостности, новации в интер¬претации понятия «цивилизация» под влиянием современ¬ных глобалистских концепций сопряжены прежде всего с дискуссией по проблемам глобальной культуры.

Сторонники концепции, абсолютизирующей интеграци¬онные тенденции, делают вывод о том, что глобальное вза¬имодействие культур ведет к становлению и глобальной культурной ойкумены. Так, Н. Моисеев прогнозирует появ¬ление в XXI в. единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей и даже коллективным общепланетарным Разумом, Памятью и Духовным миром. Согласно другой точке зрения, единая культура невоз¬можна, поэтому и в условиях процесса глобализации сохра¬няется устойчивое культурное разнообразие мира. В частно¬сти, Э. Баталов считает, что возникнет метацивилизация, которая выступит лишь в качестве, цивилизационно-куль-турного «общего знаменателя», не поглощающего и не вы¬тесняющего национальные, региональные цивилизации, но скорее надстраивающегося над ними [4, С. 89]. Проблемы глобального взаимодействия культур оказались неразрешимыми в рамках традиционной культурологии в силу присущего ей дихотомного мышления с его оппозиция¬ми: интеграция — дезинтеграция, гомогенность - гетероген¬ность, глобализация — локализация.

Поэтому, как заметил ведущий теоретик глобальной культурологии М. Фезерстоун, «фокус (познания) на планету предполагает необходимость нового уровня концептуализации». С точки зрения теорий «культурного плюрализма» культура рассматривается как связующее звено между стра¬нами, регионами, цивилизациями.

Поэтому понимание и уважение культурных ценностей и традиций народов — это не вопрос чистой эрудиции, a conditio sine qua non (непре¬менное условие) гармонического развития мира. Основу теории «культурного плюрализма» составляет идея солидарности как признание неустранимости культур¬ных различии и как отказ от всякой иерархии культур.

Техническая экспансия западной цивилизации, создавая растущее единообразие, постоянно наталкивается на культуру неевропейских народов и цивилизаций, что неизбежно порождает проблему выработки моделей эндогенного их развития и осознания необходимости культурного плюрализма как основного его условия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура цивилизации

Особое место среди них заняла куль¬турология. Наряду с ней (а по времени возникнове¬ния ранее) существует культурная антропология.Эта наука занята… В западной науке культурология и культур¬ная антропология часто идут «в… Рассмотрение общества как целостности, в единстве разнооб¬разных аспектов является одной из задач философии.Поэтому…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КУЛЬТУРА СТРАНЫ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
КУЛЬТУРА СТРАНЫ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово ст

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги