Диплом Фольклор

Дипломная работа ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение 3-6 Глава 1. Чувашский фольклор культурно-образовательные аспекты 7-1. Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры 2. Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика 3. Чувашский фольклор как педагогический феномен 24 Глава 2. Чувашский фольклор в школе 39-1. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора 2. Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки 47 Заключение 54 Литература 58 Приложение 62 ВВЕДЕНИЕ Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства 2 79 . Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных.

Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества.

Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа. Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения 27 3 . Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др. используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.

В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это особенно заметно в сельских школах республики на уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это комплексно используется на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя. Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.

Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в начальной школе всем хочется петь, так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народные. Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто значителен, но и перспективен.

Музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя И.Я. Яковлева - народность музыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, ремесел в художественном, трудовом воспитании внесли значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей. Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры, формированию педагогической культуры.

На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог, академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие историки и исследователи прошлых лет С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Павлов. Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой.

Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство формирования национального самосознания учащихся. В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный путь гуманизации общества. Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего исследования каковы педагогические условия внедрения чувашского музыкального фольклора в школьную музыкальную практику? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект нашего исследования - народное искусство в образовательном процессе. Предмет исследования - процесс включения чувашского музыкального фольклора в воспитательную работу с учащимися. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи - рассмотреть чувашский музыкальный фольклор в общекультурном аспекте - охарактеризовать жанры чувашского музыкально-поэтического фольклора - выявить воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в школе - разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования чувашского фольклора на уроках музыки.

Для решения задач исследования нами используются следующие методы - анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы - анализ передового педагогического опыта - наблюдение - беседа - анализ творческой деятельности учащихся - педагогический эксперимент.

Базой исследования стали общеобразовательная школа 13 города Новочебоксарска и Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С.Лебедева города Чебоксары. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1.

Чувашский фольклор культурно-образовательные аспекты

Чувашский фольклор культурно-образовательные аспекты 1.1

Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры

Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ог... Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конц... М. С. Народная песня является частью духовной культуры человека и человечест...

Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика

Накануне Троицы мылись в бане особым набором трав 77 различных растени... Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся Петров... Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Обычно на могиле устанавливали крест, но иногда ставили столбы с семей... На посиделках молодые девушки и парни рукодельничали девушки, веселили...

Чувашский фольклор как педагогический феномен

Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды чува... Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, приятные гармонич... п. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Содержательная часть и формы игр создают воспитывающие ситуации, в кот...

Чувашский фольклор в школе

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентиров... Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса его сил... Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вло... Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким обр... Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки

Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятель... Чебоксары - Глякиной Розы Вениаминовны. Наиболее удобны хороводные, игровые, календарные песни. В начале урока учитель исполняет а капелла хороводную песню Атьгр хмрс... Г.С.

Заключение

Заключение Издавна славится чувашский народ своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

Использование чувашского музыкального фольклора как педагогическая проблема является необходимой частью общего педагогического процесса в школе изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за национальную культуру.

Школа, как образовательное учреждение, выпуская из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства. Искусство совершенствует и развивает чувство людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Все виды искусства музыка, живопись, слово, прикладное искусство и др. способны воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека.

И поэтому в работе была предпринята попытка решить задачу введения чувашского музыкального фольклора в школе. В подготовке уроков музыки с введением национальной культуры педагог может столкнуться с трудностями, потому что конкретной программы по народному творчеству нет. И все уроки будут рассчитаны на фантазию педагога, на его творческие способности. Коренные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в системе народного образования, требуют отказа от единых типовых школьных учебных программ.

Необходимо создание условий, обеспечивающих право и возможность учителя на выбор учебной программы, форм и средств обучения и воспитания школьников, на создание учителем собственной авторской программы.

Благодаря этим изменениям в системе народного образования на уроках музыки чаще стала звучать родная музыка. Пение, родное слово, игра на национальных музыкальных инструментах, игровые и танцевальные движения - все используется комплексно на уроках музыки. Однако, к сожалению, высокий духовный потенциал чувашской музыки до сих пор остается не востребованным. Использование в педагогической практике всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа помогает разрешить эту проблему, так как чувашский музыкальный фольклор, особенно народная музыка, таит в себе колоссальные возможности. Она развивает вкус ребенка, утверждает высокие нравственные ценности.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам 1. Открытие детям чувашского музыкального фольклора должно начаться с самого первого класса и, по возможности, с первых уроков музыки, рассматривая так называемые три кита, три компонента народной эстетики и педагогики слово - музыка - узор. Слово - музыка - узор - это духовный мир человека, народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение.

Это складывалось веками как система педагогического воздействия взрослых на детей и как система эстетических воззрений человека на мир. Поэтому, ведя речь о народной музыке, мы постоянно ощущаем единство этих компонентов слово, музыка-песня, узор-танец, орнамент чувашского национального костюма, вышивка. 2. Следование традициям бытования культуры чувашского фольклора является условием в работе школы, именно такой подход позволит ученикам осознать народное искусство как вечно живое явление.

При этом от учителя требуется - изучение чувашского фольклора устный, музыкальный, знание традиционных ремесел, обрядов и праздников - умение найти такое сочетание методических приемов, которое позволит проводить уроки музыки в нетрадиционных формах народный праздник или обряд, посиделки, путешествие в прошлое, выставка старины, сказка, концерт и др творчество учитель-исполнитель - знание особенностей детей младшего возраста, в котором наиболее ярко выражено желание участвовать, исполнять, пробовать, научиться.

Опыт приобщения к традиционной музыкальной культуре чувашского народа на основе интеграции всех видов народного искусства, вариативности, импровизации позволяет детям понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа. 3. Важным этапом в освоении музыкальных традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. Этот период в жизни оптимален для овладения своеобразной азбукой художественно-творческого саморазвития.

У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Своеобразие чувашской народной музыки, заключающаяся в интонационной природе, требует изучения народных музыкальных традиций. А это ярко проявляется в способе исполнения, традиционных формах коллективное пение, хороводы на природе, ритмичные танцы в сопровождении ударных музыкальных инструментов, игровые песни. 4. Важно в содержание учебных предметов художественно эстетического цикла включать чувашский музыкальный фольклор как необходимую часть знаний школьников о жизни. 5. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа - это воспитывает национальное достоинство, патриотизм. 6. Чувашский музыкальный фольклор имеет богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством формирования музыкально-эстетической культуры учащихся в приобщении их к национальной культуре.

ЛИТЕРАТУРА1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе М. Просвещение, 1983. 2. Арчажникова Л.Г Скопцова Т.Ф. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 5 10 Чебоксары, 1999 с.79 - 80. 3. Балашова С.С Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа Спутник учителя музыки М. Просвещение, 1993. 4. Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора Современ-ный русский фольклор М. Наука, 1966. 5. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании Чебоксары, 1965. 6. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк Чебоксары, 1970. 7. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары 1958. 8. Волков Г.Н. Этнопедагогика Чебоксары, 1979. 9. Волков Г.Н. Этнопедагогика Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М. Издательский центр Академия , 1999. 10. Голос детворы. Чувашские народные песни для детей Сост. .Г.Лаврентьева Чебоксары, 2002. 11. Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. -Чебоксары Чувашкнигоиздат 1976. 12. Ильина И.И. Нетрадиционные формы уроков Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников Чебоксары, 1994. -с.34-35. 13. Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашии.

Вып.1.Чувашская народная музыка Чебоксары Чувашкнигоиздательство,1961. 14. Кауфман Н. Чувашская и болгарская народная музыка Чувашское искусство.

Сборник статей.

Вып.1 Чебоксары, 1971. -с.122-144. 15. Козлова И. Путь к фольклору Музыка в школе.

Вып.1 М 1990 с.25-33. 16. Кондратьев М.Г. Судьбы фольклорного движения в Чувашии Народное музыкальное искусство Чувашии Чебоксары, 1991 с.3-15. 17. Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1 Чувашская народная музыка Чебоксары, 1982. 18. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников На примере чувашского народного песенного творчества Дис канд. пед. наук Чебоксары, 1998. 19. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников Автореф. дисс канд. пед. наук Чебоксары, 1998. 20. Кудаков Ю.Д. Чувашское народное песенное творчество в процессе формирования музыкально-эстетического вкуса школьников Чебоксары, 1987. 21. Кузнецова Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций.

Монография Чебоксары ЧГУ им. И.Н.Ульянова, 1992. 22. Кузнецова Л.В. Уроки художественной культуры родного края 1-3 классы. Учебное пособие Чебоксары, 1999. 23. Кузнецова Л.В. Чувашская музыка в 5 классе.

Учебное пособие Чебоксары, 2000. 24. Кузнецова Л.В. Этнокультурный аспект образовательного процесса Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева 5 10 Чебоксары, 1999. 25. Культура Чувашского края. Часть 1 Учебное пособие В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. Сост. М.И. Скворцов Чебоксары Чуваш. кн. изд-во, 1994. 26. Куприянова А.А. Русский фольклор.

Уроки в 1 классе Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ М. Мнемозина, 1998. 27. Куприянова Л.Л. Русский фольклор Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе М. Мнемозина, 1998. 28. Мельникова Л.И Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных общеобразовательных учреждениях на примере земледельческих праздников Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей М. Гном-Пресс, 2000. Музыка для дошкольников . 29. Народ, да! Из американского фольклора.

Пер. с англ. Сост. Н.Шерешевская, Т.Голенпольский М. Правда, 1983. 30. Некрасова М.А. Народное искусство России М. Советская Россия, 1983. 31. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учебное пособие Казан. гос. акад. культуры и искусств Казань Гран Дан, 2002. 32. Педагогика учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Под ред. П.И.Пидкасистого М. Педагогическое общество России, 2002. 33. Песни низовых чувашей.

Книга первая Сост. М.Г. Кондратьев Чебоксары Чув. кн. изд-во, 1981. 34. Песни низовых чувашей. Книга вторая Сост. М.Г. Кондратьев Чебоксары Чув. кн. изд-во, 1982. 35. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации М. Прометей, 2000. 36. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей Чебоксары, 1982 с.54-105. 37. Русские народные сказители Сост. Т.Г.Иванова М. Правда 1989. 38. Русское народное поэтическое творчество.

Учебное пособие для филологических факультетов педагогических институтов. Под ред. проф. Н.И.Кравцова М. Просвещение, 1971. 39. Страницы истории Чувашии Учебное пособие Сост. канд. истор. наук Л.А.Ефимов Чебоксары Чувашгоспедуниверситет, 2001. 40. Чувашская музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы Хрестоматия Сост. Ю.Д. Кудаков, Л.В. Кузнецова, Г.Н. Никифорова и др Чебоксары Чув. кн. изд-во, 2001. 41. Чувашская музыка.

Хрестоматия 1-4 классы Сост. Г.К.Воротникова Чебоксары Чув. кн. изд-во 1989. 42. Чувашские народные песни, напетые И.Вдовиной. На чувашском языке Сост. А.А.Осипов Чебоксары Чув. кн. изд-во, 1985. 43. Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего школьного возраста Сост. В. В.Медушевский, О.О.Очаковская М. Педагогика 1985.