рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика

Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика - Дипломная Работа, раздел Культура, Диплом Фольклор Система Жанров Чувашского Музыкально-Поэтического Фольклора И Их Краткая Хара...

Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика. Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные - связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые - обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д. 25 175 . Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури, приуроченным ко времени зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник, вобрав в себя элементы русских святок и святочных гаданий, слился с христианским Рождеством.

В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам - покровителям скота. Отсюда и название праздника, от сургх ырри - овечий дух. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.

Зимний цикл завершался праздником Згварни Масленица, знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявляется его аграрная природа и культ солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело старухи згварни згварни карчгкм. Весенний цикл открывался многодневным праздником жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам Мгнкун совпавший затем с православной Пасхой, который начинался с калгм кун и завершался смрен или вирмм - обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней.

Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутиками и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая смрен Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами.

В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли. Следующая серия обрядов непосредственно была связана с полевыми работами. Весенний сев начинался обрядом Вгрлгх кгларни. Накануне его мылись в бане, надевали чистое белье. С заботой об урожае связан и обряд Згмгр чяк - моление о дожде, где участвовали все жители деревни. Они купались в воде, обливали друг друга водой. Окончание весеннего сева завершалось Ака пгтти - молениями кашей о хорошем урожае и сохранности от стихийных бедствий.

Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Зулти Тург о ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, варёные яйца зарывали в борозду и запахивали её. Все весенние работы завершались праздником Акатуй - свадьбой плуга, связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга мужского начала с землей женским началом. В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением.

Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями. Лето чуваши начинали примерно со второй половины мая месяцем летним, с которым связан обряд Зинзе вирьялы или Уяв анатри, когда запрещалось заниматься земледелием, так как земля была беременной после посева. Праздник зинзе или уяв сопровождался массовыми гуляниями, хороводами, свадьбами.

Тематика песен, игр и хороводов - бытовая исполнялись молодежные лирические песни. Особенностью этого праздника является запрет на многие домашние и сельскохозяйственные работы, связанные с землей. В дни праздника зинзе уява или после его окончания проводились массовые полевые моления - уй-чяк, сопровождавшиеся крупными жертвоприношениями скота быков, коров, телят, овец и домашней птицы. К концу XIX в. обряды зинзе уява были совмещены с семицко-троицкой обрядностью.

Сроки Семика и Троицы были определены достаточно четко - Троицу отмечали спустя семь недель после Пасхи, а Семик чуваши начинали в четверг, предшествующий Троице главный Семик и заканчивали в четверг следующей недели малый Семик. Обряды, совершавшиеся в это время, имели в своей основе древние, различные по происхождению народные обычаи и культы. В основе организованных действий, связанных с Семиком, лежали годовые поминальные обряды. Поминовение умерших начиналось дома, затем шли на кладбище провожать покойных на телегах, украшенных зеленью. На могиле вновь устраивалось поминовение с едой и питьем.

Семик стал праздником весны, возвращение земли к жизни, пробуждения и расцвета сил растительности. До Петрова дня до паровой пахоты под озимые продолжались веселые молодежные гуляния и ярмарки. Семицко-троицкие праздники связаны с культом растительности. Накануне Троицы мылись в бане особым набором трав 77 различных растений, обладающих целительными свойствами, в период зинзе уява запрещалось рвать зелень по представлениям чувашей, до Семика нужно было искупаться в реке семь раз. Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся Петров день. В этот день вся деревня собиралась на последний хоровод вокруг прощального костра.

После этого начинался сенокос. В традиционных обрядах и обычаях чувашей, связанных с сенокосной порой, сохранился обряд утгзи. Первый выход на сенокос напоминал большой праздник все выходили в лучших нарядах. Скошенное и высушенное сено складывали в большие кучи по числу жителей деревни и бросали жребий, каждому доставалась своя доля. Распределенное сено складывали в большие копна капан. Обычно сено оставляли на лугах до зимы. Завершение уборки хлебов отмечалось молением духу-хранителю овина авгн пгтти. Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали цикл осенних благодарственных молений - сгра чуклени жертвоприношение в честь нового хлеба, авгн пгтти - овинная каша, и авгн сгри - овинное пиво. На авгн пгтти закалывали петуха, варили кашу, приносили в жертву хлеб нового урожая, последний необмолоченный хлеб. На праздник приглашали родственников, друзей, знакомых.

Осенние поминки - автан сгри петушиное пиво - имели более торжественный характер, чем летние.

На них закалывались домашние птицы, обязательно петух. К рассвету устраивались проводы покойного с песнями и плясками, все заканчивалось очистительным обрядом и мытьем в бане. Таким образом, весь октябрь и ноябрь проходили благодарственные моления и обряды, получившие название в народном календаре юпа уйгхм - месяц поминовения усопших чук уйгхм - месяц жертвоприношений, где поминальной обрядности отводилось главное место.

Одновременно с земледельческими поминальными обрядами нередко совершались скотоводческие обряды - карта пгтти в честь духов - хранителей домашнего скота. Накануне готовились юсманы - жертвенные блины из пшеницы или ячменя нового урожая до 100 шт. Варилась каша на скотном дворе. По прочтении молитвы ложку каши бросали в огонь.

Глава семьи обращался в своей молитве с просьбой к покровителю сохранить стадо. В этот день досыта кормили скот, держали его на вольном выпасе. Во время страды часто устраивали помочи - ниме который не имеет определенных сроков проведения. Из уважаемых людей назначался ниме пузe - глава помочи, который с утра приглашал всех селян пойти на помощь к нуждающемуся односельчанину, объезжая всю деревню на запряженной лошади. Обычно ниме проводится в течение дня. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем.

Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы уяв вгйг. Зимой устраивались посиделки ларни, улах в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.д. В середине зимы проводился праздник хмр сгри - девичье пиво. Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились родовые отношения и их пережитки. В наибольшей степени это проявилось в организации и проведении свадеб. Характерным для чувашей были сроки празднеств - весеннее время, после сева яровых, когда земля должна была находиться в покое, а люди могли отдыхать от полевых работ.

У чувашей были распространены три формы заключения брака 1 с полным свадебным обрядом и сватовством туйла, туйпа кайни 2 свадьба уходом хмр тухса кайни 3 похищение невесты, часто с ее согласия хмр вгрлани. Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями хмр ймрри. Поезд жениха встречали у ворот с хлебом- солью и пивом.

После старшего из дружек мгн кмря гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. На следующий день поезд жениха отъезжал. Невеста ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы отогнать от невесты духов рода жены. Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором хушпу. Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу. Родильный обряд у чувашей был обставлен элементами магии детям на шею либо на одежду вешали различные амулеты, бабка-повитуха, принимавшая роды, действовала с помощью различных заговоров.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали у мальчиков - на топорище, у девочек - на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората - младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Похоронный обряд, типично христианский, имел некоторые языческие традиции исходя из представлений загробной жизни, чуваши вместе с покойным клали в гроб предметы, которые могли пригодиться в потусторонней жизни. Обычно на могиле устанавливали крест, но иногда ставили столбы с семейной тамгой и грубо вырезанными на вершине изображением человеческого лица юпа. Определенное своеобразие семейному и общественному быту чувашей придавало соблюдение различных обрядов, связанных с их религиозными представлениями.

Так, веря в очистительную силу огня, чуваши совершали специальные обряды перенесения огня из старого жилища в новое, особенно при зажигании первого огня в доме, построенном для молодой семьи. Почитали хозяина дома - хeрт зурт и хозяина двора - карта пузм - духов хранителей жилища и хозяйства.

Все перечисленные выше праздники и обряды имели свой круг песен, то есть большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни так и называются обрядовыми. Обрядовые песни распадаются на два цикла календарные и семейно-бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем Календарные события Жанры Мгнкун - праздник весеннего равноденствия, обряды поминовения мгнкун юррисем смрен - очистительный обряд смрен юррисем уяв зинзе - праздник созревания растительности, хороводы и игры уяв вгйг юррисем Зиммк - летние поминовения молодежь водит хороводы зиммк юррисем утг зийм - сенокос утгзи юррисем кмрхи сгра - обряды освящения нового урожая кмрхи сгра юррисем, кмреке юррисем юпа ирттерни-осенние поминки юпа юррисем улах - зимние посиделки улах юррисем хмр сгри, кгшарни - зимние праздники молодежи хмр сгри юррисем, кгшарни юррисем Сурхури, нартукан - праздники в дни зимнего солнцеворота сурхури нартукан юррисем Згварни - проводы зимы, масленица згварни юррисем Семейно-бытовой цикл составляют События жанры ача зурални - обряды по случаю рождения ребенка ача зуралнг чух каланг кмвм юрг Колыбельные сгпка юррисем туй ймркисем - свадебные обряды туй юррисем, хмр ймрри- сем, змнм хгта юррисем Салтака гсатни - обряды проводов рекрутов салтак некрут юррисем виле пытарни - похоронные обряды сасг кгларнисем Подобное рассмотрение жанровых особенностей чувашского фольклора идет параллельно с рассмотрением календарно-обрядовой системы народный календарь, общинные, семейно-бытовые обряды. Далее рассмотрим жанры музыкального фольклора с точки зрения функциональности хотя и выше рассмотренное нами имеет функциональность. Нам представляется удобной для восприятия, как учителями, так и школьниками классификация, предложенная Ю.Д.Кудаковым.

Коротко охарактеризуем некоторые направления этой классификации.

Трудовые песни возникли в процессе труда.

Они задавали нужный ритм в телодвижении работающих в группе людей, помогали повышать результативность труда.

Например, песни бурлаков, забойщиков свай состоят из слов как отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают настроение работающих. В песнях тех кто тянет канат, содержатся слова-пожелания, чтобы дело было прибыльно в песнях тех кто строит мост, желание увидеть мост красивым и крепким, чтобы он радовал и соединял сердца людей. В песнях молотящих хлеб или отбивающих холст, мнущих кудель или валяющих сукно раскрывается трудовой процесс как выращивается хлеб, ткется полотно, шьется одежда.

В этих песнях отражаются мечты и чаяния чуваш. Обрядовые песни - песни глубокой древности. Они делятся на две группы песни обрядов, проводимых ежегодно и песни обрядов, проводимых ежедневно. Эти песни развивались параллельно с обрядами связаны с землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты суеверием, имели магическое значение, им подчинялись, их проводили, их соблюдали с целью облегчить жизнь.

Обрядовые песни позже утратили свое магическое значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились каждый год рождество, масленица, сэрень старинный весенний праздник, первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения, троица, девичник стали толчком к появлению обрядовых песен. Особое место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания, крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др. Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения свадеб и обрядом поминания усопших.

В свадебных песнях значительное место у чуваш отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру процессу венчания, подаркам, благословению и т.д. Например, в благословении, в плаче невесты звучат различные чувства грусть - тоска, шутки - смех, радость, пожелания крепкого здоровья, советы быть добрыми и трудолюбивыми. Сама свадьба у чуваш - это хорошо поставленная многоактная опера, содержащая искусное исполнение различного содержания народных песен, искрометных танцев, исполняемых в сопровождении различных народных музыкальных инструментов.

Частушки дружки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей эзоповым иносказательным языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды, волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п. Свадебные песни агитируют играть свадьбу хорошо и весело, подчеркивают большое значение свадебного обряда для молодой семьи, рассказывают о надеждах молодой пары на счастливую жизнь.

В песнях поется о том, что молодые должны быть здоровыми, высокими, красивыми, трудолюбивыми. В песне дружки и друзей жениха жених всегда красивый, трудолюбивый, добрый, он мечтает разумно вести хозяйство.

В песнях подруг невесты невеста - умелица Если возьмется, железо обломает если ударит ногой, может гору разрушить из трех зерен сшила рубашку. В свадебных песнях высмеиваются жених и невеста и жители деревни жених мечтал о светлой и высокой невесте, а достается ему черненькая. В песнях подруг невесты жених старый и ленивый, неопрятный. Порицали и вдовцов. Есть в свадебных песнях и куплеты, характеризующие невесту неумехой Пошла нарвать капустных листьев, а принесла лопух. Этими озорными и шутливыми песнями народная мудрость учит молодых быть трудолюбивыми, жить в мире и согласии.

Плач невесты хяхлев - самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или за нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом - матерью, с отчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать. В поминальных песнях родственники горюют об усопшем, образно сравнивая явления живой и неживой природы, поют о невозможности возврата покойного родственника к живым Не вернуться, алея, как утренняя заря, краснея как ясное солнышко, весело щебеча, как ласточка. Песни о старинном укладе жизни, о социальной несправедливости, частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями.

Поэтому в них больше народной философии и чувства красоты, выразившиеся в мечтах о хорошей жизни и счастливом будущем.

Среди повседневных обрядовых песен самую большую группу составляют лирические песни застолья, очень красивые, богатые по содержанию и идее. Песни, исполняемые на пирах это гимны труду земледельца, размышления о смысле жизни. В них умение ходить за сохой, пахать, сеять считается фундаментом и стержнем жизни, содержится совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи - продолжать это дело. Гости славят старых за то, что долго живут, за то, что трудятся, за то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают молодым мудрое наставление беречь честь рода. Поют о своей мечте вырастить детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство, приглашают к себе в гости.

Такое общение людей между собой помогало им преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить дружно. В песнях посиделок улах хорошо отражается настроение молодежи. На посиделках молодые девушки и парни рукодельничали девушки, веселились, смеялись, знакомились.

Парень в представлении девушки должен быть хорошо одетым, добрым, красивым. Если парень добрый, то и девушка довольна. Когда девушка в разлуке со своим парнем, то у нее душа горит, она не знает, как унять тоску. Девушкам не нравятся те парни, которые легкомысленно относятся к жизни и любви, неаккуратны и ленивы. Парни тоже ищут себе в подруги красивых девушек, наблюдают за ними на посиделках, мечтают взять их в жены. Хороводные игровые песни очень звучны и мелодичны, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа.

В этих песнях молодежь радуется пробуждению природы, приходу красивой весенней поры, наступлению времени праздников. По вечерам девушки выходили на улицу и вызывали специальной песней друзей и подруг на хороводные гуляния и игры. Таким образом, рассмотренная нами жанровая система и характеристика чувашского музыкального фольклора позволяет увидеть предназначенность его как для детей так и для взрослых. И если взрослый фольклор на уроке музыки и внеклассных праздниках более всего будет предлагаться детям для слушания-восприятия, или знакомства, то детский фольклор рожденный самими детьми - игры, считалки, и т.д. созданные для детей мы будем использовать в музыкально-исполнительской деятельности. 1.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диплом Фольклор

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у… Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям… Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры
Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры. В определении понятия фольклор в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к

Чувашский фольклор как педагогический феномен
Чувашский фольклор как педагогический феномен. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю ист

Чувашский фольклор в школе
Чувашский фольклор в школе. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора. Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что

Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки
Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки. Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги