рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувашский фольклор в школе

Чувашский фольклор в школе - Дипломная Работа, раздел Культура, Диплом Фольклор Чувашский Фольклор В Школе. Воспитательный Потенциал Чувашского Детского Музы...

Чувашский фольклор в школе. Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора. Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную, но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи.

В этой связи одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является определение соответствующего педагогического музыкального материала, с которого целесообразнее начинать первые шаги в освоении музыки. В прогрессивных зарубежных методиках музыкального воспитания Акико Сэки Япония , З.Кодаи Венгрия , К.Орфа Австрия , Пьера ван Хауве Голландия , Б.Тричкова Болгария на первоначальном этапе музыкального обучения основным художественно-педагогическим средством служит народная музыка. Отечественная музыкальная педагогика, используя опыт лучших педагогов-исследователей также основывается на применении в процессе начального музыкального обучения народной музыки.

Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни 31 21 . В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Как-то на одной из дружеских встреч герой-космонавт Андриян Николаев сказал Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической.

Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. При изучении чувашского детского музыкального фольклора необходимо учесть его некоторые особенности - во-первых - к детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и музыкально-поэтические жанры, исполняемые взрослыми, однако, предназначенные для детского слушания. Они исполняются при укачивании в люльке младенца - колыбельные сгпка юррисем при развлечении ребенка и игре с ним - потешки, прибаутки йгпатмгшсем занимательные, обольстительные стихи при приеме пищи зитермелли чух илмртмелли сгвгсем - во-вторых, очень много заимствований из фольклора взрослых, бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический репертуар - в-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно потребностями педагогики. Как известно, в понятие детский музыкальный фольклор входят произведения, созданные взрослыми для детей они исполняются при укачивании в люльке младенца - колыбельные, при пестовании его - пестушки, при игре с ребенком - потешки, прибаутки.

Но есть еще творчество самих детей - считалки, дразнилки, заклички, приговорки и т.д. Все это составляет их музыкальный репертуар, и он исполняется, как правило, только самими детьми.

В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное они призваны помочь интересней провести игру, организовать ее. Песни, игровые припевы иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту, ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент.

Исполняя песенный напев, следует учитывать его роль в той или иной игре сопровождается ли он движениями, фиксируются ли ритмические акценты хлопками в ладоши, прыжками, подскоками. Многие занятия детей являются шуточным подражанием серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни.

В них находят свое отражение производственно-хозяйственные, национально-психологические черты и социальная жизнь чувашского народа. В характеристике чувашского детского фольклора мы придерживаемся взглядов В.Г.Родионова, который в своем исследовании не разделяет музыкально-поэтический фольклор от собственно поэтического. Согласно его концепции, чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры - сгпка зялмсен поэзийм колыбельная поэзия, которая предназначена для убаюкивания ребенка.

Образцы этого жанра характеризуют тихое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность - календарь поэзийм календарная поэзия. Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашского народа, так как чуваши с давних пор считали, что именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силу природы - чмня-йыхрав сгвви заклички-приговорки. Это самый распространенный жанр детского фольклора.

Заклички - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы солнцу, дождю, а приговорки - к животным и растениям. Присуще закличкам прямое обращение, утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова, клича а также образование определенной сложившейся мелодической структуры, характерной лишь для этого жанра. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность.

Хмвел тух, хмвел тух! Ачу шыва кайнг, тет. Турчгкупа туртса ил, Милкяпелен шглса ил кулленхи сгвг-юрг повседневные стихи-песни - предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива - вгйг юррисем игровые. Многие игры, как было упомянуто выше, имели прямую связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни.

Здесь имеет место синтез слова, движения и музыки. И они способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения - витлешя такмакмсем, шятсем дразнилки, шутилки. В них дети критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных ребят Йгван, Йгван, йгваланчгк Хгйма зиме хыпаланчгк - хгвгрт калани сгмах скороговорки. Они исполнялись при помощи трудно выговариваемых словосочетаний Кантгр вгрри картара Хура Макар урамра Макар хуре картара - вгрттгн чмлхе, юмах-халап загадки - сказки - калавсемпе юптарусем рассказы-притчи. В произведениях этого жанра детей привлекают юмор, задор, живость, ритмический характер, так как рассказывают о нереальных событиях.

Чувашский детский фольклор интересен и доступен для представителей юного возраста. Можно отметить тесную связь с детской поэзии с обрядами взрослых и молодежи, подчеркнуть что многие тексты образцов детского песенного фольклора имеют архаичную форму стиха - речитативную.

Собственно песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам взрослого музыкально -поэтического фольклора. Наследие, создаваемое тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя просто и ясно на уровне детской игры. Таким образом, детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни.

Конечно, и песни имеют свой любимый возраст девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.

Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем 9 90 . Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. В устах мамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовые колыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Эти талантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы, баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами из народа. Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом, шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что без любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели.

Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности. Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки.

В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании. Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у них трудовой интерес.

В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего - труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. Мешать работающему - самый недостойный поступок. Так считалось в чувашской среде. В потешках в занимательной форме рассказывали детям о копнах сена, козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом 9 27 . Отрочество - период детства, наименее богатый песнями.

Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни. Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность.

При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. Дети нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это своебразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п. Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диплом Фольклор

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у… Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям… Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувашский фольклор в школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры
Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры. В определении понятия фольклор в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к

Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика
Система жанров чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика. Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные - связанные с сельскохозяйственными р

Чувашский фольклор как педагогический феномен
Чувашский фольклор как педагогический феномен. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю ист

Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки
Опыт использования чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки. Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги