рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербургская стихия

Работа сделанна в 2001 году

Петербургская стихия - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Пушкинский Петербург Петербургская Стихия. К Началу 1820-Х Годов Территория Петербурга Делилась На...

Петербургская стихия. К началу 1820-х годов территория Петербурга делилась на 12 административных частей.

Как по внешнему виду, так и по составу населения части города чрезвычайно отличались одна от другой. В окраиной Петербургской части, например, на две тысячи деревянных домов приходилось едва полсотни каменных. Здесь жили мелкие чиновники, мещане владельцы маленьких домов и больших огородов.

В Нарвской и Выборгской частях каменных домов было ещ меньше, чем в Петербургской. Селились здесь фабричные мастеровые, сезонные рабочие и прочий трудовой люд. На Васильевском острове жили вс больше ремесленники, по преимуществу иностранные. Жили и купцы, учные, художники, учителя, студенты. Коломна начиналась в двух шагах от центра столицы, но жизнь здесь текла медленно и сонно, как в провинции. мяуканье котов По чердакам, свиданий знак не скромный Да стражи дальний крик, да бой часов И только.

Ночь над мирною Коломной Тиха отменно22 Петербург был основан, как окно в Европу, как форпост России на берегах Балтики. Новая столица должна была демонстрировать Западу мощь и богатство империи. Но ни о безопасности будущих жителей города, ни, тем более, об их удобствах его основатель нимало не помышлял. Его, казалось, ничуть не тревожило, что острова, выбранные для сооружения новой столицы, по утверждению старожилов, почти всякую осень заливало водой.

По мере того, как город строился, мостовые его набережных и улиц вс выше поднимались над уровнем реки. Наводнения стали не так часты. Но отнюдь не прекратились. Сильные наводнения случались в среднем не реже, чем раз в десять пятнадцать лет. И были, вероятно, одной из самых отличительных черт петербургской жизни. В огромном городе, внезапно залитым водой, привычные предметы и лица вдруг приходили в совершенно неожиданные положения, возникали нелепые и потому комические ситуации Со сна идт к окну сенатор И видит в лодке по Морской Плывт военный губернатор.

Сенатор обмер Боже мой Сюда, Ванюша Стань немножко, Гляди что видишь ты в окошко -Я вижу-с в лодке генерал Плывт в ворота мимо будки. Ей богу Точно-с. Кроме шутки -Да так-с. Сенатор отдохнул И просит чаю Слава богу Ну Граф наделал мне тревогу, Я думал я с ума свихнул.23 Наводнение, случившееся в Петербурге 7 ноября 1824 года, осталось памятным для последующих поколений не только потому, что было самым мощным и разрушительным в истории города, но и потому, что попало в пушкинскую поэму Медный всадник.

Осада Приступ Злые волны, Как воры, лезут в окна. Члны С разбега сткла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, брвны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снеснные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам24 Облик города Описание и путеводители, изданные в Петербурге в начале XIX века, сообщают о том, сколько жило в городе чиновников первого класса и сколько трубочистов, сколько было колодцев, калачных изб и проходных дворов, дымовых труб и сколько садов, устроенных на крышах Но не один документ не дат того ощущения почти осязаемой реальности пушкинского Петербурга, какое дают стихи самого Пушкина.

Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веслое стекло Не отражает лик Дианы, Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы Вс было тихо лишь ночные Перекликались часовые Да дрожек отдалнный стук С Мильонной раздавался вдруг Лишь лодка, вслами махая, Плыла по дремлющей реке И нас пленяли вдалеке Рожок и песня удалая25 Не сами по себе описания Петербурга, какими бы точными и яркими чертами ни рисовал поэт городской пейзаж и быт горожан, но, главное, участие горожан в жизни героев Евгения Онегина, в жизни самого автора, который то и дело появляется на страницах романа, живое отношение поэта к городу вот что делает город таким живым.

В картине ночной Невы, описание кабинета петербургского денди или в изображении великосветского бала слышен голос Пушкина, особенные интонации его поэтической речи. Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веслый изливают свет И радугу на снег наводят Усеян плошками кругом, Блестит великолепный дом По цельным окнам тени ходят, Мелькают профили голов И дам и людных чудаков.26 Жизнь петербургского молодого человека в конце 1819 года, представленная в первой главе Евгения Онегина это жизнь и героя романа и самого поэта. В то время юный Пушкин так же не любил спать по ночам когда после бала, после дружеской встречи или прогулки по городу возвращался он на Фонтанку, в дом Клокачва у Калинкина моста, где жил вместе с родителями, над неугомонном Петербургом уже вставало солнце.

Разумеется, не вс в жизни города одинаково занимало поэта.

В его стихах отразились лишь некоторые черты многоликого Петербурга.

Но при этом в пушкинском изображении Петербурга нет ни узости, ни односторонности. Пушкин лирически претворяя действительность, вместе с тем умел выразить е характернейшие стороны говоря о светской жизни петербургского молодого человека, умел показать историческое содержание эпохи. II часть 1820 1830-е годы Город пышный, город бедный В первой четверти XIX века население Петербурга увеличилось более чем вдвое с двухсот тысяч человек в 1801 году до четырхсот сорока тысяч в 1825 году. Но во второй половине 1820-х и в 1830-е годы жителей в городе почти не прибавилось.

Быстрый рост столицы не мог продолжаться бесконечно. Возникнув по воле одного человека, Петербург существовал и развивался в связи с потребностями и возможностями страны. Если в первые годы XIX века провинция дала столице сотни тысяч рабочих рук, то теперь через петербургские заставы выезжало и входило в город почти столько же людей, сколько ехало и шло им на встречу.

Именно в конце 1820-х и в 1830-е годы получили завершение архитектурные ансамбли центра Петербурга, возникшие в предшествующие десятилетия. На Дворцовой площади достроили Главный штаб и воздвигли Александровскую колонну - гранитный монолит высотою в двенадцать сажен, в то время высочайшее в мире сооружение такого рода. На Сенатской площади построили новые Сенат и Сенод. Невский проспект украсился зданием Александринского театра. Рядом с театром выросло новое здание Публичной библиотеки.

А за театром проложили Театральную улицу, по сторонам которой встали всего два здания - каждое длинною двести двадцать метров. На стрелке Васильевского острова рядом с Биржей появились два пакгауза и таможня. На Исаакиевской площади, в сетке строительных лесов, уже угадывались очертания огромного собора. В 1830-х годах архитектурный облик города обретает черты классической27 ясности и законченности. А между тем именно в это время совершенно меняется восприятие города современниками. Стройность и строгость белых колонн, вытянувшихся рядами, вдоль бесконечной глади жлтых стен. Строгий, стройный вид невской столицы.

Когда Пушкин воспевает его в Медном всаднике, он говорит о Петербурге, как о символе новой России. Красота города для поэта - выражение его великой исторической значимости для судеб страны. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 1830-х годов он находит иные слова Город пышный, горд бедный, Дух неволи, стройный вид Если прежде стройность Петербурга казалась изящной, его строгость - величественной, то теперь стройность представлялась скучной, а строгость - холодной.

В облике города виделись новые черты. Фигура чиновника - в потртой шинели, в помятом сюртуке -виднелась теперь на переднем плане в картине столичной жизни. Во-первых, потому, что чиновников в Петербурге было много. Во-вторых, потому что усердный служака, бессловесный исполнитель, каким был обыкновенный чиновник - лицо, чрезвычайно характерное для эпохи.

И, наконец, потому, что этот робкий и смирный чиновник, которого режим, низвл до роли живого орудия, вс же, вопреки воле начальства, проявлял естественное стремление остаться человеком, вс же питал в душе дерзкие мысли о независимости и чести домой пришл Евгений Стряхнул шинель, разделся, лг, Но долго он заснуть не мог В волненьи разных размышлений. О чм же думал он о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег.

Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего ленивцы, Которым жизнь куда легка Что служит он всего два года 28 С этими строками вошел в русскую литературу петербургский маленький человек - бедный житель столицы, непременно чиновник, мелкий, незаметный чиновник, добродушный, честный. Он оказался героем времени. В недрах Петербурга, в его канцеляриях, департаментах, на его улицах и в его домах маленький человек, изо дня в день вл борьбу за сво человеческое достоинство.

Борьбу отчаянную и безнаджную, потому что маленькому человеку противостояла мощь государства Символом этой государственной мощи, символом Петербурга, как центра самодержавной России, символом, исполненным глубокого смысла и выразительности, был воздвигнутый на берегу одетой в гранит Невы памятник ПетруI, конная статуя работы Этьена Мориса Фальконе, созданная 1768 - 1778 г. открыт в 1782г. В памятнике Фальконе, присутствовала традиционная классическая символика всадник - власть, конь - народ. О мощный властелин судьбы Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы 29 Когда на петербургских улицах времн НиколаяI видим человека с усами, можно смело предположить, что перед нами военный.

Усы были привилегией военных, и даже лекарям военного ведомства, даже капельмейстерам военных оркестров, как людям, не носящим оружия, не дозволялось носить усы. Отращивание усов без бороды человеком штатским считалось непростительной вольностью.

На сей счт даже был издан особый указ. По выездной ливреи лакея на запятках кареты можно было определить общественное положение владельца экипажа. Шляпка на голове прогуливающейся дамы достоверно свидетельствовала, что обладательница шляпки не мещанка и не купчиха - те носили национальные головные уборы. На вс была форма. Строго регламентируя не только общественную, но даже и частную жизнь подданных, правительство НиколаяI хотело навести в стране идеальный порядок.

Более всего следил император за соблюдением внешних форм, внешнего порядка. Внешний вид столицы постоянно был предметом его внимания. Ни одно здание в центре города - не только казнное, но и частное - не сооружалось без одобрения императора. Он просматривал архитектурные проекты, давал указания. По вечерам на петербургских улицах появлялась характерная фигура человека с лестницей на плече - фонарщика. В тмные зимние вечера около четырх тысяч фонарей - масляных и газовых - разгоняли мрак лишь на центральных улицах столицы.

В центре же допоздна светились окна магазинов и кофеин, которых освещение по словам фельетониста Северной пчелы, -представляло в тмные времена прелестнейшую иллюминацию. Разумеется, сверкали огнями и дворцы, особняки, где давали балы. Окраины в это время уже спали. Длинные зимние вечера были в Петербурге временем дружеских сходок, приятельских ужинов, литературных собраний Существовало много литературных салонов. Литераторы пушкинского круга постоянно собирались у П.А.Плетнва, В.А.Жуковского и В.Ф.Одоевского.

Птр Алексеевич Плетнв - поэт, критик, учитель истории и словесности в различных учебных заведениях столицы, а с 1832 года профессор Петербургского университета, в потомстве прославлен тем, что ему посвятил Пушкин Евгения Онегина Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя, Достойнее души прекрасной, Святой исполненной мечты, Поэзии живой и ясной, Высоких дум и простоты 30 На протяжении многих лет Пушкина связывала с Плетнвым тесная дружба.

Собирались у Плетнва по средам и воскресеньям. Гостей бывало немного, вс больше люди, дружески связанные между собой. Жуковский, Крылов, Одоевский, Гоголь бывали здесь постоянно. Пушкин приезжал один и с женою. Атмосфера искреннего доброжелательства и горячей заинтересованности в судьбах отечественного просвещения царила в небольшой уютной гостиной. Собрания у Василия Андреевича Жуковского проходили по субботам в доме купца Брагина на Крюковом канале, а в 1830-е годы по пятницам в доме на Миллионной.

Душой и центром литературных вечеров у Жуковского был Пушкин. Часы проходили в оживлнных беседах. Впервые звучали поэтические произведения, становившиеся вскоре классическими. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепьяно. Знаменит был в Петербурге 1830-х годов и другой салон, где еженедельно происходили литературные собрания - салон князя В.Ф.Одоевского, во флигеле маленького особнячка в Машковом переулке, между Дворцовой набережной и Миллионной улицей.

Владимир Фдорович Одоевский был человеком универсальных интересов беллетрист, критик, журналист, учный-естествоиспытатель, музыкант, он принадлежал по рождению и общественному положению к столичной аристократии, но в то же время был известен своими демократическими вкусами и симпатиями. В меньшей степени литературными, значительно более великосветскими были другие салоны, в которых нередко появлялись Пушкин и его друзья.

Салон австрийского посла графа Фикельмона, где гостей любезно встречали жена посла Дарья Фдоровна и е мать Елизавета Михайловна Хитрово, дочь Кутузова здесь интересы литературные отступали на задний план перед политическими. Салон графа Виельгорского на вечерах в его обширной квартире на Михайловской площади первое место принадлежало не литераторам, а музыкантам - граф был сам музыкант и страстный любитель музыки, среди его гостей можно было встретить многих знаменитостей России и Европы.

Вечера, чтение, литературные обеды и ужины сделались характерным явлением эпохи. В 1830-х годах, когда круг литераторов и читательская аудитория значительно расширились, на смену прежним формам литературной жизни приходят новые. В это время, именно журнал, становится в России главным орудием литературной и общественной борьбы. Собрания литераторов пушкинского круга были и в то же время собраниями сотрудников Современника. Петербург был основан как крепость и порт. Через петербургский порт шл обмен товарами.

Через него шло европейское просвещение. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости едут к нам 31

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пушкинский Петербург

Сделавшись частью пушкинского поэтического мира, город Петербург продолжил жизнь воспетым поэзией Пушкина. Здесь жили его персонажи. Здесь русская жизнь достигла таких духовных высот,… Современники великого поэта были в лучшем положении, чем мы, когда архитектурный облик Петербурга, перспективы его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербургская стихия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жители Петербурга
Жители Петербурга. Город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями, короче, вс то, что называлось Санкт-Петербургом, в потомстве и уже навсегда получило название по имени од

Духовная жизнь Петербурга
Духовная жизнь Петербурга. С петровских времн русское общество разделялось на касты. Границы между ними были почти непроницаемы. Мужик во всяком дворянине видел барина и почти во всяком врага.

Европейский город России
Европейский город России. К 1830-м годам в Петербурге жили немцы, французы, шведы, англичане, финны, грузины, татары, персы, бухарцы, индусы. Пестрота петербургского населения объяснялась тем, что

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги