Кельтская мифология и формирование мировой культуры

КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. П Л А Н I. Роль кельтских племен в европейской истории. II. Место мифологии в кельтском обществе. III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов. IV. Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. I. Роль кельтских племен в европейской истории. Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем более непревзойденными и по сей день,несмотря на все презрение некоторойчасти ученых к якобы дикому,необразованному и варварскому прошло-му. И одним из наиболее заметных примеров необоснованности такогопсевдонаучного и псевдопрогрессистского подхода является такаясфера деятельности человечества,как мифология.

Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области, предлагающих целый букетразличных систем и классификаций, практически любая сколько-нибудьразвитая мифология, известная ныне, предстает большой загадкой длясовременного человека. И в этой загадке порой самым причудливым об-разом переплетаются кричащие противоречия с удивительной строй-ностью, некоторая примитивность с поразительной глубиной отдельныхмест, эпическое однообразие с яркостью и психологичностью некоторыхперсонажей.

И несомненно наличие некоторой силы, ясности, увереннос-ти, которая мало кого оставляет равнодушным к этому достижению че-ловеческого духа. И в этой связи несомненный интерес представляет мифологиякельтов - одного из наиболее значительных народов древней Евра-зии, оставившего после себя развитую и своеобразную культуру, влия-ние которой прослеживается практически во всем культурном развитииевропейских стран.

История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д.н.э. на территории нынешних Баварии и Богемии. Их постоянное и продолжительное проживание оставило послесебя массу следов в Австрии,Франции,Богемии и юго-восточной Герма-нии в виде многочисленных элементов географических названий несом-ненно кельтского происхождения. Культура кельтов в раннем ЖелезномВеке получила название Халльштадтской культуры, а позднего Железно-го Века - культуры Ла Тене. Примерно в 6 веке д.н.э. началось мас-совое распространение кельтов на запад нынешней Франции, в Испа-нию, на Британские острова, а затем и на юг в Италию и на восток поДунаю вплоть до Малой Азии. В третьем и втором веках д.н.э. кельтыстановятся господствующим населением Европы, и уже к тому временизначительного развития достигает кельтская культура, характер расп-ространения которой можно сравнить с распространением эллинизма.

К тому времени кельтская культура и построение общества, а так-же образ жизни, законы, боевые обычаи и пр. начинают сильно напоми-нать свои индийские аналоги. Особого упоминания заслуживает кельтс-кое изобразительное искусство. Оно уже очень далеко от примитивнос-ти, но в то же время сильнейшим образом отличается, скажем, от гре-ческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознаннойабстрактностью, парадоксальност ью, мрачностью.

Многие исследователисчитают это первым серьезным вкладом варварского искусства в обще-европейскую культуру. Далее, после заметного упадка кельтов, связанного с римским за-воеванием, территориально охватившем практически все земли кельтовза исключением лишь Ирландии и севера Шотландии, примерно в пятомвеке нашей эры наступает период нового подъема кельтов, вновь полу-чивших независимость и пытающихся возвратить прежнее влияние. Одна 5 -ко силы кельтов к тому времени уже не шли ни в какое сравнение нис прежним периодом их существования, ни с могуществом новых завое-вателей.

В Европе к тому времени все сильнее начинает сказыватьсявлияние германских племен, движущихся на запад. Так, постепенно Гал-лия полностью попадает в руки франков, а в шестом веке начинаетсяпроникновение тевтонских племен в наиболее сильное из кельтскихгосударств - Британию. Силы кельтов были подточены не только коли-чественно. Не последнюю роль сыграл и раскол кельтов на союзников ипротивников Рима, а также конфликты с коренным населением - пиктамии гэлами. Так, автор средневекового сочинения De ExcidioBritanniae начало 6-го века замечает, что кельтский правительтого времени Вортигерн первоначально пригласил саксов в Британиюкак наемников против пиктов. Вскоре новые поселенцы становятся до-минирующей силой, и лишь в Ирландии и некоторых областях Уэльса иШотландии на долгое время сохраняются остатки прежних кельтскихплемен, смешавшиеся с частью пиктов и постепенно, в течение многихвеков увядающие и ассимилирующиеся с англосаксами.

II.

Место мифологии в кельтском обществе

Практически во все периоды свего отдельного существованиякельты заметн... fili, следующей залюбым несправедливым решением какого-либо вождя, а п... Другой ритуал имеет очень близкую индийскую аналогию - аш-вамедха, обр... crann bethad, напрямую соотносившимися со своимикультурными аналогами ... Наибольшее число ко 8 -ролевских гейсов было связано именно с Bruiden.

Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов

IV.. Неоспорим тот факт, что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеч... Такой же если не большей значимостью обладал в гла-зах древних миропор... В отличие от этого в кельтс-кой мифологии особенно в ее поздних - ирла... Одина.

Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе

Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явили... Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период - 13 -чистого,... Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная, хотя и мягкая и п... В этом плане сага является лишь частью особогоцикла, центром которого ... Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном и све...

Список литературы Мифы народов мира. Энциклопедия.2 т М 1991 Предания и мифы средневековой Ирландии. М 1991 Похищение быка из Куальнге. М 1985 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М 1975 Махабхарата. Рамаяна. М 1975 Упанишады в 3-х кн М 1991 M.Dillon N.Chadwick. The Celtic Realms. London,1973.