рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов

Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов - раздел Культура, Кельтская мифология и формирование мировой культуры Значение Тем Прогресса И Миропорядка В Мировой Культуре И В Мифологии Индоевр...

Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов.

Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры. При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они, несмотря на долгое сепаратное развитие, не утрати-ли своей базовой общности, вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем. Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному, и свое высшее выражение они обрели в различныхформах, но само значение этих тем, порожденное общностью их исто 9 -ков, осталось неизменным. Одной из таких тем является тема миропо-рядка. Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась, но размах этих колебаний был небольшим, и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте. Причина этой общезначимости достаточно глобальна. Здесьуместно вспомнить, что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время, прошедшее с тех далеких времен, когда формировалисьмифологические воззрения, изменился до крайности сильно, почти прин-ципиально. Неоспорим тот факт, что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений, но и их скорость. И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса, но и к его голо-вокружительной скорости. Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной ред-костью, и многое, если не все, так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни. Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека, равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания.

Можно долго спорить о том, имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение, наивный оптимизм по этому поводу, столь ха-рактерный, скажем, для эпохи Просвещения, уже угас, но несомненно одно прогресс имеет место, хотим мы того или нет. И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества. Такой же если не большей значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок. Можно без большого преувеличения даже ска-зать, что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял - 10 -его функции.

Он был той базовой силой, тем глобальным законом, чтообъяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность, неиз-менность.

Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем, которые, пожалуй, можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции - индийской, германо-скандинавской и кельтс-кой. Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка, хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые различия. Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является Вмодель мираА. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности, что онавоплощает, так и с обрядами, необходимыми для его поддержания. Напримере индийского варианта оси центра модели мира - ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа asvattha переводитсякак лошадиная стоянка, несомненна связь с asvamedha - обрядом лоша-ди, одним из ключевых обрядов, где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.

Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира - Вмировым древомА,ясенем - Yggdrasill буквальнопереводится как конь Игга т.е. Одина. В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden, которые, однако, не имеют столь явнойсвязи с конем.

Другим важным образом миропорядка является Закон - ВдхармаА.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей боги безгрешны, полностью подчинены миропо-рядку дхарме, статичны и бессмертны, а люди грешны, не всегда соб 11 -людают дхарму, динамичны и смертны. Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе Внапитка бессмертияА - индийской амри-те. Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском, сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично. В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии, добываемый Одином. В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу - соответствует и сюжет об утрате напитка демонами ирл.fomoire, инд.asura. В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла - север.

Таким образом, по рассмотренным выше идеям модели мира, мировогодрева, дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской, сканди-навской и кельтской мифологии. Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов. Однако присутствуют и кардинальные различия.

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка. В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции. И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного, космоса, культуры в проти-вовес неоформленному, хаосу, природе. Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира, с добыванием напитка бессмертия, сдеятельностью Вкультурных героевА и т.п. В отличие от этого в кельтс-кой мифологии особенно в ее поздних - ирландских и уэльских - ва-риантах миропорядок понимается как нечто надчеловеческое, надкуль-турное, как гармонию космоса и хаоса, природы и культуры. Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных В изме 12 -Внений А касательно миропорядка, в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное как в Разрушении дома Да Дер-га, ведущее человека к гибели. Однако главным является то, что этиизменения ВобреченыА,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь, как миропорядок, и все изменения - лишь видимость изменений, вто время как мир остается статичным. Таким образом, кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка. Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения, этот мир уже нетак статичен и архаичен, как ранее. Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса. Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка, проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кельтская мифология и формирование мировой культуры

Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области,предлагающих целый букетразличных систем и классификаций,практически любая… И несомненно наличие некоторой силы,ясности,увереннос-ти,которая мало кого… История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д.н.э. на территории нынешних Баварии и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место мифологии в кельтском обществе
Место мифологии в кельтском обществе. Практически во все периоды свего отдельного существованиякельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью. На-иболее достоверно об этом пишет Юли

Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе
Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры, сохранившимся до наших времен, и бо-гатство этого источ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги