рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ай ведь попили они, немного этот раз оставили.

Ай ведь попили они, немного этот раз оставили. - раздел Культура, В. Жарникова – Допивай, – Ему Сказали, – Пиво Сладкое. – Ты В...

Допивай, – ему сказали, – пиво сладкое.

– Ты ведь много ли собе теперь имеешь всё силушки,

Ай ты слышишь по своим-то могучим плецям?

– Я ведь цюю в себе, слышу силы в половиночку [145].

 

Таким образом, Илья Муромец трижды приносил каликам пиво и трижды допивал после них остатки, нимало не смущаясь этим обстоятельством. То, как Илья принимал нежданных гостей и выпол­нял все их пожелания, можно объяснить русскими обычаями гостепри­имства. Так, С. В. Максимов в своем «Годе на Севере» рассказывает о том, как принимал его старик помор. Усаживая гостя под образа в крас­ный угол, он говорил: «У нас, твоя милость, таков уж из веков обычай, коли и поп туда засел, да нежданный гость пришел на ту пору – мы и попа выдвинем. Нежданный гость – почестей гость!». Гово­ря о святом своего гостя – Сергии Радонежском, хозяин объясняет: «Его, стало, святыми молитвами мне бог ноне гостя послал; он вымо­лил...» [146]. (курсив мой – С. Ж.).

Но вот что говорится в Махабхарате об отношении к странникам, пустынножителям (в русском варианте – каликам перехожим): «Для пустынножителей полагается помощь вещами, ибо проводят жизнь эти благочестивцы, удостоенные пути благочестивцев, в изучении Писаний, в посещении криниц, в странствовании для лицезрения (святых) мест, в лежании на (голой) земле. Их полагается почтить вставанием, выходом навстречу, безропотной речью, предложением удоб­ного сидения для отдыха, удобного ложа, угощением, уваже­нием» [147]. Собственно, все это и делал Илья Муромец. Согласно веди­ческим установлениям вся жизнь свободнорожденного мужчины делится на три этапа: ученичество, домохозяин, странник. Илья Муромец, ко­торому уже 30 лет – домохозяин и в этом своем качестве должен испол­нять то, что положено домохозяину. «Для домохозяина нет лучшей (очи­стительной) криницы, чем гостеприимство... Старцев, больных, голод­ных, гонимых тайными врагами сверх сил надо одарять имуществом, даже из запасов» [148], ибо «Гость – (владыка) в мире Индры; в мире бо­гов – знаток обрядов» [149]. Согласно древним арийским установлениям «тех, что (себе) не варят, наделять обязан домохозяин. Он должен все­гда питаться остатками (от жертвы их), как амриту (т.е. напиток богов – С.Ж.), всегда вкушая; (ибо) остаток жертвы – амрита (дающая) наслаждение, как (сама жертва) хавис» [150]. Хавис – это жертва предкам – подателям плодородия, силы и здоровья, но, как свиде­тельствует Махабхарата: «Здесь (у домохозяина) жертвами и обрядами ублажаются боги, напитками – предки» [151], т.е. жертвенное возлия­ние хавис – возлияние предкам. Таким образом, Илья Муромец, допи­вая после калик перехожих (олицетворявших собой его предков) остат­ки пива, выполнял свой долг домохозяина. И более того, Илья –крестьянский сын, что постоянно подчеркивается в эпосе. В древнеарийском обществе существовало четыре сословных группы-варны: жре­цов-брахманов, воинов-кшатриев, земледельцев и ремесленников-вашьев и слуг-шудр. В связи с этим сословным делением считалось, что жертва брахманов – подвиг, заключающийся в знании, жертва кшат­рия – защита своего народа и убийство врага, жертва шудры – услуже­ние, а жертва вайшьи (т.е. земледельца и ремесленника) – возлияние хавис [152].

Таким обрзом, Илья Муромец, как земледелец, также выполняет свой долг, принося установленную для земледельцев жертву пред­кам – возлияние хавис, т.е. «пиво сладкое», которым он поит калик перехожих. Из текста былины следует, что странники и Илья выпили из трех кубков. Интересно, что в одном из древнейших гимнов Ригведы (II, 37) говорится именно о трех священных кубках:

«Он испил из кубка хотара,

И опьянился из кубка потара,

И насладился из кубка нештара,

Помещенной (туда)жертвенной усладой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В. Жарникова

На сайте allrefs.net читайте: В. Жарникова. Золотая нить...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ай ведь попили они, немного этот раз оставили.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Н. Р. Гусева
Введение или нить знания     Русский Север – удивительный, сказочный край. Он воспет в на­ших древних песнях, былинах, преданиях и легендах. И не только в них.

Севернорусское диалектное Санскрит
  адина ненасытный, прожорливый адина адина принятие пищи, наслаждение неунылый, неподавленный, веселый

Оставляли ему да ту полцяши всё.
………………………………………………………. Выпивал-то Илья да всё ись цяши тут. – Говорят ему калики перехожия, Перехожи калики, переброжия: – Ты ведь слышишь ли в собе теперь каку

Четвертый кубок, неприкосновенный, бессмертный
Пусть выпьет Дравинодас (как кубок) Дравинодаса!» [153].   Здесь хотар, потар и нештар – три жреца: главный жрец, жрец-очиститель и жрец-приводитель. Таким образом, три жреца

Пребывающего здесь, в трех лепешках.
Нет никого превыше меня, как же мне почитать другого? Кто в мире отец мне? Итак, я – Предок!»   «Я – отец деда (Брамы), я здесь – первопричина», – говорит Вишну в ми

Молоком травяным я тебя препоясал
на потомство препоясал на богатство препоясана да стяжаешь награду. ………………………………………. 73. Эти праотцы навстречу невесте вышед глянуть на эту свадьбу да п

Криница Река в Поочье
Агастья Агашка Акша Акша Апага Апака Арчика Арчиков Асита Асата Ахалья Ахаленка Вадава Вад Вамана Вамна Ванша Ванша

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги