рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России

Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ   Как Показывают Толковые Словари, Слово «Культура» И В Обыденн...

 

Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п. понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое. А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части.

Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая:

¾ Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям;

¾ Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека;

¾ Плоды многосторонней созидательной деятельности людей – и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании…

Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.

Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное.

Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…

Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.

1709 – в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа.

1711 – начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.

1711 – строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.

1713 – открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.

1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.

1715 - учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.

1716 - учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.

1718 – открыта первая в России бумажная фабрика.

1719 – открыта Инженерная школа.

1721 – началась концертная жизнь Петербурга.

Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.

Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей. Создавая Академию, петр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых.

Достаточно этого сухого перечня фактов, чтобы получить адекватное представление о нарождении в Петербурге нового для России типа культуры – и материальной, и духовной, и художественной.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ

Общие условия развития культуры Начало процесса обособления славян из древней... Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно географических факторов Восточноевропейская...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой

Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века

Росписи и иконы Софийского собора
Древн

Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагм

Книжная графика IX-XVII вв.
  Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственны

Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Древнеукраинская архитектура имела глубокие национальные традиции. Но с принятием христианства она испытала большое влияние византийского и частично романского искусства, в том числе в области куль

Творчество Феофана Грека. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)

Творчество Рублева. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
    Андре́й Рублёв (около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы ико

Биографические сведения
Биографическиесведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища

Мировоззрение
Спас

Творчество
Апост

Московский Кремль, ансамбль Московского Кремля
Современная Москва многолика, но есть в ней островок, в котором можно пройти почти по всем периодам её многовек

Архангельский Собор
Построенный в самом начале 16 века, Собор стал усыпальницей московских князей и царей. В нём сейчас находятся 46 великокняжеских надгробий, там же и надгробие царя Ивана IV Грозного.

Царь-колокол
Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн. Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементам

Красная площадь
Ансамбль Красной площади примыкает к Кремлю. Ранее площадь называлась Торговой, Троицкой, Пожаром, и лишь в конце 17 века – Красной. Лобное место, с которого зачитывались царские указы, бы

Творчество Дионисия. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
  Творчество и биография - Дионисий Картины художника О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Ан

Храм Василия Блаженного. Анализ произведения искусства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Моск

Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из верс

Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла с

Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятн

Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.

Иконопись XVI-XVII вв. Особенности, основные представители и их произведения.
  Строгановская школа Строгановская школа, условное название одного из стилис

Строгановская школа иконописи
Опубликовано 06.03.2012 автором Feren Название школы происходит от фамилии заказчиков.

Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру.
Русский Север - это громадный, естественный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В ХIХ веке это была отсталая, тихая провинция, глухая окраина Российской империи. Север тогда ст

Тип шатрового храма — памятника ХVI — начала ХVII в
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые хр

Деревянные шатровые храмы
Срете

Каменные шатровые храмы в XVI веке
Троиц

Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор

Шатровые колокольни
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затр

Теории возникновения каменных шатровых храмов
На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Ка

Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративным

Строгановская школа и «северные письма». Особенности, основные представители и их произведения.
Понятие о “строгановских письмах” было издавна одной из самых прочных традиций русских иконников и любителей. В литературу его ввели первыми И. Снегирев и И. Сахаров в 40-х годах минувшего века. Со

Симон Ушаков
иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков   Индекс материала Симон Ушаков

РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Петровская эпоха открывает собой новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля было продиктовано прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 ве

Портрет в живописи и скульптуре России в первой половины XVIII в.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающ

Рождение города на Неве
  Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и

Петропавловская крепость
  16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, ког

Строительство Адмиралтейства
  В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега

Летний сад
  Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, кот

Основание Александро–Невского монастыря
  История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга. Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечит

Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предмет

Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
  В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финског

М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просве

Живопись
Никол

Скульптура
Антон

Архитектура
Приме

Портрет середины 18го века.
Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в

Портрет конца 18 века.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанр

Я половина XVIII века
А. Ан

Портрет в русской скульптуре второй половины XVIII в. Особенности, основные представители и их произведения.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции

Усадьба Кусково
Начиная с конца XVI века и до Октябрьской революции, род Шереметевых был единственным обладателем этой усадьбы. Изначально архитектурный комплекс усадьбы создавался специально для проведения увесел

Русская академическая живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
ЖИВОПИСЬ Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в с

Русская портретная живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюр

XIX век
Илья

Русский пейзаж конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанр

Русский бытовой жанр конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) ж

Русская живопись второй половины XVIII века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на но

Русская живопись первой половины XIX века
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли проторенными путями классицизма, приобретшего

К. П. Брюллов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Брюллов Карл Картины и биография Карла Брюллова     Сеть Сайт

КЛОДТ Петр Карлович
1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистич

Творчество передвижников
  Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости

В. Г. Перов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
     

И. Н. Крамской. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
   

Эволюция творчества И. К. Айвазовского.
 

Н. Н. Ге. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги