рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Строгановская школа иконописи

Строгановская школа иконописи - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ Опубликовано 06.03.2012 Автором Feren Название Школы Происходит От Ф...

Опубликовано 06.03.2012 автором Feren

Название школы происходит от фамилии заказчиков.

Купцы Строгановы сначала были поморскими крестьянами, потом их потомки стали баронами и графами Российской империи. Граф Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) был президентом Академии художеств и членом Государственного совета. Многим знакомо его имя по Строгановскому дворцу в Санкт-Петербурге, построенному архитектором Растрелли.

 

Родоначальником династии Аникей Федорович (1497-1570),а его сын, Семен Аникеевич был организатором похода в Сибирь Ермака Тимофеевича.

Строгановская школа иконописи известна с 16 века. По заказам богатых купцов иконы писали московские мастера из царских мастерских.

Самыми известными иконописцами Строгановской школы были: Прокопий Чирин, династия Савиных – Истома, Никифор, Назарий и Фёдор, а также Степан Арефьев и Емельян Москвитин.

Работы этих мастеров отличали виртуозный рисунок, особая тщательная проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурность композиций и пейзажные панорамы.

Шедеврами мастеров этой школы являются «Никита-воин» работы Прокопия Чирина (1593 года) и его же «Иоанн Предтеча в пустыне» (написана в 20-30 годы 17 века). Обе иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Ниже работы Прокопия Чирина: «Никита-воин» и «Иоанн Предтеча в пустыне»:

 

 

 

 

«Столицей»

Строгановых называют городок Сольвычегодск в Котласском районе Архангельской области. Город был построен после пожара, уничтожившего первоначальное поселение коми-зырян. Строили, в основном, выходцы из Новгорода Великого. Это обстоятельство сказалось и на стиле местных икон.

 

Здесь добывали соль, которую увозили в Москву. На варке соли и разбогатели Строгановы. Скупые и жесткие хозяева они имели странную слабость к искусству. Возможно, она объяснялась их набожностью. Иконы, писанные по их заказам, украшали местный Благовещенский собор. В 1916 году на базе древлехранилища этого собора был открыт музей, который с 1955 носит название Сольвычегодского историко-художественного. Количество посетителей этого музея намного превышает количество жителей Солевычегодска (2,5 тысячи жителей).

В собрании музея много икон 16 века, все они относятся к Строгановской школе. И во многих из этих работ прослеживается связь с новгородской школой иконописи, что сказывается, помимо всего прочего, в подчеркнутой удлиненности фигур святых. Например, на иконе «Василий Блаженный, предстоящий Богоматери с младенцем».

 

Строгановская икона «Василий Блаженный». Солевычегодский музей.

Среди других икон музея выделяется работа Истомы Савина «Владимирская Богоматерь», с 18 клеймами.

 

 

Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами

 

О семье иконописцев Савиных нужно рассказать особо. Если Федор Савин расписывал строгановский собор, то Истома Савин писал именные иконы для семьи Никиты Григорьевича Строганова. Никифор – старший сын Истомы Савина, иногда его называют Никифором Истоминым, был одним из самых известных мастеров названной школы изографии. До наших дней сохранились несколько его выдающихся работ. Это «Троица новозаветная» в Третьяковской галерее, «Ангел хранит душу и тело спящего человека» в Русском музее и другие иконы.

 

 

Никифор Савин «Троица новозаветная». Третьяковская галерея.

Никифор Савин. «Ангел хранит тело и душу спящего».

 

 

Прокопий Чирин – самый известный из мастеров Строгановской школы. От новгородской школы у него сохранились удлиненные пропорции тел, от московской школы – глуховатость красок, от строгановской школы – сложность линий. Именно его иконы стали характерными для времени начало династии Романовых. И сам Прокопий закончил свою жизнь при дворе Михаила Федоровича Романова.

Часто Строгановскую школу иконописи называют кратким эпизодом в развитии русской иконописи,16 – начала 17 веков. Будто бы она была слишком вычурна и представляла интерес, в первую очередь, для знатоков-коллекционеров. Даже, если в этом и есть доля истины, остается бесспорным, что Строгановская школа дала образцы для русского иконописания, оказала на него сильное влияние. Она стала официальным стилем русского искусства времен первого царя новой династии.

Ей подражали в течение всего 17 и даже в 18 веке, но уже с меньшим успехом. Но в 18 веке бывшая некогда чистота стиля претерпела сильные перемены: сложность композиции была еще более усилена до вульгаризации приема, обилие позолот забило изысканный рисунок горок и трав.

Тем ценнее для нас сегодня шедевры, созданные по заказам Строгановых, мастера этой школы:Прокопием Чириным, династией Савиных, Степаном Арефьевым и Емельяном Москвитиным.

 

 

Степан Арефьев, «Спас нерукотворный».

 

Степан Арефьев. Успение Богоматери


Емельян Москвитин. Три отрока в пещи.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ

Общие условия развития культуры Начало процесса обособления славян из древней... Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно географических факторов Восточноевропейская...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Строгановская школа иконописи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой

Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века

Росписи и иконы Софийского собора
Древн

Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагм

Книжная графика IX-XVII вв.
  Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственны

Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Древнеукраинская архитектура имела глубокие национальные традиции. Но с принятием христианства она испытала большое влияние византийского и частично романского искусства, в том числе в области куль

Творчество Феофана Грека. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)

Творчество Рублева. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
    Андре́й Рублёв (около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы ико

Биографические сведения
Биографическиесведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища

Мировоззрение
Спас

Творчество
Апост

Московский Кремль, ансамбль Московского Кремля
Современная Москва многолика, но есть в ней островок, в котором можно пройти почти по всем периодам её многовек

Архангельский Собор
Построенный в самом начале 16 века, Собор стал усыпальницей московских князей и царей. В нём сейчас находятся 46 великокняжеских надгробий, там же и надгробие царя Ивана IV Грозного.

Царь-колокол
Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн. Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементам

Красная площадь
Ансамбль Красной площади примыкает к Кремлю. Ранее площадь называлась Торговой, Троицкой, Пожаром, и лишь в конце 17 века – Красной. Лобное место, с которого зачитывались царские указы, бы

Творчество Дионисия. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
  Творчество и биография - Дионисий Картины художника О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Ан

Храм Василия Блаженного. Анализ произведения искусства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Моск

Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из верс

Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла с

Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятн

Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.

Иконопись XVI-XVII вв. Особенности, основные представители и их произведения.
  Строгановская школа Строгановская школа, условное название одного из стилис

Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру.
Русский Север - это громадный, естественный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В ХIХ веке это была отсталая, тихая провинция, глухая окраина Российской империи. Север тогда ст

Тип шатрового храма — памятника ХVI — начала ХVII в
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые хр

Деревянные шатровые храмы
Срете

Каменные шатровые храмы в XVI веке
Троиц

Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор

Шатровые колокольни
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затр

Теории возникновения каменных шатровых храмов
На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Ка

Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративным

Строгановская школа и «северные письма». Особенности, основные представители и их произведения.
Понятие о “строгановских письмах” было издавна одной из самых прочных традиций русских иконников и любителей. В литературу его ввели первыми И. Снегирев и И. Сахаров в 40-х годах минувшего века. Со

Симон Ушаков
иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков   Индекс материала Симон Ушаков

РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Петровская эпоха открывает собой новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля было продиктовано прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 ве

Портрет в живописи и скульптуре России в первой половины XVIII в.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающ

Рождение города на Неве
  Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и

Петропавловская крепость
  16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, ког

Строительство Адмиралтейства
  В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега

Летний сад
  Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, кот

Основание Александро–Невского монастыря
  История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга. Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечит

Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предмет

Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
  В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финског

Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
  Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как с

М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просве

Живопись
Никол

Скульптура
Антон

Архитектура
Приме

Портрет середины 18го века.
Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в

Портрет конца 18 века.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанр

Я половина XVIII века
А. Ан

Портрет в русской скульптуре второй половины XVIII в. Особенности, основные представители и их произведения.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции

Усадьба Кусково
Начиная с конца XVI века и до Октябрьской революции, род Шереметевых был единственным обладателем этой усадьбы. Изначально архитектурный комплекс усадьбы создавался специально для проведения увесел

Русская академическая живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
ЖИВОПИСЬ Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в с

Русская портретная живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюр

XIX век
Илья

Русский пейзаж конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанр

Русский бытовой жанр конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) ж

Русская живопись второй половины XVIII века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на но

Русская живопись первой половины XIX века
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли проторенными путями классицизма, приобретшего

К. П. Брюллов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Брюллов Карл Картины и биография Карла Брюллова     Сеть Сайт

КЛОДТ Петр Карлович
1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистич

Творчество передвижников
  Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости

В. Г. Перов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
     

И. Н. Крамской. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
   

Эволюция творчества И. К. Айвазовского.
 

Н. Н. Ге. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги