рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторический очерк

Исторический очерк - раздел Культура, ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРНУЮ АНТРОПОЛОГИЮ Еще В Vii—Viii Вв. В Восточнославянских Землях Было Немало Городов. Два Столе...

Еще в VII—VIII вв. в восточнославянских землях было немало городов. Два столетия спустя их число достигало 25, а в Х|—XII вв. — уже более 200. С той поры в иностранных источниках за Русью закрепилось имя Гардарика, т.е. «страна городов».

Время образования древнерусского государства совпало с возникновением других европейских держав. Оно всегда считало себя частью одного с ними мира и было признано своими партнерами в качестве таковой. Более того, Киевская Русь была среди самых могущественных его образований. Она была связана династическими узами не только со своими ближайшими соседями (Польшей, Норвегией и Венгрией), но и с наиболее влиятельными дворами Европы — Германией, Византией, Францией и Англией.

Вскоре наступили века испытаний. Они были связаны с двусторонней внешней угрозой. Ситуативный союз Александра Невского с монголами было бы ошибочно считать его «антизападной» ориентацией. Она была невозможна уже в силу экономических приоритетов: Новгород входил в союз ганзейских городов, тогда это не было пустой формальностью. Далее, пруссаки и шведы уже находились в пределах подвластной ему новгородской территории, тогда как от Орды она была надежно защищена непроходимыми для конницы кочевников лесами и болотами.

В подобной ситуации выход на потенциально успешную войну на западе, а не пагубное для независимости Новгорода обескровливание его обороны бесполезной посылкой войск на «братскую» помощь гибнущим под ударами Чингксидов южных родственников был вполне по-европейски рациональным выбором. Разве поляки тоже антизападники: ведь они, для защиты от немцев, венгров и скандинавов не раз заключали не только союзы с татарами, но и приводили их на свою землю, в том числе и в междоусобных распрях?

Более того, Александр Невский оборонялся от посягательств Тевтонского ордена, защищая и укрепляя свои земли и водные торговые пути, ведя себя по-западному прагматично: во избежание войны на два фронта разумно было обеспечить себе прочные тылы, по которым как раз и совершали рейды монголы, на то время представлявшие для него меньшую угрозу, чем прусские рыцари.

Позднее, заняв уже Киевский престол, Александр Невский, перед лицом прочной оккупации Руси монголами, вынужден был пойти на коллаборационизм в сочетании с искусным лавированием с целью постепенного сосредоточения сил для решительного боя. Не только ему, но и русским княжествам было выгодно (в том числе и для накопления сил к последующему отпору ордынцам), чтобы именно его эмиссары, а не баскаки, собирали с них дань и отвозили ее в ханскую ставку. Такая политика была хоть и вынужденной, но просто-таки рассудочной — прямо в стиле какого-нибудь Людовика XI. Она позволила сохранить существование и относительную свободу страны, а заодно довольно быстро возобладать идее объединения раздробленных земель в единое государство, опять же в целях борьбы с иноземным засильем. Правильность такай тактики и в последующем была доказана историей.

Собственно татаро-монгольское иго продлилось около 150 лет: в 1380 г. Великий Князь Московский Дмитрий Донской одержал серьезную победу над татарами, после чего власть Орды стала во многом номинальной. Окончательно она пала после знаменитого Стояния на реке Угре в 1480 г. Хотя периодические разорительные набеги кочевников продолжались еще несколько столетий, их надо относить уже на счет обычных в то время столкновений соседних государств, а не наказания вассала сюзереном.

До Крестовых походов европейская торговля с Востоком шла через Русь. Тем самым, ее тесные контакты с Западом никогда и ничем не прерывались. Наиболее интенсивный обмен зафиксирован с Византией, славянскими землями, Германией, Скандинавией, Аравией.

Что касается русской культуры в целом, то, поскольку проповедь Святителей Кирилла и Мефодия, принесших Руси этническую грамоту, изначально не была узконациональной, ее общеевропейский характер и общечеловечность сохранились до Нового времени, обеспечив резкий поворот страны, начиная с успеха петровских реформ, к Западной Европе.

Дополнительными факторами стали некоторое ослабление южнославянских и греко-славянских связей и интенсификация идейного обмена с литературами Польши, Чехии и Моравии в XVII в., а также появление государственных и частных средних школ, а потом и первого высшего учебного заведения — Славяно-Греко-Латинской Академии, — предназначенного для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Вообще XVII в. продолжил обмирщение культуры и заложил основы современной отечественной картографии и географии.

Еще ранее, в XV и XVI вв. (даже несмотря на то что идеология Москвы как Третьего Рима, призванного отстоять христианство и распространить православие на весь мир, резко обострила межрелигиозные противоречия) в России продолжают строить выдающиеся зодчие Европы, и особенно из Италии. При Иване Грозном распространяется принесенное иностранцами книгопечатание. Затем во Львове Иван Федоров издает первый русский букварь.

Эстафету активно подхватил Петр I. Из Германии, Италии, Голландии приглашаются и становятся членами специально созданной Петербургской Академии ученые самых разных направлений и архитекторы с мировой известностью, за границу отправляется за знаниями молодежь. Те и другие привезли с собой гуманистические и рационалистические идеи естественного права, общественного договора, общего блага. По европейским образцам реорганизуются административный аппарат и хозяйство, создаются армия и флот. Ученье курсантов приравнивается к службе, государство платит им стипендию, возрастающую по мере овладения науками. Образование постепенно складывается в определенную систему.

Но Россию модернизировали, не меняя устаревшего социального строя, новшества вводились поспешно и под большим силовым давлением. Кроме того, произошло огосударствление церковной организации, что нанесло огромный удар по духовным и нравственным основам народного быта.

Екатерина II учреждает Московский Университет и Российскую Академию наук. Появляются первые русские энциклопедисты, самым ярким из которых был М.В. Ломоносов. Поощряемая государыней общественная мысль развивает идеи рационализма, гуманизма и иные подходы просветителей. Стремление осмыслить прошлое и настоящее страны вызывает к жизни историографию и общий рост национального самосознания. Появляются труды В.Н. Татищева.

После войны 1812 г. возрастает интерес к отечественной истории. Одновременно, как и в большинстве государств Европы (за исключением опередивших остальных Британии, Голландии, Франции и некоторых земель Германии), в России начинается промышленный переворот. Мануфактуры превращаются в фабрики. Быстро развивается машиностроение.

Не менее радикально развивается и общественная мысль. Декабристы ставят перед собой задачи отмены крепостничества, установления конституционного строя, вплоть до республики, уничтожения сословий, утверждения прав личности и собственности, и т.п.

За отменой крепостного права в 1861 г. следует образование крупных промышленных районов вокруг столиц, в Донбассе и Баку. В конце века резко ускоряется строительство железных дорог. Открываются многочисленные музеи. Ширится география экспедиций и открытий русских путешественников, включающая в себя Аляску, Центральную Азию, Сибирь и, наконец, Антарктиду. Бурно развиваются науки о природе. Возникает оригинальная русская философия. В начале XX столетия Россия — уже наиболее динамично развивающаяся (за исключением автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения) страна в мире.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРНУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ... Ф В Шелов Коведяев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторический очерк

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий обзор книги
Предлагаемую Вашему вниманию книгу, состоящую из введения и четырнадцати глав разного объема, можно условно разделить на три сегмента, в каждом из которых сделаны свои акценты на характеристике кон

Не надо создавать и тиражировать мифы
Однако вместо выверенной информации нам на всех уровнях продолжают чаще всего скармливать мифы. Выбор этого понятия тут не случаен. В греческом языке есть два наиболее известных субстантива. соот

Традиция
Латинское «traditio» в переводе звучит как «передача» (от tradere — «передавать»). Этот первоначальный смысл сохранился в современном терминологическом словоупотреблении. Традиция означает историче

Массовость культуры
Неверно думать, что массовая культура есть явление послед-них десятилетий. Культура вообще не может долго сохраняться без массовой базы. Разделение единого культурного пласта на элитарный

Существование и действительность культуры
Культура есть объективный социальный институт, сквозной параметр или аспект реально функционирующего общества, манифестирующий себя в идеальной и материальной сферах, в том числе в образе жизни соц

Этнос, язык, культура
Культурный феномен, наряду с универсальными, которых мы уже коснулись, имеет и различные парциальные измерения. К ним относятся, в частности, расовые, этнолингвистические, классово-групповые, этнон

Расизму противоположенкосмополитизм иликультурный универсализм. Это «правило Гомера»: у легендарного автора
«Илиады» и «Одиссеи» все народы выступают на равных. Реальность общемировой культуры признавали уже Ж Ж. Руссо,И. Кант, И.В. Гёте. Последний ставил ее выше национальной. Г

Христианство
Присущий раннехристианским общинам коллективизм не стоит, как то теперь иногда делают, возводить в сакральное предписание на все времена и ситуации. Чтобы избежать этого, надо лучше разбираться в е

Возрождение
Люди новой эпохи, не отбрасывая приоритет Божьих заповедей, обратили внимание на другую сторону Творения человека по образу и подобию Божьему. Она, конечно, тоже отражена в Писании, но в период гос

Культура и бессознательное: 3. Фрейд и К.Г. Юнг
По мере углубления своих медицинских изысканий, врач Зигмунд Фрейд (1856—1939) пришел к собственному видениюпсихических и психологических основ культуры. Согласно ег

Антропологическое направление
Клод Леви-Строс (1908—1990) продолжил анализировать процессы формирования человеческого разума, его структуру и их отражение в организации и функционировании социальных институтов на

Основные периоды и тенденции в эволюции культуры
История вида homo sapiens насчитывает 40 тыс. лет. Отдельные же краеугольные элементы культуры, а именно первые формы религии и нормы поведения (морали), насколько позволяет судить археологически у

Об их неразрывной взаимообусловленности мы уже упоминали. Поэтому остановимся лишь на еще двух принципиальных аспектах их отношений.
Миф как результат эмоциональных реакций человека на среду имеет самостоятельную нравственную и моральную ценность. Следовательно, его развитые формы открывают уникальный материал для выявления стру

Тотемизм и магизм
В их основе лежит единство с природным миром, которым преисполнен первобытный человек. Он остро и ежемоментно ощущает свою неразрывную связь с ним. Недаром повсюду находятся следы мифа обращения —

Философия культуры
Поскольку содержание всей книги имеет непосредственное отношение к данной теме, кратко повторю здесь только некоторые моменты. Эпоха культуры есть время преобразования общества в этнос, т.

Цивилизационные модели; культура и цивилизация
Термин «типология культуры» происходит от объединения в одном слове двух древнегреческих понятий: τύπος («отпечаток») и λογία (λογ&#

Культура и человек; культура и деятельность
Взаимоотношения культуры и человека представляют собойцелое проблемное поле, ибо обе его составляющих образуют диалектическое единство. Человек создает и транслирует культ

Природа и культура
Сами по себе способность внесения изменений в природную среду, умение формировать у себя и закреплять в поколениях навыки приспособления окружающих природных объектов под свои нужды не являются иск

Философия экономики
Хозяйство зиждется на постулатах, ориентированных на получение ординарных благ. Поскольку в их достижении человек не может обойтись без производства и обмена, экономическая активность, не будучи аб

Религиозно-философские системы Междуречья, Переднего Востока и Египта
Религия Шумера — наиболее древняя из известных нам по аутентичным письменным источникам. Естественно, что мы обнаруживаем в ней большое значение доставшегося ей еще от первобытной стадии культа пок

Материальная и художественная культура
Древний Шумер был особенно славен, для той эпохи, своими достижениями в области металлургии, керамического производства (еще с середины III тысячелетия до н.э. тан взяли на вооружение гончарный кру

Рождение науки
Речной характер египетской цивилизации, в которой ирригационная система, зависящая от точного вычисления наступления ежегодного разлива Нила и правильного устройства каналов, по необходимос

Полис; гражданские доблести
Античность внесла свой, бесценный по его последствиям, вклад в практику общественного устройства. Она породила особую форму организации человеческого коллектива, известную как эллинский полис.

Убеждение, что в политику следует идти преимущественно тем, кто располагает значительным личным капиталом.
Относительно обладания капиталом в последнее время настойчиво уговаривают и русского избирателя. Другое дело, что в античности люди, прошедшие на лидирующие должности благодаря высокому имущественн

О китайской специфике
Формируя свое отношение к Китаю, необходимо ясно представлять основные причины поразительной стабильности и вечной актуальности идеологии Срединной Империи. Во-первых, ее история, начавшись еще в I

Образ Неба и концепция Поднебесной Империи
Вначале роль высшего божества в китайской идеологии играл Великий бог Шанди — прародитель, заботящийся о благосостоянии своего народа. В нем этнос находил оправдание своего предназначения выстоять

Этика служения и иерархия социальных связей
Благодаря тому, что конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань, чиновники которой подбирались в соответствии с принципом владения учением, образ благородного мужа стал обязательным эт

Семейная» модель общества и государства
Понятия государства и семьи в китайской парадигме теснейшим образом взаимосвязаны. Первое видится большой семьей, а вторая — малым государством. Оттуда вырастают описанный ранее образ мудрого прави

Особенности религиозности и науки, цивилизационные параллели
Изложенный выше материал вскрывает немало похожего на среднестатистические европейские стереотипы Древнего и Но- вого времени. Здесь достойны упоминания, чтобы не разме

Конфуцианско-даосистская модель в Азии; культура Японии
Поскольку социальная структура стран» соседних с Китаем, была во многом схожа с его общественной парадигмой, конфуцианство и даосизм довольно быстро и широко распространи-

Традиционная мудрость
Классическая индийская философия зародилась тысячелетия назад. Однако ее эволюция продолжается до сих пор. А ее учение разделено между шестью историческими школами, каждая из которых имеет с

Общественная функция кастовой структуры
В системе ценностей индуизма большое значение имеет догмат оварнах (кастах), каждая из которых воплощает определенные культурные ценности. Прожитая жизнь оценивается

Роль и вклад науки в мировой фонд знаний
Мудрость издревле пользовалась в Индии подчеркнутым почетом. Особенно это относится к медицине, астрономии и математике. Веками ее специалисты в перечисленных областях ценились по всему Ближнему и

Значение религии в истории еврейского народа
Моисей не дал возглавлявшемуся им союзу семей никакой политической организации. В его учении полностью отсутствовали предписания относительно светской власти. Не было в нем и определенного раз и на

Всеобъемлющий характер Торы
В истинной теократии царем был Бог, и его заповеди были одинаково непререкаемы для больших и малых, сильных и слабых, ученых и неграмотных, служителей культа и обывателей. От Моисея до Ездры полити

Монотеизм и Богоизбранничество
Впервые основы веры и понимания человека, Вселенной и Единого излагаются Ягвистом. Он всюду проводит свою особую мысль о том, что описывает драму между Богом и человеком: он говорит о н

Религиозные заимствования
Часто приходится сталкиваться с утверждением, что немалая часть Ветхого Завета представляет собой довольно пестрое собрание различных мифов и легенд, имеющих лишь косвенное отношение к собственно е

Рационализм и мистицизм
Мудрецы и пророки считали, что многие народные верования не соответствуют истинной вере, и противопоставляли им свою проповедь. Но они не становились высокомерными, не замыкались в отгороженную от

Представления об учености и словесности; науки, искусства и ремесла
Если материальная сторона жизни народа Завета была во многом итогом агрегирования различных иноэтничных наследий, то его национальный гений тем ярче проявил свою самобытность в духовном аспекте. Бл

Практическая философия
Она проявляет себя в распространенном иудаизмом по свету этическом учении, каковое составляет его смысл смыслов. Ягвист строит свою метаисторию как теодицею — Богооправдание. Он отвергает мнение, ч

Обряды и запреты; семейные отношения
Сойдя, после общения с Богом, в лагерь своих спутников. Моисей начинает с низверженияидола. Значение совершенной им затем культурной революции не всегда сразу понимается. Как известно,

Закон и талмудическое право
Суть Закона, врученного Моисею в скрижалях, есть требование исповедания монотеизма и соблюдения нравственного поведения. Его адаптации к вновь открывающимся обстоятельствам посвящено все позднейшее

Картина мира
В центре исламской культуры, естественно, находятся проблемы космогонии и устройства Вселенной, происхождения и места в ней смертного, предопределения, свободы воли и пр. В ней постулируется, что в

Отношение к иным религиям и их практикам
В Коране и шариате содержатся подробные инструкции о том, как верным следует строить отношения с немусульманами. Пророк Мухаммед заповедал своим сторонникам уважительно относится к иудеям и христиа

Последовательный монотеизм и предопределенность
В своем Откровении Пророк-проповедник Мухаммед призвал своих последователей отдать себя Господу, единому и всемилостивейшему, покориться его воле и соблюдать освященные им нормы жизни* Эта

Теократическая модель социума; структура общественных отношений
Другое дело, что сама семантика лексемы «ислам» указывает на послушание. Соответственно самоценность личности занимает в нем более скромное место, чем в других ответвлениях авраамического наследия.

Вероучение ислама
Культ Аллаха включает преклонение перед ним как Всемогущим, Предвечным, Всемилостивейшим и Милосердным, Единым Богом. Люди должны быть привержены и послушны ему, не имеющему себе равных. Он будет с

Система мусульманских ценностей
Верхнюю позицию в ее шкале безраздельно занимает Аллах. Его вес для верующего абсолютен. Однако с тех пор как Адам и Хава нарушили его запрет, в жизни человека он не воплощается, но остается для не

Мораль, право и предпринимательство
Шариат сосредоточивает в себе предписания религиозной морали и представляет собой их наиболее систематический и полный свод. Он исходит из принципа равенства последователей Пророка и выступает в ро

Ислам и политика
Ислам, даже по сравнению с иудаизмом, наиболее «светская» в авраамической традиции религия. Он весь обращен к повседневным — персональным и общественным — вопросам. В частности, он содержит ясные у

Предпосылки и предтечи христианства
Весть, принесенная в мир Иисусом, в противовес традиционному формализованному учению фарисеев, утратившему духовный заряд, делает упор на этической позиции. Изначально она, естественно, была направ

Христианская картина мира
Она теоцентрична и ант роп о центрична. В сердце мироздания помещен Единый Бог, его творец, а не создатель. Христианская доктрина четко различает эти понятия. Творение, как то, что и совершает Бог,

Ценностные ориентации
Христианство, как и его сестры по авраамизму, есть религия о правильной жизни человека, о смысле его бытия, о долге и чести... Этические заповеди христианства обращены прежде всего к личной совести

Догматика и этика
Господь Един в Трех Лицах. Провозглашающий такое знание Символ Веры был принят Первым, Никейским (325 г.), и Вторым, Константинопольским (381 г.), Вселенскими Соборами. Они постановили: Сын Божий е

Схоластика и мистика
Бог есть Любовь и глубочайшая Тайна. Человек не может его постичь исходя из житейской или философской мудрости. Он — Бог сокровенный, живущий в свете неприступном. Лишь единственно молитвенное подв

Религия и наука
Неверно думать, что вера когда-либо тормозила прагматические исследования. Другое дело, что сами потребности в них в раннее Средневековье были значительно сужены по сравнению с римской

Средневековье; Византия и Запад
Византийская культура продолжала греко-римскую цивилизацию, сложившуюся в эпоху Римской империи, особенно Домината. Термин «Византия» сравнительно недавнего, научного, происхождения. Сами же ее жит

Специфика Возрождения; тенденции Реформации
Ренессансное мировоззрение, не отказываясь от религии, сделало свой особый акцент нанезависимости и самоценности личности. Оба мотива получили в нем мощное развитие и утверждение, что с тех самых п

Перипетии Нового и новейшего времени
Век Просвещения создал себе идола из рационального знания и техники. Благодаря этому, в последующие столетия идея прогресса связывается в нациях, выступающих его локомотивами, почти исключительно с

Художественная практика христианства
В изобразительном искусстве и памятниках словесности христианства долгое время превалировали сюжеты, либо прямо заимствованные из Ветхого и Нового Завета, либо навеянные ими. Ренессанс и последовав

Этика и прагматика
Важнейшей чертой христианской морали является ее активный характер. Она ориентирует на преобразование, улучшение сначала отдельного человека, а затем и окружающего его социума. Что касаетс

Исторические корни глобализации
В идеальной сфере ее предвосхищает сама проповедь Мессии. Ведь благодаря его приходу люди получили универсальную религию, отвергающей монополию Храмового жречества на понимание природы истинного Бо

Родство глобализма и антиглобализма
Антиглобалистов принято рассматривать как альтернативу глобализации, Между тем, если посмотреть глубже, то и они выступают за нее. Однако они требуют, что справедливо, отойти от экономического дете

Условияформирования
В становлении древнерусского этноса принимали участие не только восточнославянские племена (поляне, вятичи, древляне, радимичи, словене и др.), но и скандинавы (варяги, непосредственные предки совр

Происхождение славян
Их предки изначально составляли одно культурное пространство с германцами, балтами и кельтами. Предки славян контактировали также с римлянами, гуннами и иранцами. Современное же славянс

Характеристики русской культуры
Соединение Запада и Востока, равноправное отношение с ними, синтез разных по происхождению элементов генетически присущ всему русскому. На протяжении всей своей истории Русь складывалась под перекр

Наследие Византии и его значение
Византийская империя сыграла для Руси ту же роль посредующего звена с античностью, что и, как мы установили, в отношении франкских королевств и их наследников. Пусть разными путями, но именно оттуд

Особенности русского православия
Наконец, Россия получила от Византии религию, символы и атрибуты власти, доктрину «симфонии» церковного и светского руководства. Все это стало прочной основой объединения отдельных племен и их слия

Система ценностей
Русскому характеру не менее, чем прочим европейцам, присущи свободолюбие и недюжинная сила воли. Доказательства тому — казачество, возникшее в результате ухода от феодалов предприимчивы

О текущих задачах
Необходимо отказаться от глубоко засевших в психике людей советских стереотипов патернализма (государство обязано заботиться о гражданах) и иждивенчества {пусть государство само о нас заботится, а

Русское искусство
После падения Византии Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Уже в XV столетии в Москве работают сразу несколько итальянских архитекторов. А в XVII в. — веке общего усиления светс

Русская философия
Стереотипически считается, что в России, в отличие от Запада, теология не развила из себя философию. Это верно лишь отчасти. Действительно, в силу специфической мистики Богословие Восточной Церкви

Ближний Восток
Любой цивилизации присуще искать и находить форму для отражения своих представлений об окружающем мире, существующих в нем элементах порядка и беспорядка. В этом смысле все космогонические

Индия и Китай
Идею высшей справедливости и высшего порядка, санкционируемых верховной божественной силой, находим и в индийской мифологии начиная с самых первых ее памятников. В «Ригведе» всемогущий кос

Античность
Древняя Греция подарила миру начатки рациональной политической теории и тем самым политической науки. Феномен демократического полиса заключается в том, что гражданский коллектив, формирую

Средневековье
Изначально проповедь Иисуса подчеркивала идентичность человеческой природы «чистосердечия. Вторым важным постулатом был приоритет духовных благ над мирскими. К государству и правительству первые хр

Эпоха Возрождения
Гуманистический идеал самодовлеющей личности, выдвинувшийся на первый план в эпоху Ренессанса, потребовал новых принципов оправдания полезности государства и деятельности правителя. Продол

Век Просвещения
Развитие мысли в XVIII столетии во многом группировалось вокруг углубленного рассмотрения идеи естественного права, которое понималось как выражающее идеальные ценности, соответствующие природе вещ

Девятнадцатый век
Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал автором самой разработанной версии концепции государства-общества, где народный дух отождествляется с государственным принципом. Гегель ставит знак равенства меж

Новейший период
Оттолкнувшись от марксизма,французский синдикализм XX в., выросший из анархизма, провозгласил, что правители ие вправе декретировать какие-либо правила, обязательные

Основная
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1982. 2. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. 3. Индуизм: традиции и современность. М., 1985.

Дополнительная
1. Бердяев Η Л. Истоки и смысл русского коммунизма, м„ 1990. 2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги