рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В профессиональной сфере

В профессиональной сфере - раздел Культура, Глава 5. Этика личности и корпоративная этика   Хотя Круг Проблем В Кодексах И Правилах Варьирует В Разных Об...

 

Хотя круг проблем в кодексах и правилах варьирует в разных областях промышленности, существует общий список проблем, которые решают­ся на этической основе.

· Безусловная честность и следование закону.

· Безопасность и качество продукции.

· Конфликты интересов.

· Практика найма.

· Честность при продаже/маркетинге.

· Финансовая отчетность.

· Отношения с поставщиками.

· Назначение цен, предъявление счетов и заключение контрактов.

· Торговля ценными бумагами/использование внутренней информации.

· Выплаты в целях получения новых возможностей для бизнеса.

· Приобретение и использование информации, касающейся других людей и организаций.

· Безопасность.

· Политическая деятельность.

· Защита окружающей среды.

· Интеллектуальная собственность.

Приобретающее все большую популярность среди больших корпора­ций движение по развитию и улучшению их этических кодексов имеет две взаимосвязанные цели:

· во-первых, обеспечение соответствия стандартам поведения компании. За этим стоит понимание того факта, что в компании работают люди с разной этической культурой и им нужны объединяющие их установки;

· во-вторых, реализация все более широко распространяющегося мнения, что сильная корпоративная культура и этика являются жизненно важным стратегическим ключом к выживанию и получениюнеобходимой прибыли в нашу эпоху высочайшей конкуренции.

Если ваше решение уже прошло два испытания: на 1) легальность и соответствие договорным условиям и политике компании; 2) соответ­ствие своду законов компании или профессиональному своду, — не сле­дует думать, что ваш анализ на этом закончен. Последний — и наиболее важный тест, которому ваше решение должно быть подвергнуто, — это тест на целостность, соответствие другим решениям. Если после деталь­ного анализа вы сочли решение этичным, то надо остановить свой выбор на нем, если же это не так, то необходимо оценить другой вариант.

Улучшение репутации бизнеса отнюдь не является главной целью кор­поративных этических программ. Напротив, многие администраторы убеж­дены, что культура и этика необходимы, чтобы обеспечить интересы са­мой компании. Они полагают, что это обязательное условие для поддер­жания уровня прибыли и соответствующей конкурентоспособности, необходимых для эффективной деятельности. Никакого конфликта меж­ду этическим поведением и приемлемыми доходами нет. На самом деле первое является необходимым условием второго. Устойчивая система цен­ностей, обычаев и методов ведения дел служит надежной основой для долгосрочных достижений.

Сделаем несколько комментариев к приведенному списку сфер этического воздействия.

Говоря о морально-этических проблемах, возникающих в процессе эко­номической деятельности корпораций ведущих стран, можно выделить несколько крупных областей, где эти проблемы возникают: это отноше­ние к природе, к качеству продукции, к власти, к персоналу (рабочим и сотрудникам) и в его среде, к социальным проблемам, к глобальным проблемам и, наконец, к своим партнерам по деловому общению (клиен­там, поставщикам и т. п.). В последнее время на первый план выходят интересы и ценностные ориентации основных инвесторов и ключевых парт­неров {stakeholders). Исследование этических кодексов 116 ведущих корпо­раций США показывает, что первые три позиции (по объему текста и вниманию, уделяемому проблеме) в кодексах заняли отношения: а) с правительством (чиновниками и законами); б) с поставщиками и клиен­тами; в) внутри организации между сотрудниками как одного уровня, так и иерархические.

В 90-е годы, когда экологические проблемы стали общими для всего человечества и бизнес стал приобретать все более интернациональный характер, первостепенное значение получило создание некоего базового этического кодекса для международного делового сообщества. Своды пра­вил, регулирующие поведение корпораций, уже приняты тремя междуна­родными организациями: ООН, Международной торговой палатой и Орга­низацией экономического сотрудничества и развития. Одновременно в международном деловом сообществе идет интенсивный процесс создания неформального этического кодекса, который бы действовал не столько юридически, сколько морально-психологически. Важнейшим в этом пла­не следует считать принятие представителями деловых и научных кругов Америки, Европы и Азии "Принципов ведения бизнеса", что было осу­ществлено на очередном заседании "Круглого стола группы Ко" в 1994 г. в Швейцарии.

В "Принципах ведения бизнеса" предпринята попытка выделить то об­щее, что оценивается в самых различных деловых культурах как этически одобряемое поведение. Цель этого документа — стимуляция и укрепление принимаемых всеми норм. К 1996 г. "Принципы ведения бизнеса" завоева­ли большой авторитет в международном деловом сообществе. Возможно, они станут основой для международного этического кодекса делового поведения — своеобразного свода заповедей для менеджеров и предпри­нимателей, желающих войти в деловую элиту мира.

Принцип 1. Ответственность бизнеса: не ограничиваться интересами вклад­чиков, а учитывать интересы всех участников деловых отно­шений.

Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: поощрение инно­ваций, стремление к справедливости и мировому сообществу.

Принцип 3. Деловое поведение: от буквы закона к духу доверия.

Принцип 4. Уважение правил.

Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений.

Принцип 6. Забота об окружающей среде.

Принцип 7. Избегание незаконных операций.

В основе этих принципов лежат два основополагающих постулата, один из которых является центральным в западной культуре, другой — в вос­точной. Первый — постулат о человеческом достоинстве личности как высшей ценности, второй — постулат об общем (коллективном) благе как цели индивидуальной жизни и деятельности. Таким образом, в "Прин­ципах" соединяются две системы — индивидуалистическая и коллективи­стская (общинная).

Необходимо остановиться на этом более подробно (П.Н. Шихирев), поскольку, с одной стороны, общинность — неотъемлемая историчес­кая, глубинная характеристика предпринимательства в России, а с дру­гой — индивидуалистическое начало получило свое развитие в современ­ной России, тяготеющей в этом к американской деловой культуре.

Оба постулата могут быть представлены как системы из пяти компо­нентов, которые определяют следующее:

1. Отношения между человеком и общиной (сообществом), индивидом и группой, а также средства индивидуальной самореализации и формирования самоуважения.

2. Гарантии со стороны общественных институтов, обеспечивающие это отношение, например гарантии прав собственности.

3. Принятые средства контроля за производством товаров и услуг.

4. Роль государства.

5. Преобладающее представление о действительности и концепция природы.

В основе этих постулатов — система индивидуально-психологических базовых ценностей, к которым относятся выживание, справедливость, до­стижение целей, самореализация, самоуважение, экономический успех.

Вот что показывает сравнительный анализ базовых компонентов упо­мянутых двух постулатов.

Компонент первый — отношения между индивидом и сообществом и способы самореализации личности

а) Индивидуализм основан на представлении о сообществе или обществе как сумме, совокупности индивидов, включенных в конкуренцию, в которой преуспевает сильнейший. Ядро социальной идентичности — "я". Круг "своих" ограничен прямыми родственниками. Два других исходных положения: индивиды, вступая в соревнование, должны иметь равные шансы; чтить контракт — значит соблюдать достигнутое соглашение о взаимных обязательствах, поскольку на системе контрактов предпринимателей между собой, между предпринимателями и потребителями, рабочими и работодателями держится все общество. За пределами контракта никто никому ничем не обязан. Высшая цель самореализации — построить свою судьбу самому, своими силами. Полагаться надо только на себя. Каждый за себя, один Бог за всех.

б) Коллективизм (или общинный подход) основан на представлении о сообществе или обществе как коллективном субъекте, целостном организме со своими потребностями в выживании, самоутверждении и т. п. Ядро социальной идентичности — "мы", "коллектив". Вместо системы индивидуалистических контрактов сообщество имеет систему коллективных решений, обязательных для индивидов. Если один — за всех, то и все — за одного. Независимо от того, какое место в социальной иерархии занимает индивид, его не забудут при распределении коллективно произведенного продукта.

Компонент второй — обеспечение отношений между индивидом и сообществом

а) Индивидуализм покоится на неотъемлемом, священном праве индивида на частную собственность, обеспечивающем ему в силу своей незыблемости надежную защиту от любых посягательств извне, будь то со стороны государства или других индивидов. Частная собственность — это фундамент чувства безопасности, собственного достоинства и независимости. Именно в ней индивид может материализовать свои жизненные силы.

б) Коллективизм, исходя из интересов целого, организует отношения между индивидом и сообществом через систему прав и обязанностей его членов. Отсюда необходимость и фундаментальная причина возникновения бюрократии, которая и выстраивает эту систему. Чем это обычно заканчивается, мы теперь знаем: формированием класса номенклатуры, который всем обладает, всем пользуется и ни за что не отвечает. Опыт перестройки показал необычайную живучесть этого паразитического сообщества, сплоченного вокруг эксплуатации общества системой круговой поруки. Гарантируется эта живучесть лишением граждан, не включенных в систему, их прав, и прежде всего права частной собственности — осно­вы независимого существования.

Компонент третий — наиболее распространенные способы контроля за производством товаров и услуг

а) Индивидуализм в его классическом виде опирается на идеи Адама Смита: лучшее средство контроля — "невидимая рука" рынка. Она поощряет тех частных собственников, которые лучше удовлетворяют спрос, и наказывает тех из них, кто делает это хуже. Отсюда вывод: не мешать рынку способствовать развитию конкуренции между производителями. Общественный интерес лучше всего будет удовлетворен в результате естественного стихийного соревнования множества предпринимателей, напористо преследующих свою собственную выгоду.

б) Коллективизм, видя в индивидуализме главную опасность общественному благу, поступает наоборот. Вначале определяются потребности общества, затем производство регулируется с помощью различных разрешений и запретов. Уместно здесь вспомнить слова Черчилля об этой процедуре в СССР: "...здесь запрещено делать абсолютно все, кроме того, что разрешено обязательно". Возможность регулировать производство, как правило, создает благодатные условия для коррупции номенклатуры. Этого не могут избежать даже страны индивидуалистической ориентации. Уровень коррупции и там определяется степенью, в какой чиновник, не владеющий продуктом, получает право им распоряжаться.

Компонент четвертый — роль государства

а) Индивидуализм относится к государству как к необходимому злу, крайнему средству сдерживания "войны всех против всех". Отсюда идея — чем меньше власть правительства, тем лучше. Широко известно и другое популярное мнение: "экономика развивается, когда правительство спит". Американский опыт свидетельствует о том, что индивидуальный интерес должен как-то регулироваться, иначе общество рискует тем, что, например, интересы "Дженерал Моторс" станут общественными интересами. Эффективное средство в этом плане — всемерное содействие конкуренции с помощью антимонопольного законодательства и развития мелкого и среднего бизнеса.

б) Коллективизм, напротив, считает государство инструментом реализации общественных интересов. В какой степени ему это удается, зависит от степени развитости демократии в данном конкретном обществе и от морального уровня чиновников. К сожалению, сдержать, ограничить крупнейшего собственника России — номенклатуру, оседлавшую государство, пока некому (если не считать зарождающийся класс предпринимателей).

Компонент пятый — представление о мире и реальности

а) Индивидуализм отличает стремление управлять действительностью, которая видится им фрагментарно, через призму индивидуальных, часто ограниченных целей. Средством их достижения, главным методологическим инструментом является специализированный подход, основанный на идее о том, что любой объект, любое явление можно разделить на составные части, исследовать, может быть, воспроизвести искусственно и вновь собрать, часто — в нужной комбинации. Отсюда ориентация на специализированное знание и убежденность в собственном могуществе. Ориентация во времени — на настоящее.

б) Коллективизм отличает более широкое и целостное (холистическое) видение мира, согласно которому все в окружающей действительности взаимосвязано и взаимозависимо. Для коллективиста характерны макровидение, глобальный взгляд. Отсюда склонность к мессианству, невнимание к деталям, частностям, фатализм. Здесь лежат причины приверженности коллективизма к устремленности в будущее, готовности жить перспективой его достижения.

В этой связи возникает важный вопрос: в каком направлении развива­ются национальные деловые культуры, в том числе российская, — в сто­рону усиления доминирующей тенденции, так, что индивидуалистичес­кий или коллективистский характер любой культуры становится еще более ярко выраженным, или же можно констатировать глобальное движение этих двух тенденций навстречу друг другу?

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика

Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В профессиональной сфере

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Законодательные правила и этикет
Этика вообще может быть определена как набор правил, по которым один человек "играет" с другими. В каждой цивилизации в любую истори­ческую единицу времени существует специальная система

Основные нравственные риторические постулаты
Иногда люди совершают аморальные поступки, так как некоторые си­туации они не воспринимают как этически двусмысленные. Проблема здесь состоит в том, что многие этические нормы неочевидны, и создает

Деловая культура и деловая этика
Среди профессиональных типов культур разумно выделить "деловую культуру", которая может быть теоретически определена как система от­ношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги