рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б. Спиноза

Б. Спиноза - раздел Культура, Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика" Иное Понимание Морали Присутствует У Голландского Мыслителя Б. Спинозы, Котор...

Иное понимание морали присутствует у голландского мыслителя Б. Спинозы, который не связывает мораль с политикой и государством, а ищет их в природе человека. Согласно автору "Этики" существенной чертой человека является стремление к самосохранению, которое является основанием добродетели человека. Польза, расчет, выгода - вот что составляет движущую силу человеческих действий. "Расчет выгоды" составляет "рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий". Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес индивид защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, добро тождественно пользе человека, а зло - это то, что препятствует достижению личной пользы. Но эгоизм, движущий поведением, становится моральным, только как разумный эгоизм.

Добродетель в своем конкретном содержании раскрывается как познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться от низших ступеней познания к высшим выступает как процесс морального совершенствования. Именно познание является в этике Спинозы высшей добродетелью, высшей, и конечной нравственной целью. Моральная ценность поступков зависит от того, насколько они основаны на разуме, на правильных знаниях о мире.

Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию (его основной труд "Этика" представляет собой учение о субстанции:), одним из основоположений которой выступает тезис рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали при обретает у него ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло ("модусы мышления") интерпретируются в контексте заметной в буржуазной этике утилитаристской ориентации. Наиболее плодотворным для развития этической рефлексии окажется комплекс спинозовских идей относительно значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности, однако и утилитаристской тенденции суждено получить в дальнейшем более определенные очертания. Примером этого является концепция "разумного эгоизма" французских материалистов ХVIII века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"

тема quot Предмет специфика и задачи этики Что такое этика quot... quot История этических учений quot... тема quot Этические учения Древнего Востока Древней Индии Древнего Китая quot...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б. Спиноза

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, специфика и задачи этики
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один

Этические учения Древнего Востока.
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия

Этико-философские системы Древней Индии
Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся

Этико-философские учения Древнего Китая
Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы (

Сократ и сократовские школы (киники, киренаики).
"Отец" античной этики Сократ (469-399 до н.э.) в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Сложность реконструкции этической позиции Со

Аристотель
Этимология слова "мораль" восходит к древнегреческому слову "этос", которое в свое время имело различные значения: "устойчивый нрав", "характер", формирующий

Мишель Монтень
В рамках данной эпохи прослеживается определенная закономерность развития этической мысли (понятно, что она детерминирована социокультурными обстоятельствами), позволяющая исследователям выделять,

П. Гольбах, К. А. Гельвеций.
П.Гольбах (1723-1789) и К.А.Гельвеций (1715-1771) интерпретировали человека в психофизиологическом ключе ("человек есть чисто физическое существо" - Гольбах). Преодолевая свое природное с

И. Кант
Моральная философия И. Канта (1724-1804) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравстве

Л.Фейербах
Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Л.Фейербаха (1804-1872) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая тр

Вопросы для самопроверки по этике (основные)
1.Является ли этика гуманистической дисциплиной? 2. Почему этику именуют "философией практической жизни". 3. Предметом изучения этики является...? 4. Что подразумевается под ц

Проверьте свои знания.
1.1. Какая философская школа Древней Индии была наиболее радикальной и нетрадиционной в постановке и решении этических проблем? 1.2. Назовите имя основателя буддизма. 1.3. Как в древнеиндий

Ответьте на вопросы.
2.1. О чем бы Вы в первую очередь спросили Конфуция, если бы смогли с ним встретиться? Можете ли Вы сами ответить на этот вопрос? 2.2. Можете ли Вы назвать себя "дважды рожденным"?

Объясните смысл высказываний.
Согласны ли Вы с высказанными в них идеями? Попробуйте обосновать свое мнение. 3.1. " Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит больши

Ответьте на вопросы.
2.1. В чем проявляется "традиционность" древневосточной этической мысли? 2.2. Какие идеи объединяют Сократа и Конфуция? 2.3. Каковы наиболее принципиальные различия между древнеин

Проинтерпретируйте фрагменты текстов.
3.1. "Умеющий шагать, не оставляет следов. Умеющий говорить, не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот. не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги