рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика" - раздел Культура, Перечень Тем: Тема: 1.1 "предмет, Спец...

Перечень тем:

тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика."

"История этических учений"

тема 1.2 "Этические учения Древнего Востока, Древней Индии, Древнего Китая"

тема 1.3 "Этика Античности"

тема 1.4 "Этическое сознание эпохи Средневековья"

тема 1.5 "Этическая мысль Нового времени".

тема 1.6 "Этические искания русской философии".

тема 1.7 "Этика в XX веке".

Предмет, специфика и задачи этики

Вся человеческая жизнь есть система отношений. Каждый человек должен "вписаться" в систему отношений, должен найти верное, оптимальное… Существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того,… Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это…

Этические учения Древнего Востока.

- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций; - настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся… Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические…  

Этико-философские системы Древней Индии

1)жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2)источник страдания - желания; 3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;

Этико-философские учения Древнего Китая

Основоположник конфуцианства философ Кун Фу-цзы, Конфуций (551-479 до н.э.), и его последователи обо6щили духовное наследие более ранних эпох,… Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) и его последователей, авторов сборника… Представители легизма - школы " законников", возникшей в период окончательного объединения Китайской…

Сократ и сократовские школы (киники, киренаики).

1) сомнение ("Я знаю, что я ничего не знаю"); 2) ирония (выявление противоречия); 3) майевтика (преодоление противоречия); 4) индукция… Здесь нет возможности подробно разъяснять и иллюстрировать особенности… Сократ положил начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении…

Платон

Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) - первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставил перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате он пришел к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного, потустороннего мира вечных идей.

Существует множество объяснений платонического идеализма, в данном случае обратим внимание на одно из самых интересных. В.Соловьев полагал, что первое основание платонического идеализма содержал ось в учении Сократа, второе было дано его смертью. В самом деле, Сократ обнаружил несоответствие сущего должному, противоречие между общими моральными понятиями и их единичными воплощениями, но не мог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Продолжая исследование этой проблемы, Платон "постулирует существование таких аналогов в виде самостоятельного изначального царства неких идеальных сущностей. Он предположил, что за невидимыми пределами чувственного мира, в "умном месте" находится особый класс предметов, идей, своеобразным отражением которых как раз и являются общие понятия". Гибель Сократа действительно могла стимулировать подобные настроения: "тот мир, в котором праведник должен умереть за правду, не есть настоящий подлинный мир". Должен существовать иной мир, где "правда живет", - вот его и называет Платон миром вечных идей. (Какие размышления вызывает у Вас такая постановка вопроса? Задумывались ли Вы о том, насколько значима роль Учителя в формировании мировоззрения?).

Собственная этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться с истинным миром - миром вечных идей. Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная - мудрости; волевая - мужества, аффективная - умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, - это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении смысл человеческого бытия. Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

Определяемая этими идеями, социальная этика Платона предполагает закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины - мужеством, низшее сословие - умеренностью). Благодаря жесткой политической и, соответственно, моральной иерархии в государстве должна реализоваться высшая добродетель - справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносятся интересы отдельной личности: в утопии Платона нет места индивидуальности. Совершенное государство, изображенное им, оказалось весьма непривлекательным не столько из-за духа интеллектуального аристократизма, сколько из-за ущербности пребывания в нем представителей любого сословия: "порядок" в обществе не приносит им счастья. (Не возникает ли у Вас аналогий с проблемами нашего сегодняшнего бытия? Возможна ли вообще социальная гармония, не требующая индивидуальных жертв?).

Стремление Платона к синтезу (личного и общественного блага, должного и сущего, истины и добра), попытка обоснования объективного источника морали и ее ригористического смысла оказались исключительно плодотворными для дальнейшего развития этики. Все конструктивные идеи и "гениальные догадки" Платона невозможно здесь даже просто перечислить, но одной из них нельзя не коснуться. Нравственность индивида философ не представлял вне связи с целым, с обществом, т.е. содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона (во многом являющуюся ключом к пониманию существа морали), как и другие его идеи, еще предстояло осмыслить и развить, что в значительной степени удалось сделать его ученику.

Аристотель

Аристотель пишет: "Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот… В дальнейшем Аристотель образовал от этого слова прилагательное… Термин "мораль" - и по содержанию, и по истории возникновения - латинский аналог термина "этика".…

Эпикур

Эпикур (341-270 гг. до н.э.), опиравшийся на наследие киренаиков и Демокрита, рассматривал этику как "лекарство для души", помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие.

Существует устойчивая традиция гедонистического истолкования учения Эпикура, обусловленная различиями в понимании термина "гедонизм", а также другими обстоятельствами, в том числе тем, что на уровне обыденного сознания любая философская идея, приспосабливаемая к нуждам этого обыденного сознания, огрубляется, примитивизируется и, естественно, существенно искажается. (Кстати, проблема "инобытия" идеи в массовом сознании сама по себе чрезвычайно интересна. Попробуйте сформулировать свое мнение на этот предмет). Отчасти эта традиция поддерживается некоторыми суждениями самого Эпикура.

Наличие определенных гедонистических мотивов не опровергает общей эвдемонистической ориентации Эпикура, определявшего счастье весьма своеобразно - как свободу от телесных страданий и душевных тревог. Соответственно, основная цель этики - помочь человеку избавиться от страданий или облегчить их. Этот контекст обнаруживается во всех этических размышлениях Эпикура. Он отмечает, например, что счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям (избегать неестественных удовольствий, предпочитать духовные, соблюдать меру), иначе страдания не миновать. Кроме этого, условиями счастья являются: атараксия (безмятежность души, невозмутимое, спокойное состояние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти. Все это, по мнению Эпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней независимости от мира.

Добродетель - не самоценность, а необходимое для счастья средство, источник которого находится не во вне, а внутри человека. Главная добродетель - мудрость, предполагающая занятие философией, что способствует прояснению сути вещей и помогает преодолеть страх смерти. Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти (смерть не может причинить страданий: когда есть человек, нет смерти, когда приходит смерть, нет уже человека), он занят разумной организацией "правильной жизни", которая естественным образом подготавливает "прекрасную смерть".

Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой", - это не просто слова, а жизненная позиция Эпикура, воплощенная на практике. Нужно отметить, что вообще вся его жизнь есть реализация учения. Не случайно ученики и последователи Эпикура благоговейно сохраняли память о нем.

В дестабилизированной социальной среде человек может спастись бегством от реального мира, находя в себе самом источник моральных ценностей, - такая жизненная философия, предложенная Эпикуром, как и его многочисленные житейские наставления, сохраняют свою популярность и по сей день. Однако, сведение морали к нравственным свойствам индивида чревато возможностью ее релятивистского истолкования, - такого следствия этических рассуждений не смогли избежать и представители другой ориентации позднеантичной "практической философии" - стоики.

 

Стоики

Стоицизм продолжает развитие ригористической тенденции, намеченной киниками. Наиболее явно эта тенденция выражается в идее самоценности добродетели своеобразной форме императивного понимания морали.

В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя (II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I - II вв. н.э.). С точки зрения развития этической рефлексии, наиболее интересен последний период, когда стоицизм представляют трое известных римских мыслителей:

Сенека(5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.),
Эпиктет(50140 гг. н.э.),
Марк Аврелий Антоний(121-180 гг. н.э.).

Основной принцип стоической этики - осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства. Этот принцип имеет различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. "Мы рождены под единодержавной властью: повиноваться богу - вот В чем свобода наша" (Сенека). Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но, по существу, остаются в границах субъективизма.

Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы (с этим связано используемое ими понятие "апатия", которое обозначает "бесстрастное" отношение ко всему, включая страдание); занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель - знание, зло - незнание); определяют свое отношение к смерти. Что касается последней проблемы, то ее решение исходит из установки: "Жизнь - не благо, смерть - не. зло", т, е, жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишается смысла и предпочтительней оказывается смерть: "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить" (Сенека).

Таково (в самых общих чертах, конечно) мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихся помочь человеку в сложных обстоятельствах социального хаоса и нравственной деградации сохранить моральное достоинство; принять мир таким, какой он есть, раз нет надежды на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность, Возможно, и в настоящее время стоическая этика способна стать "путеводной звездой" для человека, попавшего в трагическую жизненную ситуацию. Тем не менее, содержание стоического идеала свидетельствует о том, что субъективизм, как основа этического сознания, утрачивал свою привлекательность. Начинался поиск объективных оснований морали, который на длительное время оказался связанным с христианской религии.

Этика Средневековья

Этика Средневековья представляла нравственность как в неличностный и надличностный феномен. Нравственные требования в ней выступают как заповеди Бога. Вспомним Декалог - десять заповедей Моисея: почитай одного Бога, не делай кумиров (изображений Бога), не произноси имени Господа напрасно, помни день субботний, почитай отца и мать, не кради, не лги, не убивай, не прелюбодействуй, не завидуй. Моральные нормы в этой этике являются безусловными, абсолютными, выступают в качестве единственного критерия моральной значимости поведения индивида. Они находятся в принципиальной враждебности к земным ценностям: "Не можете служить Богу и мамоне". В то же время христианство дало нравственный и эстетический идеал человечеству в образе человека-Христа, тем самым, преподнеся человеку высокий урок нравственности.

Религиозная мораль говорит о всечеловеческой общности, основанной на любви к Богу, и является сугубо духовной: "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим".

Средневековое этическое мышление представляет собой отрицание античной моральной философии, прежде всего потому, что основой интерпретации нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Любые варианты осуществления самовластия веры (сомнение в возможностях разума, борьба против разума и его поборников, союз веры и разума в поздней схоластике) отводят разуму второстепенную роль как в постижении существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции.

Идея бога как морального абсолюта задает жесткие границы истолкования всей нравственной проблематики: жизнь человека и ценности этой жизни приобретают смысл только в соотнесении с божественным законодательством; бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно истинного источника морали. Отсюда - трансцендентное· понимание смысла человеческого бытия; противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мотивов (пессимизм преимущественно касается "здешнего" мира, оптимизм связан с упованиями на "божий град"); крайний ригоризм (христианская мораль есть отказ от своеволия, полное подчинение воле бога: человек - "сосуд для божества"); аскетизм; противоречие между сущим ("весь мир во зле лежит") и должным, представленным абсолютно безупречным царством божьим.

Центром христианской этической концепции является идея любви" богу. Любовь понимается как универсальный принцип морали (нравственное отношение к ближнему проистекает из нее); позволяет придать морали общечеловеческий статус; освящает все сущее. Из идеи любви к богу рождается новая (неизвестная античности) добродетель - милосердие; предполагающее прощение обид, готовность к состраданию и активной помощи страждущим. На фоне идеи любви получает свое выражение "золотое правило" нравственности: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

В отличие от стоицизма, ориентированного на сильную личность, способную все обрести в себе самой, христианство обращено к "нищим духом", к "нуждающимся и обремененным", ко всем тем, кому нужна внешняя точка опоры. Отчаявшимся христианская мораль предлагает утешение - искупление страданий и вечное блаженство в мире ином. Итак, опять вариант бегства от реального мира, только теперь оно санкционировано и гарантировано "свыше", освящено божественным авторитетом.

Идеалы первоначального христианства существенно отличаются от последующих исторических форм его воплощения, подчинивших диктату своей догматики философскую и этическую мысль. По мере превращения в официальную идеологию и "наступления" на европейский мир, христианство претерпевает эволюцию (от проповеди всеобщей любви к преследованию инакомыслящих, от про возглашения равенства людей и отвержения богатства: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в Царство Божье", - к санкционированию социального неравенства и т.д.), которая определяется не только социальными и классовыми обстоятельствами, но и существом христианских основоположений.

Поскольку для эпохи средневековья характерна "неотвлеченность собственно морального сознания от других форм общественного сознания и нравственности как специфического способа регуляции от иных нормативов", постольку христианская теология синтезировала в единый нерасчлененный комплекс религиозную, философскую, этическую проблематику. В результате проблема специфики морали, по сути дела, не поднимается, а традиционные этические проблемы одеваются, если можно так сказать, в религиозные одежды. Пределы интерпретации этих проблем заданы христианской догматикой, преступить их не под силу даже духовной оппозиции.

Всевластье религии находит в средневековом философствовании различные формы выражения. Идея подчинения морали религии наиболее ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354-430 гг. н.э.). Утверждение бога как единственного источника и критерия нравственности; интерпретация зла в контексте неискоренимой греховности человека, побуждающей его отступать от божественных предписаний; негативное значение активности и дискредитация нравственной полноценности личности - таковы основоположения этических взглядов одного из самых значительных представителей эпохи патристики. Этика Августина показала, что "принцип, выносящий истоки и цели нравственного поведения за пределы индивида, является столь же односторонним, как принцип, целиком замыкающий их на личность".

Необходимость примирения "божьего града" и "града земного", веры и разума, религии и философии, характерная для схоластики, была осознана и отражена в мировоззрении Фомы Аквинского (1225-1274 г. г). Опираясь на этику Аристотеля, осмысливая ее в контексте христианского вероучения, Фома пытался синтезировать мораль в религию. Структурно стройная и весьма хитроумная этика Фомы Аквинского, тем не менее внутренне глубоко противоречива, что является результатом исходной установки. По сути дела, все этические построения Фомы опровергают его замысел и доказывают противоположное - невозможность гармонии религии и морали, союз которых может утверждаться лишь путем подчинения, а не равенства.

Духовная оппозиция в эпоху средневековья пыталась противопоставить официальной этической доктрине комплекс идей, основанный на субъективизме. В таком ключе предпринимает свои исследования состояния человеческой души немецкий мистик Мейстер Экхарт (1260-1328), стремившийся доказать значимость индивидуального нравственного выбора. Тяготение к индивидуализации морали характерно и для Пьера Абеляра (1079-1142), отстаивавшие роль разума и внутренней убежденности в нравственном бытии человека, утверждавшего совесть в качестве высшего морального критерия. Такие идеи были не только протестом против абсолютизации божественной санкции в морали, но и своеобразным предвосхищением последующих судеб этического сознания на новом этапе истории.

Этика Нового времени

1. Гоббс
2. Б. Спиноза
3. Мишель Монтень
4. П. Гольбах и К. А. Гельвеций
5. И. Кант
6. Г. В. Ф. Гегель
7. Л. Фейербах

 

Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с развитием естествознания, которое породило убеждение, что объективный взгляд на вещи можно распространить и на мораль. Этика может приобрести научную строгость и определенность, если она заимствует методы естественных наук - физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания.

Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум.

В понимании моральной природы человека философы разделились на два направления. Одни из них (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном - человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества.

Большую роль в развитие этики внесли крупнейшие мыслители XVI-XVII в., - Т. Гоббс, Д. Локк, Б.Спиноза.

Гоббс

Согласно Гоббсу мораль вместе с правом является предпосылкой выхода человека из "естественного состояния", т.е. догосударственного. Природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Так как разные индивиды стремятся к обладанию одних и тех же вещей, между ними возникает недоверие и как вследствие этого - война. Есть в природе три причины для войны: соперничество, недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать. Таким образом, естественное состояние Гоббс понимает как войну всех против всех, как ничем не сдерживаемую игру эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся каждодневная жизнь индивида. Отправляясь в путь, мы вооружаемся, отправляясь спать - запираем двери, даже в своем доме запираем ящики. Разве эти действия, - говорит Гоббс, не являются признанием животной, эгоистической природы человека?! Но если это действительно так, то каким образом возможна совместная деятельность людей? Выход был найден благодаря основному закону природы - люди должны, всеми возможными средствами, стремиться к миру, и ради мира отказаться от "первоначального права на вещи". В этом смысле мораль непосредственно связана с правовыми законами, когда индивиды по договору, по разумному соглашению, отчуждают некоторые исконные права для того, чтобы сохранить общество.

Автор "Левиафана" прямо ссылается на золотое правило нравственности: "Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе". Таким образом, согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые дают критерий, позволяющий отличать добродетель от порока: мораль выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель. В этом смысле мораль неразрывно связана с правом, она практически растворяется в праве, ибо правовая система через систему наград и наказаний призвана переводить моральные истины в план поведения личности.

Б. Спиноза

Добродетель в своем конкретном содержании раскрывается как познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться от… Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию…

Мишель Монтень

На первом этапе этика еще сохраняет достаточно прочные (если не по существу, то по форме) преемственные связи со средневековым мировоззрением, а… На втором этапе развития этического сознания Нового времени предпринимаются…

П. Гольбах, К. А. Гельвеций.

Этические представления французских материалистов, содержавшие в себе немало плодотворных идей, ограничeны рамками натуралистического подхода к… Нужно заметить, что разнообразие этического поиска Нового времени, конечно же…

И. Кант

Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех "загрязнивших" ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении… Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для… Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для…

Гегель

Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы при носится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.

Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности полагая свободу "необходимым условием и основой нравственности", философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении как об абстрактном праве, о морали, о нравственности.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Л.Фейербах

Своеобразие этических воззрений Фейербаха связано не только с предложенным им позитивом (этика "туизма", альтруистических взаимоотношений… Этические искания в русской философии Русская этическая традиция пока не осмыслена как специфическое целостное явление и представлена в…

Вопросы для самопроверки по этике (основные)

    Вопросы для самопроверки по истории этических учений(средней сложности)

Проверьте свои знания.

 

Ответьте на вопросы.

 

Объясните смысл высказываний.

3.1. " Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет… 3.2. "Учитель сказал: "Учиться и не размышлять - напрасно терять… 3.3. "И если бы ты был из грешников наигрешнейший, ты переплывешь на лодке все злое"…

Выполните задания.

4.1. Составьте перечень тех мыслителей, которых можно отнести к эвдемонистической традиции.
Определите, много ли у них общего в понимании счастья.


4.2. Представьте себя последователем учения Эпикура. Постарайтесь с такой позиции определить свое отношение к смерти и убедить себя в том, что ее не нужно бояться.


4.3. Попробуйте завершить мысль:
"Кто советует юноше прекрасно жить, а старцу прекрасно кончить жизнь, тот глуп - не только вследствие привлекательности жизни, но также и потому, что забота о прекрасной жизни есть ... " (Эпикур).


"Знающий не доказывает, доказывающий ... " (Даосизм).


"Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но ... прекращается она" (Буддизм).


"Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить, но тот, кто умеет хорошо говорить ... " (Конфуцианство ).


4.4. Благодарные сограждане Платона сделали на его могиле такую надпись:
"Двух Аполлон сыновей - Эскулапа родил и Платона; Тот исцеляет тела, этот - целитель души".
Попробуйте придумать надгробную надпись для того представителя этической мысли, идеи которого понравились Вам больше всего.


4.5. Сделайте свой выбор из альтернативных суждений:


"Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла" (Конфуцианство).


"Доброта и человеколюбие - мать проступков" (Легисты).

 

Вопросы для самопроверки по этике (средней сложности)

Как уже отмечалось, оттенки индивидуального мироощущения, связанного с представлениями о высших нравственных ценностях, иногда очень трудно выразить "научным языком". Компенсировать этот недостаток порой удается поэзии, поэтому с помощью данной рубрики Вы можете приобщиться к миру поэтических образов и попытаться определить, привнесли ли они что-нибудь новое в Ваше восприятие.

Попробуйте сформулировать смысл предлагаемых· отрывков.

1.
Мне страшно. Чую приближенье
Минут, когда нельзя мечтать,
Когда желанья и стремленья
Душа не может различать.
Когда, поправ законы чести,
Почуяв чей-то робкий гнет,
Душа стремится к жалкой мести,
А ум, сознав, не сознает.
Когда, прельстившись блеском злата,
Питают в сердце смерти страх,
И проклинают все, что свято,
И поздно каются в слезах.

 

(А. А.Блок. Из цикла "Погоня за счастьем ").

2.
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами.
Когда же перед смертью· с глаз
Завязка упадает
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает,
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!

 

(М.Ю.Лермонтов. "Чаша жизни").

3.
Познай же цену срочных дней,
Лови пролетное мгновенье!
Исчезнет жизни сновиденье:
Кто был счастливей - был умней.
Будь дружен с музою моею,
Оставим мудрость мудрецам;
На что чиниться с жизнью нам,
Когда шутить мы можем с нею?

 

(Е.А.Баратынский . "Добрый совет ").

4.
Ты бездну страшную,
Паскаль, влачил с собою!
Увы! Все - бездна в нас: слова, дела, мечты!
Мой волос дыбом встал пред чувством пустоты,
Я дрожью ужаса пронизан ледяною.
Везде: вверху, внизу, вдали, передо мною
Безмолвие пространств и ужас высоты,
И ночью Божий перст в про валах темноты
Кошмары чертит с их бездонной глубиною.
Я снов моих страшусь, как черных пропастей,
Что нас безвестными путями завлекают;
Все окна предо мной безбрежность отверзают,
Мой разум кружит вихрь безумий и страстей.
Небытие зову я, ужасом объятый,
Но слит со мною мир существ и числ проклятый!

 

(Ш .Бодлер. "Бездна")

5.
О! если б человек был также духом тверд,
Как званием своим "царя зверей" он горд!
Бесстрашно умирать умеют звери эти;
А мы - гордимся тем, что перед ними дети!
Когда приходит смерть, нам трудно перенять
Величие зверей - умение молчать.
Волк серый! Ты погиб, но смерть твоя прекрасна.
Я понял мысль твою в предсмертном взгляде ясно.
Он говорил, твой взгляд: "Работай над собой,
И дух свой укрепляй суровою борьбой
До непреклонности и твердости могучей,
Которую, внушил мне с детства лес дремучий,
Ныть, плакать, вопиять - все подло, все равно.
Иди бестрепетно; всех в мире ждет одно.
Когда ж окрепнешь ты, всей жизни смысл проникнув,
Тогда терпи; как я, и ·умирай, не пикнув.

 

(Альфред де Винти. "Смерть волка Н).

6.
Глаза открыты и не видят ... Я - мертвец ...
Я жил ... Теперь я только падаю ... Паденье,
Как мука, медленно, и тяжко, как свинец.
Воронка черная без жалоб, без боренья
Вбирает мертвого. Проходят дни ... года ...
И ночь, и только ночь, без звука, без движенья.
Я понимаю все ... Но сердце? И сюда
Схожу ли стариком иль пору молодую
Покинул и ... любви сияла мне звезда? ...
Я - груз, и медленно сползаю в ночь немую;
Растет, сгущается забвенье надо мной ...
Но если это сон?;. О нет, и гробовую
Я помню тень, и крик, и язву раны злой ...
Все это было ... и давно ... Иль нет?
Не знаю ... О ночь небытия!
Возьми меня ... я твой ...
Там ... сердце на куски ... Припоминаю.

 

(Шарль Леконт де Лиль. "Последнее воспоминание").

7.
Я в черные дни
Не жду пробужденья.
Надежда, усни,
Усните, стремленья!
Спускается мгла
На взор и на совесть.
Ни блага, ни зла,
О, грустная повесть!
Под чьей-то рукой
Я - зыбки качанье
В пещере пустой ...
Молчанье, молчанье!

 

(П. Верлен. "Я в черные дни...")

8.
Одни идут дорогой гладкой
И, не трудясь в поту над грядкой,
Едят обильно, жирно, сладко
И свысока
Глядят на дом с оградой шаткой
Дом бедняка,
Другие борются за счастье,
Полны надежды, воли, страсти,
Стремясь достичь богатства,
власти
Любой ценой,
Чтобы потом, забыв ненастье,
Вкушать покой.
А третьи, путь, покинув торный
(Как, скажем, Ваш слуга покорный),
Сбиваются с тропинки горной
Туда - сюда.
Таким на склоне лет бесспорно
Грозит нужда.
Но лучше труд до изнуренья,
Чем с жалкой жизнью примиренье.
Пусть смотрит с неба бледной тенью
Фортуны серп;
Не помешает вдохновенью
Ее ущерб.

 

(Р. Бернс. "Одни идут")

9.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной ...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в ЖИЗНИ земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припай.

 

(И.. Бунин. "И цветы").

Вопросы для самопроверки по истории этических учений (повышенной сложности)
( самостоятельное изучение материала)

Ответьте на вопросы.

2.6. Кого имел в виду Аристотель, когда говорил, что "образ его речи - средний между поэзией и прозой"? 2.7. Чем "атараксия"…  

Проинтерпретируйте фрагменты текстов.

3.2. "Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не хотел хорошо пользоваться ... тот, кто не захотел… 3.3. "Тайна души как личности заключается именно в ее способности… 3.4. "Дух человеческий - в плену. Плен этот я называю "миром", мировой данностью, необходимостью.…

Выполните задания.

4.1. Попробуйте составить перечень вопросов, на которые Будда ответил бы "благородным молчанием".


4.2. Попробуйте соединить два различных высказывания в одно непротиворечивое суждение:
"Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей" ("Лунь юй");
"О каждом знают слишком много! И многие делаются для нас прозрачными, но от этого, мы еще не можем пройти сквозь них" (Ф.Ницше).


4.3. Если Вы согласны с установкой В. Г. Белинского (высказанной им в ранний период творчества), что "жить истинной жизнью - значит молиться", то перечислите те виды человеческого поведения, которые вписываются в эту формулу. Если не согласны, то сформулируйте собственную позицию: жить истинной жизнью - значит ...

 

6. Завершите мысль:

"Учение наше древнее всякого другого; а потому оно ... " (Тертуллиан);


"Моя цель не плакать и смеяться, а ... " (Спиноза);


"Поистине, лучше уж совершить злое, чем подумать ... " (Ницше);


"В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - ... " (Монтень);


"В многой мудрости много печали; и кто умножает познания - ... " (Библия. Екклесиаст)


"Лучше достойно умереть, чем ... " (Сенека).

 

Темы рефератов

1.Этика как система идей.
2.Человек как мера всех вещей.
3.Должное и сущее.
4.Роль социальной этики в Древнем Китае.
5.Конфуций о значении ритуала в жизни личности и общества.
6.Понятие "благородного мужа" - от Конфуция до Х.Ортега и Гессена.
7.Проблема самосовершенствования в буддийской этике.
8.Пути достижения нирваны в буддизме.
9.Понимание любви в христианской этике.
10.Этика Сократа.
11.Этика Эпикура.
12.М.Вебер о протестантской этике.
13.Категорический императив И.Канта.
14.И.Кант о соотношении религии и морали.
15.Понятие сверхчеловека Ф.Ницше.
16."Мораль рабов" и "мораль господ" в этике Ф.Ницше.
17.Ф.Ницше о происхождении морали.

 

Список используемой литературы

1. Аврелий Августин. Исповедь. - М.,1991
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т.4 - М., 1984
3. Асмус В.Ф. Античная философия: М., 1976. 9. Боннэр Д,
4. A. Cенeкa Луцилий. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. 5. Гоббс Т. Человеческая природа. // Избр. Соч. в 2 т. - Т.1 - М., 1964.
6. Гусейнов Д, А, Великие моралисты. М., 1995.
7. Гусейнов Д, А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1986
9. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. Соч., т.2, М., 1988
10. Лосев Д,Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Платон.Соч., т.1, М.; 1968.
11. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. Соч. в 8 т. - Т.4. - М.,1994
12. Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Собр.Соч. в 6 т. - Т.4 - М., 1965.
13. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.
14. Кропоткин П.А. - Этика - М., 1991
15. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.
16. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20.
18. Материалисты Древней Греции: собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955.
19. Микеланджело. М., 1980
20. Монтень М. Опыты. М., 1972
21. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1977.
22. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981
23. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? - Л.,1991
24. Фейербах Л. Эвдемонизм.// Избранные философские произведения. - Т.1. - М.,1955
25. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Н. Вопрос 18.; Вопросы философии, 1997, N 9.
26. Шопенгауэр А. Об основе морали.// Свобода воли и нравственность. - М., 1992
27. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 2001
28. Платон. Георгий. Соч. в 3 тт., Т.1. М., 1968. 2. Платон. Пир. Соч. в 3 тт., Т.2. М;, 1969.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; Сост. В. В. зеленский, А. М. Руткевич.-М.: Мартис, 1995.- 320 с.
2.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия.- М., 1996.
3.Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем./Сост.М. Кореневой; Вступ. Ст. М. Корневой и А. Аствацатурова; Коммент. А. Аствацатурова-СПб.: Худож. Лит., 1993.
4.Сенека и др. Если хочешь быть свободным/ Сенека, Честерфильд, Моруа.- М.: Политиздат, 1992.- 381 с.
5.Разин А. В. Этика: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб.- М.: Академический Проспект, 2004. - 624 с.
6.Этика: Учебное пособие/ Т.В.Миташкина, З. В. бражникова, Н. И. Мушинский и др.; Под ред. Т. В. Миташкиной, Я. С. Яскевич. - 2-е изд. - Мн.: Новое знание, 2-2.-509 с.
7.Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет.- М., 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, Предмет, специфика, задачи, этики, Что, такое, этика0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Что такое объект и предмет науки? Что является объектом и предметом формальной логики
Ответ Предмет... Вещь конкретный материальный объект... В науке предмет часть объекта определ нный его аспект исследуемый в каком либо конкретном случае Например...

"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи".
На сайте allrefs.net читайте: "Владислав Лебедько"

Предмет и методы геологии. Принцип актуализма: униформизм и актуалистический подход. Предмет и методы геологии. Специфика геологии. Разделы современной геологии. Специфика геологии:
Актуализм основополагающий принцип геологии Утверждает что в геологическом прошлом процессы происходили по таким же законам что и сейчас... Примеры актуализма знаки ряби в результате штормов знаки ряби в... Предмет и методы геологии Специфика геологии Разделы современной геологии...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Семейный бизнес или что такое хорошо, что такое плохо
При беглом взгляде на фирму, ключевые должности в которой занимают родственники, вряд ли можно найти какие-либо серьезные отличия от других… Мы исходим из того, что если компании уже 100 лет, то за это время она как… ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА Каждое предприятие имеет свою историю создания. Российская действительность…

Тема 1: Предмет и метод курса микроэкономика 1. Микроэкономика в системе экономических дисциплин. Специфика предмета микроэкономики. 2. Методологические принципы микроэкономического анализа
Микроэкономика в системе экономических дисциплин Специфика предмета микроэкономики... Методологические принципы микроэкономического анализа...

ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ
Этику определяют как философскую науку на зывают практической философией которая отвечает на вопрос как следует правильно жить придерживаясь... Слово этика произошло от древнегрече ского ethos этос Изначально под... Аристотель использовал понятие этиче ский для обозначения особого класса челове ческих качеств которые он называл...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Тема 1. Предмет курса и задачи организации городского хозяйства. Основные цели и задачи городского хозяйства
На сайте allrefs.net читайте: Тема 1. Предмет курса и задачи организации городского хозяйства.. Основные понятия курса....... Основные цели и задачи городского хозяйства.

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам