рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА - раздел Культура, В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Но Специфика Современности, Видимо, В Том, Что Люди Встали Перед Императивом ...

Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действуют в едином мире. Вместе с тем диалог людей, предстающих друг перед другом как культурные миры, возможен как диалог откровений. Однако то, что было естественным состоя­нием для экзистенциального бытия, разворачивающегося в произ­вольном действии первобытного человека, - взаимопроникновение, взаимоучастие («осязание сердцем»), причастность к целому в ка­честве целого - недоступно современному человеку. Произвольное действие в чувственном резонансе - это, в каком-то смысле, диалог откровений, в котором экзистенциально организуемый мир одного открывается экзистенциальному миру другого и вместе, в открове­нии (во. взаимопроникновении) друг через друга и чувственный коллектив, они вопрошают - действуют сообразно логике беско­нечной природы и обретают спасение в коэволюции с ней. Здесь Я существует в сопереживании, как интуиция себя в со-переживании с другим. Конституируясь в процессе взаимовозникновения Я и Ты, Я существует как чувствование другого через себя, как интуиция себя в другом. Здесь нет еще Я наедине с собой. Но важно то, что здесь Я - сущность, чувствующая другого, мир, природу - сущ­ность, предстающая как открытая целостность, как монада, нахо­дящаяся в когерентной связи с Космосом и не осознающая себя вне и отдельно от этой связи.

Преодоление нарастающих экологического и антропологиче­ского кризисов связано с эмансипацией и актуализацией на новой основе архетипических оснований этой сущности, этого Я. Именно в этом смысле грядущая реформация обусловлена освоением ценностей «доосевого» времени. Человечество вновь, как и две ты­сячи лет назад, когда зарождались религии, возвращается к освое­нию изначальных смыслов духовного созидания, к тем первообра­зам культуры, которые составляют ее фундаментальные основания, к той первобытной мудрости, которая содержит в себе все религии и все науки. Грядущая реформация как раз в том и состоит, что со­временному человечеству предстоит не просто соприкоснуться с культурными артефактами, но воспринять первогенезис явлений культуры как процесс. При этом необходимо не пассивное;созерца-ние, а воспроизведение первообразов культуры, не «погружение» в культуру как в процесс, в котором объективируются продукты че­ловеческой деятельности и происходит приращение все новых вещных и иных манифестаций человеческой активности, а полно­водное живительное духовное преображение, возникающее в со-


МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

пряжении с природой и Космосом, которое составляет первосмысл культуры, ее живой нерв.

Таким образом, грядущая реформация как процесс трансфор­мации потребительской цивилизации в общество, естественным основанием которого станет сопряженное с природой состояние, зиждется на новых цивилизационных синтезах, в основе которых ценности, восходящие к «доосевому» времени. «Открытие такого рода общечеловеческих ценностей и составляет главную задачу современной культуры, смысл того, что можно было бы назвать новой духовностью - более универсальной, чем все предшестую-щие ей формы. Не надо преуменьшать сложность и трудность этой задачи. Речь идет о глубочайшем перевороте в духовной жизни человечества, который по своим масштабам и последствиям, воз­можно, превосходит духовную революцию, вызванную рождением мировых религий»1.

Как представляется, предвестниками такого переворота явля­ются тенденции роста синергетических взаимодействий локальных цивилизаций, проявляющиеся в грандиозной, длящейся уже не­сколько десятилетий трансформации, для обозначения которой А.Тойби еще в 1947 г. ввел понятие «постмодерн». Речь идет о «проявлениях постмодерна применительно к общим принципам постижения и организации жизни... Самое важное здесь, пожалуй, отказ от метаистории, т.е. универсальной исторической концепции, выстраивающей всю историю в одну стройную и последователь­ную схему»2, «отказ от попыток расколдования мира и от раскол-дования как цели»". Исчезает казавшаяся когда-то прочной куль­турная иерархия. При этом «культура дифференцируется на мало­зависимые или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни»4. В результате существенно меняетря со­циальная реальность. Как формулирует Н.Беркинг, «там, где было общество, стала культура»5.

Вследствие усиления роли индивидов в общественной транс­формации (субъективизации общества) следует ожидать возраста­ние катастрофических последствий, по крайней мере на первых

1 Степин B.C.,'Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От клас­
совых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Фи-
лос. альманах. - М, 1992. - С. 35.

2 Ионин Л.Г Культура и социальная структура // Социс. - 1996. -
№3.-С. 40.

3 Там же.

4 Там же. -С. 41.

Цит. по: Ионин Л.Г. Культура и социальная структура. - С. 41. 266


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7

Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1. Но экзист

Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникае

Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изуч

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценно­стей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических моти­вов

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы долж­ны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюра­лизма - диа

Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития дан­ного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека. Как уже отмечалось, возникающая

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского быти

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1. Меняется и характер материального производства: целью его в

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов перв

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являют

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной. Само по себе производство

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использов

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование эконо­мики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единствен­ную форму неотч

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождаю

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувст­венном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн

Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного пони­мания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при

Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государ­ство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту

Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходит­ся 50-70% валового национального продукта и более 50% осваи­ваемых ноу-хау'. Кроме необходимости незаконного «подкармливания»

Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности. Очевидно, что предпринимательству в России без соответст­вующей поддержки трудно рассчитывать

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально ис­пользовать кадровый потенциал науки для перехода к инновацион­ному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участника­ми технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с произ­водственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре­ зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан­ совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически­ ми

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусиру­ют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. На­оборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификацион­ные, социальн

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгород­ка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствую­щий вопрос фирм опер

Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8 7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8

Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно свя­занное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких техно­логий в целом.

Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал эко­номического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук

Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы   Причина Количест- Средняя  

Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организа­ции, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%): 1. Фундаментальные разработки....................................

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не

МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь распола­гать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятель­ности, в ее п

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производст­вом, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокуль­турный смысл,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги