рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе - раздел Культура, В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Мусор В Страны С Низкими Доходами, Безупречна, Так Что Мы Долж­ны Ей Следоват...

мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы долж­ны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюра­лизма - диалога, консенсуса, терпимости - ограничивался внутри-цивилизационным пространством партийно-политического плюра­лизма и практически никогда не распространялся на отношение с другими культурами и цивилизациями»2. После распада Советского Союза из-за ощущения победы в «холодной войне» и становлением политического курса на формирование однополярного мира, этот двойной стандарт культуры Запада только усилился.

Именно этот двойной масштаб обусловливает нарастающую поляризацию между Западом и остальным миром. До сих пор вся­кий технико-технологического прогресс на Западе имел отрица­тельные последствия для развития других стран. По мере углубле­ния пропасти между развитыми и отсталыми странами вполне в духе техногенной цивилизации возникают тоталитарные механиз­мы поддержания планетарного порядка на основе мощной полити­ческой силы, способной обеспечить благополучие стран «золотого миллиарда». Такая «глобализация» разделила мир на пространства локальных цивилизаций, в качестве которых можно рассматривать страны Запада, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии, исламского мира, российского мира и т.п. Преодоление про­тиворечий между локальными цивилизациями, как считает Э.Тоффлер, связано с цивилизаций «третьей волны», которая по­ставит рынок под контроль в интересах всего человечества.

О существовании этой тенденции свидетельствуют, в частно­сти, сдвиги в сознании людей, их стремление объединиться в рам­ках различных «зеленых» движений, которые, как считает Э.Гидденс, «наводят на мысль», что новый «постмодерновый поря­док» «может быть реализован»3. Причем становление «постмодер­нового порядка» Э.Гидденс связывает с выходом «за обстоятельст­ва, в которых экономические критерии определяют обстоятельства жизни человеческих существ» и в которых кроется потенциал «для "системы-после-бедности", координируемой на глобальном уров­не»4. Именно выход к постбедности позволяет решить дилемму

1 Цит. по: Kapa-Мурза С.Г. Научная картина мира и фактор природы
в экономике. - С. 113.

2 Панарин А. О возможностях отечественной культуры // Новый мир.
-1996.-№9.-С. 180.

3 Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории: Антология: Учебное
пособие дли студентов. - М., 1995. - С. 340.

4 Там же.-С. 341.

 


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

рыночного регулирования экономики. Суть этой дилеммы в том, что «подчинение рынков централизованному контролю какой-то всеохватывающей интенции экономически неэффективно и ведет к авторитаризму. В то же время, когда рынкам оставляют возмож­ность действовать более или менее свободно, без какого-либо .огра­ничения, это ведет к существенным различиям в жизненных воз­можностях разных групп и регионов»1. Рынки «поддерживают или активно обусловливают главные виды нищеты» (как верно прогно­зировал Маркс). Однако, как полагает Э.Гидденс, в условиях пост­бедности, когда «основные средства к жизни имеются уже в дос­татке», «рыночные критерии могут функционировать только как сигнальные устройства и уже не быть средствами поддержания широко распространенной нищеты».

Но «порядок постбедности», по мнению Э.Гидденса, потребу­ет «глобального перераспределения богатства», он предполагает существенные изменения «в типах социальной жизни», должны быть также «изменены ожидания продолжающегося экономическо­го роста». Именно поэтому остро стоит вопрос: может ли постбед­ность в условиях огромного неравенства между государствами и регионами быть осмысленным понятием?2. Но альтернативы, кото­рая не приведет к саморазрушению, у мира нет. «Процесс капита­листического накопления не может осуществляться в течение не­определенного времени, так как он не является самоподдерживаю­щимся процессом в терминах ресурсов, - утверждает Э.Гидденс. -Некоторые ресурсы существенно ограничены, а большинство ре­сурсов - нет, в том смысле, что, за исключением базовых требова­ний телесного существования, "нехватка" относится к социально определенным требованиям и к требованиям специфически жиз­ненных стилей»3.

Констатируя, что «в постмодернистскую эру» мы должны мыслить «глобальными терминами», Э.Гидденс отмечает тот факт, что «тенденции возрастающей глобализации заставляют государст­ва в большей или меньшей степени сотрудничать по тем вопросам, по которым прежде они стремились заниматься раздельно»4. Речь идет о совместном формировании государствами глобальной поли­тики и стратегии разрешения конфликтов. Э.Гидденс пишет также о существовании «в некоторых формах» социализированной эко­номической организации в мировом масштабе: «Это касается со-

1 Гидденс Э. Постмодерн. - С. 342.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.-С. 343. .;.'


3.3. Институциапьные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

глашений между транснациональными корпорациями или нацио­нальными, которые стремятся контролировать аспекты междуна­родного движения денег и товаров» .

По сути дела, Э.Гидденс, равно как и Э.Тоффлер, решение экологических проблем увязывает с развитием потестарно-политических функций взаимодействующих обществ. Это справед­ливо, видимо, для процессов, протекающих внутри самой развитой локальной цивилизации (Запада). Во взаимоотношениях же между локальными цивилизациями, как представляется, в современных условиях развитие этой функции будет только дополнять и усили­вать экономическую логику, суть которой - создание экономиче­ских преференций для избранных. Для того, чтобы этого не проис­ходило, развитие потестарно-политической функции обществ должно быть опосредовано их бытием в модусе этнического сооб­щества. Тогда предметом потестарно-политической функции ста­новятся не экономические отношения, а отношения людей и куль­тур. В этом случае наращивание потестарно-политической функции (потестарно-политической модусности общества) будет обеспечи­ваться всем богатством содержания бытия общества в модусе этни­ческого сообщества и прежде всего тех его человекомерных осно­ваний, которые обусловлены экзистенциальной природой этниче­ского бытия.

Следовательно, главное не в контроле, а в том, что вынужден­ные обеспечивать соответствующий уровень технико-технологического развития, развитые страны «запускают» процес­сы постмодернизации и в слаборазвитых странах, причем процессы постмодернизации, как представляется, так или иначе направлены на преодоление «парадокса Запада». Именно постмодернизация, как представляется, будет «работать» на выявление и актуализацию тех эндогенных оснований глобального инновационного развития, которые обусловлены становлением и развитием межкультурных взаимодействий локальных цивилизаций.

Она связана с качественным изменением оснований; взаимо­действия и взаимозависимости конкретных социальных организ­мов, сложившихся еще на индустриальном этапе их развития, то есть на этапе их бытия в модусе экономического сообщества. Воз­никающее на инновационном этапе развития конкретных обществ социокультурное поле синергетических взаимодействий обуслов­ливает становление новой системы мирохозяйственных связей. Развитие «третичного сектора» - экономики услуг - само по себе

' Гидденс Э. Постмодерн. - С. 342.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7

Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1. Но экзист

Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникае

Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изуч

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценно­стей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических моти­вов

Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития дан­ного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека. Как уже отмечалось, возникающая

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского быти

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1. Меняется и характер материального производства: целью его в

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов перв

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являют

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной. Само по себе производство

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использов

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование эконо­мики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единствен­ную форму неотч

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождаю

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувст­венном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн

Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного пони­мания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при

Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государ­ство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту

Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходит­ся 50-70% валового национального продукта и более 50% осваи­ваемых ноу-хау'. Кроме необходимости незаконного «подкармливания»

Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности. Очевидно, что предпринимательству в России без соответст­вующей поддержки трудно рассчитывать

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально ис­пользовать кадровый потенциал науки для перехода к инновацион­ному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участника­ми технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с произ­водственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре­ зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан­ совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически­ ми

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусиру­ют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. На­оборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификацион­ные, социальн

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгород­ка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствую­щий вопрос фирм опер

Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8 7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8

Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно свя­занное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких техно­логий в целом.

Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал эко­номического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук

Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы   Причина Количест- Средняя  

Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организа­ции, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%): 1. Фундаментальные разработки....................................

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не

МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь распола­гать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятель­ности, в ее п

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производст­вом, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокуль­турный смысл,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги