рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Моральное измерение личности

Моральное измерение личности - раздел Культура, Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ   Мораль, Начиная С Греческой Античности, Пони...

 

Мораль, начиная с греческой античности, понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает.

В «Жизнеописаниях» Плутарха есть такое свидетельство. Когда во время состязаний некий пятиборец нечаянно убил дротиком человека, Перикл и Протагор (великий правитель Афин и знаменитый философ) провели целый день в рассуждениях о том, кто виноват в случившемся — дротик; или тот, кто метнул его; или тот, кто организовал соревнования. Этот пример показывает, что этические размышления стимулированы потребностью разобраться в проблемах вины и ответственности.

Неразумное начало характеризует природность индивида, его витальную силу, способность утверждать себя в качестве единичного, эмпирически-конкретного существа, оно всегда субъективно, пристрастно, избирательно. Разум воплощает способность человека к верным, объективным, взвешенным суждениям о мире. Неразумные (иррациональные) процессы протекают отчасти независимо от разума, но отчасти зависят от него. Они протекают независимо на вегетативном уровне. Они зависят от разума в своих эмоциональных, аффективных проявлениях — во всем том, что сопряжено с удовольствиями и страданиями. Человеческие аффекты (страсти, желания) могут осуществляться с учетом указаний разума или вопреки им. В первом случае, когда страсти находятся в согласии с разумом и человек действует с открытыми глазами, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. Во втором случае, когда страсти действуют слепо и сами господствуют над индивидом, мы имеем порочный, несовершенный строй души.

Мораль в этом отношении всегда выступает как умеренность, она ближе к аскетичности, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности. Речь идет, разумеется, о сдержанности в отношении аффектов себялюбивых страстей.

Понимание морального совершенства (добродетельности) личности как такого взаимоотношения разумного и неразумного начал в индивиде, когда первое господствует над вторым, показывает, что мораль является сугубо человеческим качеством. В этом смысле, будучи мерой разумности человека, мораль является также мерой его человечности.

Куда же разум направляет чувства (страсти) или, говоря по-другому, что значит следовать указаниям разума? Разве выдержанный, хладнокровный злодей, осуществляющий хорошо продуманное, интеллектуально насыщенное преступление, не руководствуется разумом?

Разумность поведения совпадает с его целесообразностью. Это значит, что человек предвидит возможный ход и исход событий и заранее, идеально, в виде цели формулирует тот результат, который ему предстоит достичь. Целесредственная связь событий переворачивает причинно-следственную связь. Здесь следствие (итоговый результат), приобретая идеальную форму цели, становится причиной, запускающей механизм деятельности.

Человеческая деятельность, однако, многообразна, соответственно многообразны цели, которые в ней реализуются. При этом различные цели связаны между собой иерархически, и то, что в одном отношении является целью, в другом отношении становится средством.

К примеру, студент занимается, чтобы сдать экзамены, экзамены для него — цель. Он сдает экзамены, чтобы получить высшее образование, теперь для него целью стало получение высшего образования, а экзамены — всего лишь средство для этого. Он получает высшее образование, чтобы обрести престижный статус в обществе. Теперь целью является общественный престиж, а получение высшего образования стало средством. Общественный престиж в свою очередь также нужен человеку для чего-то и т.д. Такой же переход целей в средство имеет место и в процессе горизонтального обмена деятельностями.

Цепочка целесредственных связей, управляющих человеческой деятельностью, имеет тенденцию уходить в бесконечность, что обессмысливает и делает невозможной саму деятельность как целесообразную. Чтобы такого не произошло, необходимо предположить существование некой последней цели, своего рода цели целей. Такое предположение необходимо сделать на том основании, что только наличие цели деятельности придает последней разумно-осмысленный характер, запускает сам ее механизм. А различные цели, каждая из которых становится средством по отношению к другой, образуют единую иерархическую систему и единую деятельность.

Последняя цель есть абсолютная точка отсчета человеческой деятельности. В этом смысле она представляет собой постулат, необходимый для того, чтобы вообще можно было мыслить человеческую деятельность как целесообразную. Про последнюю цель ничего нельзя сказать, кроме того, что она последняя. Она желанна сама по себе, она есть самоцель. Все прочее предпринимается ради нее, сама же она никогда не может быть средством по отношению к чему-либо другому. Она не может быть предметом похвалы, ибо похвала предполагает наличие более высокого критерия, она вызывает безусловное уважение. Последняя цель есть в то же время высшая цель, только в ее перспективе приобретают смысл и поддаются оценке все прочие цели.

Цель вместе с тем выступает для человека как благо, поскольку она есть то, в чем он испытывает недостаток и к чему стремится. Так как всякая цель есть благо, т.е. хороша, по крайней мере, относительно, для кого-то и для чего-то, то последнюю цель можно назвать высшим благом. Высшее благо безусловно (абсолютно), оно придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность.

Эту же мысль можно выразить иначе. Человек всегда стремится к хорошему. Однако оказывается, что хорошее имеет обратную сторону, часто становится плохим. К примеру, человек стремится стать богатым. Но, став богатым, он обнаруживает, что он стал объектом зависти, что у него появилось новое основание для тревоги — боязнь потерять богатство и т.д. Человек тянется к знаниям. Но чем дальше он продвигается по этому пути, тем больше у него возникает растерянности, сомнений (как сказано в «Экклезиасте», «во многой мудрости много печали»). Так происходит во всем. Возникает вопрос: «есть ли нечто такое, что являлось бы хорошим само по себе, всегда, что никогда не может стать плохим?» Если есть такое нечто, то оно и будет именоваться высшим благом. Человек, поскольку он живет сознательной жизнью, исходит из предположения о существовании высшего блага.

Бесконечность целесредственного ряда, как и потребность завершить его некой самодостаточной целью, ориентация на высшее благо существенным образом связаны со спецификой человека, его особым местом в мире.

Жизнедеятельность всех живых существ, включая и наиболее родственных человеку высших приматов, заранее запрограммирована. Она содержит свою норму в себе. Человек является исключением. В его поведении нет предзаданности, изначально заложенной программы. Он сам формулирует нормы, по которым живет. Индивидуальные вариации поведения, порой большие, наблюдаются также и у животных. Однако они — всего лишь колебания вокруг определенного, постоянно воспроизводящегося типа поведения. Человек может и даже вынужден выбирать тип поведения. Разные люди и один и тот же человек в разное время могут совершать разные, взаимоисключающие поступки. У животных есть врожденный запрет братоубийства, эмоциональные механизмы, в силу которых проявления жизни являются источником приятных ощущений, а проявления смерти (вид крови, гримаса ужаса и т.д.) порождают отвращение. Человек «свободен» настолько, что культивирует братоубийство и способен радоваться страданиям (феномены садизма, мазохизма). Человек — существо незавершенное и в своей незавершенности предоставленное самому себе.

Эту особенность человека можно выразить так: человек не тождествен (не равен) самому себе. Он находится в процессе непрерывного становления, стремится подняться над самим собой. Он, как правило, недоволен своим положением, каким бы высоким и благоприятным оно ни было, ему всегда хочется больше — иметь больше, чем он имеет, быть больше, чем он есть. Человек не тождествен самому себе до такой степени, что саму эту нетождественность воспринимает как недостаток. Он движим желанием стать другим и в то же время стремится освободиться от желания стать другим.

Стремление к завершению, которое есть в то же время совершенство, — отличительная особенность человека. Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесообразной деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (высшей, совершенной) цели.

Вопрос о господстве человека над самим собой – есть, прежде всего, вопрос о господстве разума над страстями. Если в человеке выделять тело, душу и разум (дух), то мораль – качественная характеристикадуши. Когда про человека говорят, что он душевный, подразумевают, что он отзывчивый, излучающий, отдающий, сострадательный, т.е. добрый. Когда кого-то называют бездушным, то подразумевают, что он злой. Мораль как качество человеческой души обосновал Аристотель. При этом под душей он понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, которое содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие и борьбу.

Неразумное начало – это субъективное эго. Разумное начало воплощает способность человека к объективным суждениям о Вселенной. Человеческие желания, страсти могут осуществляться с учетом указаний разума и вопреки им. В первом случае, когда чувства, страсти находятся в согласии с разумом, а разум обладает истинным знанием о назначении человека, мы имеем добродетельного человека. Если чувство господствует над человеком, его сознанием, и его мировоззрение формируется как оправдание перед собой своих поступков, то говорят о несовершенстве души.

Мораль в этом отношении всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, свои природные желания, если последние противоречат золотому правилу и их реализация принесет вред другим людям или обществу в целом. Умеренность противоположна чувственной разнузданности. Среди моральных качеств первые места в древности занимали умеренностьи мужество – свидетельство того, что человек умеет противостоять животному началу в себе, наиболее сильным его инстинктам.

Сказанное не означает, что нищенствование и эмоциональный аскетизм сами по себе являются моральной добродетелью, а богатство чувств – пороком. Управлять чувствами – не значит подавлять их. «Скорее верно направленное движение чувств, а не разум служит началом добродетели», - говорил Аристотель в «Большой этике». Если чувства направлены верно, то разум, как правило, следует за ними. Если же источником добродетельности служит разум, то чувства чаще всего противятся ему.

Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель – ту, которая признается в качестве высшего блага. Эта цель и есть цель появления человека во Вселенной, на Земле. Все остальные цели – промежуточные. Достижение конечной цели и есть высшее благо.

Люди по-разному расшифровывают для себя высшее благо. Философы тоже понимают его по-разному. Одни называют высшим благом наслаждения, другие – пользу, третьи – любовь к Богу, четвертые – радость познания, т.е. человек сам формулирует нормы, по которым живет. Пока чувства и разум спорят, человек не равен самому себе, он существо незавершенное, эволюционирующее или инволюционирующее. Он, как правило, не доволен своим положением, каким бы высоким и благоприятным оно ни было, ему хочется большего.

Представление о роли и месте человека в мире в ранних философско-религиозных воззрениях различных культур основывалось на пространственной модели Вселенной. Мироздание воспринималось как законченное сооружение, где низший ярус – физический переходящий мир. Верхний ярус – идеальное, равное самому себе состояние (царство небесное), где человек становится тем, кем он должен быть в своем идеальном состоянии.

Земной человек (воплощенный) оказывается где-то посередине. Он не внизу и не наверху. Он на лестнице, которая ведет снизу вверх. Он в пути. Он занимает в космосе определённое место.

В настоящее время преобладают временные образы Вселенной, т.е. вся Вселенная рассматривается в развитии, а человек становится основным субъектом этого развития. В этом подходе он также оказывается посередине, но теперь посередине пути между прошлым и будущим. Прогресс, желание пробиться в сверхчеловеческую реальность будущего и является целью его эволюции, т.е. земной жизни.

Разумность человека определяется не только способностью к целесообразной деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (наивысшей) цели человеческой жизни.

Нацеленность человека на высшее благо обнаруживается вдоброй воле. Это понятие вел и обосновал И.Кант. Он понимал под доброй волей стремление человека, чистое от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия. Показателем доброй воли можно считать способность к поступкам, которые не только не сулят индивидууму материальной выгоды, но даже сопряжены для него с очевидными потерями. К примеру, из двух возможных вариантов делового поведения, один из которых может принести выгоду в один миллион рублей, а второй – в 10 млн. руб., человек, естественно, выберет второй. Но если второй вариант требует действий, которые человек, считающий себя нравственным и желающий быть нравственным, не должен совершать, то он не совершит их ни за какие деньги. Поэтому добрая воля – есть бескорыстная воля. Ее нельзя обменять ни на что, т.к. она самоценна.

Истинный смысл отношений – изначальная потребность людей в совместной жизни как естественная и единственная возможность их существования. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера.

Подводя итог, можно сказать, что мораль это:

- господство разума над страстями и инстинктами;

- стремление человека к высшему благу;

- добрая воля и бескорыстность;

- человеческая форма отношений между людьми;

- независимость воли;

- взаимность отношений, выраженная в «золотом правиле нравственности».

Понятием, прямо противоположным морали, является насилие. Быть моральным – значит, признавать безусловную ценность человека. Ничем не обусловленное уважительное отношение к любому человеку, есть исходное отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования. Это и есть любовь к ближнему, братство, солидарностьи т.д.

Наиболее строгой формой ее проявления является категорический запрет на убийство человека.

Насилие – это подавление свободной воли человека, такое отношение между людьми, когда один силой, внешним принуждением навязывает свою волю другому, мешает его возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или низводя до положения раба. Следовательно, действовать морально – значит, действовать с согласия тех, кого эти действия касаются.

Ненасилие означает отказ от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого.

Причем ненасилие не означает отказа от оценки действий другого человека, и что он не может защищаться.

Таким образом, мы видим, что моральное измерение человека связано с его разумностью, его разумность связана с ориентацией на высшее благо, ориентация на высшее благо связана с доброй волей. Тем самым получается как бы круг: от утверждения, что человек морален в той мере, в какой он разумен, мы пришли к выводу, что человек разумен в той мере, в какой он морален. Разум! является основой морали в качестве морального разума.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ

ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моральное измерение личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ
НРАВСТВЕННЫЕ КОДЕКСЫ – СВОД НОРМ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ……………………………………………38 5.1. История «морального» бизнеса…………………………............38 5.2. П

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА
1.1. Что означает термин «этика»? 1.2. Моральное измерение личности. 1.3. Моральное измерение общества. 1.1. Что означает термин «этика»?  

Моральное измерение общества
  Добрая воля, поскольку она воля, не может оставаться фактом самосознания личности и удостоверяться только в ходе самоанализа. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, прак

Парадоксы морали
  Функционирование морали в реальных отношениях порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люд

Ключевые термины
Нравственная норма - норма (закон), которая определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях (способы их решения сообщаются людям с детства). Нравствен

Тема 3. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
  В психологии личность человека имеет целый ряд характеристик - характер, темперамент, психологический тип. В этике личность характеризуется нравственным типом. При

Два взгляда на роль бизнеса в обществе
  Управленческая этика - это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение ад

Отношение к делу
У протестантов дело — это миссия человека в мире, его призвание. Вот как сказал М. Вебер: «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской професс

Отношение к материальным благам
Характерная черта протестантов – умеренность в личном потреблении вплоть до аскетизма. Как подчеркивает Вебер, «идеальный» тип капиталистического предпринимателя отличается тем, что «

Этика бизнеса и общество
  Во взаимоотношении этики и социального общения определенное место занимает такое явление, как профессиональная этика. Профессиональная этика существует, прежде всего, в тех професси

Ключевые термины
  Управленческая этика – система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение админи

Представление
Тесное общение начинается со знакомства. Чтобы познакомить людей, их надо представить друг другу. Младшего по возрасту представляют старшему, лицо, занима

После того, как вас представили
Мужчина обязан слегка поклониться, женщина - кивнуть головой - неторопливо, с достоинством, но без надменности, глядя в глаза тому, с кем вас знакомят. Мужчина при этом встает; женщина может сидеть

Обращение
Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Старайтесь почаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. Понятно, что не всякого человека можно называть просто по имени. Не обра

Прощание
Каждое знакомство, каждая встреча неизбежно завершаются прощанием. Вот как рекомендует покидать помещение Эмилия Поуст, основательница Института этикета Эмилии Поуст в США. Если вы собирае

В дверях
Идя с женщиной, мужчина помогает ей преодолевать всевозможные препятствия; подходя к двери, следует немного опередить женщину, чтобы открыть для нее дверь. Входить в помещение нужно вслед за дамой,

Этикет служебных взаимоотношений
  Взаимоотношения коллег по работе, начальника и подчинённого, чиновника и посетителя предполагают прежде всего соблюдения основных правил этикета, о которых мы уже говорили, основных

Этикет руководителя
  Входя в свой офис, учреждение, аудиторию, руководитель должен приветствовать находящихся в помещении, особенно женщин и сотрудников, которые старше его по возрасту.

Повседневная одежда делового человека
В деловом мире предпочтителен классический стиль. Деловым женщинам рекомендуется носить костюм или платье-костюм из шерсти, твида или полотна. Важно, чтобы одежда была функциональной. Одежда делово

Ювелирные изделия и бижутерия
  Деловым женщинам не рекомендуется одновременно надевать украшения из разных материалов или выдержанных в различных стилях, например, серебряную цепочку и пластмассовые украшения, зо

Этикет телефонного общения
  В деловой практике трудно обойтись без телефона. Разговор по телефону имеет свою специфику. Некоторые люди позволяют себе быть гораздо более грубыми или фамильярным

Правила конструктивной критики
  Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила. 1. Прежде всего, изъять из критики обвинительное «жало

Формы конструктивной критики
  Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, необидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок. Подбадривающа

Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам. Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования. Кри

Библиографический список
  1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско – американского делового партнёрства). – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 208 с. 2. Афанасьев И. Делово

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги