ФИГУРЫ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ. ИНТЕГРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ФИГУР

Глава 5.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ФИГУР

АКТИВНОСТЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

Нас интересует не столько активность отдельных боевых единиц, сколько активность всей нашей армии в целом. Эту общую активность будем именоватьинтегральной ак­тивностью фигур (А) и определять как сумму активностей фигур соответствующего цвета.

M - N

MKKKKKKKKN
I?@3@?@7@J
I$?0?$?@#J
I?$?@?@#@J
I@?@?@#@?J
I?"?@'"?@J
I"?@1@?"?J
I?*?@!@?"J
I@?@-@5@?J
PLLLLLLLLO

В партии между М и N сложилась парадоксальная ситуация. Каждый из соперни­ков стремился увеличить «свое А», и вот выяснилось, что каждый чрезвычайно дово­лен своей позицией. М, играв­ший белыми, рассчитывал на неотразимую атаку ферзя и слона по большой диагонали, а также на использование захва­ченной им открытой линии «d». В свою очередь великолепный «вечный» конь на е4 и линия «с» прямо-таки радовали глаз N!

Чья же стратегия восторже­ствовала на самом деле, у кого перевес? К ответу на этот во­прос логично идти через анализ разницы в интегральной актив­ности фигур, т. е. выражения:

D=Аь-Ап (5.1.3),

где D – разность активности;

Аb – интегральная актив­ность белых фигур;

Аn – интегральная актив­ность черных фигур.

Если теперь окажется, что интегральная активность бе­лых выше, т. е. Аь>Ап, или, что то же самое, D > 0, то их позиция заслуживает предпочтения. Если, наобо­рот, Аn > Аb или D < 0, то пе­ревес на стороне черных.

В позиции на диагр. 225 ко­роль N находится в большей опасности, нежели король М. В силу этого объединенные действия ферзя и слона белых более эффективны, чем ферзя и коня черных. Белые могут упрочить перевес в активности следующим образом:

1. Фd3–d5+

Дальнейшая активизация ферзя выгодна. На 1. Фd4 возможно 1... Kf6 с прочной позицией.

1. ... Kpg8–f8

Ошибочно 1... e6 из-за 2. Фе5 с вторжением по большой диагонали.

2. g3-g4!

Идея белых – получить ре­шающую атаку после 3. Фе5 Kf6 4. g5.

2. ... Ke4–f6

Конь уходит с активной по­зиции, но лучшего не видно. Если 2... Лс2 3. Фе5 Kpf7, то 4. Фg7+ Кре6 5. Ф:h7 Фе8 (5... Л:b2 6. Ф:g6+ Кf6 7. gfX) 6. gf+ gf 7. Фh6+ Kf6 8. C:f6 ef 9. Лd3.

3. Cb2 : f6 e7 : (6

4. g4 : f5 g6 : f5

Нельзя 4. .. Ф:а5 из-за 5. Фd8+.

5. Лd1–d3.

Мощный централизованный ферзь, лучшее расположение короля, а также слабость не­приятельской пешки f5 делают позиционное превосходство бе­лых очевидным. На попытку активизации 5... Лс4 они отве­чают 6. Фd6+ Kpf7 9. Лh3!, и не проходит 9. . . Kpg6 10. Лg3+ Kpf7 из-за 11. Фd5+ Фе6 12. Лg7+! Таким обра­зом, М был прав, а N оши­бался!

Более об­щий взгляд на активность: Мы вправе потребовать от ак­тивной фигуры, чтобы она мак­симально способствовала из­менению позиции (изменению D) в нашу пользу. Следова­тельно, должны признать ак­тивной не только ту фигуру, с помощью которой создаем угрозы, но и фигуру, ограни­чивающую возможности со­перника, в частности, выпол­няющую важные оборонитель­ные функции.

С учетом всех принятых предпосылок и допущений можно считать, что под актив­ностью фигуры в широком смысле этого слова понимает­ся вклад фигуры в достижение цели игры.

Как мы видим, интегральная активность фигур включает сумму средних активностей (материальных ценностей) плюс сумму поправок на раз­личные составляющие актив­ности. Для широкого класса случаев преимущества в одну пешку достаточно для победы, имеем (разумеется, весьма приближенные)условия ре­шающего перевеса:

– при D ³ 1 решающий пе­ревес у белых; (5.1.5)

– при D £ - 1 решающий перевес у черных.

ОГРАНИЧЕНИЕ АКТИВНОСТИ ФИГУР СОПЕРНИКА

Расширяя арсенал средств по ограничению возможностей соперника, следует по-видимо­му исходить из того, что глав­ными признаками активности являются:… 196. Сабо – Ботвинник

Будапешт, 1952

Трудно представить, что черные могут спасти эту по­зицию. Помимо двух связан­ных проходных пешек у белых мощный конь на е5, цементи­рующий лагерь… 43. ... g7-g5!! Ход колоссальной силы. Та­кой важный фактор активно­сти, как устойчивость, оказы­вается ахиллесовой пятой бе­лого…

Тбилиси, 1951

16. b2–b3! Стандартный ограничитель­ный маневр. Конь на а5 ока­зывается не у дел. 16. ... g7–g6

Поляница-Здруй, 1968

12. ... Kf6–d7? Этот естественный, на пер­вый взгляд, ход, имеющий целью создание контригры по… 13. Cd4 : g7 Kpg8 : g7

ТИХИЕ ХОДЫ

Нижетихим ходом име­нуется также спокойный, не бросающийся в глаза и неожи­данный ход, убивающий сразу «двух зайцев»: увеличиваю­щий активность… Подобно тактическим уда­рам, жертвам и комбинациям не во всякой позиции тихий… 203. Тимман – Карпов

ЭЛЕМЕНТЫ ДИНАМИКИ

237. MKKKKKKKKN I/@/@?@7@J I$?@?@#$#J I?$?@#@?@J I@?@#@?@?J I?@?"?@?@J… Напряжение обусловле­но противостоянием ладей по линии «с». Тот, кто первым пойдёт на размен, получит трудную игру,…

Москва, 1967

12. f3–f4 Стоило белым промедлить, как после маневра Kf6–h5 они лишались пешечных… 12. ... е5 : f4

Тилбург, 1984

16. ... h7–h6?! Будь пешка на месте, белым было бы трудно найти точку прорыва. Теперь они… 17. Cf4–e3

ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ПЕШЕЧНЫЕ ПРОДВИЖЕНИЯ. ТАИНСТВЕННЫЕ ХОДЫ

MKKKKKKKKN I/@+4?07@J I$#@',#$#J I?@#@#(?@J I@?@#@?*?J I?@!"?@?@J I@?&)"%@?J I!"?@?"!"J I@?.16?@-J PLLLLLLLLO 255. Игра черных стеснена. Главная задача–ввести в бой слона с8, что обеспечит… 8. ... h7–h6

ОБОБЩЕННЫЙ РАЗМЕН. ЖЕРТВЫ

Понятие обобщенного раз­мена ввел выдающийся иссле­дователь шахмат М. Ботвин­ник, который писал /I/: «По моему мнению, процесс шах­матной игры (и,… 223. Ботвинник – Капабланка Голландия, 1938