рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ

Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ - раздел Образование, ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. К Гуманистической Биологии [1] Мои Ис...

1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ [1]

Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной психологии – по крайней мере, в том ее понимании, какому я был обучен.

В тридцатые годы, заинтересовавшись определенными психологическими проблемами, я обнаружил, что их нельзя разрешить или успешно разрабатывать в рамках классической для того времени науки (бихевиористской, позитивистской, естественнонаучной – свободной от ценностей, механистической психологии). Чтобы найти ответ на возникавшие у меня закономерные вопросы, потребовалось изобрести другой подход к психологическим проблемам. Постепенно этот подход превратился в общую философию психологии и науки вообще, религии, труда, менеджмента, а теперь и биологии. По сути он стал мировоззрением.

Психология сегодня, в сущности, разорвана и расколота на три (или больше) отдельных науки, не сообщающиеся между собой, поделенные между отдельными группами ученых. Первая – это бихевиористская, объективистская, механистическая, позитивистская группа. Вторая – это целый "куст" психологий, берущих начало от З.Фрейда и психоанализа. И третья – это гуманистические направления, или "третья сила", как назвали эту группу, предлагающую единую философию, способную сплотить разъединенные доселе группы. Именно об этой третьей психологии я и хочу говорить. Исходя из того, что эта третья психология включает в себя первую и вторую, я "изобрел" слова "эпи-бихевиористская" и "эпи-фрейдистская" (греческое "эпи" означает "над"}. Такой подход позволяет также избежать характерной для студентов дихотомической ориентации, когда надо, например, быть либо "за Фрейда", либо "против Фрейда". Лично я и фрейдист, и бихевиорист, и гуманист, и к тому же еще разрабатываю то, что может быть названо четвертой психологией – психологией трансцендирования.

Я говорю здесь от своего собственного имени. Даже некоторые из представителей гуманистической психологии склонны видеть себя в оппозиции бихевиоризму и психоанализу, вместо того, чтобы включать эти направления психологии в более широкую структуру. Полагаю, что в своем увлечении непосредственным опытом, переживанием, такие психологи балансируют где-то на грани антинаучного и даже антирационального. Однако поскольку я считаю, что переживание – это только начало знания (необходимое, но не достаточное), и возлагаю единственную и последнюю надежду на совершенствование знания, то есть на существенное расширение науки, то предпочитаю говорить только от себя. Я лично избрал для себя путь "свободного размышления", теоретизирования, игры предчувствий и интуиции и, вообще, попыток предвидеть будущее – именно этим преимущественно занимаются первопроходцы, разведчики, новаторы в отличие от тех, кто должен применять, оценивать, проверять, подтверждать. Конечно, именно эти последние виды деятельности составляют становой хребет науки. И все же было бы большой ошибкой, если бы ученые видели свою задачу лишь только в проверке и подтверждении.

Первопроходец, творец, исследователь неведомого – это обычно не группа, а человек, в одиночку борющийся со своими внутренними конфликтами, страхами, психологическими защитами от высокомерия и гордости, даже от паранойи. Он должен обладать мужеством, не бояться "высовываться", даже не бояться делать ошибки, хорошо сознавая, что он, по словам М.Полани, азартный игрок, выступающий с утверждениями в отсутствие фактов и затем тратящий годы, выясняя, были ли верны его предчувствия. Если он обладает хоть каким-то здравым смыслом, то, конечно, пугается своих собственных идей, своей безрассудной отваги и хорошо сознает, что утверждает то, что не может доказать.

Именно в этом смысле я высказываю здесь свои личные интуитивные решения и утверждения.

Полагаю, что от проблемы нормативной биологии нельзя уйти, хотя при этом и ставится под вопрос вся история и философия западной науки. Я убежден, что свободная от ценностей, ценностно нейтральная, избегающая ценностей модель науки, унаследованная нами от физики, химии и астрономии, где было необходимо обеспечить чистоту данных и одновременно отстранить церковь от научных дел, совершенно не подходит для изучения жизни. Еще более драматичной оказывается неприспособленность науки для выяснения вопросов, касающихся человека, где учет личностных ценностей и целей, намерений и планов играет решающую роль в понимании людей даже применительно к классическим целям науки – предсказанию и управлению.

В области эволюционной теории не утихают ожесточенные споры по поводу направленности, целей, телеологии, витализма, конечных причин и т.п. Мне представляется, что в этих спорах много путаницы. Вместе с тем хочу отметить, что обсуждение тех же проблем на уровне психологии человека позволяет высказаться более ясно и определенно.

Можно отстаивать ту или иную точку зрения в споре по поводу аутогенезиса в эволюции или того, может ли ее направление определяться сочетанием чистых случайностей. Но такая роскошь уже невозможна, когда мы имеем дело с человеческими индивидами. Абсолютно невозможно утверждать, что человек становится хорошим врачом по чистой случайности: в наше время подобные представления перестали принимать всерьез. Что касается меня, то я ушел от подобного рода дебатов по поводу механического детерминизма, не считая нужным даже вступать в спор.

"Хорошие экземпляры" и "статистика растущей верхушки"

Я предлагаю для обсуждения и, возможно, для проведения исследований использование отобранных "хороших экземпляров" (можно сказать, "экземпляров высшего качества") как биологических образцов для изучения наивысших возможностей, которыми обладает человеческий род. Приведу несколько примеров. В ходе исследований обнаружилось, что самоактуализирующиеся люди (то есть психологически здоровые, психологически "наилучшие") лучше воспринимают и познают. Это может проявиться даже на сенсорном уровне; например, меня бы не удивило, если бы оказалось, что они тоньше различают цветовые оттенки и т.п.

Неоконченный эксперимент, который я однажды организовал, мог бы служить моделью для этого типа экспериментирования по принципу "биологических образцов". План состоял в том, чтобы полностью протестировать всех студентов, зачисленных на новый поток в Брэндейсский университет, использовав при этом наилучшие доступные в то время методики, в том числе психиатрические интервью, проективные тесты, тесты успешности (performance) и т.д.; затем предполагалось отобрать 2% выборки наиболее здоровых в психологическом отношении, 2% – наименее здоровых и 2% – "средних". Планировалось предложить этим трем группам батарею, содержащую около 20 сенсорных, перцептивных и когнитивных методик для того, чтобы проверить вывод, полученный ранее клиническим персонологическим путем, а именно: более здоровые психологически люди демонстрируют также лучшее восприятие реальности. Я предполагал, что эта идея получит подтверждение. Мой план предусматривал, что наблюдение за отобранными людьми не ограничится четырьмя годами учебы в колледже (где я мог бы сопоставить начальный рейтинг; сделанный на основе тестов, с фактической успешностью учебы и достижениями в разных областях университетской жизни). Полезным казалось организовать лонгитюдное исследование, которое проводилось бы лонгитюдно организованной исследовательской бригадой, чье существование не ограничивалось сроком жизни одного поколения. Идея состояла в поиске окончательного подтверждения наших представлений о психологическом здоровье путем исследований членов группы на протяжении всего их жизненного пути. Некоторые вопросы были на поверхности, например, долголетие, сопротивляемость психосоматическим расстройствам, инфекциям и т.д. Мы ожидали также, что осуществление программы позволит обнаружить характеристики, которые нельзя было предсказать. По своему духу это исследование было подобно тому, которое провел Льюис Термен около 40 лет назад, когда он отобрал в Калифорнии детей с высоким коэффициентом интеллекта и затем тестировал их многими способами, причем это осуществлялось на протяжении последующих десятилетий вплоть до настоящего времени. Его общий вывод состоял в том, что дети, отобранные на основании превосходства в интеллекте, превосходят остальных и во всем прочем. Важнейшее обобщение, с которым связано имя Л.Термена, – это то, что все позитивные качества человека положительно коррелируют между собой.

Описываемый тип исследовательского проекта означает сдвиг в наших представлениях о статистике и особенно о теории выборок. Я открыто отстаиваю здесь подход, который я называю "статистикой растущей верхушки"; это название отражает тот факт, что именно в растущей верхушке растения более всего проявляется процесс его развития.

Если я задаю вопрос: "Что могут люди?", – то отношу его к маленькой избранной группе носителей высших достижений, а не ко всему населению. Основную причину того, что гедонистические теории ценностей и соответствующие этические теории оказывались на протяжении всей истории в проигрыше, я вижу в том, что философы смешивали вместе удовольствия, порожденные патологическими мотивами, и удовольствия, порожденные здоровыми мотивами; в получившемся "среднем" уже нельзя было различить больных и здоровых, хороших и плохих, биологически сильных и биологически слабых индивидов, тех, кто делает хороший выбор, и тех, кто делает плохой.

Если мы хотим ответить на вопрос, насколько может вырасти человек, то обязательно надо найти людей, которые уже выше других, и изучить их. Если мы хотим знать, насколько быстро может бежать человек, то незачем усреднять скорость индивидов, составляющих "хорошую выборку" из человеческой популяции; гораздо лучше собрать олимпийских чемпионов и посмотреть, как они могут бегать. Если же мы хотим выяснить имеющиеся у человека возможности духовного роста, ценностного или нравственного развития, то я считаю, что мы можем узнать это лучше всего, изучая наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости людей.

В целом, я думаю, правильно будет сказать, что человеческая история – это хроника попыток подрыва авторитета человеческой природы. Ее наивысшие возможности практически всегда недооценивались. Даже в тех случаях, когда "хорошие экземпляры" – святые, мудрецы, великие лидеры – были доступны для изучения, слишком часто срабатывало искушение приписывать их достижения не человеческой природе, а сверхъестественному дару, которым они наделены.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

На сайте allrefs.net читайте: "ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гейгер Г. ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ
Литература Примечание редактора. Удручающий перевод хорошей книги. Наряду с исправлением двусмысленного названия о "рубежах, имеющих человеческую природу", текст HTML-верс

Гуманистическая биология и хорошее общество
Сегодня вполне очевидно; что массовое воплощение в дейчтвительность наивысших потенциальных возможностей человечека возможно лишь в "хороших условиях". Или, попросту говоря, хорошим челов

Quot;Хороший экземпляр" выбирает пути для всех
В ходе своих длительных исследований, начавшихся еще в тридцатые годы, я убедился в том, что наиболее здоровые в психологическом плане люди (или наиболее творческие, или наиболее сильные, или наибо

Соотношение души и тела
Мне кажется, что мы находимся перед новым скачком в установлении связи субъективной жизни с внешними объективными показателями. Существующие новые показатели позволяют ожидать громадного скачка впе

Проблема Больших Проблем
Этот заголовок – из прекрасной книги Олвина Вейнберга "Размышления о большой науке" (Weinberg, 1967). В этой книге имплицитно содержатся многие мысли, которые я хочу высказать явно

Предсказание будущего
В последние несколько лет состоялась масса конференций и симпозиумов, вышло много книг (не говоря уже о газетных статьях И разделах воскресных журналов) о том, каким будет мир в 2000 году или в буд

НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Не претендуя на полноту рассмотрения темы, я решил обсудить лишь некоторые ее стороны – отчасти потому, что мне пришлось работать с ними, отчасти потому, что я считаю их особенно важными, но главны

Слова-сплавы
Я имею в виду здесь общий вывод, основания для которого взяты мною частично у гештальтпсихологов, а частично из клинического и психотерапевтического опыта. Речь идет о том, что факты, в духе Сократ

Полная человечность
Теперь я хотел бы сделать еще один шаг к понятию-сплаву "полная человечность", еще более дескриптивному и объективному по сравнению с понятием "самоактуализация" и вместе с тем

Снижение человечности
Одним из следствий такого употребления понятия "полная человечность" вместо "психологического здоровья" выступает соответствующее или параллельное использование понятия "сн

Субъективная биология
Есть и другие важные преимущества, которые способен дать тот психолого-философско-образовательно-духовный подход. Существенным мне представляется, в частности, то, что он способствует правильному к

Внутренние сигналы
Размышления в этом направлении имели для меня особое преимущество; они привлекли мое внимание к тому, что я вначале назвал "голосами импульсов", но что лучше было бы назвать более общо, н

Комплекс Ионы
Я хотел бы коснуться одной из многочисленных причин того, что А.Энгьял (Angyal, 1965) назвал "уклонением от роста". Каждый из нас имеет импульс к самосовершенствованию, к более пол

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
В этой главе мы обсудим идеи, находящиеся в процессе становления и еще не готовые к формулированию в окончательном виде. Как показало общение со студентами и другими людьми, с которыми я делился эт

Поведение, ведущее к самоактуализации
Что делает человек, когда он самоактуализируется? Стискивает зубы и скрежещет ими? Что означает самоактуализация в терминах реального поведения, реальной процедуры? Я опишу восемь путей самоактуали

ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
У меня сложилось ощущение, что понятие креативности (творческой способности) и понятие здоровой, самоактуализирующейся, полностью человечной личности сходятся все ближе и ближе и, возможно, окажутс

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСТВУ
Интересно сравнить нынешнюю ситуацию в изучении креативности с той, которая имела место двадцать- двадцать пять лет назад. Прежде всего я хочу сказать, что объем исследовательской работы и

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ ТВОРЧЕСТВУ
Когда я начинал исследования по проблеме творчества, это была сугубо академическая и "профессорская" проблема. Но в последнюю пару лет ко мне, к моему изумлению, начали обращаться предста

ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ
Зададим себе вопрос: кто интересуется творчеством? Мой ответ таков: практически все, а отнюдь не только психологи и психиатры. Творчество стало теперь вопросом национальной и международной политики

Универсальные потребности
В дополнение к сказанному, есть другая, возможно, более непосредственная необходимость, с которой сталкивается любая жизнеспособная политическая, социальная или экономическая система, – необходимос

Новые концепции обучения
Каков же в этих условиях правильный путь обучения, например подготовки инженеров? Ясно, что мы должны учить их быть творческими людьми, по крайней мере в смысле способности справляться с новизной,

СЛИЯНИЕ ФАКТОВ И ЦЕННОСТЕЙ
Начну с объяснения того, что я назвал пиковыми переживаниями, потому что именно на примере таких переживаний мой тезис можно продемонстрировать наиболее легко и полно. Термин "пиковое пережива

I. Определение психологии Бытия с точки зрения ее предмета, проблем, области применения
(Может быть названа также онтопсихологией, психологией запредельного, психологией совершенства, психологией целей.) 1. Имеет дело с целями (а не со средствами или инструментами); с целевым

V. Каким образом бытийная любовь может породить беспристрастность, отстраненность и проницательность?
В каких случаях любовь ослепляет? Когда она означает большую, а когда – меньшую проницательность? Поворот происходит, когда любовь становится такой большой и такой чистой (непротиворечивой

VI. При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются бытийные ценности?
Имеющиеся свидетельства говорят о том, что бытийные ценности чаще выбираются "психологически здоровыми" людьми (самоактуализирующимися, зрелыми, обладающими продуктивным характером и т.д.

КОММЕНТАРИИ К СИМПОЗИУМУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
Эти четыре доклада [16] кажутся совсем различными, однако в определенном смысле это не так. Докладчиков объединяет причастность к изменениям представлений о ценностях – революционн

ПОЗНАЮЩИЙ И ПОЗНАВАЕМОЕ
Мой общий тезис состоит в том, что многие коммуникативные трудности межличностного взаимодействия – это побочный продукт коммуникативных барьеров, существующих внутри личности; что коммуникация меж

Разрывы внутри личности
Прежде всего, что я понимаю под неудачей внутренней коммуникации? В конце концов, простейший пример – это расщепление личности, наиболее драматичной и наиболее известной формой которого служит множ

Мужское и женское начало
Тесная связь внутриличностной и межличностной коммуникации особенно ясно заметна в отношениях между мужским и женским началами. Заметьте, что я не говорю "между полами", поскольку считаю,

Познание посредством первичных и вторичных процессов
Отречение от внутреннего психического мира в пользу внешнего мира с его соответствующей здравому смыслу "реальностью" сильнее у тех, кто должен успешно действовать прежде всего во внешнем

Автономия и гомономия
Другой парадокс, с которым мы встречаемся, пытаясь понять отношения между внутренним и внешним, между Я и миром, касается очень сложных взаимосвязей между автономией и гомономией. Мы можем легко со

Полноценное функционирование, спонтанность, бытийное познание
Мы понемногу приобретаем научные знания о том, как осуществляют коммуникацию более цельные личности . Например, многие исследования К.Роджерса и его сотрудников показывают, что по мере улучшения со

ОБРАЗОВАНИЕ И ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Если обратиться к какому-либо курсу или книге по психологии обучения, то в большинстве случаев окажется, что они не касаются сути дела – я имею в виду "гуманистическую" суть. В большинств

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перед своей смертью Олдос Хаксли был на пороге большого прорыва, создания великого синтеза науки, религии и искусства. Многое из этих идей отражено в его последнем романе "Остров" (Hux

СИНЕРГИЯ В ОБЩЕСТВЕ И В ИНДИВИДЕ
Я посвящаю эту главу памяти Рут Бенедикт [18], выдвинувшей и развившей концепцию синергии в цикле лекций, прочитанных ею в колледже Брин Мор в 1941 г. Эта концепция осталась неизве

Становление и определение понятия синергии
В свои последние годы Рут Бенедикт старалась преодолеть доктрину культурной относительности, с которой некорректно связывалось ее имя. Насколько я помню, такое отождествление очень раздражало ее. С

Высокая и низкая синергия в примитивных обществах
"Сифонный" и "вороночный" механизмы распределения богатства. В отношении экономических институтов Р.Бенедикт обнаружила, что внешние, поверхностные, очевидные обстоятельства (яв

Высокая и низкая синергия в нашем обществе
Итак, наше общество – это общество со смешанной синергией. У нас есть институты высокой синергии и низкой синергии. Широкое проникновение высокой синергии выражается, например, в благотвор

Синергия в индивиде
Отождествление. Концепция синергии может быть применена также на индивидуальном уровне межличностных отношений между двумя людьми. Она позволяет дать хорошее определение высоких лю

СИНАНОН И ЭВПСИХИЯ
Прежде всего, чтобы заранее предупредить какое-либо неверное толкование моих слов, должен признаться, что я жил весьма а замкнутой и уединенной жизнью. Я не знал вообще ничего о многом из того, что

ОБ ЭВПСИХИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Одним из основных вопросов состоит в том, какие условия труда, какие виды труда, какие типы управления и какое вознаграждение или плата будут способствовать здоровому развитию человеческой природы

О НИЗКИХ ЖАЛОБАХ, ВЫСОКИХ ЖАЛОБАХ И МЕТАЖАЛОБАХ
Основной принцип, на котором базируется вся концепция, можно сформулировать в следующем виде: люди могут жить на разных уровнях мотивационной иерархии, то есть "высокой" жизнью или жизнью

ЗАМЕТКИ О НЕВИННОМ ПОЗНАНИИ
Понятие suchness – синоним японского слова соно-мама, которое рассматривается подробнее в книге Д.Судзуки "Мистицизм: христианство и буддизм" (Suzuki, 1957), в особенности н

НОВЫЕ ЗАМЕТКИ О ПОЗНАНИИ
Характеристики бытийного познания (Б-познания) и дефицитарного познания (Д-познания) мира [23] Б-познание Д-познание

РАЗЛИЧНЫЕ СМЫСЛЫ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ
1. Трансцендирование в смысле утраты самоосознания, самонаблюдения, как при подростковой деперсонализации. Это тот же вид самозабвения, как и то, что приходит при поглощенности чем-то, очарованност

Общие метапатологии
Отчуждение. Аномия. Ангедония. Потеря вкуса к жизни. Потеря смысла.

Б-ценности и специфические метапагологии
  Б-ценности Патогенная депривация Специфические метапатологии 1. Истина Бесчестность

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Вплоть до XIX столетия изучение человеческого поведения было почти исключительно делом богословов и философов. Под воодушевляющим влиянием открытий Галилея, Ньютона и ученых, которые последовали за

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) выдвинул одну из наиболее всеохватывающих и влиятельных в современной истории теорий человеческого поведения. "Всякий, кто стал взрослым до 1950 г. – говорит Хобарт М

Бихевиоризм
То, что может быть названо второй силой в науке о поведении, связано наиболее тесно с теорией, известной как бихевиоризм. Эта общая теория была сформулирована Джоном Уотсоном (1878-1958) в самом на

Кто такой Абрахам Маслоу?
Абрахам Маслоу был единственным еврейским мальчиком в районе Бруклина, где евреи не жили. Он потом говорил, что это в какой-то мере походило на положение первого негра в школе, где все белые. Зная,

Отличия от других теорий
Работа Маслоу не заключает в себе тотального отрицания Фрейда или же Уотсона и других бихевиористов, но скорее представляет собой попытку учесть все, что в обеих психологиях есть полезного, значимо

Подход Третьей силы
Изучение душевных заболеваний необходимо, но не достаточно. Изучение животных необходимо, но не достаточно. Изучение средних индивидов само по себе не решит проблему. Для понимания душевных заболев

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Изучение выдающихся образцов душевного здоровья было предпринято Маслоу не как научное исследование, а как попытка удовлетворить свое личное любопытство. Он поначалу не ожидал от этого изучения сто

Характеристики самоактуализации
Маслоу вначале назвал выдающихся людей, которых он изучал, "самоактуализирующимися". При этом шла речь о самоактуализации как (цитируем Маслоу) "...конечном положении дел, цели, а не

ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любой стороне жизни индивида и общества. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна вклю

Физиологические потребности
Самые базовые, самые мощные, самые обязательные из всех человеческих потребностей те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кисло

Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального вз

Потребности в зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект

Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенно

Потребности в самоактуализации
"Человек должен быть тем, кем он может быть", – говорит Маслоу. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своих потенциальных возможностей – в то

Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья служит любознательность. По-видимому, отсутствуют достаточные научные и клинические данные, которые бы ясно удостоверяли, что ее можно

Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере у некоторых индивидов

Предпосылки удовлетворения базовых потребностей
С индивидуальной мотивацией тесно связаны социальные условия. Среди предпосылок удовлетворения базовых потребностей Маслоу указывает свободу слова, свободу исполнять свои желания, если этим не нано

Дальнейшие характеристики базовых потребностей
Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других.

Потребности в росте
На предшествующих страницах мы перечислили базовые психологические потребности, выделенные Маслоу в его классическом труде "Мотивация и личность" (1954). В результате дальнейших исследова

Подкрепляющие свидетельства
В книге "Мотивация и личность", вышедшей в 1954 г, перечислялись по меньшей мере 12 групп свидетельств в пользу теории базовых потребностей. В последующем Маслоу продолжал добавлять новые

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ
    Самоактуализация Потребности роста* (бытийные ценности) (метапотребности) истина красота жи

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНСТИ ЧЕЛОВЕКА
В самом начале XX столетия Уильям Джеймс, один из наиболее выдающихся психологов и философов Соединенных Штатов, пришел к выводу, что средний индивид использует только малую часть потенциально прис

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
С идеями Абрахама Маслоу о потенциальных возможностях человека тесно связана концепция роста. Его исследования привели к выводу о том, что рост как движение к самоактуализации – естественный и необ

ВОСПИТАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ
Учитывая интерес Маслоу ко всем сторонам человеческого поведения и его собственный опыт как отца, вполне естественно, что он может много сказать о развитии ребенка. Вследствие важных отличий предла

ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ
Читая работы Абрахама Маслоу, испытываешь впечатление, что они как бы искрятся. Тщетной была бы попытка объяснить это, думая о нем просто как о психологе. Прежде всего о нем надо бы думать как о че

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги