рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характеристики самоактуализации

Характеристики самоактуализации - раздел Образование, ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Маслоу Вначале Назвал Выдающихся Людей, Которых Он Изучал, "самоактуализ...

Маслоу вначале назвал выдающихся людей, которых он изучал, "самоактуализирующимися". При этом шла речь о самоактуализации как (цитируем Маслоу) "...конечном положении дел, цели, а не динамическом процессе, бытии, а не становлении".

"Самоактуализирующимся" людям обычно 60 или более лет, но есть люди, движущиеся в этом направлении, в направлении зрелости. Процесс актуализации предполагает развитие или открытие своего истинного Я и развитие наличного или латентного потенциала. В позднейших публикациях Маслоу предложил в качестве более подходящего термина "полностью человечный". Не все высокопродуктивные, достигающие успеха, талантливые люди удовлетворяют описанию психологического здоровья, зрелости или самоактуализации. Некоторые знаменитые деятели не были психически здоровыми, как, например, Байрон, Ван Гог или Вагнер. Изучение выдающихся людей позволило выделить ряд составляющих психологического здоровья. Ниже описываются некоторые из общих характеристик наилучших представителей человеческого рода.

Вероятно, наиболее универсальной чертой этих людей служит их способность видеть жизнь ясно, такой, какова она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. В своих наблюдениях такие люди менее подвержены эмоциям и более объективны, чем другие. Большинство людей слышит то, что они хотят слышать от других людей, даже если это не соответствует истине, но самоактуализирующиеся люди не позволяют надеждам и желаниям искажать свои наблюдения. Они намного превосходят других в способности правильно судить о людях, видеть обман и манипуляцию. Вообще говоря, их выбор брачных партнеров намного лучше среднего, хотя и не совершенен,

Благодаря этим достоинствам восприятия самоактуализирующиеся люди более решительны и имеют более ясное представление о том, что правильно и что ошибочно. Они точнее предсказывают будущие события. Эта их способность видеть более эффективно, выносить более правильные суждения распространяется на многие области жизни, охватывая понимание не только людей, но также искусства, музыки, политики и философии. Самоактуализирующиеся люди проникают в скрытую и запутанную действительность быстрее и описывают ее точнее, чем средние индивиды.

Вместе с тем они обладают своего рода скромностью, способностью внимательно слушать других, признавать, что они не знают всего и что другие люди могут кое-чему научить их. Частично этот более высокий уровень восприятия проистекает из лучшего понимания себя и в то же время проявляется в таком понимании. Здесь можно говорить также о простоте – такой, какая свойственна детям, – и отсутствии высокомерия. Ведь дети часто обладают способностью слушать без предубеждения. Маслоу пишет:

"Подобно тому, как ребенок смотрит на мир широко раскрытыми, некритичными, невинными глазами, просто замечая или наблюдая, как обстоит дело, не требуя, чтобы оно обстояло так или иначе, – подобным же образом самоактуализирующаяся личность смотрит на человеческую природу в самой себе и в других".

Восприятие у самоактуализирующейся личности в меньшей степени искажено желаниями, беспокойством, страхами, надеждами, ложным оптимизмом или пессимизмом. Маслоу назвал этот не выносящий суждения тип восприятия "бытийным познанием". Это пассивный, рецептивный тип наблюдения. Маслоу называет его также "знанием без делания". Одного бытийного познания недостаточно. Как указывает Маслоу, оно может вести к слишком большой терпимости, неразборчивости, потере вкуса. Вполне зрелые индивиды, о которых идет речь, воспринимают действительность двумя путями: созерцательно (это и есть бытийное познание) и действенно. Когда осуществляется переход ко второму виду восприятия, оказываются возможны решение, суждение, критика, планирование и действие.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди преданы какой-то работе, задаче, обязанности или занятию, которые они считают нужными. Поскольку они заинтересованы в этой работе, они работают усердно, но обычное различие между работой и игрой размывается. Ведь для них работа служит источником возбуждения и удовольствия. По-видимому, такая преданность важной работе – основное условие личностного роста, самоактуализации и счастья. Недостаточно, однако, иметь важное дело – самоактуализирующийся человек должен делать его хорошо. Если это врач, он должен быть хорошим врачом, а не плохим. Это предполагает тяжелый труд, дисциплину, тренировку и часто отказ от развлечений.

Маслоу обнаружил также, что творчество представляет собой универсальную характеристику изученных им самоактуализирующихся людей. Способность к творчеству почти тождественна душевному здоровью, самоактуализации и "полной человечности". С этой творческой способностью связаны такие характеристики, как гибкость, непосредственность, смелость, готовность допускать ошибки, открытость и скромность. Как уже упоминалось, во многих отношениях творческая способность этих людей подобна творческой способности детей – проявляющейся, пока они не научились бояться насмешек, пока они еще способны видеть вещи свежим взглядом, без предубеждения. Это свойство, полагает Маслоу, слишком часто теряется с возрастом. Самоактуализирующиеся люди либо не теряют этого наивного подхода, либо, если уж потеряли, то восстанавливают его. "Почти каждый ребенок, – говорит Маслоу, – может сочинить песенку, или стишок, или танец, или рисунок, или игру экспромтом, без планирования или предварительного намерения."

Непосредственность, спонтанность почти тождественна творческой способности. Самоактуализирующиеся люди менее, чем другие, подвержены торможению и потому более экспрессивны, естественны и просты в общении. Они обычно не чувствуют необходимости скрывать свои чувства и мысли или играть искусственные роли. Творчество требует мужества, способности "высунуться", пренебречь критикой и насмешками, а также способности сопротивляться влиянию своей культуры.

"От каждого великого борца, – говорит Маслоу, – требовалось мужество, когда он был одинок в момент создания чего-то нового, противоречащего старому. Это род отваги, способности одному выйти вперед, бросить вызов. Момент боязни здесь очень понятен, но он должен быть преодолен, чтобы создание нового стало возможно."

Таким образом, хотя самоактуализирующиеся индивиды скромны в том смысле, что открыты новым идеям, готовы признать свои заблуждения и ошибки, они одновременно самонадеянны в том смысле, что готовы во всеуслышание отстаивать новую идею. Частично это проистекает из способности сосредоточиваться на выполняемой работе и забывать о себе. Они обладают уверенностью в себе и самоуважением: это и позволяет им заниматься работой, а не защитой своего Я.

Благодаря смелости, отсутствию страхов люди, о которых идет речь, не боятся совершать "глупые" ошибки. По-настоящему творческая личность может мыслить "сумасшедшим образом", хорошо зная, что многие из ее "великих идей" окажутся неудачными. Творческая личность обладает гибкостью – она способна изменяться, когда изменяется ситуация, разрушать свои ранее сформированные навыки, встречать лицом к лицу неясные и меняющиеся условия, не испытывая излишнего стресса. В отличие от ригидных, негибких людей творческая личность не воспринимает неожиданность как угрозу.

Маслоу полагает, что большинство людей обладает большими творческими возможностями, чем им удается осуществить. Он не отрицает, что гениальность может иметь генетическую основу. Этот вопрос очень слабо исследован, но есть указания на то, что большой талант может быть и унаследован, и приобретен. В любом случае тот, кто достигает крупных результатов, – большой труженик. [...] Самоактуализирующемуся человеку свойственна низкая степень внутреннего конфликта. Он не воюет сам с собой: его личность обладает цельностью. Благодаря этому у него остается больше энергии для производительных целей.

"У среднего человека в нашей культуре, – говорит Маслоу, – верность долгу, доброта и красота только умеренно коррелируют друг с другом, а у невротика еще в меньшей степени. Только у развитого и зрелого человека, у самоактуализирующейся, полностью функционирующей личности они так высоко коррелируют, что применительно ко всем практическим целям как бы сливаются в единое целое."

Этот результат, как указывает Маслоу, прямо противоречит исходной аксиоме, разделяемой почти всей современной научной мыслью, – аксиоме, согласно которой научное познание тем более объективно, чем более оно отделено от нравственности или ценностей. Современные интеллектуалы полагают, что факты и ценности находятся в противоречии друг с другом, взаимно исключают друг друга. Маслоу считает, что изучение выдающихся индивидов опровергает этот краеугольный камень современной "научной" веры. Имеется научная основа для определения правильного и неправильного поведения, ибо то, чего хочет психологически здоровый человек, совпадает с тем, что обычно считают правильным и разумным. Поэтому такие люди тратят мало времени или энергии на защиту от самих себя. Они не боятся своих желаний: импульсы, побуждающие их к действию, согласуются с разумом. Как отмечает Маслоу, "их желания находятся в согласии с их суждениями".

Питирим Сорокин, исследователь из Гарварда, пришел к выводу, что истинное одновременно хорошо и красиво. Маслоу говорит, что его исследования подтверждают правоту Сорокина, "при условии, что мы говорим только о психологически здоровых людях". Здоровый индивид испытывает меньше затруднений в выяснении того, что правильно или неправильно, хорошо или плохо, так же как и в использовании своего восприятия правильного поведения. В противовес мнениям многих ученых и богословов, Маслоу обнаружил, что психологически здоровый человек одновременно эгоистичен и альтруистичен: по сути, эти две направленности сливаются у йогов в некое единство. Здоровая личность находит счастье в помощи другим. Таким образом, для нее бескорыстие оборачивается как бы выгодой. Такие люди, говорит Маслоу, "получают удовольствие от удовольствия других людей, что и позволяет называть их альтруистами". Здоровая личность обладает здоровым эгоизмом, который полезен и ей и обществу.

С таким эгоистично-альтруистичным отношением связано ранее упомянутое отношение здорового индивида к работе и игре. Он наслаждается игрой; он наслаждается работой; его работа становится игрой: труд и развлечение сливаются воедино. Исследование показывает, что здоровая личность проявляет большую цельность, сталкиваясь с серьезным творческим вызовом, крупной целью, либо с серьезной угрозой или чрезвычайными обстоятельствами. Самоактуализирующийся человек не только обладает более гармоничной личностью, но и видит мир более целостным образом. По мере того, как возрастает его целостность как индивида, он и в мире видит больше единства и возможностей для единства. Именно этот тип восприятия позволяет крупному изобретателю создать нечто принципиально новое из элементов, рассматривавшихся как не связанные друг с другом.

Для таких зрелых индивидов борьба между добром и злом не составляет проблемы. Они уверенно выбирают и предпочитают лучшие ценности, и им легко поступать так. Гораздо больше трудностей в различении хорошего и плохого у среднего индивида, не находящегося в согласии с самим собой. Маслоу обращает внимание на множество доступных ныне научных данных, свидетельствующих о психологической желательности для детей быть принятыми, защищаемыми, любимыми и уважаемыми – именно этого дети инстинктивно желают. Такое слияние желаний часто описывается теперь как процесс синергии.

Зрелый индивид обладает здоровым уважением к себе – уважением, основанным на знании о своей компетентности и адекватности. Он часто пользуется заслуженным уважением со стороны других, хотя и не зависит от него. Такой человек не нуждается в незаслуженной славе или популярности и не ценит ее. Он чувствует свою силу в том смысле, что властвует над собой. Он не боится и не стыдится себя, и его не обескураживают допускаемые им ошибки. Это не значит, что он совершенен: и он допускает ошибки, но преодолевает их.

Психологически здоровый индивид в высокой степени независим, что не мешает ему наслаждаться людьми. Он обладает здоровым желанием уединения, существенно отличающимся от свойственного плохо приспособленному человеку стремления уединиться, обусловленного невротичностью, скрытностью и страхами. Самоактуализирующиеся люди иногда кажутся другим отдаляющимися, поскольку, хотя они и радуются компании, но не нуждаются в других людях. Они полностью опираются на свои собственные возможности. Иногда их способности настолько выше, чем у окружающих, что они действительно чувствуют торможение со стороны последних. Они одновременно и наиболее индивидуалистичные члены общества, и в наибольшей степени готовы к социальному взаимодействию, дружбе и любви. Ими в значительно большей степени руководят внутренние установки, их собственная природа и естественные потребности, чем общество или среда. Как пишет Маслоу:

"Поскольку они меньше зависят от других людей, они менее амбивалентны по отношению к ним, менее беспокойны и менее враждебны, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше заботятся о почестях, престиже и наградах".

Самоактуализирующиеся люди обладают тем, что Маслоу называет "психологической свободой". Они способны принимать собственные решения даже вопреки общественному мнению. Они сопротивляются своей культуре, когда обнаруживается расхождение между нею и их собственной точкой зрения. При этом они обычно не проявляют оригинальности в вещах, которые не считают важными: в речи, одежде, еде и т.п.: однако они могут быть весьма независимыми и действовать наперекор принятым нормам, когда чувствуют, что затронуты их основные принципы.

Только один из изученных Маслоу субъектов был религиозен в ортодоксальном смысле. Однако все они, за исключением одного – признанного атеиста, верили в осмысленную Вселенную и в жизнь, которую можно назвать духовной. Почти у всех были ясные представления о правильном и неправильном, основанные на их собственном опыте, а не на слепом принятии религиозного откровения. Несмотря на это, характеристики самоактуализирующихся людей во многих отношениях близки к ценностям и идеалам, которым учат великие религии. Имеются в виду, в частности (цитируем Маслоу):

"Преодоление себя, слияние истины, добра и красоты, благодеяния другим людям, мудрость, честность, естественность, выход за рамки эгоистичных и личных мотивов, отказ от более "низких" желаний в пользу более "высоких"... уменьшение враждебности, жестокости и деструктивности и повышение дружелюбия, доброты и т.п.".

Для таких индивидов самодисциплина относительно легка, потому что то, чего они желают, согласуется с тем, что они считают правильным. Их ценности основаны на том, что реально для них, а не на том, что им говорят другие.

"Они живут, – пишет Маслоу, – в системе стабильных ценностей, а не в мире роботов, где вообще нет ценностей... Они ответственны, поскольку знают, что ответственность вознаграждается."

Средний индивид мотивируется тем, что ему недостает: он ищет путей удовлетворения своих базовых потребностей в безопасности, зависимости, любви, уважении и самооценке. Психологически здоровый человек, по словам Маслоу, "мотивируется главным образом потребностью в развитии и актуализации в самой полной степени своих возможностей и способностей". Иными словами, здоровый индивид мотивируется преимущественно желанием самоактуализации. Маслоу полагает, что термин "мотивация" не вполне подходит для большинства зрелых индивидов. Они обладают непосредственностью, делают то, что естественно для них, попросту выражают себя. Научные психологи, говорит Маслоу, почти полностью игнорировали радость и удовольствие, так же как случайное поведение, не направленное на достижение определенной цели. Это связано с широко принятой научной догмой, будто все поведение мотивировано. Маслоу ставит под сомнение эту аксиому, утверждая, что экспрессивное поведение "или не мотивировано, или, по крайней мере, менее мотивировано, чем поведение, направленное на преодоление трудностей". Позже Маслоу назвал побуждения к действию, выходящие за пределы базовых потребностей, метамотивацией.

Самоактуализирующиеся люди того типа, который изучал Маслоу, составляют ничтожную часть населения, долю процента. Они очень отличаются от обычных, средних людей, и их мало кто по-настоящему понимает. Вместе с тем, эти люди более высокого уровня глубоко чувствуют родство со всем человечеством. Они способны на дружбу с людьми подходящего склада, безотносительно к их расе, цвету кожи, социальному классу, образованию и политическим взглядам. Принятие ими других людей легко преодолевает политические, экономические и национальные границы.

Они склонны к тесным дружеским связям, более глубоким, чем у обычных взрослых людей. Те, с кем они устанавливают такие связи, обычно также более здоровые и зрелые индивиды, чем "средние люди". Их межличностные связи глубоки, но обычно устанавливаются только с немногими лицами, круг близких друзей обычно узок. Будучи выше других по характеру, возможностям и таланту, они склонны к тесным связям с людьми, обладающими сходными возможностями. Вместе с тем, нередко они привлекают к себе поклонников, друзей и учеников, и, когда это случается, отношение между самоактуализирующимся человеком и его поклонниками оказывается в значительной мере односторонним. Здоровые индивиды, о которых идет речь, могут быть очень терпимы к недостаткам других: в то же время они весьма нетерпимы к нечестности, лжи, обману, жестокости и лицемерию. При столкновении с настоящими преступлениями справедливое негодование является почти универсальной характеристикой самоактуализирующихся людей.

Эти люди, говорит Маслоу, вступают в противоречие с двумя расхожими афоризмами: "противоположности притягиваются" и "подобное выбирает подобное". Здоровые индивиды склонны искать людей со сходными чертами характера, такими, как честность, искренность, доброта и смелость, пренебрегая в то же время поверхностными характеристиками, такими, как социальный класс, образование, вероисповедание, национальное происхождение и внешность. В этом отношении здоровые индивиды не боятся различий.

"Вследствие сказанного, – пишет Маслоу, – самоактуализирующиеся люди легко влюбляются в "простых", из иного социального круга партнеров... Чем более зрелыми они становятся, тем меньше их привлекают такие характеристики, как телесная красота, физическая сила, умение танцевать... и тем значимее для них совместимость, доброта, деликатность, благожелательность."

Нельзя сказать, что у психологически здоровых индивидов нет проблем. Однако обычно у них трудностей и проблем меньше, чем у других, и больше удовольствий и счастья. Они не всегда спокойны: случаются и вспышки гнева. Им может быть очень скучна пустая болтовня, как на типичных вечеринках с коктейлем. Они также страдают иногда от чувства вины, беспокойства, грусти и сомнений в себе. Они обладают чувством юмора, но необычного типа: они не склонны к шуткам, высмеивающим или унижающим других людей, а предпочитают философский или космический юмор. Прекрасным образцом здесь может служить юмор Авраама Линкольна.

Межличностные отношения, в которые вступают полностью зрелые люди, хороши и для них и для их партнеров. Идет ли речь о дружеских отношениях, или брачных, или об отношениях родителей и детей, они никогда не носят характера эксплуатации. Здоровый индивид, именно благодаря большому уважению к себе, способен в большей мере уважать других. Эта точка зрения соответствует утверждению Эриха Фромма о том, что настоящая любовь к себе или самоуважение гармонирует с любовью к другим, а не противоречит ей. Средний индивид, не обладая достаточным самоуважением, не формирует глубоких уважительных отношений с другими. "Любовь, обнаруживаемая у здоровых людей, – говорит Маслоу, – может быть описана как непосредственное восхищение и понимающее благоговение и наслаждение, подобные тем, которые мы испытываем под воздействием прекрасной живописи." Эти люди в меньшей степени нуждаются в любви других и способны долго оставаться одинокими, но в то же время они способны давать любовь – они в большей степени любящие люди.

Вообще говоря, психологически здоровые индивиды в большей мере, чем другие, подходят для прочного, счастливого брака. При этом происходит не отказ от себя: скорее, можно говорить о здоровом эгоизме, когда каждый партнер наслаждается другим и его успехами. Хотя супругам доставляет большое удовольствие общество друг друга, они способны философски переносить долгую разлуку и даже смерть партнера. Каждый из супругов в здоровом браке повышает уверенность в себе и самоуважение другого, и они хороши друг для друга. Собранные Маслоу данные противоречат теории вековой давности об исходной враждебности между полами – ее не существует в здоровом браке. Однако, если кто-то из партнеров плох, то сближение не укрепит, а ослабит брак. Хороший же брак становится со временем прочнее.

В здоровом браке партнеры не только с течением времени все больше наслаждаются друг другом, но и их половая жизнь также улучшается с возрастом – по меньшей мере до какого-то момента. Они в большей мере наслаждаются сексом, как и всякой жизненной активностью, и вместе с тем могут обойтись без него, когда это необходимо. Их редко привлекает секс сам по себе, потому что для них он предполагает любовные отношения. Они редко ищут любовных приключений вне брака, но их привлекает противоположный пол, и они охотно наслаждаются дружбой с его представителями, не испытывая какого-либо страха.

Маслоу отметил, что А.Кинси, в его известном обзоре сексуального поведения, спутал среднее с нормальным. Изучение самоактуализирующихся людей и их половых отношений показывает, что обычное, "среднее" вовсе не является нормальным или здоровым.

Человек высокого уровня иногда находит желательным быть конструктивно критичным. Обычно люди критикуют других, гневаясь на них, но Маслоу обнаружил, что при определенных обстоятельствах любящий человек чувствует, что следует привлечь внимание друга или супруга (супруги) к какой-то существенной ошибке, которую они не осознают. Маслоу цитирует учение христианской секты "Брудерхоф", считающей одной из сторон христианской любви необходимость быть честным по отношению к ближнему, даже если в данный момент это может быть неприятно ему. Приверженцы этой секты считают противоречащим любви позволять кому-то совершать вновь и вновь ту же ошибку лишь потому, что другие люди не отваживаются указать ему на нее.

Основываясь на своем изучении людей высокого уровня, Маслоу задает вопрос: почему не может быть технологии радости или счастья? Его исследование показало, что Сократ и Платон были правы, утверждая, что добродетель вознаграждается. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся люди в большей мере наслаждаются жизнью. Не то чтобы они не испытывали боли, печали и затруднений, просто они больше берут от жизни. Они выше ценят ее; у них больше интересов; они видят в мире больше красоты. У них меньше страха и беспокойства и больше уверенности. Они гораздо меньше подвержены чувствам скуки, отчаяния, стыда и отсутствия цели. По словам Маслоу,

"они непосредственно склонны поступать правильно, поскольку именно этого они хотят, именно в этом нуждаются, это одобряют, этим наслаждаются и склонны продолжать наслаждаться. Именно это единство, которое может быть представлено как сеть положительных интеркорреляций, коренным образом отличается от разъединенности и конфликтов, свойственных психологически больному человеку".

Или, как говорит Маслоу в другом месте:

"Самоактуализирующиеся люди наслаждаются жизнью вообще и практически всеми ее сторонами, в то время как большинство других людей – только в редкие моменты триумфа, достижения или пикового переживания".

Психологически здоровые люди никогда не устают от жизни. Они могут вновь и вновь восхищаться закатом или восходом солнца, или картиной природы, или своим браком.

Здоровый индивид испытывает значительно меньше страхов, чем средний взрослый, которого меньше волнует истина, логика, справедливость и красота. Здоровые индивиды реже ощущают угрозу со стороны внешней ситуации, так как они уверены в своей способности справиться с ней. Почти никогда им не представляется угрожающим неизвестное и таинственное. Напротив, неизвестное обычно привлекает их. Это находится в резком контрасте со страхом, который испытывает невротик перед незнакомым и таинственным. Маслоу цитирует Альберта Эйнштейна как типичного выразителя этого бесстрашия: "Самое прекрасное, что мы можем испытывать, – это тайна. Это источник всего искусства и всей науки". Самоактуализирующийся человек не только меньше боится своего окружения, он также меньше боится самого себя. Он философски принимает себя и свою натуру и меньше, чем невротик, думает о ней.

У изученных им выдающихся людей Маслоу обнаружил и другие общие характеристики. Они обладают способностью быть объективными и сосредоточенными на проблеме, что предполагает определенное личностное отдаление от нее. В социальных взаимоотношениях такое отдаление иногда создает трудности, ибо может трактоваться как холодность, равнодушие, снобизм, даже враждебность. Самоактуализирующиеся люди обладают необычной способностью к сосредоточению на чем-либо, а это иногда приводит к рассеянности. Поскольку у них меньше своих собственных проблем, они склонны работать над решением проблем общества: у каждого из них есть в жизни своя миссия. Они более озабочены целями, чем средствами.

Обычно они дружелюбны, проявляют интерес к детям и хорошо общаются с ними. Однако они не всегда оказываются хорошими родителями: они настолько много знают, что это иногда обескураживает их собственных детей. В общем, они стремятся быть добрыми или, по меньшей мере, терпеливыми с другими людьми.

"По отношению к людям вообще, – пишет Маслоу, – они испытывают глубокое чувство тождества, симпатии и привязанности, несмотря на случающиеся гнев, нетерпение или отвращение... У них есть настоящее желание помочь человеческому роду."

Они в достаточной степени обладают философским подходом, чтобы проявлять терпение и искать или принимать медленные спокойные изменения, предпочитая их внезапным. В то время как средний взрослый в нашем обществе склонен быть либо практиком, либо теоретиком, самоактуализирующийся человек в большей мере способен совмещать теорию и практику, ему нравятся счастливые концы: он желает видеть добродетель вознагражденной, а жестокость, угнетение и зло наказанными. Он наслаждается, делая добрые дела и наказывая зло, получает удовольствие, признавая, хваля и вознаграждая таланты других. Он обладает достаточным самоуважением, он не стремится нравиться всем и, если необходимо, он готов наживать себе врагов. Он умеет наслаждаться миром, спокойствием и отдыхом. Ему нравится эффективность и претит неэффективность. Ему удается любить мир таким, каков он есть, хотя он видит его пороки и работает над их исправлением. Отличное восприятие действительности позволяет ему увидеть в каждой ситуации добро и зло, и он наслаждается решением проблем и внесением порядка в хаос. Он редко проявляет скупость, мелочность или безразличие к другим: он ценит хорошие качества других и способен пренебрегать их недостатками. Он любит свою работу и стремится быть в ней еще эффективнее, точнее, проще и быстрее.

Изучение самоактуализирующихся людей опровергает представление Фрейда о том, что человеческое бессознательное (Ид) всегда плохое, злое, безумное или опасное. Подсознание самоактуализирующихся людей есть творческим, любящим, позитивным и здоровым.

 

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

На сайте allrefs.net читайте: "ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристики самоактуализации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гейгер Г. ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ
Литература Примечание редактора. Удручающий перевод хорошей книги. Наряду с исправлением двусмысленного названия о "рубежах, имеющих человеческую природу", текст HTML-верс

Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ
1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ [1] Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной

Гуманистическая биология и хорошее общество
Сегодня вполне очевидно; что массовое воплощение в дейчтвительность наивысших потенциальных возможностей человечека возможно лишь в "хороших условиях". Или, попросту говоря, хорошим челов

Quot;Хороший экземпляр" выбирает пути для всех
В ходе своих длительных исследований, начавшихся еще в тридцатые годы, я убедился в том, что наиболее здоровые в психологическом плане люди (или наиболее творческие, или наиболее сильные, или наибо

Соотношение души и тела
Мне кажется, что мы находимся перед новым скачком в установлении связи субъективной жизни с внешними объективными показателями. Существующие новые показатели позволяют ожидать громадного скачка впе

Проблема Больших Проблем
Этот заголовок – из прекрасной книги Олвина Вейнберга "Размышления о большой науке" (Weinberg, 1967). В этой книге имплицитно содержатся многие мысли, которые я хочу высказать явно

Предсказание будущего
В последние несколько лет состоялась масса конференций и симпозиумов, вышло много книг (не говоря уже о газетных статьях И разделах воскресных журналов) о том, каким будет мир в 2000 году или в буд

НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Не претендуя на полноту рассмотрения темы, я решил обсудить лишь некоторые ее стороны – отчасти потому, что мне пришлось работать с ними, отчасти потому, что я считаю их особенно важными, но главны

Слова-сплавы
Я имею в виду здесь общий вывод, основания для которого взяты мною частично у гештальтпсихологов, а частично из клинического и психотерапевтического опыта. Речь идет о том, что факты, в духе Сократ

Полная человечность
Теперь я хотел бы сделать еще один шаг к понятию-сплаву "полная человечность", еще более дескриптивному и объективному по сравнению с понятием "самоактуализация" и вместе с тем

Снижение человечности
Одним из следствий такого употребления понятия "полная человечность" вместо "психологического здоровья" выступает соответствующее или параллельное использование понятия "сн

Субъективная биология
Есть и другие важные преимущества, которые способен дать тот психолого-философско-образовательно-духовный подход. Существенным мне представляется, в частности, то, что он способствует правильному к

Внутренние сигналы
Размышления в этом направлении имели для меня особое преимущество; они привлекли мое внимание к тому, что я вначале назвал "голосами импульсов", но что лучше было бы назвать более общо, н

Комплекс Ионы
Я хотел бы коснуться одной из многочисленных причин того, что А.Энгьял (Angyal, 1965) назвал "уклонением от роста". Каждый из нас имеет импульс к самосовершенствованию, к более пол

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
В этой главе мы обсудим идеи, находящиеся в процессе становления и еще не готовые к формулированию в окончательном виде. Как показало общение со студентами и другими людьми, с которыми я делился эт

Поведение, ведущее к самоактуализации
Что делает человек, когда он самоактуализируется? Стискивает зубы и скрежещет ими? Что означает самоактуализация в терминах реального поведения, реальной процедуры? Я опишу восемь путей самоактуали

ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
У меня сложилось ощущение, что понятие креативности (творческой способности) и понятие здоровой, самоактуализирующейся, полностью человечной личности сходятся все ближе и ближе и, возможно, окажутс

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСТВУ
Интересно сравнить нынешнюю ситуацию в изучении креативности с той, которая имела место двадцать- двадцать пять лет назад. Прежде всего я хочу сказать, что объем исследовательской работы и

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ ТВОРЧЕСТВУ
Когда я начинал исследования по проблеме творчества, это была сугубо академическая и "профессорская" проблема. Но в последнюю пару лет ко мне, к моему изумлению, начали обращаться предста

ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЯХ
Зададим себе вопрос: кто интересуется творчеством? Мой ответ таков: практически все, а отнюдь не только психологи и психиатры. Творчество стало теперь вопросом национальной и международной политики

Универсальные потребности
В дополнение к сказанному, есть другая, возможно, более непосредственная необходимость, с которой сталкивается любая жизнеспособная политическая, социальная или экономическая система, – необходимос

Новые концепции обучения
Каков же в этих условиях правильный путь обучения, например подготовки инженеров? Ясно, что мы должны учить их быть творческими людьми, по крайней мере в смысле способности справляться с новизной,

СЛИЯНИЕ ФАКТОВ И ЦЕННОСТЕЙ
Начну с объяснения того, что я назвал пиковыми переживаниями, потому что именно на примере таких переживаний мой тезис можно продемонстрировать наиболее легко и полно. Термин "пиковое пережива

I. Определение психологии Бытия с точки зрения ее предмета, проблем, области применения
(Может быть названа также онтопсихологией, психологией запредельного, психологией совершенства, психологией целей.) 1. Имеет дело с целями (а не со средствами или инструментами); с целевым

V. Каким образом бытийная любовь может породить беспристрастность, отстраненность и проницательность?
В каких случаях любовь ослепляет? Когда она означает большую, а когда – меньшую проницательность? Поворот происходит, когда любовь становится такой большой и такой чистой (непротиворечивой

VI. При каких условиях и какими людьми выбираются или не выбираются бытийные ценности?
Имеющиеся свидетельства говорят о том, что бытийные ценности чаще выбираются "психологически здоровыми" людьми (самоактуализирующимися, зрелыми, обладающими продуктивным характером и т.д.

КОММЕНТАРИИ К СИМПОЗИУМУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
Эти четыре доклада [16] кажутся совсем различными, однако в определенном смысле это не так. Докладчиков объединяет причастность к изменениям представлений о ценностях – революционн

ПОЗНАЮЩИЙ И ПОЗНАВАЕМОЕ
Мой общий тезис состоит в том, что многие коммуникативные трудности межличностного взаимодействия – это побочный продукт коммуникативных барьеров, существующих внутри личности; что коммуникация меж

Разрывы внутри личности
Прежде всего, что я понимаю под неудачей внутренней коммуникации? В конце концов, простейший пример – это расщепление личности, наиболее драматичной и наиболее известной формой которого служит множ

Мужское и женское начало
Тесная связь внутриличностной и межличностной коммуникации особенно ясно заметна в отношениях между мужским и женским началами. Заметьте, что я не говорю "между полами", поскольку считаю,

Познание посредством первичных и вторичных процессов
Отречение от внутреннего психического мира в пользу внешнего мира с его соответствующей здравому смыслу "реальностью" сильнее у тех, кто должен успешно действовать прежде всего во внешнем

Автономия и гомономия
Другой парадокс, с которым мы встречаемся, пытаясь понять отношения между внутренним и внешним, между Я и миром, касается очень сложных взаимосвязей между автономией и гомономией. Мы можем легко со

Полноценное функционирование, спонтанность, бытийное познание
Мы понемногу приобретаем научные знания о том, как осуществляют коммуникацию более цельные личности . Например, многие исследования К.Роджерса и его сотрудников показывают, что по мере улучшения со

ОБРАЗОВАНИЕ И ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Если обратиться к какому-либо курсу или книге по психологии обучения, то в большинстве случаев окажется, что они не касаются сути дела – я имею в виду "гуманистическую" суть. В большинств

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перед своей смертью Олдос Хаксли был на пороге большого прорыва, создания великого синтеза науки, религии и искусства. Многое из этих идей отражено в его последнем романе "Остров" (Hux

СИНЕРГИЯ В ОБЩЕСТВЕ И В ИНДИВИДЕ
Я посвящаю эту главу памяти Рут Бенедикт [18], выдвинувшей и развившей концепцию синергии в цикле лекций, прочитанных ею в колледже Брин Мор в 1941 г. Эта концепция осталась неизве

Становление и определение понятия синергии
В свои последние годы Рут Бенедикт старалась преодолеть доктрину культурной относительности, с которой некорректно связывалось ее имя. Насколько я помню, такое отождествление очень раздражало ее. С

Высокая и низкая синергия в примитивных обществах
"Сифонный" и "вороночный" механизмы распределения богатства. В отношении экономических институтов Р.Бенедикт обнаружила, что внешние, поверхностные, очевидные обстоятельства (яв

Высокая и низкая синергия в нашем обществе
Итак, наше общество – это общество со смешанной синергией. У нас есть институты высокой синергии и низкой синергии. Широкое проникновение высокой синергии выражается, например, в благотвор

Синергия в индивиде
Отождествление. Концепция синергии может быть применена также на индивидуальном уровне межличностных отношений между двумя людьми. Она позволяет дать хорошее определение высоких лю

СИНАНОН И ЭВПСИХИЯ
Прежде всего, чтобы заранее предупредить какое-либо неверное толкование моих слов, должен признаться, что я жил весьма а замкнутой и уединенной жизнью. Я не знал вообще ничего о многом из того, что

ОБ ЭВПСИХИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
Одним из основных вопросов состоит в том, какие условия труда, какие виды труда, какие типы управления и какое вознаграждение или плата будут способствовать здоровому развитию человеческой природы

О НИЗКИХ ЖАЛОБАХ, ВЫСОКИХ ЖАЛОБАХ И МЕТАЖАЛОБАХ
Основной принцип, на котором базируется вся концепция, можно сформулировать в следующем виде: люди могут жить на разных уровнях мотивационной иерархии, то есть "высокой" жизнью или жизнью

ЗАМЕТКИ О НЕВИННОМ ПОЗНАНИИ
Понятие suchness – синоним японского слова соно-мама, которое рассматривается подробнее в книге Д.Судзуки "Мистицизм: христианство и буддизм" (Suzuki, 1957), в особенности н

НОВЫЕ ЗАМЕТКИ О ПОЗНАНИИ
Характеристики бытийного познания (Б-познания) и дефицитарного познания (Д-познания) мира [23] Б-познание Д-познание

РАЗЛИЧНЫЕ СМЫСЛЫ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ
1. Трансцендирование в смысле утраты самоосознания, самонаблюдения, как при подростковой деперсонализации. Это тот же вид самозабвения, как и то, что приходит при поглощенности чем-то, очарованност

Общие метапатологии
Отчуждение. Аномия. Ангедония. Потеря вкуса к жизни. Потеря смысла.

Б-ценности и специфические метапагологии
  Б-ценности Патогенная депривация Специфические метапатологии 1. Истина Бесчестность

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Вплоть до XIX столетия изучение человеческого поведения было почти исключительно делом богословов и философов. Под воодушевляющим влиянием открытий Галилея, Ньютона и ученых, которые последовали за

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) выдвинул одну из наиболее всеохватывающих и влиятельных в современной истории теорий человеческого поведения. "Всякий, кто стал взрослым до 1950 г. – говорит Хобарт М

Бихевиоризм
То, что может быть названо второй силой в науке о поведении, связано наиболее тесно с теорией, известной как бихевиоризм. Эта общая теория была сформулирована Джоном Уотсоном (1878-1958) в самом на

Кто такой Абрахам Маслоу?
Абрахам Маслоу был единственным еврейским мальчиком в районе Бруклина, где евреи не жили. Он потом говорил, что это в какой-то мере походило на положение первого негра в школе, где все белые. Зная,

Отличия от других теорий
Работа Маслоу не заключает в себе тотального отрицания Фрейда или же Уотсона и других бихевиористов, но скорее представляет собой попытку учесть все, что в обеих психологиях есть полезного, значимо

Подход Третьей силы
Изучение душевных заболеваний необходимо, но не достаточно. Изучение животных необходимо, но не достаточно. Изучение средних индивидов само по себе не решит проблему. Для понимания душевных заболев

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Изучение выдающихся образцов душевного здоровья было предпринято Маслоу не как научное исследование, а как попытка удовлетворить свое личное любопытство. Он поначалу не ожидал от этого изучения сто

ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любой стороне жизни индивида и общества. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна вклю

Физиологические потребности
Самые базовые, самые мощные, самые обязательные из всех человеческих потребностей те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кисло

Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального вз

Потребности в зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперь субъект

Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенно

Потребности в самоактуализации
"Человек должен быть тем, кем он может быть", – говорит Маслоу. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своих потенциальных возможностей – в то

Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья служит любознательность. По-видимому, отсутствуют достаточные научные и клинические данные, которые бы ясно удостоверяли, что ее можно

Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере у некоторых индивидов

Предпосылки удовлетворения базовых потребностей
С индивидуальной мотивацией тесно связаны социальные условия. Среди предпосылок удовлетворения базовых потребностей Маслоу указывает свободу слова, свободу исполнять свои желания, если этим не нано

Дальнейшие характеристики базовых потребностей
Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других.

Потребности в росте
На предшествующих страницах мы перечислили базовые психологические потребности, выделенные Маслоу в его классическом труде "Мотивация и личность" (1954). В результате дальнейших исследова

Подкрепляющие свидетельства
В книге "Мотивация и личность", вышедшей в 1954 г, перечислялись по меньшей мере 12 групп свидетельств в пользу теории базовых потребностей. В последующем Маслоу продолжал добавлять новые

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ
    Самоактуализация Потребности роста* (бытийные ценности) (метапотребности) истина красота жи

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНСТИ ЧЕЛОВЕКА
В самом начале XX столетия Уильям Джеймс, один из наиболее выдающихся психологов и философов Соединенных Штатов, пришел к выводу, что средний индивид использует только малую часть потенциально прис

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
С идеями Абрахама Маслоу о потенциальных возможностях человека тесно связана концепция роста. Его исследования привели к выводу о том, что рост как движение к самоактуализации – естественный и необ

ВОСПИТАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ
Учитывая интерес Маслоу ко всем сторонам человеческого поведения и его собственный опыт как отца, вполне естественно, что он может много сказать о развитии ребенка. Вследствие важных отличий предла

ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ
Читая работы Абрахама Маслоу, испытываешь впечатление, что они как бы искрятся. Тщетной была бы попытка объяснить это, думая о нем просто как о психологе. Прежде всего о нем надо бы думать как о че

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги