рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чистота бывает внешней и внутренней.

Чистота бывает внешней и внутренней. - раздел Образование, منهج Внутренняя Чистота Достигается С Помощью Принесения Искреннего Покаяния За Ка...

Внутренняя чистота достигается с помощью принесения искреннего покаяния за каждый из совершенных грехов, к числу которых относятся проявления многобожия, сомнения, зависть, ненависть, обман, высокомерие, самолюбование, совершение благих дел напоказ людям, стремление к славе и тому подобные вещи. Для очищения от этих грехов необходимы искренность, любовь к благу, правдивость, скромность и стремление совершать любые дела только ради Аллаха.

Что же касается внешней чистоты, то она достигается путем очищения тела, одежды и того места, на котором находится человек, от всего грязного и нечистого с помощью воды. Если воды нет или использовать ее в силу каких-либо причин невозможно, необходимо очищаться с помощью чистого песка (тайаммум).

Мусульманину лучше всего постоянно поддерживать чистоту тела, одежды, дома и тех мест, где он встречается с другими людьми, а также употреблять чистую пищу и питье, пользоваться благовониями и стараться следить за своими волосами.

Уделять этому внимание в еще большей мере необходимо по пятницам, перед общими молитвами и в дни праздников, так как пророк, , сказал:

] إِنَّ اللَّهَ تَعالَى جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ[

«Поистине, Аллах Всевышний прекрасен, и Он любит (все) прекрасное».[106]

Мусульманину следует всегда вести себя достойно. Так, например, он должен поддерживать чистоту на улицах, не бросать мусор где попало и не только избегать причинения неудобств людям, но и устранять все, что может им помешать, так как пророк, , сказал:

] وَيُمِيطُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ صَدَقَةٌ [

«...и если он уберет препятствие с дороги, это будет (равнозначно) садаке[107]...»[108]

Это является одним из ответвлений веры, на что указывают слова правдивого и достойного доверия пророка, , который сказал:

]الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ شُعْبَةً ، فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الْإِيمَانِ[

«Вера (включает в себя) более[109] семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим[110] из которых является произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха”, а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость[111] - (одно из) ответвлений веры».[112]

 

 

 

 


Этика удовлетворения естественных

потребностей

Мусульманину, который захочет удовлетворить свои естественные потребности или искупаться, прежде всего следует поискать такое место, где он будет скрыт от взоров людей. На необходимость этого указывает хадис, в котором сообщается, что, когда пророк, , хотел удовлетворить большую нужду, он удалялся, чтобы его никто не видел.[113] Человек, которому необходимо удовлетворить нужду, должен поискать подходящее место, не выбирая для этого ни тенистые места, где останавливаются люди, ни дороги, по которым они ходят. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, , сказал:

]( اتَّقُوا اللَّعَّانَيْنِ ) .قَالُوا : وَمَا اللَّعَّانَانِ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ . قَالَ : (الَّذِي يَتَخَلَّى فِي طَرِيقِ النَّاسِ أَوْ فِي ظِلِّهِمْ )[

«Бойтесь двух проклинающих[114]!» (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и пророк, ,) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)».[115]

К таким местам приравниваются также берега рек и тень плодовых деревьев, на что ясно указывают некоторые хадисы. Так, например, пророк, , сказал:

] اتَّقُوا الْمَلَاعِنَ الثَّلَاثَةَ الْبَرَازَ فِي الْمَوَارِدِ وَقَارِعَةِ الطَّرِيقِ وَالظِّلِّ[

«Опасайтесь трех вещей, которые могут навлечь на вас проклятия, (а именно) - удовлетворения большой нужды у водоемов, посреди дороги и в тени (деревьев)».[116] Кроме того, мусульманин, который пожелает удовлетворить большую нужду, не должен иметь при себе ничего такого, где упоминалось бы имя Аллаха, например, Коран.

Согласно сунне порог отхожего места следует переступить сначала левой ногой и сказать:

]بِسْمِ اللَّهِ اللَّهُمَّ ، إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَالْخَبَائِثِ [

«С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, ин-ни а‘узу би-кя мин аль-хубуси ва-ль-хаба’ис[117]/».[118]

Человеку не следует обнажаться, пока он не приблизится к земле, так как по шариату он должен по мере возможности скрывать определенные места своего тела (‘аурат). На указывает хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды, когда) я сопровождал пророка, , в одной из его поездок, он сказал мне: «О Мугира, возьми этот сосуд». И я взял его, а посланник Аллаха, , пошел вперед, скрылся из виду и удовлетворил свою нужду.[119]

Удовлетворяя свои естественные потребности, мусульманин не должен поворачиваться к кибле ни лицом, ни спиной, так как посланник Аллаха, , сказал:

]إِذَا أَتَى أَحَدُكُمْ الْغَائِطَ فَلَا يَسْتَقْبِل الْقِبْلَةَ وَلَا يُوَلِّهَا ظَهْرَهُ شَرِّقُوا أَوْ غَرِّبُوا[

«Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле[120] лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».[121] Это относится к таким случаям, когда человек удовлетворяет нужду на открытом месте. Когда же он находится в помещении, он должен постараться не поворачиваться к ней ни лицом, ни спиной, но если это случится, на нем не будет греха.

Во время удовлетворения естественных потребностей мусульманину нежелательно вести разговоры. Так, например, передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек, проходивший мимо в то время, когда посланник Аллаха, , мочился, поприветствовал его, однако (пророк, ,) не ответил ему.[122]

Если человек захочет очиститься или подмыться после удовлетворения нужды, ему не следует дотрагиваться до своего полового органа правой рукой, так как пророк, , сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдет в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею».[123]

Для очищения достаточно использовать три камня, но не следует пользоваться для этого ни костями, ни сухим навозом. Указанием на это служит хадис Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, , запретил нам поворачиваться лицом к кибле во время удовлетворения большой или малой нужды, подмываться пра-вой рукой, использовать для очищения менее трех камней, а также использовать для этого помет[124] или кости».[125]

По возможности лучше всего использовать для очищения воду, на что указывают слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала женщинам: «Велите своим мужьям подмываться водой, ибо мне стыдно (говорить) им (об этом), но посланник Аллаха, , всегда поступал так».[126]

При выходе из отхожего места желательно переступить порог сначала правой ногой и сказать: «Прости! /Гуфрана-кя!»[127]

 

 


Зубочистка (Сивак)[128]

Ислам проявляет заботу о здоровье человек в целом и состоянии его зубов в частности, побуждая его постоянно пользоваться зубочисткой, которая очищает полость рта и является угодной Господу. Сообщается, что пророк, , сказал:

]السِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِلرَّبِّ[

«Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу».[129] Пользоваться зубочисткой необходимо в определенных случаях, например, после пробуждения ото сна. Одной из причин того, что использование зубочистки было узаконено в исламе, является то, что она способствует устранению дурного запаха изо рта. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, , просыпался ночью,[130] он очищал рот с помощью зубочистки».[131]

Кроме того, ее необходимо использовать тому, кто собирается войти в дом. На это указывает хадис Шурайха бин Хани, который сказал:

- Я спросил ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Что делал пророк, , сразу после того, как входил к себе домой?» - на что она ответила: «Использовал зубочистку».[132]

Зубочистку необходимо использовать перед молитвой и омовением, так как пророк, , сказал:

] لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي أَوْ عَلَى النَّاسِ لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلَاةٍ[

«Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины (или: для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой».[133] В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что пророк, , сказал:

] لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ وُضُوءٍ[

«...я велел бы им использовать зубочистку перед каждым омовением».

Желательно пользоваться зубочисткой либо из свежих прутьев или корней арака, либо современными зубными щетками, которые служат им заменой.

 

 


О том, что соответствует естеству

Сообщается, что пророк, , сказал:

]الْفِطْرَةُ خَمْسٌ الْخِتَانُ وَالِاسْتِحْدَادُ وَقَصُّ الشَّارِبِ وَتَقْلِيمُ الْأَظْفَارِ وَنَتْفُ الْآبَاطِ[

«Естественными являются пять (вещей): обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос под мышками[134] и подстригание усов».[135]

Обрезанием именуется удаление крайней плоти. Это желательно делать на седьмой день после рождения, поскольку пророк, , совершил обряд обрезания аль-Хасана и аль-Хусейна, сыновей Фатимы и ‘Али, да будет доволен им Аллах, на седьмой день после рождения каждого из них.[136] Однако можно совершить обрезание и в любое иное время до наступления совершеннолетия. ‘Усайм бин Куляйб передал со слов своего отца, что в свое время его дед явился к пророку, , и сказал: «Я принял ислам», и пророк, , велел ему: «Сбрось с себя волосы неверия».[137]

Куляйб сказал:

- Другой человек передал мне, что пророк, , сказал:

] أَلْقِ عَنْكَ شَعْرَ الْكُفْرِ وَاخْتَتِنْ [

«Сбрось с себя волосы неверия и соверши обрезание».[138]

Соответствует естеству также отращивание бороды и подстригание усов, так как пророк, , сказал: «Подстригайте усы[139] и отпускайте бороды».[140] Известны и другие хадисы, в которых сообщается, что пророк, , велел отращивать бороды и подстригать усы.

Указанием на удаление волос с лобка служат слова пророка, : «Естественными являются пять (вещей): обрезание, сбривание волос с лобка...» В данном случае имеются в виду волосы, которые растут вокруг половых органов и заднего прохода мужчин и женщин, достигших совершеннолетия.

Мусульманину следует выщипывать волосы под мышками, если же он не сможет делать это, пусть сбривает или удаляет их каким-нибудь другим способом.

Желательно, чтобы мусульманин подстригал ногти по мере необходимости. Желательно также начинать стричь ногти сначала на правой руке, потом на левой, потом на правой ноге, а потом на левой, так как посланник Аллаха, , предпочитал все начинать справа.

Все это мусульманин должен делать с намерением следовать примеру пророка, , чтобы получить награду за следование его сунне, поскольку дела оцениваются только по намерениям, и каждому достанется то, что он намеревался получить.

 

 

 


О том, что желательно делать перед сном

Сон является великой милостью, которую Аллах оказал Своим рабам, ведь в Коране сказано:

â $uZù=yèy_ur ö/ä3tBöqtR $Y?$t7ß™ á

«...и предназначили сон ваш для отдыха...»[141] Сон помогает человеку придерживаться благочестия.

Желательно соблюдать определенные правила, имеющие отношение ко сну.

Так, например, после вечерней молитвы не следует откладывать сон, за исключением таких случаев, когда человеку необходимо что-либо изучить, поговорить с гостем или уделить внимание семье. Указанием на это служит хадис Абу Барзы, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, , не любил спать до вечерней молитвы и разговаривать после нее.[142]

Верующему следует стараться отходить ко сну только после совершения омовения (вуду), так как пророк, , сказал аль-Бара бин ‘Азибу:

]إِذَا أَتَيْتَ مَضْجَعَكَ فَتَوَضَّأْ وُضُوءَكَ لِلصَّلَاةِ ثُمَّ اضْطَجِعْ عَلَى شِقِّكَ الْأَيْمَنِ[

«Если (захочешь) лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, а потом ляг на правый бок...»[143]

Тому, кто захочет спать, следует улечься на правый бок и положить под голову правую руку, впоследствии же он может перевернуться на левый бок, так как пророк, , сказал аль-Бара бин ‘Азибу:

]إِذَا أَوَيْتَ إِلَى فِرَاشِكَ وَأَنْتَ طَاهِرٌ فَتَوَسَّدْ يَمِينَكَ[

«Когда ляжешь в постель, будучи чистым, положи под голову правую руку...»[144] Укладываясь в постель по ночам, пророк, , ложился щекой на руку, а потом говорил:

] بِاسْمِكَ اللَّهُمَّ أَمُوتُ وَأَحْيَا[

«С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю[145] /Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут/».[146]

Мусульманину не следует засыпать на животе ни днем, ни ночью, так как пророк, , сказал:

]فَإِنَّهَا ضِجْعَةُ أَهْلِ النَّارِ[

«Так ложатся обитатели огня». Пророк, , также сказал:

] إِنَّها ضَجْعَةٌ لَا يُحِبُّهَا اللَّهُ عَزَّ وجَلَّ [

«Всемогущий и Великий Аллах не любит, когда лежат в таком положении».[147]

Перед тем как лечь в постель, ее следует отряхнуть, так как пророк, , сказал:

] إِذَا أَوَى أَحَدُكُمْ إِلَى فِرَاشِهِ ، فَلْيَنْفُضْ فِرَاشَهُ بِدَاخِلَةِ إِزَارِهِ ، فَإِنَّهُ لَا يَدْرِي مَا خَلَفَهُ عَلَيْهِ ، ثُمَّ يَقُولُ : بِاسْمِكَ رَبِّ وَضَعْتُ جَنْبِي وَبِكَ أَرْفَعُهُ ، إِنْ أَمْسَكْتَ نَفْسِي فَارْحَمْهَا ، وَإِنْ أَرْسَلْتَهَا فَاحْفَظْهَا بِمَا تَحْفَظُ بِهِ عِبَادَكَ الصَّالِحِينَ [

«Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет ее внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что могло оказаться (на его постели)[148] после того, (как он встал), а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/»[149]

Можно также сказать: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Я уверовал в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя, ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта/».[150] И пусть эти слова будут последним, что человека скажет перед сном.

 


О том, как следует есть и пить

Еда и питье являются средством поддержания здоровья тела, которое было даровано Аллахом человеку для того, чтобы он мог поклоняться Аллаху Всевышнему так, чтобы в мире вечном это позволило ему обрести счастье. Аллах Всевышний сказал:

â $pkš‰r'¯»tƒ ã@ß™”9$# (#qè=ä. z`ÏB ÏM»t6Íh‹©Ü9$# (#qè=uHùå$#ur $·sÎ=»|¹ ( ’ÎoTÎ) $yJÎ/ tbqè=yJ÷ès? ×LìÎ=tæ á

«О посланники! Вкушайте благое[151] и совершайте праведные дела. Поистине, знаю Я о том, что вы творите!»[152]

Наилучших результатов позволяет добиться употребление еды и питья согласно установлениям шариата.

Так, например, мусульманин должен стараться употреблять в пищу только благое и дозволенное, отстраняясь от того, что является сомнительным или запретным, так как Аллах Всевышний сказал:

â $yg•ƒr'¯»tƒ šúïÏ%©!$# (#qãZtB#uä (#qè=à2 `ÏB ÏM»t6ÍhŠsÛ $tB öNä3»oYø%y—u‘ (#rãä3ô©$#ur ¬! bÎ) óOçFZà2 çn$­ƒÎ) šcr߉ç7÷ès? á

«О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас, и благодарите Аллаха, если вы поклоняетесь лишь Ему».[153] Об этом же говорится и во многих других айатах Корана и хадисах.

Мусульманину следует есть и пить, намереваясь приобрести достаточно сил для поклонения Аллаху Всевышнему, чтобы получить за это награду, поскольку благодаря соответствующему намерению дозволенные (мубах)[154] действия становятся поклонением, за которое полагается награда.

Перед едой следует помыть руки, если человек не уверен в том, что они чисты.

Если еда нравится человеку, пусть ест, а если нет, пусть оставит, не порицая ее, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, , никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, в противном же случае (просто) не притрагивался к ней».[155] Желательно, чтобы человек ел не один, а вместе с гостем, женой, ребенком или слугой, так как в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]اجْتَمِعُوا عَلَى طَعَامِكُمْ ، وَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ تَعَالَى عَلَيْهِ ؛ يُبَارَكْ لَكُمْ فِيهِ[

«Собирайтесь для (совместной) трапезы и поминайте над едой имя Аллаха, и (благодаря этому) она станет для вас благословенной».[156]

Прежде чем приступать к еде или питью, следует сказать “Би-сми-Лляхи”. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

] إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرْ اسْمَ اللَّهِ تَعَالَى ، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللَّهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ فَلْيَقُلْ : بِسْمِ اللَّهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ[

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце ее /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[157]

Находясь за столом, следует брать то, что находится рядом, а не на середине общего блюда, так как посланник Аллаха, , сказал ‘Умару бин Абу Саламе, да будет доволен Аллах ими обоими:

] يَا غُلَامُ ، سَمِّ اللَّهَ ، وَكُلْ بِيَمِينِكَ ، وَكُلْ مِمَّا يَلِيكَ [

«О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[158] Посланник Аллаха, , также сказал:

] الْبَرَكَةُ تَنْزِلُ وَسَطَ الطَّعَامِ فَكُلُوا مِنْ حَافَتَيْهِ وَلَا تَأْكُلُوا مِنْ وَسَطِهِ[

«Благодать /барака/ нисходит на середину пищи, ешьте же с ее краев и не ешьте с ее середины».[159]

Еду необходимо хорошо прожевывать, а после еды в соответствии с сунной желательно облизать тарелку и пальцы, так как посланник Аллаха, , сказал:

]إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ طَعَامًا فَلَا يَمْسَحْ أصابِعَهُ حَتَّى يَلْعَقَهَا أَوْ يُلْعِقَهَا[

«Когда кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет ее сам или не даст облизать другому[160]».[161] Кроме того, передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , велел облизывать пальцы и тарелку и сказал:

] فَإِنَّكُمْ لَا تَدْرُونَ فِي أَيِّ طَعَامِكُمْ الْبَرَكَةُ[

«Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать».[162]

Если кусок еды упадет на пол, следует поднять его, очистить и съесть, так как пророк, , сказал:

] إِذَا سَقَطَتْ لُقْمَةُ أَحَدِكُمْ فَلْيَأْخُذْهَا فَلْيُمِطْ عَنْهَا الْأَذَى وَلْيَأْكُلْهَا وَلَا يَدَعْهَا لِلشَّيْطَانِ [

«Если у кого-нибудь из вас упадет кусок (еды), пусть он возьмет его, очистит от (всего лишнего) и съест, (ничего) не оставляя шайтану...»[163]

Нежелательно дуть на горячую еду или на воду во время питья, если же человек захочет сделать вдох и выдох, ему не следует дышать в сосуд. Указанием на это служит хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха, , запретил дуть на питье.[164]

Желательно избегать переедания, поскольку пророк, , сказал:

]مَا مَلَأَ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلَاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ ، فَإِنْ كَانَ لَا مَحَالَةَ : فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ[

«(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно человеку есть столько, чтобы поддерживать свои силы, если же (иное будет) неизбежно, пусть (наполняет) треть (желудка) едой, треть - питьем и треть (оставляет для) воздуха».[165]

Попив молока, посланник Аллаха, , говорил: «О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты нас наделил, и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-нафи-ма разакта-на ва зид-на мин-ху/».[166] Разговевшись же у кого-либо, посланник Аллаха, , говорил:

] أَفْطَرَ عِنْدَكُمْ الصَّائِمُونَ , وَأَكَلَ طَعَامَكُمْ الْأَبْرَارُ ، وَصَلَّتْ عَلَيْكُمْ الْمَلَائِكَةُ [

«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы… /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту…/».[167]

Завершив еду, следует воздать хвалу Аллаху, так как пророк, , сказал:

]مَنْ أَكَلَ طَعَامًا فَقَالَ : الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنِي هَذَا وَرَزَقَنِيهِ مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلَا قُوَّةٍ ؛ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ[

«Простятся грехи[168] тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, Который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[169]

 


О том, что касается одежды

Аллах Всевышний велел людям носить одежду, которая предназначена для того, чтобы прикрывать тело и служить украшением, так как в Коране сказано:

â ûÓÍ_t6»tƒ tPyŠ#uä ô‰s% $uZø9t“Rr& ö/ä3ø‹n=tæ $U™$t7Ï9 “Í‘ºuqムöNä3Ï?ºuäöqy™ $W±„Í‘ur ( â¨$t7Ï9ur 3“uqø)­G9$# y7Ï9ºsŒ ׎öyz 4 á

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежду, прикрывающую ваш срам, и (одежды для) украшения, а одеяние благочестия - это наилучшее».[170]

Одеваясь и украшаясь, мусульманин должен стремиться к благому, надевать только то, что разрешено носить, и избегать ношения одежды из шелка и золотых украшений, поскольку они запретны для мужчин, исповедующих ислам. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:

] إِنَّ هَذَيْنِ حَرَامٌ عَلَى ذُكُورِ أُمَّتِي[

«(Ношение) шелковых одежд и золота было запрещено мужчинам, (принадлежащим к) моей общине, и разрешено их женщинам».[171]

Мусульманин не должен опускать края своей одежды ниже щиколоток, так как пророк, , сказал:

] مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلَاءَ لَمْ يَنْظُرْ اللَّهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ[

«В День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из кичливости».[172] Посланник Аллаха, , также сказал:

] مَا أَسْفَلَ مِنْ الْكَعْبَيْنِ مِنْ الْإِزَارِ فَفِي النَّارِ[

«Та часть изара[173], которая опускается ниже щиколоток, (окажется) в огне[174]».[175]

Мусульманке, напротив, следует носить длинную одежду, которая прикрывала бы ее ступни, а также покрывало, которое должно скрывать ее голову, шею и грудь, так как Аллах Всевышний сказал:

$pkš‰r'¯»tƒâ ÓÉ<¨Z9$# @è% y7Å_ºurø—X{ y7Ï?$uZt/ur Ïä!$|¡ÎSur tûüÏZÏB÷sßJø9$# šúüÏRô‰ãƒ £`ÍköŽn=tã `ÏB £`ÎgÎ6Î6»n=y_ 4 y7Ï9ºsŒ #’oT÷Šr& br& z`øùt÷èムŸxsù tûøïsŒ÷sム3 šc%x.ur ª!$# #Y‘qàÿxî $VJŠÏm§‘ á

«О пророк, скажи твоим женам, и твоим дочерям, и женам верующих, чтобы они опускали покрывала, (закрываясь ими полностью). Так их будет легче узнать[176], и они не подвергнуться оскорблениям, а Аллах - Прощающий, Милосердный».[177]

Мусульманам не следует носить женскую одежду, а мусульманкам - мужскую. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , проклинал мужчин, одевающих женскую одежду, и женщин, одевающих мужскую одежду».[178] Кроме того, в одном из достоверных хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам.[179]

Желательно, чтобы, одеваясь, мусульмане начинали справа, на что указывает хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Посланник Аллаха, , отдавалотдавать предпочтение правой стороне во всем, (что бы он ни делал, совершал ли) омовение, причесывался или надевал обувь».[180]

Кроме того, согласно сунне тому, кто наденет новую одежду, желательно воздать хвалу Аллаху, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Надев новую одежду, посланник Аллаха, , произносил ее название, (например) “чалма”, или “рубаха”, или “накидка”, (а потом) говорил:

] اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ ، أَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِهِ وَخَيْرِ مَا صُنِعَ لَهُ ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وَشَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ[

«О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня[181] в эту (одежду), и я прошу Тебя о ее благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от ее зла и зла того, для чего она была изготовлена! /Аллахумма, ля-кя-ль-хамду, Анта кясаута-ни-хи, ас’алю-кя хайра-ху ва хайра ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху!/»[182]

 


О том, как следует испрашивать благословения

Испрашивать благословения желательно во всех случаях, когда мусульманин хочет совершить что-либо дозволенное или отказаться от этого. Испрашивание благословения состоит из совершения молитвы в два раката и обращения к Аллаху с особой мольбой, во время которой человек признает свою слабость и недостаток знания и просит Аллаха внушить ему, как нужно поступать, облегчить для него достижение этого и избрать для него то, что станет для человека благом в обоих мирах, и удалит его зла в обоих мирах. Аллах Всевышний сказал:

â(#qãZŠÏètFó™$#urÎŽö9¢Á9$$Î/Ío4qn=¢Á9$#ur4$pk¨XÎ)urîouŽÎ7s3s9žwÎ)’n?tãtûüÏèϱ»sƒø:$#á

«Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, она тяжела (для всех), кроме смиренных...»[183]

О том, как следует испрашивать благословения, сообщается в хадисе Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:

- Посланник Аллаха, , учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил:

] إِذَا هَمَّ أَحَدُكُمْ بِالْأَمْرِ ، فَلْيَرْكَعْ رَكْعَتَيْنِ مِنْ غَيْرِ الْفَرِيضَةِ ثُمَّ لِيَقُلْ : اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلَا أَقْدِرُ ، وَتَعْلَمُ وَلَا أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ ، اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ ، خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ- عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ ، فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ ، وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي - أَوْ قَالَ- فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ ، وَاقْدُرْ لِي الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ أَرْضِنِي - قَالَ - : وَيُسَمِّي حَاجَتَهُ[

«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел[184] (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твое благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им /Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати ’амри (‘аджили ’амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати ’амри (‘аджили ’амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи/”». (А затем пророк, ,) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет».[185]


О правилах поведения в пути

Согласно шариату в пути следует соблюдать определенные правила поведения, которые облегчают трудности путешествия. Человеку, который собирается поехать куда-либо по свом делам, желательно поискать себе праведных попутчиков и не отправляться в путь в одиночку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

] الرَّاكِبُ شَيْطَانٌ ، وَالرَّاكِبَانِ شَيْطَانَانِ ، وَالثَّلَاثَةُ رَكْبٌ[

«Один всадник - шайтан, два всадника - два шайтана,[186] а трое (всадников это уже) караван».[187]

Перед тем как отправиться в путь, следует испросить у Аллаха благословения, к чему побуждал мусульман посланник Аллаха, .

Согласно сунне людям, которые собираются отправиться в путь, необходимо избрать одного из них старшим, который будет руководить ими, советуясь с ними, так как посланник Аллаха, , сказал:

] إِذَا خَرَجَ ثَلَاثَةٌ فِي سَفَرٍ فَلْيُؤَمِّرُوا أَحَدَهُمْ [

«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из них старшим».[188]

Путнику, который сядет верхом, следует обратиться к Аллаху с мольбой, на что указывает хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что, когда посланник Аллаха, , садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил:

]سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ، اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا الْبِرَّ وَالتَّقْوَى وَمِنْ الْعَمَلِ مَا تَرْضَى ، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا سَفَرَنَا هَذَا وَاطْوِ عَنَّا بُعْدَهُ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ ، وَالْخَلِيفَةُ فِي الْأَهْلِ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ الْمَنْظَرِ ، وَسُوءِ الْمُنْقَلَبِ فِي الْمَالِ وَالْأَهْلِ ) . وَإِذَا رَجَعَ قَالَهُنَّ وَزَادَ فِيهِنَّ : ( آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ [(

«Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернемся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя (помочь нам придерживаться) благочестия и богобоязненности в этом нашем путешествии[189] и совершать такие дела, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье[190]; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного(, что может случиться) с имуществом и семьей[191]! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас’алю-Кя фи

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

منهج

На сайте allrefs.net читайте: منهج.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чистота бывает внешней и внутренней.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Владимир (Абдулла) Нирша
  Предисловие Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, молим о помощи и прощени

А) Права и обязанности мужа по отношению к жене
1. Женщина имеет право на получение брачного дара (махр), что является необходимым условием заключения брака. Аллах Всевышний сказал: â (#qè?#uäur uä!$|¡Ï

Б) Права и обязанности жены по отношению к мужу
1. Жена должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее ослушания Аллаха Всевышнего. Ей следует заботиться о чести своего мужа и беречь ее как в присутствии мужа, так и в его отсутствие.

Дурные нравственные качества
  Лживость Лживость является достойным порицания качеством, об опасности которого предостерег мусульман посланник Аллаха,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги