рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б) Права и обязанности жены по отношению к мужу

Б) Права и обязанности жены по отношению к мужу - раздел Образование, منهج 1. Жена Должна Подчиняться Мужу, Если Только Он Не Требует От Нее Ослушания А...

1. Жена должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее ослушания Аллаха Всевышнего. Ей следует заботиться о чести своего мужа и беречь ее как в присутствии мужа, так и в его отсутствие. Кроме того, она должна заботиться о достоянии своего мужа, помня о том, что мужчины являются попечителями женщин, а также заботиться о детях и вести все домашние дела. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:

âãA%y`Ìh9$#šcqãBº§qs%’n?tãÏä!$|¡ÏiY9$#$yJÎ/Ÿ@žÒsùª!$#óOßgŸÒ÷èt/4’n?tã<Ù÷èt/!$yJÎ/ur(#qà)xÿRr&ô`ÏBöNÎgÏ9ºuqøBr&4àM»ysÎ=»¢Á9$$sùìM»tGÏZ»s%×M»sàÏÿ»ymÉ=ø‹tóù=Ïj9$yJÎ/xáÏÿymª!$#4á

«Мужчины - попечители женщин, поскольку Аллах дал одним преимущество перед другими, а также потому, что они расходуют (на них часть) из своих средств. (Вот почему) праведные женщины покорны[237] и в отсутствие (своих мужей) они хранят то, что Аллах (велел им) хранить ».[238] На это указывают также слова пророка, : «...женщина является пастырем, (который присматривает) за домом своего мужа и несет ответственность за свою паству».[239]

2. Жена должна покидать дом только с разрешения и согласия своего мужа, потуплять взор, не совершат ничего дурного, воздерживаться от сквернословия и поддерживать с родственниками хорошие взаимоотношения. Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего:

â @è%ur ÏM»uZÏB÷sßJù=Ïj9 z`ôÒàÒøótƒ ô`ÏB £`Ïd̍»|Áö/r& z`ôàxÿøts†ur £`ßgy_rãèù Ÿwur šúïωö7ム£`ßgtFt^ƒÎ— žwÎ) $tB tygsß $yg÷YÏB ( tûøóÎŽôØu‹ø9ur £`Ïd̍ßJ胿2 4’n?tã £`ÍkÍ5qãŠã_ ( Ÿwur šúïωö7ム£`ßgtFt^ƒÎ— žwÎ) ÆÎgÏFs9qãèç7Ï9 ÷rr& ÆÎgͬ!$t/#uä ÷rr& Ïä!$t/#uä ÆÎgÏGs9qãèç/ ÷rr& ÆÎgͬ!$oYö/r& ÷rr& Ïä!$oYö/r& ÆÎgÏGs9qãèç/ ÷rr& £`ÎgÏRºuq÷zÎ) ÷rr& ûÓÍ_t/ ÆÎgÏRºuq÷zÎ) ÷rr& ûÓÍ_t/ £`ÎgÏ?ºuqyzr& ÷rr& £`Îgͬ!$|¡ÎS ÷rr& $tB ôMs3n=tB £`ßgãZ»yJ÷ƒr& Írr& šúüÏèÎ7»­F9$# ÎŽöxî ’Í<'ré& Ïpt/ö‘M}$# z`ÏB ÉA%y`Ìh9$# Írr& È@øÿÏeÜ9$# šúïÏ%©!$# óOs9 (#rãygôàtƒ 4’n?tã ÏNºu‘öqtã Ïä!$|¡ÏiY9$# ( Ÿwur tûøóÎŽôØo„ £`ÎgÎ=ã_ö‘r'Î/ zNn=÷èã‹Ï9 $tB tûüÏÿøƒä† `ÏB £`ÎgÏFt^ƒÎ— 4 (#þqç/qè?ur ’n<Î) «!$# $·èŠÏHsd tm•ƒr& šcqãZÏB÷sßJø9$# ÷/ä3ª=yès9 šcqßsÎ=øÿè? á

«И скажи верующим женщинам, (чтобы) они потупляли взоры и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ свои украшения[240], за исключением тех, что видны, и прикрывают своими покрывалами вырезы на груди, и не показывают своих украшений никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин[241], или невольников, которые принадлежат им, или слуг из числа мужчин, не ощущающих влечения (к женщинам), или детей, не ведающих о женской наготе; и пусть (женщины) не стучат своими ногами, чтобы (люди) узнали об украшениях, которые они скрывают. И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, чтобы вы преуспели!»[242]

Жене следует поддерживать с мужем хорошие отношения согласно обычаям, так как Аллах Всевышний сказал:

£`çlm;ur â ã@÷WÏB “Ï%©!$# £`ÍköŽn=tã Å$rá÷èpRùQ$$Î/ 4 ÉA$y_Ìh=Ï9ur £`ÍköŽn=tã ×py_u‘yŠ 3 ª!$#ur ͕tã îLìÅ3ym á

«(Жены) имеют (на мужей) такие же права, как и (те) на них, согласно общепринятым (обычаям), однако мужчины выше их по своему положению, а Аллах - Всемогущий, Мудрый».[243]

По отношению к мужу жена должна проявлять мягкость в словах, делах и шутках.

4. Жене не следует отказываться разделять с мужем ложе, если он пожелает этого, так как посланник Аллаха, , сказал:

]إِذَا بَاتَتْ الْمَرْأَةُ هَاجِرَةً فِرَاشَ زَوْجِهَا ؛ لَعَنَتْهَا الْمَلَائِكَةُ حَتَّى تُصْبِحَ[

«Если женщина проведет ночь не на ложе своего мужа, ангелы будут проклинать ее до самого утра».[244] Супруги должны украшаться друг для друга.

 

 

 


 

Отношение к родственникам

Поддержание родственных связей является одной из причин, которые позволяют снискать благоволение Аллаха и Его награду в мире ином, а также способствуют увеличению удела человека в мире этой. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]مَنْ أَحَبَّ أَنْ يُبْسَطَ لَهُ فِي رِزْقِهِ ، وَيُنْسَأَ لَهُ فِي أَثَرِهِ ،فَلْيَصِلْ رَحِمَهُ[

«Пусть (человек,) желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлен, поддерживает связи со своими родственниками»[245].[246] Здесь речь идет о поддержании связей как с кровными родственниками, так и с родственниками по линии жены. Мусульманин должен проявлять сочувствие и сострадание по отношению к бедным родственникам, делать подарки бедным из их числа, радоваться за богатых, навещать больных, осведомляться об их положении и остерегаться порывать связи с ними, даже если они не хотят поддерживать их, поскольку за это человек может быть лишен рая. Указанием на это служит хадис Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, , сказал:

] لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَاطِعٌ[

«Не войдет в рай порывающий».[247] Имеется в виду человек, порывающий родственные связи.

Родственник, который живет по соседству, пользуется еще большими правами, поскольку он является и соседом, и родственником. Аллах Всевышний сказал:

â(#r߉ç6ôã$#ur©!$#Ÿwur(#qä.ÎŽô³è@¾ÏmÎ/$«ø‹x©(Èûøït$Î!ºuqø9$$Î/ur$YZ»|¡ômÎ)“É‹Î/ur4’n1öà)ø9$#4’yJ»tGuŠø9$#urÈûüÅ3»|¡yJø9$#urÍ‘$pgø:$#ur“ÏŒ4’n1öà)ø9$#Í‘$pgø:$#urÉ=ãYàfø9$#Éá

«Поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу[248], и путнику,…».[249]

Ввиду этого родственники имеют тем больше прав на расходование на них средств, чем ближе степень родства, а Аллах Всевышний сказал:

⚁tRqè=t«ó¡o„#sŒ$tBtbqà)ÏÿZãƒ(ö@è%!$tBOçFø)xÿRr&ô`ÏiB9ŽöyzÈûøïy‰Ï9ºuqù=Î=sùtûüÎ/tø%F{$#urá

«Они спрашивают тебя, что им (следует) расходовать. Скажи: “Все, что вы расходуете (должно доставаться) родителям, родственникам … ”».[250]

Ислам побуждает человека поддерживать связи с родственниками, даже если они не являются мусульманами. На это указывает хадис ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- Я слышал, как пророк, , открыто и не таясь говорил:

]إِنَّ آلَ أَبِي لَيْسُوا بِأَوْلِيَائِي إِنَّمَا وَلِيِّيَ اللَّهُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنِينَ وَلَكِنْ لَهُمْ رَحِمٌ أَبُلُّهَا بِبَلاَلِهَا[

 

 

«Поистине, члены семейства моего отца[251] не являются моими покровителями[252], моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать[253] их (и впредь)!»[254]

 


Отношение к соседям

Ислам побуждает мусульманина во всех делах поддерживать со своими соседями отношения, основанные на вере. Аллах Всевышний сказал:

â*(#r߉ç6ôã$#ur©!$#Ÿwur(#qä.ÎŽô³è@¾ÏmÎ/$«ø‹x©(Èûøït$Î!ºuqø9$$Î/ur$YZ»|¡ômÎ)“É‹Î/ur4’n1öà)ø9$#4’yJ»tGuŠø9$#urÈûüÅ3»|¡yJø9$#urÍ‘$pgø:$#ur“ÏŒ4’n1öà)ø9$#Í‘$pgø:$#urÉ=ãYàfø9$#É=Ïm$¢Á9$#urÉ=/Zyfø9$$Î/Èûøó$#urÈ@‹Î6¡¡9$#$tBurôMs3n=tBöNä3ãZ»yJ÷ƒr&3á

«Поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу[255], и путнику, и тем, кто вам принадлежит[256]. Поистине, Аллах не любит надменного и гордеца».[257]

Указанием на то, сколь высокое место отводится в исламе соседям, служит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]مَا زَالَ جِبْرِيلُ يُوصِينِي بِالْجَارِ ، حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُوَرِّثُهُ[

«Джибрил давал мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».[258]

Ислам побуждает мусульманина соблюдать многочисленные права соседа. Так, например, запретными объявляются любые действия, которые могут причинить соседям вред, так как посланник Аллаха, , сказал:

]مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا يُؤْذِي جَارَهُ[

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу...»[259] Мусульманину не разрешается досаждать соседу, бросать мусор у его дома, поносить его, смотреть на женскую половину его жилища или наносить ущерб его дома ни в присутствии соседа, ни в его отсутствие.

Соседи должны делать друг добро и уважать друг друга, о чем посланник Аллаха, , сказал так:

]مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيُحْسِنْ إِلَى جَارِهِ[

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает благодеяния своему соседу...»[260]

Среди мусульман принято интересоваться положением своих соседей и делиться ними едой и одеждой. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, , сказал (мне):

]يَا أَبَا ذَرٍّ إِذَا طَبَخْتَ مَرَقَةً فَأَكْثِرْ مَاءَهَا وَتَعَاهَدْ جِيرَانَكَ[

«О Абу Зарр, когда будешь варить мясо, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях».[261]

 

 


Отношение к друзьям

Мусульманин стремится выбрать себе друга, так как друзья оказывают большое влияние на поступки человека и на всю его жизнь в целом. Разъясняя нам, какое воздействие на человека оказывают праведные и плохие друзья, посланник Аллаха, , сказал:

]مَثَلُ الْجَلِيسِ الصَّالِحِ وَالسَّوْءِ كَحَامِلِ الْمِسْكِ وَنَافِخِ الْكِيرِ ، فَحَامِلُ الْمِسْكِ : إِمَّا أَنْ يُحْذِيَكَ ، وَإِمَّا أَنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ ، وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحًا طَيِّبَةً ، وَنَافِخُ الْكِيرِ : إِمَّا أَنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ ، وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ رِيحًا خَبِيثَةً [

«Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».[262]

Мусульманин стремится к тому, чтобы в основе его общения с друзьями лежали любовь и ненависть ради Аллаха, так как Всемогущий и Великий Аллах пообещал, что тех, кто любил друг друга ради Аллаха, Он укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени не будет. Перечислив тех семерых, кого Аллах укроет в Своей тени, посланник Аллаха, , упомянул и о «(тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь[263] (только) ради Него».[264]

Посланник Аллаха, , также сказал:

]ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإِيمَانِ أَنْ يَكُونَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلَّهِ وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ[

«Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».[265]

Искренние советы относительно религиозных и мирских дел человеку могут дать только верующие друзья, которые станут приходить к нему только с благом, говорить с ним только о благом, хранить его тайны, скрывать его недостатки и прощать промахи.

Что же касается дурного товарища, то он будет указывать человеку путь к дурному, рассказывать о его недостатках, позорить его, сбивать с пути и увлекать к гибели. Аллах Всевышний сказал:

â tPöqtƒur Ùyètƒ ãNÏ9$©à9$# 4’n?tã Ïm÷ƒy‰tƒ ãAqà)tƒ ÓÍ_tFø‹n=»tƒ ßNõ‹sƒªB$# yìtB ÉAqß™§9$# Wx‹Î6y™ ÇËÐÈ 4ÓtLn=÷ƒuq»tƒ ÓÍ_tFø‹s9 óOs9 õ‹ÏƒªBr& $ºRŸxèù WxŠÎ=yz ÇËÑÈ ô‰s)©9 ÓÍ_¯=|Êr& Ç`tã ̍ò2Ïe%!$# y‰÷èt/ øŒÎ) ’ÎTuä!$y_ 3 šc%Ÿ2ur ß`»sÜø‹¤±9$# Ç`»|¡SM~Ï9 Zwrä‹s{ ÇËÒÈ á

«В тот День, когда станет кусать (себе) руки несправедливый, восклицая: “О если бы избрал я путь вместе с посланником! * О горе мне! О если бы не брал я себе в друзья такого-то! * Он увел меня от Поминания[266] после того, как оно пришло ко мне!” Шайтан (всегда) оставляет человека без помощи».[267]

 

 


Взаимоотношения мусульманина с его братьями по вере

Вера в Аллаха является связующим звеном между мусульманином и его братьями в исламе независимо от их национальности, цвета кожи и языка. Аллах Всевышний сказал:

â$yJ¯RÎ)tbqãZÏB÷sßJø9$#×ouq÷zÎ)á

«Верующие - не кто иные, как братья ».[268]

Все мусульмане должны выполнять определенные обязанности по отношению друг к другу. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :

] حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ رَدُّ السَّلَامِ وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ [

«Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение[269] и желать блага чихнувшему[270]».[271] К числу этих обязанностей относится то, что при встрече мусульманин должен поприветствовать своего брата, сказав “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, на обязательность чего указывают слова пророка, :

]تُطْعِمُ الطَّعَامَ وَتَقْرَأُ السَّلَامَ عَلَى مَنْ عَرَفْتَ وَمَنْ لَمْ تَعْرِفْ[

«(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[272] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь».[273] В ответ на приветствие мусульман должен сказать “И вам мир, милость Аллаха и Его благословения /Ва ‘аляй-куму-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, так как Аллах Всевышний сказал:

#sŒÎ)urâ LäêŠÍh‹ãm 7p¨ŠÅstFÎ/ (#q–Šyssù z`|¡ômr'Î/ !$pk÷]ÏB ÷rr& !$ydr–Šâ‘ 3 ¨bÎ) ©!$# tb%x. 4’n?tã Èe@ä. >äóÓx« $·7ŠÅ¡ym á

«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же. Поистине, Аллах ведет счет всему!»[274]

После приветствия мусульманам следует пожать друг другу руки, что имеет для них обоих большое значение, так как посланник Аллаха, , сказал:

]مَا مِنْ مُسْلِمَيْنِ يَلْتَقِيَانِ فَيَتَصَافَحَانِ إِلَّا غُفِرَ لَهُمَا قَبْلَ أَنْ يَفْتَرِقَا[

«Любым двум мусульманам, которые, встретившись, пожмут друг другу руки, обязательно простятся (их грехи[275]), прежде чем они расстанутся».[276]

Если брат мусульманина заболеет, ему следует поспешить навестить его и обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении. В одном из священных хадисов (хадис кудси)[277] сообщается, что пророк, , сказал:

]إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ : يَا ابْنَ آدَمَ مَرِضْتُ فَلَمْ تَعُدْنِي ، قَالَ: يَا رَبِّ كَيْفَ أَعُودُكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ ؟ قَالَ : أَمَا عَلِمْتَ أَنَّ عَبْدِي فُلَانًا مَرِضَ فَلَمْ تَعُدْهُ ، أَمَا عَلِمْتَ أَنَّكَ لَوْ عُدْتَهُ لَوَجَدْتَنِي عِنْدَهُ[

- В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты - Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня?[278]»[279] Посланник Аллаха, , побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал:

] إِنَّ الْمُسْلِمَ إِذَا عَادَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ ، لَمْ يَزَلْ فِي خُرْفَةِ الْجَنَّةِ حَتَّى يَرْجِعَ [

«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» - на что он ответил: «Райские плоды».[280]

Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

]إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيَقُلْ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَلْيَقُلْ لَهُ أَخُوهُ –أَوْ- صَاحِبُهُ يَرْحَمُكَ اللَّهُ فَإِذَا قَالَ لَهُ يَرْحَمُكَ اللَّهُ فَلْيَقُلْ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بَالَكُمْ[

- Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет:

«Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат[281] (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».[282]

Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник Аллаха, , сказал:

]شَرُّ الطَّعَامِ طَعَامُ الْوَلِيمَةِ ، يُمْنَعُهَا مَنْ يَأْتِيهَا ، وَيُدْعَى إِلَيْهَا مَنْ يَأْبَاهَا ، وَمَنْ لَمْ يُجِبْ الدَّعْوَةَ فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَرَسُولَهُ[

«Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир[283], приглашая на него тех, кто откажется (прийти)[284]. Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его».[285]

Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник Аллаха, , сказал:

]إِذَا اسْتَنْصَحَ أَحَدُكُمْ أَخَاهُ فَلْيَنْصَحْ لَهُ[

«Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет».[286] Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, , сказал:

]( الدِّينُ النَّصِيحَةُ ) . قُلْنَا : لِمَنْ ؟ قَالَ : ( لِلَّهِ وَلِكِتَابِهِ وَلِرَسُولِهِ وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ )[

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[287], и к Его Книге[288], и к Его посланнику[289], и к руководителям мусульман[290], и ко всем мусульманам[291] вообще».[292]

Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, , сказал:

]لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ[

«Не уверует никто из вас (по- настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе»**

Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника Аллаха, , который сказал:

] لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ يَلْتَقِيَانِ ، فَيُعْرِضُ هَذَا وَيُعْرِضُ هَذَا ، وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ [

«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».[293]

Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник Аллаха, , сказал:

]كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ : دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ[

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина».[294] Пророк, , также сказал:

]سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ[

«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия»[295].[296] Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник Аллаха, , сказал:

] مَنْ كَانَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ ، كَانَ اللَّهُ فِي حَاجَتِهِ [

«Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде...»[297] Посланник Аллаха, , также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему».[298]


О том, как следует осуществлять призыв

к Аллаху

Призывающему следует осуществлять призыв к Аллаху и доводить до людей ниспосланную свыше истину путем напоминания тем, кто проявляет небрежение, обучения невежественных и указания правильного пути заблудшим. Аллах Всевышний сказал:

âô`tBurß`|¡ômr&Zwöqs%`£JÏiB!%tæyŠ’n<Î)«!$#Ÿ@ÏJtãur$[sÎ=»|¹tA$s%urÓÍ_¯RÎ)z`ÏBtûüÏJÎ=ó¡ßJø9$#á

«Чьи слова лучше, чем у того, кто взывает к Аллаху, и совершает праведные дела и говорит: “Поистине, я - из (числа) покорившихся (Аллаху)”?»[299]

Существуют общие правила и пути распространения призыва, которыми должен следовать призывающий, чтобы добиться успеха. Ниже перечислены основные такие правила.

Призывающий должен быть вооружен знанием о том, к чему он призывает. Аллах Всевышний сказал:

âóOn=÷æ$$sù¼çm¯Rr&Iwtm»s9Î)žwÎ)ª!$#öÏÿøótGó™$#uršÎ7/Rs%Î!á

«Так знай же, что нет бога, кроме Аллаха, проси прощения за свой грех…».[300]

Призывающий должен применять свои знания на практике и выполнять то, что велел ему Аллах, иначе он станет одним из тех, о ком Аллах Всевышний сказал так:

âuŽã9Ÿ2$ºFø)tBy‰YÏã«!$#br&(#qä9qà)s?$tBŸwšcqè=yèøÿs?á

«Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!»[301] Аллах Всевышний также сказал:

â*tbrâßDù's?r&}¨$¨Y9$#ÎhŽÉ9ø9$$Î/tböq|¡Ys?uröNä3|¡àÿRr&öNçFRr&urtbqè=÷Gs?|=»tGÅ3ø9$#4Ÿxsùr&tbqè=É)÷ès?á

«Неужто велите вы людям держаться благочестия, а о самих себе забываете, (несмотря на то что) читаете Писание? Разве вы не разумеете?»[302] Это значит, что цель призыва заключается и в том, чтобы совершенствоваться самому, а не в том, чтобы поступать вопреки велениям Аллаха. Аллах Всевышний поведал, что пророк Шу‘айб, мир ему, сказал:

â!$tBur߉ƒÍ‘é&÷br&öNä3xÿÏ9%s{é&4’n<Î)!$tBöNà69yg÷Rr&çm÷Ztã4÷bÎ)߉ƒÍ‘é&žwÎ)yx»n=ô¹M}$#$tBàM÷èsÜtGó™$#4$tBurþ’Å+ŠÏùöqs?žwÎ)«!$$Î/4Ïmø‹n=tãàMù=©.uqs?Ïmø‹s9Î)urÜ=ŠÏRé&á

«Не того я хочу, чтобы самому делать то, что запрещаю вам, а хочу лишь исправить (вашу религию), насколько смогу. И не окажет мне содействие никто, кроме Аллаха, на Которого я уповаю и Которому приношу покаяние».[303]

Обращаясь к людям со своим призывом, призывающий должен проявлять мягкость по отношению к людям и отказаться от грубости и суровости. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :

]يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا ، وَبَشِّرُوا وَلَا تُنَفِّرُوا[

«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу)».[304]

Занимаясь осуществлением призыва, призывающий должен сносить возможные обиды от людей, проявлять терпение и не торопить события. Аллах Всевышний сказал:

â÷ŽÉ9ô¹$$sù$yJx.uŽy9|¹(#qä9'ré&ÏQ÷“yèø9$#z`ÏBÈ@ß™”9$#Ÿwur@Éf÷ètGó¡n@öNçl°;4á

«Терпи же, как терпели обладавшие решимостью из числа (прежних) посланников, и не спеши (призывать наказание) на них».[305]

Призывающий должен искать верный путь призыва и призывать к Аллаху иногда с помощью мудрости, иногда с помощью доброго наставления, а иногда с помощью ведения спора. Аллах Всевышний сказал:

âäí÷Š$# 4’n<Î)È@‹Î6y™y7În/u‘ÏpyJõ3Ïtø:$$Î/ÏpsàÏãöqyJø9$#urÏpuZ|¡ptø:$#(Oßgø9ω»y_urÓÉL©9$$Î/}‘Ïd ß`|¡ômr&4á

«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[306] спор наилучшими средствами ».[307] Объясняется это тем, что на некоторых людей может подействовать только мудрость, другие смягчаются только под воздействием доброго увещания, а на третьих может подействовать только доводы и спор, который приводит к познанию истины.

 

 


О том, как следует заниматься поисками знания

Ислам побуждает людей заниматься поисками знания. Так, например, посланник Аллаха, , сказал:

]وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلَّا نَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمْ الْمَلَائِكَةُ وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ[

«Аллах облегчит путь в рай[308] для того, кто вступит на какой-либо путь в поисках знания, когда же люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/[309], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним[310]...»[311]

Приступая к поискам знания, человек прежде всего должен решить, что он будет делать это ради Аллаха и с целью получения Его награды, так как пророк, , сказал:

]مَنْ تَعَلَّمَ عِلْمًا مِمَّا يُبْتَغَى بِهِ وَجْهُ اللَّهِ ، لَا يَتَعَلَّمُهُ إِلَّا لِيُصِيبَ بِهِ عَرَضًا مِنْ الدُّنْيَا ، لَمْ يَجِدْ عَرْفَ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ[

«В День воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился к познанию того, что следует (стараться) узнать ради лика Всемогущего и Великого Аллаха[312], преследуя исключительно мирские цели».[313]

Человек должен стремиться к приобретению полезного и дозволенного знания, отстраняясь от запретных видов знания наподобие колдовства или знания о том, как следует делать вино, что отвлекает людей от поминания Аллаха. Указанием на это являются слова Всемогущего и Великого Аллаха, Который сказал:

â(#qãèt7¨?$#ur$tB(#qè=÷Gs?ßûüÏÜ»u‹¤±9$#4’n?tãÅ7ù=ãBz`»yJø‹n=ß™($tBurtxÿŸ2ß`»yJø‹n=ß™£`Å3»s9uršúüÏÜ»u‹¤±9$#(#rãxÿx.tbqßJÏk=yèãƒ}¨$¨Y9$#tósÅb¡9$#á

«… а когда ( правил) царствовал Сулейман, они последовали за тем, что говорили шайтаны. Сулейман не являлся неверным, но были неверными шайтаны, обучавшие людей колдовству…».[314] На это указывают и слова посланника Аллаха, , который часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

]اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا[

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха!/».[315]

Основная цель приобретения знания состоит в том, чтобы оно помогало тому, кто его приобретает, бояться его Всемогущего и Великого Господа и избегать неповиновения Ему. Что же касается средства обретения истинного знания, то им является богобоязненность, так как Аллах Всевышний сказал:

â(#qà)¨?$#ur©!$#(ãNà6ßJÏk=yèãƒurª!$#3á

«Бойтесь же Аллаха, (ведь) Аллах учит вас, и Аллаху все ведомо».[316] Для того, чтобы добиться большого удела в знании, ученику следует уважать знающих и посещать их собрания, соблюдая определенные правила поведения, так как посланник Аллаха, , сказал: «Приобретайте знание, учитесь (вести себя) спокойно и с достоинством, подчиняйтесь тем , у кого вы учитесь, и не становитесь высокомерными обладателями знания».[317]

После обретения знания человеку следует перейти к его распространению, так как посланник Аллаха, , сказал:

]نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا شَيْئًا فَبَلَّغَهُ كَمَا سَمِعَ[

«Да порадует[318] Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал[319]...»[320] Никому не разрешается скрывать знание, поскольку пророк, , сказал:

] مَنْ سُئِلَ عَنْ عِلْمٍ عَلِمَهُ ثُمَّ كَتَمَهُ أُلْجِمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نَارٍ[

«В День воскресения взнуздают огненной уздой такого (человека), которого просили (поделиться) знанием[321] и который утаил (то, что было ему известно)».[322]

Если кому-нибудь понадобится заключение по религиозно-правовому вопросу (фетва), знающий должен остерегаться давать ее, не обладая знанием по данному вопросу. В подобном случае ему достаточно сказать человеку, что он не знает этого, как поступали наши праведные предшественники. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О люди, пусть тот, кто знает что-либо, говорит об этом, а тот, кто не знает, пусть скажет: “Аллах знает лучше”, поскольку, если человек, не знающий чего-либо, говорит об этом: “Аллах знает лучше”, это является признаком обладания знанием».[323]

 

Как следует просить разрешения войти

Ислам побуждает мусульманина, который хочет войти в чужой дом, придерживаться определенных правил. указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:

â$pkš‰r'¯»tƒtûïÏ%©!$#(#qãZtB#uäŸw(#qè=äzô‰s?$·?qã‹ç/uŽöxîöNà6Ï?qã‹ç/4_®Lym(#qÝ¡ÎSù'tGó¡n@(#qßJÏk=|¡è@ur#’n?tã$ygÎ=÷dr&4öNä3Ï9ºsŒ×ŽöyzöNä3©9öNä3ª=yès9šcr㍩.x‹s?á

«О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей. Это лучше для вас, чтобы вы могли поучаться».[324] Аллах Всевышний также сказал:

â#sŒÎ)urx÷n=t/ã@»xÿôÛF{$#ãNä3ZÏBzOè=ßsø9$#(#qçRÉ‹ø«tFó¡u‹ù=sù$yJŸ2tbx‹ø«tGó™$#šúïÏ%©!$#`ÏBöNÎgÎ=ö6s%4á

«А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них: так Аллах разъясняет вам Свои знамения, а Аллах - Знающий, Мудрый».[325]

Ислам позволяет нам без разрешения заходить на рынки или в любые общественные места, если они никем не охраняются. Аллах Всевышний сказал:

â}§øŠ©9ö/ä3ø‹n=tæîy$oYã_br&(#qè=äzô‰s?$·?qã‹ç/uŽöxî7ptRqä3ó¡tB$pkŽÏùÓì»tFtBö/ä3©94ª!$#urÞOn=÷ètƒ$tBšcr߉ö6è?$tBuršcqßJçGõ3s?á

«Не будет на вас греха, если вы (без разрешения) будете входить в дома, где никто не живет, (в тех случаях, когда) вам что-то нужно, а Аллаху ведомо и то, что вы обнаруживаете, и то, что вы скрываете».[326]

Человеку, который хочет войти к кому-либо, следует останавливаться справа или слева от дверей дома и не поднимать глаз, когда ему откроют, поскольку так поступал посланник Аллаха, . Передают, что сподвижник пророка, , ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, , приходил к кому-нибудь, он останавливался у стены дома, а не прямо напротив двери».[327] Испрашивать разрешения вменяется в обязанность для того, чтобы посетитель отводил взор и не смотрел на то, чего ему не следует видеть, а хозяева могли прикрыть те части тела, которые не следует видеть посторонним (‘аурат). Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

]إِنَّمَا جُعِلَ الِاسْتِئْذَانُ مِنْ أَجْلِ الْبَصَرِ[

«Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров».[328]

После этого следует произнести слова приветствия, а потом попросить разрешения войти, поскольку именно так учил поступать пророк, . Передают со слов Каляды бин Ханбаля, что однажды Сафван бин Умаййа велел ему отнести пророку, , который находился в верхней части вади[329], молоко и маленькие огурцы. Каляда сказал:

- Я вошел к нему, не поприветствовав его и не попросив разрешения войти, и тогда пророк, , сказал:

]ارْجِعْ فَقُلْ السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَأَدْخُلُ[

«Вернись и скажи: “Мир вам, можно ли мне войти?”».[330]

Это случилось после того, как Сафван принял ислам.

Если пришедшего спросят: «Кто там?» - он должен ясно назвать свое имя, а не отвечать: «Я», или говорить нечто столь

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

منهج

На сайте allrefs.net читайте: منهج.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б) Права и обязанности жены по отношению к мужу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Владимир (Абдулла) Нирша
  Предисловие Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, молим о помощи и прощени

Чистота бывает внешней и внутренней.
Внутренняя чистота достигается с помощью принесения искреннего покаяния за каждый из совершенных грехов, к числу которых относятся проявления многобожия, сомнения, зависть, ненависть, обман, высоко

А) Права и обязанности мужа по отношению к жене
1. Женщина имеет право на получение брачного дара (махр), что является необходимым условием заключения брака. Аллах Всевышний сказал: â (#qè?#uäur uä!$|¡Ï

Дурные нравственные качества
  Лживость Лживость является достойным порицания качеством, об опасности которого предостерег мусульман посланник Аллаха,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги