рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рекомендации к самостоятельной работе

Рекомендации к самостоятельной работе - раздел Образование, ПОЛИТОЛОГИЯ Курс лекций     Для Уяснения Предложенного Материалы Студент ...

 

 

Для уяснения предложенного материалы студент должен уметь раскрывать и свободно оперировать такими понятиями, как: частнаяи общественная собственность на средства производство, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, базисинадстройка, социальная революция, классиклассовый конфликт, социализмикоммунизм,различать этапы в развития социалистической мыслии выявлять их историческую обусловленность.

Контрольные вопросы

 

1. Почему первоначальный этап развития социалистической мысли именуется этапом (стадией) утопическогосоциализма?

2. В чем заслуга основоположников социалистической мысли?

3. В чем принципиальное отличие утопического социализма от научного социализма (коммунизма)?

4. Что такое формационный подход к истории? На чем он базируется, в чем состоит?

5. Чем характеризуются эксплуататорские формации?

6. Что нового внесли В.И.Ленин и И.В.Сталин в марксистскую теорию? В чем состояла «теория построения социализма в отдельной стране» В.И. Ленина? Что такое «русский социализм» в понимании И.В.Сталина?

7. Охарактеризуйте идеологическую основу конфликта между «троцкистами» и «сталинцами» в коммунистическом движении.

8. Что такое «неомарксизм» и в чем его расхождение с основными положениями предшествующих стадий развития социалистической мысли?

 

 

Лекция № 5.СИНТЕЗ: КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ФИЛОСОФИЯ «ТРЕТЬЕГО ПУТИ».

ЕВРАЗИЙСТВО И НЕОЕВРАЗИЙСТВО

 

 

Сегодня мы поговорим о третьем направлении в современной политологии, и, более широко, обществоведении, ассоциирующемся с политической философией Консервативной Революции.

Многие политологи не выделяют Консервативную Революцию в качестве особенного типа политической идеологии, предпочитая говорить о «новом консерватизме», «реакционной утопии» или «политическом фундаментализме» как версии неоклассического консерватизма, варианте «правой» идеологии. Отсюда – устоявшийся (но абсолютно несостоятельный!) термин «ультраправые»…

Нам представляется это неправильным, ибо, в отличие от консерваторов (противников не только революции, но и всякой, хоть сколько-нибудь радикальной реформы), приверженцы Консервативной Революции – что следует из самого понятия – являются приверженцами антибуржуазной, антирыночной, антилиберальной революции. И в этом они – не менее (а, возможно, и более) революционны, чем левые.

С другой стороны, целью революции – для консервативного революционера – является не установление бесклассового общества, основанного на общественной собственности на средства производства (как у левых), но – возврат к устоявшимся веками, традиционным, - для данного национального организма – формам социально-экономической и политической организации, к формам, разрушенным или разрушаемым современным капитализмом. Иными словами, Консервативная Революция – это революция, обращенная в далекое прошлое,

Восстание Традиции против современного мира…

В этом качестве Консервативная Революция довольно-таки безразлично относится в проблеме собственности (точнее, она не является первостепенной). Любая форма собственности – государственная, коллективная, частная – с точки зрения консервативного революционера - имеет право на существование, - тогда и только тогда, когда она развивается и функционирует в интересах общества, Нации – как единого живого организма. Если же этого не происходит, то форма собственности должна быть приведена в соответствии с национальными интересами. Именно национальный интерес формирует приоритеты в политической деятельности консервативного революционера.

Как и все остальные, сугубо современные политические идеологии концепция Консервативной Революции стала складываться после Французской Революции, как один из возможных ответов на нее, как особая реакция. Именно Французская Революция была и остается пробным камнем и мерилом идеологической позиции тех или иных политических деятелей вплоть до сегодняшнего дня. Левые — от умеренных до крайних — либо продолжают, либо радикализируют, доводят до предела те тезисы, которые впервые проявились в исторической и социальной действительности в Европе конца XVIII века вместе с этой Революцией. Правые — тоже от умеренных до крайних — либо пассивно противятся тенденциям левых, либо настаивают на защите и сохранении тех ценностей, которые Французская Революция стремилась ниспровергнуть любым способом. Предтечи же Третьего Пути сделали из этой Революции свой собственный вывод. В отличие от обычных правых «консервативные революционеры» не отрицали глубинного кризиса в политическом и социальном пути Европы, не утверждали безусловной ценности дореволюционного порядка. Они вопреки правым полагали, что кризис этот не просто продукт внешнего, постороннего воздействия (шедшего от антихристианских, антимонархических и антиевропейских сил, собирательно квалифицируемых как «масонство» или «пара-масонство»).

Этот аспект Третьего Пути сближает данную идеологию с левыми, также настаивающими на неадекватности, сущностной неудовлетворительности и порочности дореволюционной централистски-монархической модели. Кроме того, там, где левые (в частности, крайне левые) выступают против «буржуазного строя», против капиталистического централизма, там «консервативные революционеры» еще ближе к ним, еще солидарнее с их нонконформистской критикой в социальной, культурной и экономической сфере.

Но схожесть с левыми в оценке кризисного положения дел в дореволюционном порядке, не предполагает никоим образом единодушия в определении положительной ориентации, призванной этот кризис преодолеть. Напротив, если левые стремятся радикализировать тезисы Свободы, Равенства и Братства, перенеся их на самые широкие и самые нижние одновременно социополитические реальности, то «консервативные революционеры» настаивают на прямо противоположном подходе и, напротив, стремятся вернуться к такому порядку, который предшествовал не только Революции, но и возникновению причин, к ней приведших. В этом смысле сторонники Третьего Пути являются намного более правыми, чем сами правые. Но все же «консервативных революционеров» нельзя отождествить и с «крайне правыми», так как все разрастающаяся бездна между кризисным послереволюционным и кризисным дореволюционным миром с одной стороны и идеальным некризисным, предкризисным миром Традиции с другой стороны, делает совершенно неизбежным не «консерватизм», не сохранение (даже самое отчаянное) прежнего, но именно Революцию, тотальную, всеобновляющую, радикальную, ориентированную, однако, в направлении, прямо противоположном Революции левых.

Именно таким был парадоксальный вывод Третьего Пути из уроков европейской истории XVIII-го века. Эти темы начинают проглядывать уже у самих радикальных консерваторов, беспощадных критиков Французской Революции, таких как Жозеф де Мэстр, Луи Бональд и Доносо Кортес. Показательно, что все они, прежде чем прийти к тотальному отрицанию левых идей, прошли через периоды увлечения ими, и это свидетельствует о том, что они прочувствовали глубину социально-политического кризиса изнутри, осознали весь его объем. И не случайно уже эти классики консерватизма призывали к фундаментальному пересмотру правых ценностей в смысле их предельной и почти революционной радикализации.

Более ясно концепция Третьего Пути формируется у русских славянофилов. Сам термин «Революционный Консерватизм» впервые употребил Ю.Самарин в 1875 году. Такое определение охотно использовал и Ф.Достоевский для характеристики своих собственных взглядов.

Германия разработала обширную базу Третьего Пути, подготовила и вычленила основные принципы Консервативной Революции. Можно сказать, что немецкий Третий Путь развивался параллельно русскому, и между обоими течениями в XIX-ом веке существовала тесная духовная и интеллектуальная взаимосвязь, не зависящая от конкретики чисто политических и дипломатических условностей.

Полноценное развитие Консервативная Революция получила в XX веке, когда идеи Третьего Пути из сферы философско-публицистической стали переходить на уровень социальных движений, политических партий, экономических трансформаций и восстания масс. Для исследователей идеологий XX-ый век представляет собой крайне непростую загадку, где во мгновение ока правое становится левым, а левое правым, где геополитические тенденции постоянно меняют свой характер, где противоположности подчас парадоксальным образом совпадают, но только для того, чтобы породить новые и еще более радикальные противоположности. Консервативная Революция, подчеркнем еще раз, не является также и синтезом двух других идеологических тенденций, не является Центром, который всегда относителен и складывается из наложения или равновесного сочетания конкретных правых и конкретных левых сил, действующих в рамках определенного социума. Но это в то же время и не маргинальный нигилизм периферийных меньшинств, заряженных негативизмом и анархизмом. Третий Путь может быть и разрушительным и конструктивным, и парламентским и тоталитарным, и элитарным и массовым, - точно таким же, как и все варианты правой и левой идеи.

Можно сказать, что в нашем столетии Третий Путь и сопряженная с ним концептуальная сторона становится важнейшим социально-политическим фактором, во многом определяющим для политической картины цивилизации.

Явные элементы Третьего Пути мы встречаем в русских революциях, где народники, а потом правые эсеры, на практике реализуют его экстремистский вариант. В самом русском большевизме, как это ни парадоксально, легко можно обнаружить многие отнюдь не левые мотивы, также имеющие прямое отношение к «консервативной революции» (в частности, все то, что принято называть русским «национал-большевизмом» от сменовеховцев до сегодняшних неосталинистов). Итальянский фашизм в его ранние периоды, а также во время существования Итальянской Социальной Республики на севере Италии (Республика Сало), почти целиком основывался на принципах Консервативной Революции. Но наиболее полным и тотальным воплощением (хотя надо признать, что и не самым ортодоксальным) Третьего Пути был германский национал-социализм. В принципе, само слово сочетание «национал-социализм» имеет явно «консервативно-революционный» характер, так как подобное объединение правой концепции национализма с левой концепцией социализма в понимании идеологов этой партии и было призвано подчеркнуть то, что речь идет именно о Третьем, ни правом и ни левом, Пути. Но вместе с тем Третий Путь проявился и в других глобальных геополитических явлениях, таких как различные формы «исламского социализма» в арабских странах, в Исламской Революции в Иране и в определенных аспектах государства Израиль, где также преобладает органическое сочетание архаических, правых ценностей с революционными левыми методами и социально-экономическими формациями.

Строго говоря, Третий Путь нельзя отождествить ни с фашизмом, ни с национал-коммунизмом, ни с национал-социализмом, ни с израильской моделью, ни с исламским социализмом. Все эти политические реальности суть вариации единого идеологического прообраза, единой прото-идеологии, которая стоит за всеми ними и проявляется в той или иной конкретной форме в зависимости от расовой, религиозной, исторической, национальной, географической или культурной специфики. На внешнем уровне различные модели Третьего Пути могут приходить с друг другом в серьезный конфликт и на словах опровергать тезисы своих сиюминутных противников, но это ничего не меняет в их идеологической близости, в их происхождении из единого архетипического корня.

Более подробно, как один из наиболее ярких версий политической философии Консервативной Революции, мы рассмотрим русское евразийство в лице его основоположников.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ Курс лекций

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рекомендации к самостоятельной работе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для студентов всех специальностей и всех форм обучения
      Красноярск, 2006

СТРУКТУРА КУРСА
Структура курса формируется исходя из изложенной выше его задачи – ясное понимание основ политических процессов, имеющих место в стране и мире; поэтому я формирую его скорее по расширенной схеме, н

Фукидид, Дж. Оккам и др.
[6. C. 29-35; 6. C. 29-39; 2. C. 23-25] 2. Политические идеологии Нового и Новейшего Времени. Либерализм и консерватизм, их основоположники: - Б. Спиноза;

В. Сравнительная политология
9. Сравнительный анализ: вопросы подхода и метода: [8. Лекция 6, C. 92-101]. - идеология и проблемы сравнительной политологии; -

Г. Прикладная политология. Общественное мнение: методы оценки, формирования и воздействия.
13. Основы количественных методов исследования в политологии: - выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна; [1, 13. C. 419-421].

Техника и значение опросов общественного мнения
[1, 14. C. 47-93]; - опросы общественного мнения и средства массовой информации на службе у СИСТЕМЫ[1, 14. C. 93-135]. 16. Политическое предвидение и прог

Рекомендации к самостоятельной работе
    Изучение вводной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий как политика, сущность политики, структура политики, функции политики, свойства политики

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  Лекция № 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИДЕОКРАТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА История форм

Рекомендации к самостоятельной работе
    Изучение данной темы предполагает уяснение таких основных понятий, как античный полис, тирания, аристократия» монархия, олигархия, демократия, охлократия, по

НЕОМАРКСИЗМ
  Рассмотрим еще одно направление политической мысли, оказавшее принципиальнейшее влияние на формирование современной политологии, ее теоретической базы, концептуального аппарата и ме

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лекция № 6. РЕАЛИЗМ ТЕОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ   Почему случаются войны? Национализм ли их основная причина? Или идеология?

Национальная безопасность является приоритетом внешней политики.
Вопросы военной политики – и связанные с ними – доминируют в сфере международных отношений. Реалист фокусирует внимание на актуальном или потенциальном конфликте между государствами, исследуя метод

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: БАЛАНС МОЩИ
  Отсутствие верховной власти в мире – единого мирового правительства – в значительной мере компенсируется, с точки зрения реалистов, фактическим распределением мощи, влияния в отноше

Негосударственные действующие лица играют важную роль в мировой политике
Например, международные организации могут – в некоторых вопросах – защищать свои интересы как независимые «актеры». С этой точки зрения, они – больше чем просто форумы, внутри которых государства с

Государство не является носителем единой воли
Оно состоит из противостоящих друг другу индивидуумов, групп интересов и бюрократий. Хотя для СМИ и правительственных чиновников бывает удобно употреблять фразы типа «решения, принятые Соединенными

Государство не является рациональным действующим лицом
В соответствии с принятым плюралистами взглядом на государство как совокупность неких фрагментов, предполагается, что столкновение интересов, «торговля» и потребность в компромиссе делает процесс п

ЛИБЕРАЛИЗМ
  Либерализм – традиция политической мысли, основанная на некоем наборе практических целей и идеалов. Для теоретиков классического либерализма наиболее важным объектом анализа, как и

ЛИБЕРАЛИЗМ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ
  Корни плюралистского образа международных отношений таятся и в ряде работ, посвященных внутриполитической организации общества и государства. Это особенно характерно для американски

Природа политических изменений: подходы в науке
  Идея обусловленности политического развития и возможно­сти его измерения высказывалась давно. Еще Аристотель отмечал зависимость политической сферы от социальных факторов (на

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе усвоения материала по предложенной теме необходимо уяснить базовые принципы плюралистического подхода к теории международных отношений,а также содержание таких понятий,

Теллурократия и талассократия
Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противо

Геополитическая телеология
До момента окончательной победы США в «холодной войне» геополитический дуализм развивался в изначально заданных рамках: речь шла об обретении талассократией и теллурократией максимального пространс

Геополитика как судьба
Законы геополитики чрезвычайно удобны для анализа политической истории, истории дипломатии и стратегического планирования. Эта наука имеет множество пересечений с социологией, политологией, этнолог

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе самостоятельной работы студент должен освоить и свободно оперировать следующими понятиями: цивилизационный дуализм, теллурократия, талассократия, heartland, rimland, World Island

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
  Изучение принципов сравнительной политологии порой сопряжено с рядом проблем, как для студента, так и для ученого. Прежде всего, это связано с некоторой терминологической путаницей

ИДЕОЛОГИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
  Значение идеологии в современной, в том числе сравнительной политологии, трудно переоценить. Сам термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века)

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе самостоятельного изучения материала необходимо уметь выделить и раскрыть основные объекты исследования сравнительной политологии, как то: государство, культура, развитие и класс,

СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА   Политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации социальной и по

Рекомендации к самостоятельной работе
  При уяснении темы важно обратить внимание на вопрос о том, как соотносятся понятия: политическая система, политический процесс, политический режим», политическая организация

Сущность характеристики политической культуры
  Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политическую науку американскими политологами в середине 50-х годов. С тех пор они получили широк

Типологизация политической культуры
  Одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политическом поведении проявляютс

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  Политический процесс – одна из тех универсальных категорий, которые широко употребляются в политологии и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго

Интерпретации политического процесса в российской
и западной политической науке   В российском обществознании категория "политический процесс" интерпретируется двояко. В первом случае она отожд

Типология политического процесса: критерии и разновидности
  В западной политологии существуют две системы типологизации политического процесса. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии. Американский политолог Л. Дан, сравнива

Конфликт и политический процесс
  Политический процесс в любой политической системе и любом обществе полон противоречий – эти противоречия, при определенных условиях, выливаются в открытые столкновения, конфликты.

Рекомендации к самостоятельной работе
Указанная тема неплохо отражена в большинстве изданных к настоящему времени в нашей стране учебников по политологии, в частности, в «Основах политологии» Д.П. Зеркина, в «Политологии» под ред. Д.С.

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ
Основой политики является власть, она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общенациональных, групповых и частных интересов. По св

Поведенческий подход
Власть есть особенная сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Природа власти объясняется биол

Дуалистическая концепция власти
Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
  На практике в современном обществе роль широких масс в политике ограничивается выборами либо участием в акциях протеста или поддержки, а реальную власть осуществляют политические эл

Б. Теория «круговорота элит» В. Парето
Согласно Вильфредо Парето, общество стремится к состоянию равновесия. Он определяет элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считает, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся

В. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса
Как утверждает Роберто Михельс, демократия ведет к олигархии по причине неизбежного политического расслоения (стратификации) общества. Для этого политолога хар

Современные теории элит
В современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: 1. Элитистский – элита как группа

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Така

Рекомендации к самостоятельной работе
  Изучая эту тему, необходимо помнить, что проблему власти, элит и лидерства исследует не только политология, но и психология, а поэтому целесообразно обратиться к рекомендуемым источ

ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ДИЗАЙН
  Каждое исследование начинается с основного вопроса: почему вещи таковы, какими мы их наблюдаем. Мы ищем объяснение наблюдаемых нами явлений. С чего начать? Прежде всего, с

Смысл политической деятельности с точки зрения психологии
Политических теорий, пытающихся объяснить, кто и почему приходит в политику, много. Компенсаторная теория постулирует тезис, что идея властидля многих политиков – средство

Стили политического лидерства
  Личностные психологические стили политических деятелей определяют типичную реакцию в ответ на ролевые требования. Американскими политологами, в частности Дж. Барбером в книге “Пр

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
  Предвидение можно определить как возможность предсказывать будущие последствия тех или иных событий, процессов или явлений. Предвидение основывается на религиозной вер

Линейная и циклическая модели в политическом прогнозировании
Линейно-поступательное видение со времен эпохи Просвещения глубоко укоренилось в политическом сознании как на уровне теории, так и на уровне массовых ожиданий. Сам прогресс воспринимается как линей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги