рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ - раздел Образование, ПОЛИТОЛОГИЯ Курс лекций   Лекция № 2. Политическая Философия Древности И Средне...

 

Лекция № 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИДЕОКРАТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического и научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот процесс прошел свои этапы – политическая мысль древности, средневековья, политические учения эпохи Возрождения и Нового Времени и, наконец, современная политическая философия. Сегодня мы займемся изучением ученого наследия философов и политиков Древности и Средневековья.

 

Начала научного знания о политике были заложены в Древней Греции Платоном и Аристотелем.

Платон Афинский, настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Один из самых выдающихся философов эпохи античности, Платон считается родоначальником идеалистической философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды как современной Платону, так и последующих эпох оказали его теория идей и философия государства.

Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая высшими идеалами жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос. ЛЮБОВЬ, понимаемая как стремление к гармонии, неотъемлемой предпосылкой блаженства – добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основных добродетели – мудрость, мужество, благоразумие и – главную! – справедливость, компенсирующую и сочетающую в себе другие добродетели.

Государство понимается Платоном в антропологическом смысле, как подобное человеку живое существо. Его высшая задача – сохранение посредством формирования граждан в духе добродетели, его определенная этикой политическая цель – совершенный человек идеального государства.

В действительности возникают определенные отклонения от идеала государства. Таковы

ТИМОКРАТИЯ – где господствует не мудрость, а честолюбие (Спарта), - обычно возникает в результате военного переворота в тираническом государстве.

ОЛИГАРХИЯ – власть богатых, вырастающая из гибнущей тимократии,

ДЕМОКРАТИЯ, устанавливаемая на развалинах олигархии. Здесь господствует неограниченная свобода, понимаемая как вседозволенность, анархическая стихия.

ТИРАНИЯ – единоличная, ничем не ограниченная власть, возникающая как альтернатива разгулу толпы.

Идеальная форма государственного устройства, по Платону, - аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Платон обозначил ряд начал, которые квалифицируются некоторыми политологами как основа демократического правления - принцип выбора большинством голосов, идея народного собрания, подчинение государства Закону, мысль о необходимости регулирования общественной жизни людей писаными нормами права и т.д. Подчеркивая роль законов в государстве, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

 

В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, соответствующие иерархии добродетелей:

1. Сословие низшей добродетели (самообладание, покорность), - в него входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу жизни общества;

2. Добродетель мужества соответствует сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства;

3. Правители – философы и ученые, добродетелью которых является мудрость, принимают законы и управляют государством.

 

Итак, Платон в современной политологии считается основоположником идеократического подхода к теории государственного строительства. Идеократическое государство строится, исходя от изначального духовного импульса, сверху вниз. Следовательно, вся его структура должна созидаться в согласии с априорной идеей – («идеей-правительницей», см. материал о русских евразийцах), и во главе государства должен стоять особый класс духовных вождей, жрецов, служителей идеи. Как правило, это идея совершенного, справедливого общественного устройства; содержание понятий «совершенство» и «справедливость» раскрывается в соответствии с той или иной конкретной идеологии.

 

Совершенно противоположный, прагматический подход к теории государственного строительства характерен для другого древнегреческого мыслителя – Аристотеля и его последователей. Государство существует для блага его граждан; опять-таки, конкретное содержание понятия «благо» может раскрываться по-разному.

 

Аристотель Стагирит (384/383 – 322/321).

Является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Один из предшественников современного МАТЕРИАЛИЗМА.

Аристотель заложил основы теории политики, обобщив опыт античного города-государства, описал существовавшие в древности политические режимы. Одной из выдающихся идей Аристотеля была идея о естественной природе государства.

Практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайностей и придерживайся середины. Аристотель понимает человека как zoon politicon – общественное животное, в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает весьма реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми – такими, какие они есть. Аристотель видел сущность государства в его общей (а не частной) цели, считал государство высшей формой единения общества, - именно тем целым, которое по своей сути предшествует лицу как его части, определяет природу лица, а не наоборот.

Наилучшие государственные формы, согласно Аристотелю, есть монархия (власть одного),аристократия (власть немногих), полития (умеренная демократия, власть большинства), извращенными формами которых (цель правления – не благо народа, как в основных формах, но – благо правителей) являются тирания, олигархия и демократия (современный термин – охлократия, власть толпы).

В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии, вошедших в политическую науку. В частности, мысль о социальной основе демократии, среднем классе как гаранте ее прочности, устойчивости образа правления; необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и составляющих его элементов; избирательном праве и выборности правителей; большей прочности демократии по сравнению с олигархией и т.п. Стоит, впрочем, отметить, что отношение к этим идеям со стороны представителей разных школ политологии весьма неоднозначно.

Итак, в отличие от платоновской, политическую философию Аристотеля характеризует материалистический и весьма прагматичный подход к пониманию природы государства.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, таких, в частности, как

 

Марк Туллий Цицерон(106-43 г. до н.э.), разрабатывая аристотелевский, прагматический подход к теории государственного строительства, вводит идею ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

“под действие закона должны подпадать все, а не только избранные граждане”.

Государство есть соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов - внутренняя потребность людей в совместном проживании как толчок к формированию государства – предтеча идей философов Возрождения и Гуманизма (Петрарки, Эразма Роттердамского) и ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА Руссо.

 

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) – епископ Карфагена, философ, влиятельнейший проповедник и политик Христианской Церкви. Один из Отцов Церкви, равно почитаемый как католиками, так и православными.

Августин Аврелий начинал свою деятельность как неоплатоник, - и далее, после перехода в христианство, его взгляды на государство остаются и развиваются в рамках платоновской, идеократической традиции.

Для эпохи средневековья характерно то, что политическая мысль развивается как одна из отраслей богословия. Именно Церковь, а не Государство, воплощает подлинно божественное начало. Соответственно, светская власть должна быть подчинена власти духовной. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге “О граде Божием”, есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов Божиих – светского мира – и Царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие с универсальной теократией, земной власть Церкви – тогда единой Христианской, позже Римской католической.

Приоритет власти духовной не исключает, по Августину, определенную независимость каждой из властей, их невмешательство в дела друг друга. Совершенствование государственной власти, в то же время, возможно лишь под воздействием христианской морали.

История, по Августину, в том числе и возникновение государства, подчинена божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в образовании семьи, затем в образовании государства на основе общественного согласия и ради обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Власть - не личная собственность, а средство обеспечения мира, справедливости и согласия в отношения между подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, хотя и использовал их идеи, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.

Августин - родоначальник неоплатонистской школы философии, кстати, – ТЕОКРАТИЯ есть одна из форм ИДЕОКРАТИИ, где доктрина Церкви выступает как ИДЕЯ-ПРАВИТЕЛЬНИЦА.

 

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) занимал еще более гибкую позицию по отношению к государству, признавая его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела. Но и при этом у него сосуществование и взаимодействие Церкви и Государства достигается на основе признания приоритета духовной власти, Церкви над государственной властью. В то же время, Фома Аквинский вслед за Аристотелем признавал самостоятельное, естественное формирование государственной власти и не считал, что она устанавливается властью духовной.

Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать нужно не всякую власть, а только ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Аквинат обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти, даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти он воспринимает как совершенно неприемлемые.

Как и многие мыслители этой и предшествующих эпох, он отдает предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает в себе достоинства монархии, аристократии и демократии. При этом Фома Аквинский различает политическую монархию и абсолютную монархию, склоняясь к последней, ибо в ней власть монарха ограничивается законом.

 

В противовес идеократической политической традиции, прагматический подход к политике и государственному строительству развивается в Средние Века и Эпоху Возрождения светскими политиками, такими как У. Оккам и Н. Макиавелли. Появление хорошо организованных национальных государств в XIV-XV вв. привело – в политической сфере – к конфликту абсолютизма и конституционализма, к дискуссии об источнике и пределах политической власти, ее легитимности

Уильям Оккам(1300-1349 гг.)франсисканский монах,один из основоположников номиналистического направления в средневековой философии. Весь мир, по его мнению, состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Философская истинность и истинность теологическая суть разные вещи. Философия, как и все остальные науки, должна освободиться от теологии. В этом плане Оккам является предшественником М. Лютера и других идеологов протестантизма.

У. Оккам защищал средневековый конституционализм от папского «абсолютизма», обосновывая принцип независимости власти светской от власти духовной, поддерживал германских императоров в их борьбе с Римом, властью папы.

 

Наиболее завершенную форму в этот период времени прагматический подход к политическим реалиям приобретает в трудахНикколо Макиавелли (1469-1527 гг.) - итальянского политического деятеля и историка. Он первым разработал концепцию светского государства, выводя закономерности его функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. Основным вопросом политики Макиавелли считал нахождение путей и способов политического действия с учетом общих и специфических условий принятия решений. Именно из политического опыта Макиавелли пытался вывести определенные правила и нормы политического поведения, принятия правильных политических решений.

Основная работа Макиавелли – «Государь». Здесь он определяет политическую науку как науку о государстве. Сам термин ГОСУДАРСТВО введен в научный оборот в его современном значении, в смысле специфически политической организации. Разграничена власть светская и власть духовная, политическое научное знание и теология, учение Церкви.

Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Основные тезисы:

- Политика вне этики, вне нормативных представлений о том, что хорошо и что плохо. Политика должна базироваться на конкретном общественном/государственном интересе: РАЗГРАНИЧЕНИЕ АНАЛИЗА ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

- Приоритет государственного интереса над любым частным интересом и правом – самостоятельность, величие и мощь государства есть идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие конкретной ситуации средства, не ограничивая себя соображениями морали – ибо благоденствие общества и государства превыше морали.

- Должен ли Правитель вызывать любовь подчиненных или их страх? Страх предпочтительнее, ибо любовь зависит от подданных, от настроения их умов, страх же зависит лишь от действий, политики самого Правителя.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ Курс лекций

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для студентов всех специальностей и всех форм обучения
      Красноярск, 2006

СТРУКТУРА КУРСА
Структура курса формируется исходя из изложенной выше его задачи – ясное понимание основ политических процессов, имеющих место в стране и мире; поэтому я формирую его скорее по расширенной схеме, н

Фукидид, Дж. Оккам и др.
[6. C. 29-35; 6. C. 29-39; 2. C. 23-25] 2. Политические идеологии Нового и Новейшего Времени. Либерализм и консерватизм, их основоположники: - Б. Спиноза;

В. Сравнительная политология
9. Сравнительный анализ: вопросы подхода и метода: [8. Лекция 6, C. 92-101]. - идеология и проблемы сравнительной политологии; -

Г. Прикладная политология. Общественное мнение: методы оценки, формирования и воздействия.
13. Основы количественных методов исследования в политологии: - выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна; [1, 13. C. 419-421].

Техника и значение опросов общественного мнения
[1, 14. C. 47-93]; - опросы общественного мнения и средства массовой информации на службе у СИСТЕМЫ[1, 14. C. 93-135]. 16. Политическое предвидение и прог

Рекомендации к самостоятельной работе
    Изучение вводной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий как политика, сущность политики, структура политики, функции политики, свойства политики

Рекомендации к самостоятельной работе
    Изучение данной темы предполагает уяснение таких основных понятий, как античный полис, тирания, аристократия» монархия, олигархия, демократия, охлократия, по

НЕОМАРКСИЗМ
  Рассмотрим еще одно направление политической мысли, оказавшее принципиальнейшее влияние на формирование современной политологии, ее теоретической базы, концептуального аппарата и ме

Рекомендации к самостоятельной работе
    Для уяснения предложенного материалы студент должен уметь раскрывать и свободно оперировать такими понятиями, как: частнаяи общественная соб

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Лекция № 6. РЕАЛИЗМ ТЕОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ   Почему случаются войны? Национализм ли их основная причина? Или идеология?

Национальная безопасность является приоритетом внешней политики.
Вопросы военной политики – и связанные с ними – доминируют в сфере международных отношений. Реалист фокусирует внимание на актуальном или потенциальном конфликте между государствами, исследуя метод

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: БАЛАНС МОЩИ
  Отсутствие верховной власти в мире – единого мирового правительства – в значительной мере компенсируется, с точки зрения реалистов, фактическим распределением мощи, влияния в отноше

Негосударственные действующие лица играют важную роль в мировой политике
Например, международные организации могут – в некоторых вопросах – защищать свои интересы как независимые «актеры». С этой точки зрения, они – больше чем просто форумы, внутри которых государства с

Государство не является носителем единой воли
Оно состоит из противостоящих друг другу индивидуумов, групп интересов и бюрократий. Хотя для СМИ и правительственных чиновников бывает удобно употреблять фразы типа «решения, принятые Соединенными

Государство не является рациональным действующим лицом
В соответствии с принятым плюралистами взглядом на государство как совокупность неких фрагментов, предполагается, что столкновение интересов, «торговля» и потребность в компромиссе делает процесс п

ЛИБЕРАЛИЗМ
  Либерализм – традиция политической мысли, основанная на некоем наборе практических целей и идеалов. Для теоретиков классического либерализма наиболее важным объектом анализа, как и

ЛИБЕРАЛИЗМ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ
  Корни плюралистского образа международных отношений таятся и в ряде работ, посвященных внутриполитической организации общества и государства. Это особенно характерно для американски

Природа политических изменений: подходы в науке
  Идея обусловленности политического развития и возможно­сти его измерения высказывалась давно. Еще Аристотель отмечал зависимость политической сферы от социальных факторов (на

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе усвоения материала по предложенной теме необходимо уяснить базовые принципы плюралистического подхода к теории международных отношений,а также содержание таких понятий,

Теллурократия и талассократия
Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противо

Геополитическая телеология
До момента окончательной победы США в «холодной войне» геополитический дуализм развивался в изначально заданных рамках: речь шла об обретении талассократией и теллурократией максимального пространс

Геополитика как судьба
Законы геополитики чрезвычайно удобны для анализа политической истории, истории дипломатии и стратегического планирования. Эта наука имеет множество пересечений с социологией, политологией, этнолог

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе самостоятельной работы студент должен освоить и свободно оперировать следующими понятиями: цивилизационный дуализм, теллурократия, талассократия, heartland, rimland, World Island

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
  Изучение принципов сравнительной политологии порой сопряжено с рядом проблем, как для студента, так и для ученого. Прежде всего, это связано с некоторой терминологической путаницей

ИДЕОЛОГИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
  Значение идеологии в современной, в том числе сравнительной политологии, трудно переоценить. Сам термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века)

Рекомендации к самостоятельной работе
В процессе самостоятельного изучения материала необходимо уметь выделить и раскрыть основные объекты исследования сравнительной политологии, как то: государство, культура, развитие и класс,

СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА   Политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации социальной и по

Рекомендации к самостоятельной работе
  При уяснении темы важно обратить внимание на вопрос о том, как соотносятся понятия: политическая система, политический процесс, политический режим», политическая организация

Сущность характеристики политической культуры
  Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политическую науку американскими политологами в середине 50-х годов. С тех пор они получили широк

Типологизация политической культуры
  Одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политическом поведении проявляютс

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  Политический процесс – одна из тех универсальных категорий, которые широко употребляются в политологии и массовом сознании. Однако активное использование не сохранило за ней строго

Интерпретации политического процесса в российской
и западной политической науке   В российском обществознании категория "политический процесс" интерпретируется двояко. В первом случае она отожд

Типология политического процесса: критерии и разновидности
  В западной политологии существуют две системы типологизации политического процесса. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии. Американский политолог Л. Дан, сравнива

Конфликт и политический процесс
  Политический процесс в любой политической системе и любом обществе полон противоречий – эти противоречия, при определенных условиях, выливаются в открытые столкновения, конфликты.

Рекомендации к самостоятельной работе
Указанная тема неплохо отражена в большинстве изданных к настоящему времени в нашей стране учебников по политологии, в частности, в «Основах политологии» Д.П. Зеркина, в «Политологии» под ред. Д.С.

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ
Основой политики является власть, она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общенациональных, групповых и частных интересов. По св

Поведенческий подход
Власть есть особенная сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Природа власти объясняется биол

Дуалистическая концепция власти
Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
  На практике в современном обществе роль широких масс в политике ограничивается выборами либо участием в акциях протеста или поддержки, а реальную власть осуществляют политические эл

Б. Теория «круговорота элит» В. Парето
Согласно Вильфредо Парето, общество стремится к состоянию равновесия. Он определяет элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считает, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся

В. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса
Как утверждает Роберто Михельс, демократия ведет к олигархии по причине неизбежного политического расслоения (стратификации) общества. Для этого политолога хар

Современные теории элит
В современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: 1. Элитистский – элита как группа

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество, благодаря обладанию реальной властью. Така

Рекомендации к самостоятельной работе
  Изучая эту тему, необходимо помнить, что проблему власти, элит и лидерства исследует не только политология, но и психология, а поэтому целесообразно обратиться к рекомендуемым источ

ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ДИЗАЙН
  Каждое исследование начинается с основного вопроса: почему вещи таковы, какими мы их наблюдаем. Мы ищем объяснение наблюдаемых нами явлений. С чего начать? Прежде всего, с

Смысл политической деятельности с точки зрения психологии
Политических теорий, пытающихся объяснить, кто и почему приходит в политику, много. Компенсаторная теория постулирует тезис, что идея властидля многих политиков – средство

Стили политического лидерства
  Личностные психологические стили политических деятелей определяют типичную реакцию в ответ на ролевые требования. Американскими политологами, в частности Дж. Барбером в книге “Пр

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
  Предвидение можно определить как возможность предсказывать будущие последствия тех или иных событий, процессов или явлений. Предвидение основывается на религиозной вер

Линейная и циклическая модели в политическом прогнозировании
Линейно-поступательное видение со времен эпохи Просвещения глубоко укоренилось в политическом сознании как на уровне теории, так и на уровне массовых ожиданий. Сам прогресс воспринимается как линей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги