рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия махаяны

Философия махаяны - раздел Образование, Основы религиоведения Махаянистское Понимание Спасения Сопровождалось Переосмыс­лением Известных Бу...

Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыс­лением известных буддийских положений и разработкой новых.

Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, кото­рый трактовался как безатрибутный и рационально непознаваемый, однако истинно реальный. Дхармы же, как и все единичные сущности, объявлялись не имеющими «собственной природы», т. е. условно реаль­ными.

Во-вторых, теоретики махаяны по-иному, чем хинаянисты, трак­товали Будду. В хинаяне Будда — человек, которому после пятисот с лишним перерождений было предначертано открыть живым суще­ствам, обитающим на земле, четыре «благородные истины». С точки зрения махаяны, то, что люди воспринимали как Будду Шакьямуни, есть проявление, эманация так называемого «тела Дхармы», которое нематериально, безгранично во времени и пространстве, всепроникновенно и которое является исконной, сущностной ипостасью Будды. Так начало формироваться учение сначала о двух, а потом о трех «телах» Будды, важнейшее в буддизме махаяны. В конечном счете произошло отождествление Абсолюта и Будды в «теле Дхармы».

Нирвана также была отождествлена с Абсолютом. Таким образом, человек, живший в реальном земном мире, уже находился в нирване (не осознавая этого), т. е. нирвана мыслилась уже не как «успокоение» дхарм и прекращение земного существования. Достижение нирваны — преодоление иллюзорности мира феноменов (материальных и ду­ховных), обретение независимости от «дел и вещей», источника стра­дания. Нирвана понимается уже как некое состояние психики [182]буддиста, поэтому в махаяне резко возрастает функциональная роль психологического фактора.

Классическая махаяна, основополагающие принципы которой были сформулированы в трудах индийских философов, представлена двумя течениями — мадхьямакой (шуньявадой) и виджнянавадой (йогачарой). Ведущим теоретиком (и по существу создателем) мадхьямаки является крупнейший индийский буддийский философ Нагарджуна (I — II вв.), виджнянавады — индийский буддийский философ Асанга (IV в.) и Васубандху (в поздний период своей деятельности). Главное внимание Нагарджуна и его последователи сосредоточили на важнейшем махаянистском тезисе об условной (относительной) реальности (и в конечном счете иллюзорности) единичных сущностей. Виджнянавадины старались решить вопрос об источнике иллюзий относительно реальности какого бы то ни было явления в процессе возникновения таких иллюзий.

В махаяне буддийская философия достигла своего наивысшего рас­цвета. Теоретики этого направления прилагали огромные усилия для доказательства истинности фундаментальных положений своих учений, что в немалой степени стимулировалось борьбой с пред­ставителями хинаяны, между школами в самой махаяне и, наконец, с небуддийскими религиозными и философскими системами и в самой Индии, и (позднее) за ее пределами.

Отправным моментом в построении доктрин мадхьямаки стало переосмысление закона о всеобщей причинности, т. е. «пратитья-самутпады». Логику рассуждений Нагарджуны по этому важнейшему вопросу можно представить следующим образом.

Прежде всего была подчеркнута неразрывная, органическая связь между определением и определяемым: все «дела и вещи» обязательно как-то проявляются, имеют внешнее выражение, а любые определения всегда что-то характеризуют. Следовательно, нет сущности без атрибу­та и наоборот. Однако все «дела и вещи» могут быть названы, опре­делены только лишь относительно друг друга. Поэтому, говорит Нагарджуна, «если не имеется «себя» (что можно трактовать как субъ­ект, первый член бинома.), то нет и «его» (т. е. второго члена бинома, объекта.)» («Мадхьямака-карикас»), т.е.—и это принципиально важный момент — нечто выявляется при наличии не­кой точки отсчета, которая, в свою очередь, устанавливается также только относительно другой точки отсчета, и так до бесконечности. Абсолютной точки отсчета не существует. Далее, поскольку за любым атрибутом должна стоять некая неотделимая от него сущность, то пос­ледняя так же относительна (как и атрибут), а не истинно реальна.

Следовательно, любое единичное (отдельное, отграниченное от другого) можно назвать существующим лишь относительно другого единичного. Пафос всех рассуждений Нагарджуны был направлен на доказательство важнейшего для мадхьямиков, а вслед за ними и для [183] теоретиков других школ махаяны, положения о конечной нереальности единичного, т. е. дхарм.

Нагарджуна тщательно проанализировал возможность безот­носительного определения категорий движения, покоя, субстанции, ка­чества, времени, изменения, причинности, «я», а также существования Будды в облике человека и показал, что невозможно назвать что-либо само по себе, иначе: «ничто не является самостоятельно существу­ющим, ибо все основано на бесконечной серии причин и следствий» (Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1. С. 561).

Итак, «вещи не рождаются (не возникают) из самих себя (досл. — из собственных тел), (они) обязательно ждут массы внут­ренне присущих и внешних причин»,— говорит Нагарджуна. Следо­вательно, «вещи возникают из (различных) причин и поэтому не имеют собственной природы. А если у них нет собственной природы, то как могут существовать эти вещи?» «Если бы вещи не возникали из (различных) причин, у них была бы собственная природа».

Мадхьямака не ограничивалась только отрицанием истинной реаль­ности единичного, в том числе дхарм. На самом деле за относительной, условной реальностью стоит истинная реальность (санскр. «татхата» — таковость). Из рассуждений Нагарджуны выходит, что истинно реальной признается «сущность, которая имеет собственную природу, не порождается причинами и не зависит от чего-либо другого». Такой вывод логически следовал из доказательства условной реальности того, что находится в причинной (и координационной) связи с другим.

Таким образом, в системе рассуждений появляется понятие Абсо­люта, представляющего собой нечто необусловленное и поэтому истинно реальное. Естественно, что перед теоретиками мадхьямаки встал вопрос о возможности определения сущности Абсолюта и соот­ношения его с феноменальным бытием. Для решения этих трудных проблем Нагарджуна вводит категорию «шунья» («пустота», «пустое»).

«Шунья» — чрезвычайно емкое понятие, и значение термина чаще всего можно установить только в общем контексте высказывания. Пос­редством «шунья» характеризуются как единичные сущности (дхармы), так и Абсолют, т.е., если исходить из буквального значения слова, они «пусты». Однако в философском плане «шунья» никогда не означала пустоту в буквальном смысле слова или же небытие. Адек­ватное источникам понимание «шуньи», доминирующее в современной буддологии, в большой мере является заслугой Ф. И. Щербатского.

В первом случае «шунью» следует трактовать - прежде всего как отсутствие сущностных характеристик какого-либо феномена и соот­ветственно отсутствие истинной сущности и наличие только относительной. Во втором случае в «шунье» акцентируется значение безатрибутности, принципиальной невозможности дать определение всеобщему. В этом смысле Абсолют пуст, «перед ним слова останавливаются» (Розенберг О.О. Указ. соч. С.250).[184]

В конечном счете Абсолют («истинно реальное») признавался тож­дественным «шуньяте», «пустотности», в смысле недифференцированности, внутренней непротиворечивости, с одной стороны, и необусловленности, абсолютной целостности — с другой. Однако Абсо­лютное бытие («истинная реальность») кажется феноменальным, если его воспринимать через, как говорили мадхьямики, «временные име­на», и, наоборот, если «превзойти» последние, то откроется истинная сущность бытия. Как замечает Т.Р.В.Мурти, различие в данном случае «эпистемологическое, а не онтологическое» (Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955. P. 141.

Чрезвычайно актуальным для мадхьямиков являлся вопрос о воз­можности постижения Абсолюта. Единственным средством видения «истинной реальности» признавалась «праджня», некая высшая муд­рость, интуитивное знание. Интеллект в процессе познания оперирует набором категорий, логических конструкций, которые принципиально не могут быть средством получения адекватного знания истинной реальности, поскольку делает ее «двойственной». Разделение целого, согласно мадхьямикам, присуще самой природе разума, который, с одной стороны, не способен постичь Абсолют, а с другой — выдает пло­ды своей деятельности, выраженные в каких-либо концепциях (другими словами, определениях, которые относительны), за действительную картину бытия. С этой точки зрения любые утвер­ждения об Абсолюте (как, впрочем, и о «делах и вещах»), начиная с самых общих — «существует» или «не существует», объявлялись лож­ными. Надо сказать, что именно отсюда берет начало иррационализм (и, соответственно, мистицизм), столь характерный для буддизма махаяны и получивший законченное выражение в школах чань (дзэн) - буддизма.

В ряде махаянистских сутр (например, Аштасахасрика-сутре) эксплицитно выражена идея тождества «праджни» как высшей муд­рости Будды с самим Буддой в «теле Дхармы». «Праджня» трактуется не как приобретаемая живым существом способность к постижению Абсолюта, а как нечто исконно живому существу присущее и при определенных условиях ему открывающееся. Таким образом, выстраива­ется цепочка тождеств: «татхата» («истинная реальность», Абсолют) — «праджня» («высшая мудрость», интуитивное знание) — Будда (в «теле Дхармы»). И все это, будучи лишенным каких-либо атрибутов, «шуньята» («пустотность»). Онтологизация Будды и «праджни» привели к идентификации «тела Дхармы» (и, соответственно, «высшей мудрости») с бытием вообще. С этой точки зрения кажущиеся различными и раздельно существующими «дела и вещи» являются видимыми проявлениями «тела Дхармы».

Отождествление Будды (в «теле Дхармы»), «праджни» и бытия во­обще определило новое понимание нирваны, ставшее общим практически для всех школ махаяны, и стимулировало разработку этой важнейшей категории буддийского учения.[185]

Из рассуждений мадхьямиков о лишь кажущемся различии «дел и вещей» следовал принципиально важный вывод о тождественности чувственно воспринимаемого мира, бытия всего единичного (т. е. сансары) и нирваны. В свою очередь, поскольку все уровни бытия есть проявления Будды в «теле Дхармы», данная характеристика распространяется и на нирвану. Следовательно, нирвана и Будда, отмечает Ф. И. Щербатской, различные названия одного и того же (См.: Stcherbatsky Th. The Conception of Buddhist Nirvana. Leningrad, 1927. P.43). Значит, все находящееся на «сансарическом» уровне бытия несет в себе сущ­ность (естество, природу, потенцию) Будды. Этот вывод имел фун­даментальное значение для разработки сотериологических доктрин и ряда других учений махаянистских школ.

Нирвана, как и все другие уровни бытия, «пуста» («шунья»), т. е. никакие сущностные характеристики ее невозможны. Поэтому мадхьямики не предлагали никаких положительных определений нирваны, а об ее «определенном знаке», т. е. виде, Будда, по словам Нагарджуны, проповедовал «ради людей», другими словами, давал нирване «временные имена».

Мадхьямака допускала возможность спасения всех живых существ, что вытекало из концепции о Будде-Абсолюте, но постижение тож­дества сансары и нирваны и тем самым обретение последней считалось трудным делом. Быстрота процесса спасения зависит от многих фак­торов, и прежде всего от самого человека. Некоторые способны прос­ветлиться в одно мгновение, однако большинству приходится проходить через несколько перерождений, прежде чем у них появятся необходимые для просветления данные.

Философские основания виджнянавады строятся в весьма строгой иерархической соподчиненности и начинаются с анализа феноменаль­ного бытия, которое представляется как поток дхарм. Виджнянавадины насчитывают сто их разновидностей, которые группируют по тем же категориям, что и философы хинаяны.

Дхармы, относящиеся к сознанию, представлены в виджнянаваде восемью разновидностями (напомним, в хинаяне — одной) и образуют три типа сознаний. Прежде всего выделяется шесть видов дхарм, ко­торые обусловливают осознавание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным орга­ном. Этот тип сознания называют «шестью сознаниями».

Второй тип — обобщающее, концептуализирующее сознание (санскр. «манас»). Оно систематизирует результаты осознавания, полу­чаемые первыми «шестью сознаниями», производит «различения дел и вещей», выделяет субъекты и объекты и в конечном счете при помощи логических построений доказывает реальность «я». Поэтому данный тип сознания рассматривается как продуцент заблуждений.

Третий тип — «сознание-хранилище» (санскр, «алая-виджняна»), в котором находятся так называемые «семена» представлений: «семена» как раз и порождают иллюзию существования «дел и вещей». Трак[186]товка «алая-виджняны» в сочинениях индийских буддийских авторов не отличается последовательностью. Иногда она отождествляется с Абсолютом («татхатой»), иногда представляется в качестве категории феноменального бытия — как нечто вбирающее в себя единичные сущ­ности. Наконец, «алая-виджняна» толкуется как поток индивидуаль­ного сознания. Три типа сознания в самом общем виде определяются так: мысли — первый тип; разум (мышление) — второй тип; собствен­но сознание — третий тип, т. е., по существу, строится иерархия психических функций человека.

«Алая-виджняна» прежде всего хранилище «семян». «Семя» — не­кая сила, потенциальная возможность, причинный фактор возникно­вения, точнее говоря — проявления дхарм из «сознания-хранилища». «Семена» обусловливают появление дхарм первых четырех кате­горий, т. е. дхарм, «подверженных бытию».

«Алая-виджняна» сама по себе бездеятельна, и «Семена», хра­нящиеся в ней, находятся в спокойном состоянии. Для приведения «се­мян» в действие необходимы внешняя причина, стимул, некий деятель. И роль такого деятеля выполняет концептуализирующее сознание, соз­нание второго типа, по классификации виджнянавадинов. Оно явля­ется посредником между «шестью сознаниями» и «алая-виджняной» и как бы извлекает «Семена» из «хранилища». Обусловленные «семе­нами» конфигурации дхарм через сознание — «манас» — воспринима­ются «шестью сознаниями», и в результате обыкновенный человек ощущает собственное «я» и воспринимает то, что на уровне обыденного сознания представляется окружающим его миром со всеми происходящими в нем событиями. По принципу обратной связи такого рода информация поступает в сознание второго типа и оттуда в виде «се­мян» «выкуривается», если воспользоваться буддийским термином, в «алая-виджняну».

«Семена» наделяются общими для всех них качествами: 1) могут проявляться только на один момент, появление новых «семян» также не может длиться более одного момента; 2) «семена» проявляются одновременно с тем, что получается в результате их проявления; 3) проявление «семени» синхронно с функционированием в данный мо­мент соответствующего из «шести сознаний»; 4) «ñåìåíà» имеют те же качественные характеристики, что и их проявления; 5) манифес­тация «семени» происходит только в результате соответствующего причинного действия; 6) каждое «семя» может производить только одному ему присущее и только для него характерное проявление.

«Семена» подразделяются на изначально существующие и новые, появившиеся в результате манифестаций; универсальные и индивиду­альные; «хорошие» и «плохие».

Универсальные «ñåìåíà» обладают одинаковыми качествами и присутствуют в «сознаниях-хранилищах» всех живых существ. Они обусловливают одинаковые в каждом случае проявления и соответ[187]ственно восприятия. Поэтому все люди более или менее одинаково воспринимают горы, реки и т. п. Индивидуальные «ñåìåíà», будучи свойственны «алая-виджняне» только отдельного живого существа, предопределяют различия в восприятиях и оценках явлений.

В «алая-виджняне» хранятся как «хорошие», так и «плохие» «ñåìåíà», обусловливающие проявление или «подверженных бытию», или «не подверженных бытию» дхарм (последние, как мы помним, благоприятны для спасения). Ответственность за извлечение «семян» из «алая-виджняны» несет сознание второго типа, которое у обыкновенного человека, по мнению виджнянавадинов, наделено самыми отрицательными качествами.

Итак, феноменальный мир продуцируется при помощи «семян» из «алая-виджняны» и воспринимается «шестью сознаниями». Однако все многообразие представлений, т. е. конфигураций дхарм, обуслов­ленных «семенами», сводилось в виджнянаваде к трем типам: 1. Бытие конституировано всеми разновидностями дхарм. Асанга говорил, что такая картина мира «лишена смысла», ложна. Виджнянавадины подчеркивали полную иллюзорность бытия, воспринимаемого таким образом. 2. Феномены возникают во взаимодействии друг с другом и во взаимозависимости друг от друга, т. е. это мировосприятие хинаянистского типа — признается истинная реальность единичных сущностей-дхарм и «механизм» образования той или иной картины, следовательно, ее иллюзорность. 3. Истинное представление о бытии: постигается «недвойственность» всего сущего, принципиальная «одинаковость» всех дхарм, т. е. бытие представля­ется в виде некой целостности, иллюзия наличия у дхарм (всего единичного) истинной сущности преодолена. В конечном счете оказывается, что истинный вид дхарм — отсутствие каких-либо видов, истинно «только-сознание».

«Только-сознание» — это «истинная таковость» («татхата»), т. е. Абсолют. В отличие от мадхьямиков, пишет Т. Р. В. Мурти, виджнянавадины нашли положительное определение Абсолюта, на­звав его «только-сознанием» (Murti T.R.V. Op. cit. P. 13, 105), а «пустым» (т.е. «шунья»), причем в прямом смысле слова, считали любые «разделения», например противопоставления субъекта объекту (Murti T.R.V. Op. cit. P. 8).

Сотериологическая доктрина виджнянавады обосновывалась ука­занными философскими положениями. Поскольку главную роль в «искуривании семян» из «алая-виджняны» и передачи туда новой информации играет разум, то главной задачей является регулирование функции сознания второго типа, разума. Разум не должен извлекать из «алая-виджняны» «семян» и способствовать поступлению туда новых. Поскольку сознание второго типа тракту­ется сугубо отрицательно, то путь к просветлению проходит через ограничение и в конечном счете подавление деятельности «манаса». Как раз здесь наиболее ярко проявляется иррационализм виджняна­вады. Дискриминация разума компенсируется выявлением «праджни», высшей мудрости, разум заменяется неким знанием высшего порядка. Естественно, был разработан комплекс средств, при помощи которых [188]становилось возможным выявление в себе «праджни» и достижение спасения.

Просветление (и, следовательно, обретение нирваны) заключается в постижении (подчеркнем, интуитивном) Абсолюта (т. е. отсутствия «двойственности», а также тождества сансары и нирваны) и отождествлении того, кто просветлен, с Буддой. Следует отметить, что в виджнянаваде исключительно большое значение придавалось медитированию, для чего широко применялись йогические приемы психофизического тренинга.

Принципиальное расхождение между мадхьямакой и виджнянавадой проявилось в трактовке виджнянавадинами возможностей достижения спасения. Все живые существа были поделены на пять групп, и возможность выявления в себе «природы Будды» и, следовательно, обретения нирваны признавалась только за двумя категориями, чем фактически отрицалась всеобщность спасения.

Подавляющее большинство буддийских школ, возникших в ареале распространения буддизма, в основу своих учений положили доктрины мадхьямаки, а Нагарджуну объявляли своим первым патриархом. Представители некоторых из них (прежде всего китайских Тяньтай, Хуаянь, Чжэньянь и их японских аналогов) разработали сложнейшие религиозно-философские системы. В других (например, в школах амидаизма и дзэн-буддизма) акцент делался на конкретных методах достижения просветления. Учение виджнянавады за пределами Индии наследовала, по существу, единственная школа—китайская Фасян (ее японский аналог—Хоссо), ученые монахи которой в течение многих поколений углубляли и развивали ее положения. Тем не менее виджнянаваде, несмотря на попытки китайских и японских теоретиков доказать обратное, отказывали в праве называться махаянистским учением, т. е. признавали ее неполноценным буддизмом, из-за того, что, согласно сотериологической доктрине виджнянавады, далеко не все живые существа могли обрести нирвану. Буддисты на Дальнем Востоке и в Тибете во главу угла своих философских изысканий и теоретических выкладок ставили доказательства всеобщности спасения (законченное выра­жение это получило в доктрине школы Чжэньянь — «стать Буддой в этом теле», т. е. при жизни человека. Данная сотериологическая установка определяла и общее направление теоретизирования в буддийских школах во многих странах Азии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

цифра в квадратных скобках соответствует номеру страницы по нижеприведенному изданию Нумерация страницы предшествует тексту... Основы религиоведения Учеб Ю Ф Борунков И Н Яблоков М П Новиков... В учебнике представлены различные теории религии разработанные в мировом религиоведении При изложении истории...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия махаяны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се­бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число от

Определение предмета
Религиоведение как комплексная относитель­но самостоятельная отрасль знания складыва­лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке

Методы исследования
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме­няются общефилософский, социально-философский, специальные

Принципы изложения
При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике религиоведения реализуются некоторые принципы. Охарактеризуем их. Исходный принцип — стро

Цели и задачи курса
Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманитаризацию обра­зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в м

Теологические (конфессиональные) определения
Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о рел

Философские и социологические интерпретации
Философские и социологические трактовки религии многообразны, рознятся в зависимости от исходных принципов и методов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления

Биологические и психологические концепции
Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое

Этнологический подход
Этнологические теории строятся на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматри

Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношен

Выражение глубинных связей общества
В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно,

Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества
Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необ

Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения
Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются: а) отчуждени

Отражение действительности
Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия за

Религия как подсистема
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются эле

Индивид и личность в религии
В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комп

Система детерминант
При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим в

Объективность социумных факторов
Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), т

Детерминанты в отношениях общества и природы
Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами,

Факторы в области отношений людей друг с другом
Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных

Психологические факторы
Психологические факторы религии - это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для произв

Общественно-психологические факторы
Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер обще

Индивидуально-психологические предпосылки
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание

Неограниченность и ограниченность познания
Гносеологические детерминанты представляют собой те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.[46]

Предпосылки на чувственной ступени
Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности - сила данных форм познания, но в ней же заключ

Предпосылки на рациональной ступени
Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслительной деятел

Религиозное сознание
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмо

Религиозная вера
Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это ос

Наглядная образность и эмоциональность
Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальн

Соединение адекватного и неадекватного
В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были

Языковое выражение
Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем - предметов культа, символических

Уровни сознания
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и ч

Виды деятельности
В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индив

Свойства религиозных отношений
Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деят

Виды отношений
Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действи

Виды и строение религиозных организаций
Складываются учреждения и в религии - внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, депар

Типы объединений
Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях раз

Значение- и смысло-полагание в культуре
Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture - возделывание, воспитание, образование, почитание). В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении приме

Соотношение религии и культуры
Рассмотрим решение вопроса о соотношении религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие «культура» не является базовым, а религия истолковывается на основе христианского самоосознания ка

Религиозная культура
Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это сов

Функции религии
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Принципы анализа роли религии
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализиров

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", ил

Первобытные верования
Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм" от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factiti

Возникновение, эволюция, основные направления
Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древ

Особенности философских воззрений
Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная

Реформация индуизма
Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции ре

Индуизм в политической жизни современной Индии
Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой рели

Возникновение
Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, р

Вероучение, ритуалы, предписания
Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-творца

Сикхизм
Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья ("пандж аб" — "пять рек"), представлявшем собой своео

Особенности учения о Боге
Сикхизм — монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный, Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха")

Эволюция сикхизма
При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) — была составлена священная книга сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуругрантх — "Книга Гуру", Грантхсахиб -

Сикхский фактор в общественно-политической жизни
По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в Панджабе начался позднее и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 19

Становление зороастризма
В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений, близких индо-арийским. Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени оли

Особенности парсизма
В VII в. сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, а с середины IX в. началась политика насильственной исламизации населения. В начале X в. несколько сот зороастрийцев высадились с разреш

Учение Конфуция
Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. Впоследствии он стал ас

Эволюция конфуцианства
Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В древнем проек

Даосизм
Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и уч

Философские воззрения
Главная категория даосизма дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, сн

Эволюция верований и институтов
Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских трад

Формирование синто
Синтоизм сложился в У1-У11 вв. Термин "синто" ("путь богов") появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сл

Синкретизация
В конце V — начале VI в. в Центральной Японии усилилась борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества

Тэнноизм
Этапом развития синто стало возникновение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторит

Иудаизм
Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названии еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12

Возникновение и формирование Танах
Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем н

Основные направления
Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому на

Возникновение буддизма
В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного госпо

Основные идеи и направления буддизма
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" — "Три корзины").

Буддизм в Шри-Ланке
Утверждение буддизма в Шри-Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадино

Буддизм в Индокитае
Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде,

Ламаизм
Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова "лама" — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма вад

Чань-буддизм
Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III - VI вв. получает значительное распространение и развитие. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало о

Буддизм в нашей стране
На территории нашей страны буддисты проживают в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской республиках, где распространен ламаизм школы гелукпа. Народами, населяющими эти регионы, буддизм был воспринят еще в

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общнос

Идейные предшественники христианства
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная истори

Споры о личности основателя христианства
Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяни

Превращение христианства в государственную религию Римской империи
К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали до

Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, дискуссии вокруг их содержания не прекратились. Как до, так и

Православие
В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Серб

Возникновение православия
Изучая историю религий, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функциони

Принятие христианства Киевской Русью
Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем[134]

Внутрицерковная борьба в XVII — XVIII вв.
Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 - 1681). Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вме

Церковная реформа начала XVIII в.
Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер- прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод

Православная церковь в новых общественно-исторических условиях
После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 нояб

Особенности православного вероучения и культа
Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно [138]

Активизация церковной деятельности
В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социльно-экономических и общественно-политических проб[140]

Особенности вероучения, культа и церковной организации
Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульга

Социальная доктрина католической церкви
Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало фо

Возникновение
Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов

Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а

Лютеранство
Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры,

Кальвинизм
Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

Англиканство
С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VI

Квакеры
В XVII в. возникло "Христианское общество друзей внутреннего света". Его основатель ремесленник Дж. Фокс (1624 — 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения "внут

Методизм
Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703-1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

Меннониты
Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Уче

Баптисты
Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии

Адвентисты
В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату вт

Пятидесятники
Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния

Свидетели Иеговы
В 1872 г. В США возникло "Международное общество исследователей Библии". Его руководители после первой мировой войны провозгласили, что "второе пришествие Христа" уже совершилос

Тенденции в современном протестантизме. Социально-политические позиции протестантских церквей
Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

Возникновение ислама
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную А

Вероучение ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге — Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" — чтение) высшим и наиболее полным из существующих свящ

Основные направления в исламе
В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб. "хараджа" — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая гру

Ислам и современность
Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман

Ислам в нашей стране
Районы традиционного распространения ислама в нашей стране охватывают значительную территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает боле

Философия хинаяны
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щербатской (1866 — 1942) назвал «центральной концепцией буддизма». Дхармы — неки

Академическая философия
В конце XVIII — начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Москов

Метафизика всеединства
Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым (1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве

Новое религиозное сознание
Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в, особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболе

Неотомизм
Неотомизм (лат. neo — новый и thomismus — учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллек

Принцип гармонии веры и разума
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре­мя Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологе

Учение о бытии
Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее предмет и основная категория — бытие — понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестеств

Теория познания
Последователи Фомы Аквинского утвержда­ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от

Неоавгустинизм
Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы [«философия духа» Р. Ле Сенна; «философия действия» М. Блонделя (1861—194

Теория познания
В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар­гументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотоми

Учение о бытии
Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, пре­восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на­деляется всеми свойствами христианского Бога: вездес

Христианский (католический) экзистенциализм
Основатель католического экзистенциализма — Г. Марсель. Он считает, что приобщение к Богу возможно только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая уста­новка приводит его к необходи

Тейярдизм
С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), верный член ордена иезуитов и видный ученый — палеон­толог. апхео

Философско-теологическая интерпретация природы
П. Тейяр де Шарден считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышлени

Социальный идеал
Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение мо­дели будущего человеческого общества. Согласно концепции Те

М. Лютер, Ж. Кальвин. Протестантская ортодоксия
Протестантская ортодоксия была разработана М. Лютером, Кальвином и др. Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровен

Либеральная теология XIX— начала XX в.
В эпоху Просвещения немецкий лютеранский теолог И.Землер (1725—1791) вслед за Спинозой доказывал, что исторические воп­росы могут исследоваться независимо от теологии. Землер и его пос­ледователи и

К. Барт. Диалектическая теология
В начале XX в. в протестантизме усилилось ортодоксальное направление. В США оформился фундаментализм (от выпускавше­гося с 1912 г. издания «Основы»), который выступил против мо­дернизации христианс

Р.Бультман. Концепция демифологизации христианства
Рудольф Бультман (1884—19'76), немецкий теолог, принимая во внимание критику новозаветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как

П.Тиллих
Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно и П.Тиллиху (1886—1965), немецко-американскому теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде «Систематиче

Д.Бонхёффер. Секулярная теология
В середине нашего века в протестантской теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о «смерти Бога», укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряд

Теология процесса
Во второй половине XX в. возникает «тео­логия процесса», которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 — 1947). Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Ш

Посттеистическая и деконструктивистская теология
Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) предложила концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804—1872), К. Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теоло

Теология надежды. Эсхатологическая теология
После 60-х годов нарастает скептическое отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и те­ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью о

Фундаментализм
С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется «евангелистс

Контекстуальная теология
Протестантская теология конца XX в. отразила ситуацию религиозного плюрализма. В этой ситуации получает распространение экуменическая теология, ориентированная на диалог с другими религиями и миров

Ханбалитство
Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, осв

Ашаризм
В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легилизации путем компромисса с учением традиционалистов-дог­матиков. Ее инициатором выступил теолог из Басры Абу-л

Религиозно-философские воззрения в шиизме
В средние века шла интенсивная разработки религиозно-философской системы шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения — умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на мн

Религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении
В середине XIX в. в наиболее развитой части арабского мира (Египет, Сирия, Ливан) начался период культурного подъема, получивший название арабское Возрождение (Нахда). Его идеологи стремились синте

Религиозно-философские традиции и современность
Сохранение за религией в значительной части арабо-мусульманского мира доминирующей роли в формировании духовного климата, глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных нормативов

Теософия
Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоник

Космология
Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия оп

Антропогенез
Земной мир является одной из ступеней пла­нетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых прои

Учение о человеке
Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво­люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, п

Учение о высших мирах
Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога» (См.: Безант А. Древняя мудро

Антропософия
Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувст

Учение о человеке
Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного и духовного. Человек — существо семичленное и им

Учение о сверхфизических ­мирах
Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек — аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра­на пл

Теория познания
Р. Штайнер считал, что современная ему на­ука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу

Агни Йога
Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге, Агни Йога, или Живая Этика, — это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человек

Структура и функции текстов
Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, ха­рактерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги с

Учение о высших мирах
В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждает

Учение об иерархии
Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эв

Учение о человеке
Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, воб­равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; эне

Связь свободомыслия с познанием природы, общества и человека
Свободомыслие опирается на способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны окружающего мира. Исследо­вания этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды н

Проявления свободомыслия в отношении религии
Свободомыслие в отношении религии проявляется в многообразных формах. Они имеют разную степень последовательности, разные цели, социальные основания, нравственное содержание. Критика религии осущес

Зарождение свободомыслия
Элементы свободомыслия, как говорят этно­графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шам

Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира
Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего мира. В древнекитайской «Книге песен» («Ши-цзин», XI — VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий

Знания о мире и человеке, мифология и философия
В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со­единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Инди

Критика учения о богах с позиций здравого смысла
У тех, кто задумывался над вопросом о природе представлений о богах, возникало не­доумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились све

О причинах возникновения религии
В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры

Свободомыслие в средние века
Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима начала

Еретические движения в Западной Европе и на Руси
Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерск

Вольнодумные трактовки вероучительных книг
Свободомыслие проявлялось и в своеобразной, нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозн

Свободомыслие в народной культуре средневековья
Существовал целый пласт народной культуры, противостоявшей официальной церковной культуре. Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произ

Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и исторических сочинениях
В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслияпроявлялись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах — исторических, любовных

Роль опытного знания в развитии свободомыслия
Рост научных знаний в Европе особенно заметен в XI — XII вв. Расширяется область ма­тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрск

Свободомыслие в философии
В средние века теология и философия тесно переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по с

Свободомыслие на средневековом Востоке
Арабский Восток в это время был неоднородным в этническом, конфессиональном и культурном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские знания; меч

Свободомыслие в европейской философии
Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философск

Роль науки в развитии свободомыслия
Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперименталь

Сходства и различия между светской культурой Возрождения и Реформацией
Светская культура Возрождения и трансформированная религиозность Реформации противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними — социально-эко­номические истоки, отражение настроений возникаю

Гуманисты XV - XVI вв. о ценности человеческой личности
Стремление возвысить человека, показать его великие творческие возможности свойственно Ф. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренный интерес к собственной личности постепенно преобразуется в интерес к

Антиклерикализм представителей Возрождения
Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь вместе со всеми ее институтами — папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал историк

Критика религиозного мировоззрения
В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес­кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католическо

Мыслители Возрождения о причинах и эволюции религии
В эпоху Возрождения многие философы принимают и развивают идею человеческого происхождения религии. Ванини принимал теорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желани

Свободомыслие в искусстве и литературе Возрождения
XIV — XVI века в Европе характеризуются взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер (1471 — 152

Философская и естественнонаучная основа свободомыслия
Свободомыслие в новое время получает развитие в связи с процессами демократизации общества, с уходом в прошлое ста­рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазии. Свободомы

Начало научного анализа вероучительных книг
Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» выступил в качестве одного из основоположников научного анализа Библии. Библия — дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзя

Идея связи атеизма и нравственности
На позициях скептицизма стоял известный французский философ П. Бейль. Мировозз­рение его сформировалось во многом под влиянием М, Монтеня (1533— 1592), который подверг сомнению претензии средневеко

Свободомыслие философов-деистов
Критиком религиозных суеверий и церкви был Т. Гоббс, деятельность которого про­ходила в самый разгар английской буржуазной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в н

Просвещение в Германии
Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками ц

Свободомыслие в Америке
В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По­скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вмест

Атеизм французских просветителей XVIII в.
Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789). У истоков атеизма XVIII в. стоит тво

Атеизм Л. Фейербаха
В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал рол

Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса
В различные периоды истории наследие К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерпретировалось крайне неоднозначно. В результате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении взглядов К. Маркса и

Развитие светского сознания в XVII в.
В XVII в. в России формируется абсолютизм, усиливается закрепощение крестьян, что ведет к восстаниям; интенсивно расширяется территория; возникают мануфактурные производства, развивается торговля,

Просвещение в России XVIII в.
Развитие свободомыслия в XVIII в. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста­новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникн

Деизм М. В. Ломоносова
М.В. Ломоносов по философским убеждениям — деист, разработал такуюкартинумира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и д

Свободомыслие А.Н. Радищева
А. Н. Радищев (1749 — 1802) развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека — это свобода, вол

Декабристы о религии
Декабристы поставили своей целью устра­нение крепостного права и самодержавия. Политическое свободомыслие у ряда де­кабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым также европейской

Свободомыслие просветителей-демократов XIX в.
Идеи свободомыслия получили развитие трудах В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812 — 1870), Н. П. Огарева (1813 —1877), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н. А.. Добролюбова (1836—1861)

Свободомыслие народников
Продолжателями традиции свободомыслия были народники — М. А. Бакунин (1814 — 1876), П. Л. Лавров (1823—1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л.

Атеизм в произведениях В. И. Ленина
Деятельность В. И. Ленина (1870 - 1924) проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и е

Основные союзы и направления
Свободомыслие за рубежом в XX в. представлено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо-демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гума

Неопозитивистская ориентация
Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии можно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рассела (1872— 1

Фрейдистское направление
Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт З. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии, но и обращает внимание на психологическую природу атеиз

Атеистический экзистенциализм
Позиция атеистического экзистенциализма наиболее отчетливо прослеживается у фран­цузского философа Ж.-П. Сартра (1905—1980) в его работах «Экзистенциализм — это гуманизм», «Бытие и ничто» и др. Ж.-

Нигилизм
Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844 — 1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Антихристианин» и т. д. Ницшеанство

Секулярный гуманизм
Среди современных свободомыслящих большое влияние имеет теория секулярного гуманизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925). В своих трудах «Трансцендентальное искуш

Эволюционный гуманизм
Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887— 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия явля

Натуралистический гуманизм
Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-л

Защита свободы мысли и совести
Хотя в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем свободы совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные

Понятие мировоззрения
Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ­ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и

Религиозное и философское мировоззрения
Религиозное мировоззрение—это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен­ных религий. С появл

Возможен ли диалог мировоззрений?
Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения — от лояльного до открыто враж

Специфика религиозной антропологии
Специфика религиозной антропологии состоит прежде всего в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего сакрального первоначала (духов, богов

Проблема антропогенеза
После того как работы анатомов и зоологов доказали родство организма человека с организмом обезьяны, К. Линней (1707 — 1778) включил его в систему животного царства, в отряд приматов, выделенный в

Природа человека. Проблема онтогенеза
Проблема природы человека и онтогенеза индивида, его становления личностью и индивидуальностью включает в себя важнейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа, биологического и социаль

Танатология и эсхатология
Танатология (греч. thanatos — смерть) и эс­хатология (греч. eschatos — последний) явля­ются существенными аспектами религиозного мировоззрения. Основной вопрос этих учений о смерти и последних веща

Развитие естественнонаучных знаний в рамках религии
Накопление практических знаний об окружающем мире на заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания. Эмпирическ

Конфликты религии и науки
Пока формирующаяся наука, ее понятий и идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрализованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывал

Влияние науки XX века на эволюцию мировоззрений
С конца XIX в. началась новейшая революция в естествознании, первоначально ознамено­вавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х годов текущего столетия бурно развивае

Теология о взаимоотношении религии и науки
Сегодня теологи по-разному оценивают причины и сущность конфликтов между религией и наукой. Одни считают, что противоборство религии и науки являлось следствием непонимания Священного Писания, в ко

Отражение в религиях знаний об обществе
История человечества — это одновременно история различных форм общественного уст­ройства. Каждое исторически существовавшее устойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной религией, в ко

Основные принципы религиозного понимания общества
Отличительная черта религиозного мировоззрения в подходе к пониманию общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста­навливаемого свыше миропорядка. Н. А.

Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества
Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряе

Проблема источника общественной морали
С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосред­ственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукос

Особенности религиозной морали
Содержание религиозной морали задается соответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов. Существенная особенность религиозной морали — «удвоение» нравственны

Возможна ли безрелигиозная нравственность
Однако вопрос остается открытым: разве религия делает мораль моралью? Подобное мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности сущ

Общественная природа искусства
Сходство и взаимодействие искусства и религии обусловлено их аксиологической на­правленностью, соединением вних рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен­тов. Эстетическое и р

Религиозное и культовое искусство
Сказанное относится и к искусству, посвя­щенному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского искусства

Канон в церковном искусстве и его творческие возможности
Каноном (греч. — норма, правило) в церков­ном искусстве является свод обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы­вает тип архитектурного решени

Взаимодействие образов религиозного искусства с духовным миром личности
Подобное смещение акцентов возможно не только в диапазоне исторического времени, но в пределах современности. Разные люди мо­гут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного и

Тенденции эволюции религиозного искусства в условиях секуляризации
Секуляризация ослабляет, как известно, духовное и организационное влияние церкви на искусство. Ряд его видов и жанров развива­ется в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия,

Идея веротерпимости в древности и в средневековье
Изучение памятников культуры Двуречья, Древнего Египта, Древнего Китая позволяет говорить об обожествлении власти правите­лей и существующих в обществе порядков. В мифах древнего мира получила утве

Эволюция понимания свободы в отношении к религии в эпоху Возрождения и в новое время
С конца XIV в. в Европе ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам «третьего сословия». По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гумани

Особенности развития представлений о свободе совести
Русь, приняв христианский вариант Византии, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное веро­учение. Вместе с византийским вариан

Государственно-церковные отношения в России до октября 1917 года
Особенность взаимоотношений государства и церкви в дореволюционной России определя­лась реформой начала XVIII века, которая уп­разднила патриаршество и установила государственную церковность в лице

Свобода совести и государственно-церковные отношения после Октябрьской революции 1917 г.
Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Так, Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26.10.1917 г.

Новое законодательство о свободе совести
1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протя­жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это сп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги