рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новое законодательство о свободе совести

Новое законодательство о свободе совести - раздел Образование, Основы религиоведения 1985 Год Положил Начало Процессу Глубоких Перемен В Отношениях Государства И ...

1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протя­жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это способствовало активизации различных сфер деятельности религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории нашей страны.

Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который в соответствии с нормами международного права гарантировал права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранял многочисленные ограничения и противоречия, пре­пятствующие практическому осуществлению свободы совести.

25.10.1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который значительно расширил рамки прав и сво­бод верующих граждан страны. Раскрывая содержание понятия сво­боды вероисповеданий, ст. 3 включила в него право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии — соблюдении законов государства.

Гарантирует свободу вероисповеданий осуществление пяти определяющих принципов: 1. Равноправие граждан независимо от их отно­шения к религии. 2. Отделение религиозных и атеистических объединений от государства. 3. Светский характер системы государственного образования. 4. Равенство религиозных объединений перед законом. 5. Наличие специальных законодательных актов, обеспечива­ющих реализацию свободы вероисповеданий и устанавливающих ответственность за их нарушение.

Статьи 6—13 Закона подробно раскрывают содержание этих принципов. Так, равноправие граждан не допускает какие-либо ограничения прав или установление преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти либо оскорбление граждан. Отделение религиозных объединений предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, равно как и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Общественные организации, раз[356]деляющие и распространяющие атеистические убеждения, также отде­ляются от государства и не получают от него ни материальной, ни идеологической помощи.

Система государственного образования носит светский характер и не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство в вопросах веры нейтрально.

Раздел II закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 предусматривает право граждан выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, если эта деятельность не нарушает настоящий закон, исповедовать любую религию, беспрепятственно совершать религиозные обряды, доброволь­но вступать в религиозные объединения и выходить из них. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях сов­местного осуществления права граждан на свободу вероисповедания (ст. 17). Они наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в министерстве юстиции или его органах на местах (ст. 18, 20). Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания его уч­редителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его са­моликвидации (распада), либо по решению суда (ст. 21).

Раздел III закона регулирует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

В соответствии с Законом религиозным объединениям были предоставлены широкие права в общественно-политической и религиозной сфере, в исповедании и распространении веры, убеждений непосред­ственно или через средства массовой информации. Они могут осуще­ствлять миссионерскую деятельность, милосердие и благотворительность, религиозное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения. Религиозные объединения получили право образовывать региональные или централизованные структуры со своими органами управления и подразделениями (ст. 17).

Важно также подчеркнуть, что Закон «О свободе вероисповеданий» внес значительные изменения в структуру и порядок контроля за его соблюдением. Государственный контроль за соблюдением законода­тельства о свободе вероисповеданий был возложен на Советы народных [357] депутатов и соответствующие правоохранительные органы. Регистрацию Уставов (положений) религиозных объединений закон отнес исключительно к компетенции Министерства юстиции РФ (Уп­равление по делам общественных объединений и конфессий) и его органов на местах.

При Комитете Верховного Совета РФ был образован экспертно-консультативный совет по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности, состоящий из представителей религиозных объединений, общественных организаций, государствен­ных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и вероисповедания. На экспертно-консультативный совет возлагается: создание банка данных о религиозных объединениях, зарегистрированных в РФ; консультирование комитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности и других Комитетов Верховного Совета по вопросам применения данного за­кона; проведение юридических и религиоведческих экспертиз, подго­товка официальных заключений по запросам органов государственного управления и суда.

Конституция Российской Федерации 1993 года отводит свободе совести важное место в системе гражданских прав и свобод. В главе 2, озаглавленной «Права и свободы человека и гражданина», статья 14 провозглашает Российскую Федерацию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запре­щает любые формы ограничения прав граждан по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (Ст. 19).

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не до­пускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст. 29).

В Конституции зафиксирована свобода деятельности общественных [358] организаций, при этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст. 30).

Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воен­ной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Положения сформулированные во 2-й главе Конституции «Права и свободы человека и гражданина», составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации (Ст. 64).

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................................................................................................... 1

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ......................................................................................................................................... 3

Определение предмета............................................................................................................................................. 3

Основные разделы..................................................................................................................................................... 4

Классы понятий и терминов................................................................................................................................... 5

Методы исследования.............................................................................................................................................. 6

Принципы изложения................................................................................................................................................ 8

Цели и задачи курса............................................................................................................................................... 10

Раздел первый ОСНОВЫ ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ.............................................................................................................. 11

Глава I ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ............................................................................................................... 11

§1. Типы определений................................................................................................................................................ 11

Теологические (конфессиональные) определения......................................................................................... 12

Философские и социологические интерпретации.......................................................................................... 16

Биологические и психологические концепции................................................................................................ 25

Этнологический подход........................................................................................................................................ 31

§ 2. Сущностные характеристики религии........................................................................................................... 33

Выражение глубинных связей общества.......................................................................................................... 33

Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества...................................... 34

Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения............................................... 35

Отражение действительности.............................................................................................................................. 36

Религия как подсистема......................................................................................................................................... 37

Индивид и личность в религии............................................................................................................................. 38

Глава II ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ......................................................................................................... 39

Система детерминант............................................................................................................................................. 39

§ 1. Социумные основы.............................................................................................................................................. 40

Объективность социумных факторов................................................................................................................ 40

Детерминанты в отношениях общества и природы...................................................................................... 41

Факторы в области отношений людей друг с другом................................................................................... 42

§ 2. Психологические факторы................................................................................................................................ 43

Общественно-психологические факторы......................................................................................................... 44

Индивидуально-психологические предпосылки............................................................................................ 45

§ 3. Гносеологические предпосылки...................................................................................................................... 46

Неограниченность и ограниченность познания............................................................................................. 46

Предпосылки на чувственной ступени.............................................................................................................. 47

Предпосылки на рациональной ступени.......................................................................................................... 48

Глава III ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ.................................................................................... 50

§ 1. Религиозное сознание......................................................................................................................................... 50

Религиозная вера..................................................................................................................................................... 50

Наглядная образность и эмоциональность..................................................................................................... 51

Соединение адекватного и неадекватного....................................................................................................... 52

Языковое выражение.............................................................................................................................................. 53

Уровни сознания...................................................................................................................................................... 54

§ 2. Религиозная деятельность................................................................................................................................. 55

Виды деятельности................................................................................................................................................. 55

Культ........................................................................................................................................................................... 56

§ 3. Религиозные отношения..................................................................................................................................... 58

Свойства религиозных отношений..................................................................................................................... 58

Виды отношений...................................................................................................................................................... 59

§ 4. Религиозные организации.................................................................................................................................. 60

Виды и строение религиозных организаций................................................................................................... 60

Типы объединений.................................................................................................................................................. 61

Глава IV РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.......................................................................................... 62

Значение- и смысло-полагание в культуре...................................................................................................... 62

Соотношение религии и культуры..................................................................................................................... 64

Религиозная культура............................................................................................................................................ 67

Глава V ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ....................................................................................................... 68

Функции религии..................................................................................................................................................... 68

Принципы анализа роли религии....................................................................................................................... 70

Раздел второй ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ............................................................................................................................... 73

Глава VI ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ.................................................................................................... 73

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии........................................................ 73

Первобытные верования........................................................................................................................................ 74

Эволюция религии в период перехода к классовому обществу................................................................ 78

Глава VII Национальные религии............................................................................................................ 80

§ 1. Индуизм................................................................................................................................................................... 80

Возникновение, эволюция, основные направления....................................................................................... 81

Особенности философских воззрений............................................................................................................... 83

Реформация индуизма............................................................................................................................................ 84

Индуизм в политической жизни современной Индии.................................................................................... 86

§ 2. Джайнизм................................................................................................................................................................ 87

Возникновение.......................................................................................................................................................... 87

Вероучение, ритуалы, предписания.................................................................................................................. 88

§ 3. Сикхизм................................................................................................................................................................... 90

Особенности учения о Боге.................................................................................................................................. 90

Эволюция сикхизма................................................................................................................................................ 91

Сикхский фактор в общественно-политической жизни................................................................................ 92

§ 4. Парсизм................................................................................................................................................................... 93

Становление зороастризма.................................................................................................................................. 93

Особенности парсизма........................................................................................................................................... 95

§ 5. Конфуцианство..................................................................................................................................................... 96

Учение Конфуция.................................................................................................................................................... 97

Эволюция конфуцианства..................................................................................................................................... 98

§ 6. Даосизм................................................................................................................................................................. 100

Философские воззрения....................................................................................................................................... 100

Эволюция верований и институтов.................................................................................................................. 101

§ 7. Синто..................................................................................................................................................................... 103

Формирование синто............................................................................................................................................ 103

Синкретизация....................................................................................................................................................... 104

Тэнноизм.................................................................................................................................................................. 105

§ 8. Иудаизм................................................................................................................................................................ 108

Возникновение и формирование Танах.......................................................................................................... 109

Талмуд...................................................................................................................................................................... 112

Основные направления........................................................................................................................................ 113

Глава VIII БУДДИЗМ..................................................................................................................................... 116

Возникновение буддизма.................................................................................................................................... 116

Основные идеи и направления буддизма....................................................................................................... 118

Буддизм в Шри-Ланке.......................................................................................................................................... 120

Буддизм в Индокитае........................................................................................................................................... 121

Ламаизм................................................................................................................................................................... 124

Чань-буддизм.......................................................................................................................................................... 127

Буддизм в нашей стране...................................................................................................................................... 128

Глава IX ХРИСТИАНСТВО......................................................................................................................... 128

§ 1. Возникновение христианства......................................................................................................................... 128

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства................. 128

Идейные предшественники христианства..................................................................................................... 129

Споры о личности основателя христианства............................................................................................... 130

Превращение христианства в государственную религию Римской империи...................................... 131

Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа............................... 132

Разделение христианских церквей................................................................................................................... 134

§ 2. Православие........................................................................................................................................................ 135

Возникновение православия.............................................................................................................................. 135

Принятие христианства Киевской Русью....................................................................................................... 136

Внутрицерковная борьба в XVII — XVIII вв................................................................................................ 138

Церковная реформа начала XVIII в................................................................................................................ 139

Православная церковь в новых общественно-исторических условиях................................................. 140

Особенности православного вероучения и культа..................................................................................... 141

Активизация церковной деятельности............................................................................................................ 143

§ 3. Католицизм.......................................................................................................................................................... 144

Особенности вероучения, культа и церковной организации.................................................................... 144

Социальная доктрина католической церкви................................................................................................. 148

§ 4. Протестантизм.................................................................................................................................................... 151

Возникновение....................................................................................................................................................... 151

Особенности вероучения, организации и культа......................................................................................... 153

Лютеранство........................................................................................................................................................... 154

Кальвинизм............................................................................................................................................................. 154

Англиканство.......................................................................................................................................................... 155

Квакеры.................................................................................................................................................................... 156

Методизм................................................................................................................................................................. 156

Меннониты.............................................................................................................................................................. 157

Баптисты.................................................................................................................................................................. 157

Адвентисты............................................................................................................................................................. 159

Пятидесятники........................................................................................................................................................ 160

Свидетели Иеговы................................................................................................................................................. 160

Тенденции в современном протестантизме. Социально-политические позиции протестантских церквей 161

Глава X ИСЛАМ............................................................................................................................................... 163

Возникновение ислама........................................................................................................................................ 164

Вероучение ислама.............................................................................................................................................. 166

Шариат..................................................................................................................................................................... 168

Основные направления в исламе...................................................................................................................... 169

Ислам и современность....................................................................................................................................... 170

Ислам в нашей стране.......................................................................................................................................... 174

Глава XI CОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ................................................................................ 175

Особенности и классификация “нетрадиционных культов”.................................................................... 175

«Церковь Унификации»........................................................................................................................................ 177

«Международное общество Сознания Кришны» (ИСККОН).................................................................. 178

Раздел третий ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ............................................. 180

Глава XII БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................................................................. 180

§ 1. Философия хинаяны.......................................................................................................................................... 181

§ 2. Философия махаяны......................................................................................................................................... 185

Глава XIII ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ.......................................................................................... 193

§ 1. Академическая философия.............................................................................................................................. 194

§ 2. Метафизика всеединства................................................................................................................................. 197

§ 3. Новое религиозное сознание.......................................................................................................................... 202

Глава XIV КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................................................... 205

§ 1. Неотомизм............................................................................................................................................................ 205

Принцип гармонии веры и разума.................................................................................................................... 206

Учение о бытии...................................................................................................................................................... 208

Теория познания.................................................................................................................................................... 209

§ 2. Неоавгустинизм.................................................................................................................................................. 210

Теория познания.................................................................................................................................................... 211

Учение о бытии...................................................................................................................................................... 212

«Философия действия»......................................................................................................................................... 213

Христианский (католический) экзистенциализм.......................................................................................... 214

§ 3. Тейярдизм............................................................................................................................................................. 214

Философско-теологическая интерпретация природы................................................................................ 215

Социальный идеал................................................................................................................................................ 216

Глава XV ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ........................................................... 217

М. Лютер, Ж. Кальвин. Протестантская ортодоксия.................................................................................. 217

Либеральная теология XIX— начала XX в................................................................................................... 219

К. Барт. Диалектическая теология................................................................................................................... 221

Р.Бультман. Концепция демифологизации христианства......................................................................... 221

П.Тиллих.................................................................................................................................................................. 222

Д.Бонхёффер. Секулярная теология................................................................................................................ 223

Теология процесса................................................................................................................................................ 224

Посттеистическая и деконструктивистская теология................................................................................. 224

Теология надежды. Эсхатологическая теология......................................................................................... 225

Фундаментализм................................................................................................................................................... 226

Контекстуальная теология................................................................................................................................. 227

Глава XVI МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ......................................................... 227

Калам........................................................................................................................................................................ 228

Ханбалитство......................................................................................................................................................... 230

Ашаризм................................................................................................................................................................... 230

Суфизм...................................................................................................................................................................... 231

Религиозно-философские воззрения в шиизме.............................................................................................. 234

Религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении......................... 235

Религиозно-философские традиции и современность................................................................................ 237

Глава XVII НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ...... 239

§ 1. Теософия............................................................................................................................................................... 240

Космология............................................................................................................................................................. 241

Антропогенез.......................................................................................................................................................... 242

Учение о человеке................................................................................................................................................. 242

Учение о высших мирах...................................................................................................................................... 244

§ 2. Антропософия..................................................................................................................................................... 245

Учение о человеке................................................................................................................................................. 245

Учение о сверхфизических мирах.................................................................................................................... 247

Теория познания.................................................................................................................................................... 247

§ 3. Агни Йога............................................................................................................................................................. 248

Структура и функции текстов............................................................................................................................ 249

Учение о высших мирах...................................................................................................................................... 249

Учение об иерархии............................................................................................................................................. 250

Учение о человеке................................................................................................................................................. 251

Этика......................................................................................................................................................................... 252

Раздел четвертый СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ............................................ 253

Глава XVIII СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.............................. 253

Связь свободомыслия с познанием природы, общества и человека...................................................... 254

Проявления свободомыслия в отношении религии..................................................................................... 254

Глава XIX СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ........................................................................... 260

Зарождение свободомыслия.............................................................................................................................. 260

Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира............................................................................ 260

Знания о мире и человеке, мифология и философия.................................................................................... 261

Критика учения о богах с позиций здравого смысла................................................................................. 262

О причинах возникновения религии................................................................................................................ 263

Глава XX СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА................................................................. 265

§ 1. Свободомыслие в средние века..................................................................................................................... 265

Еретические движения в Западной Европе и на Руси................................................................................. 266

Вольнодумные трактовки вероучительных книг......................................................................................... 268

Свободомыслие в народной культуре средневековья................................................................................ 269

Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и исторических сочинениях............... 270

Роль опытного знания в развитии свободомыслия...................................................................................... 271

Свободомыслие в философии............................................................................................................................ 271

Свободомыслие на средневековом Востоке.................................................................................................. 272

Свободомыслие в европейской философии................................................................................................... 274

§ 2. Свободомыслие Возрождения....................................................................................................................... 275

Роль науки в развитии свободомыслия........................................................................................................... 275

Сходства и различия между светской культурой Возрождения и Реформацией............................... 275

Гуманисты XV - XVI вв. о ценности человеческой личности................................................................... 276

Антиклерикализм представителей Возрождения........................................................................................ 276

Критика религиозного мировоззрения............................................................................................................ 277

Мыслители Возрождения о причинах и эволюции религии..................................................................... 278

Свободомыслие в искусстве и литературе Возрождения.......................................................................... 279

Глава XXI СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ................................................. 279

§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке................................................................................. 279

Философская и естественнонаучная основа свободомыслия.................................................................. 279

Начало научного анализа вероучительных книг........................................................................................ 281

Идея связи атеизма и нравственности............................................................................................................. 281

Свободомыслие философов-деистов............................................................................................................... 282

Просвещение в Германии.................................................................................................................................... 283

Свободомыслие в Америке................................................................................................................................. 284

Атеизм французских просветителей XVIII в................................................................................................. 285

Атеизм Л. Фейербаха........................................................................................................................................... 286

Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса........................................................................................... 287

§ 2. Свободомыслие в России в XVII — XX веках........................................................................................... 289

Развитие светского сознания в XVII в............................................................................................................. 289

Просвещение в России XVIII в.......................................................................................................................... 290

Деизм М. В. Ломоносова..................................................................................................................................... 292

Свободомыслие А.Н. Радищева........................................................................................................................ 292

Декабристы о религии......................................................................................................................................... 292

Свободомыслие просветителей-демократов XIX в..................................................................................... 293

Свободомыслие народников.............................................................................................................................. 297

Атеизм в произведениях В. И. Ленина............................................................................................................. 298

§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке........................................................................................................ 300

Основные союзы и направления....................................................................................................................... 300

Неопозитивистская ориентация........................................................................................................................ 300

Фрейдистское направление................................................................................................................................ 301

Атеистический экзистенциализм...................................................................................................................... 302

Нигилизм.................................................................................................................................................................. 302

Секулярный гуманизм.......................................................................................................................................... 303

Эволюционный гуманизм................................................................................................................................... 303

Натуралистический гуманизм........................................................................................................................... 304

Защита свободы мысли и совести.................................................................................................................... 304

Раздел пятый ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ 304

Глава XXII МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ......................................................................................... 304

Понятие мировоззрения....................................................................................................................................... 304

Религиозное и философское мировоззрения.................................................................................................. 306

Возможен ли диалог мировоззрений?............................................................................................................. 307

Глава XXIII ЧЕЛОВЕК В РЕЛИГИОЗНОМ И НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ......... 309

Специфика религиозной антропологии.......................................................................................................... 309

Проблема антропогенеза.................................................................................................................................... 311

Природа человека. Проблема онтогенеза...................................................................................................... 311

Танатология и эсхатология................................................................................................................................ 314

Глава XXIV МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ..................................... 317

Развитие естественнонаучных знаний в рамках религии.......................................................................... 317

Конфликты религии и науки.............................................................................................................................. 318

Влияние науки XX века на эволюцию мировоззрений............................................................................... 320

Теология о взаимоотношении религии и науки............................................................................................ 323

Глава XXV МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ..................................... 327

Отражение в религиях знаний об обществе................................................................................................... 328

Основные принципы религиозного понимания общества......................................................................... 329

Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества....................................... 333

Глава XXVI НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ 334

Проблема источника общественной морали................................................................................................ 334

Особенности религиозной морали................................................................................................................... 335

Возможна ли безрелигиозная нравственность............................................................................................. 338

Глава XXVII ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОЗНОМ И НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ 341

Общественная природа искусства................................................................................................................... 341

Религиозное и культовое искусство................................................................................................................. 343

Канон в церковном искусстве и его творческие возможности................................................................. 345

Взаимодействие образов религиозного искусства с духовным миром личности.............................. 347

Тенденции эволюции религиозного искусства в условиях секуляризации.......................................... 348

Раздел шестой СВОБОДА СОВЕСТИ........................................................................................................................... 350

Глава XXVIII ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ 350

Идея веротерпимости в древности и в средневековье................................................................................. 350

Эволюция понимания свободы в отношении к религии в эпоху Возрождения и в новое время.... 355

Глава XXIX СВОБОДА СОВЕСТИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА.......................................................... 359

Особенности развития представлений о свободе совести........................................................................ 359

Государственно-церковные отношения в России до октября 1917 года.............................................. 361

Свобода совести и государственно-церковные отношения после Октябрьской революции 1917 г. 363

Новое законодательство о свободе совести.................................................................................................. 367

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

цифра в квадратных скобках соответствует номеру страницы по нижеприведенному изданию Нумерация страницы предшествует тексту... Основы религиоведения Учеб Ю Ф Борунков И Н Яблоков М П Новиков... В учебнике представлены различные теории религии разработанные в мировом религиоведении При изложении истории...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новое законодательство о свободе совести

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се­бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число от

Определение предмета
Религиоведение как комплексная относитель­но самостоятельная отрасль знания складыва­лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке

Методы исследования
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме­няются общефилософский, социально-философский, специальные

Принципы изложения
При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике религиоведения реализуются некоторые принципы. Охарактеризуем их. Исходный принцип — стро

Цели и задачи курса
Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманитаризацию обра­зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в м

Теологические (конфессиональные) определения
Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о рел

Философские и социологические интерпретации
Философские и социологические трактовки религии многообразны, рознятся в зависимости от исходных принципов и методов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления

Биологические и психологические концепции
Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое

Этнологический подход
Этнологические теории строятся на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматри

Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношен

Выражение глубинных связей общества
В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно,

Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества
Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необ

Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения
Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются: а) отчуждени

Отражение действительности
Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия за

Религия как подсистема
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются эле

Индивид и личность в религии
В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комп

Система детерминант
При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим в

Объективность социумных факторов
Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), т

Детерминанты в отношениях общества и природы
Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами,

Факторы в области отношений людей друг с другом
Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных

Психологические факторы
Психологические факторы религии - это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для произв

Общественно-психологические факторы
Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер обще

Индивидуально-психологические предпосылки
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание

Неограниченность и ограниченность познания
Гносеологические детерминанты представляют собой те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.[46]

Предпосылки на чувственной ступени
Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности - сила данных форм познания, но в ней же заключ

Предпосылки на рациональной ступени
Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслительной деятел

Религиозное сознание
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмо

Религиозная вера
Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это ос

Наглядная образность и эмоциональность
Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальн

Соединение адекватного и неадекватного
В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были

Языковое выражение
Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем - предметов культа, символических

Уровни сознания
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и ч

Виды деятельности
В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индив

Свойства религиозных отношений
Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деят

Виды отношений
Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действи

Виды и строение религиозных организаций
Складываются учреждения и в религии - внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, депар

Типы объединений
Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях раз

Значение- и смысло-полагание в культуре
Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture - возделывание, воспитание, образование, почитание). В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении приме

Соотношение религии и культуры
Рассмотрим решение вопроса о соотношении религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие «культура» не является базовым, а религия истолковывается на основе христианского самоосознания ка

Религиозная культура
Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это сов

Функции религии
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Принципы анализа роли религии
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализиров

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", ил

Первобытные верования
Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм" от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factiti

Возникновение, эволюция, основные направления
Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древ

Особенности философских воззрений
Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная

Реформация индуизма
Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции ре

Индуизм в политической жизни современной Индии
Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой рели

Возникновение
Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, р

Вероучение, ритуалы, предписания
Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-творца

Сикхизм
Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья ("пандж аб" — "пять рек"), представлявшем собой своео

Особенности учения о Боге
Сикхизм — монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный, Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха")

Эволюция сикхизма
При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) — была составлена священная книга сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуругрантх — "Книга Гуру", Грантхсахиб -

Сикхский фактор в общественно-политической жизни
По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в Панджабе начался позднее и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 19

Становление зороастризма
В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений, близких индо-арийским. Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени оли

Особенности парсизма
В VII в. сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, а с середины IX в. началась политика насильственной исламизации населения. В начале X в. несколько сот зороастрийцев высадились с разреш

Учение Конфуция
Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. Впоследствии он стал ас

Эволюция конфуцианства
Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В древнем проек

Даосизм
Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и уч

Философские воззрения
Главная категория даосизма дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, сн

Эволюция верований и институтов
Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских трад

Формирование синто
Синтоизм сложился в У1-У11 вв. Термин "синто" ("путь богов") появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сл

Синкретизация
В конце V — начале VI в. в Центральной Японии усилилась борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества

Тэнноизм
Этапом развития синто стало возникновение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторит

Иудаизм
Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названии еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12

Возникновение и формирование Танах
Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем н

Основные направления
Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому на

Возникновение буддизма
В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного госпо

Основные идеи и направления буддизма
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" — "Три корзины").

Буддизм в Шри-Ланке
Утверждение буддизма в Шри-Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадино

Буддизм в Индокитае
Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде,

Ламаизм
Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова "лама" — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма вад

Чань-буддизм
Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III - VI вв. получает значительное распространение и развитие. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало о

Буддизм в нашей стране
На территории нашей страны буддисты проживают в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской республиках, где распространен ламаизм школы гелукпа. Народами, населяющими эти регионы, буддизм был воспринят еще в

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общнос

Идейные предшественники христианства
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная истори

Споры о личности основателя христианства
Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяни

Превращение христианства в государственную религию Римской империи
К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали до

Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, дискуссии вокруг их содержания не прекратились. Как до, так и

Православие
В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Серб

Возникновение православия
Изучая историю религий, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функциони

Принятие христианства Киевской Русью
Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем[134]

Внутрицерковная борьба в XVII — XVIII вв.
Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 - 1681). Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вме

Церковная реформа начала XVIII в.
Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер- прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод

Православная церковь в новых общественно-исторических условиях
После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 нояб

Особенности православного вероучения и культа
Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно [138]

Активизация церковной деятельности
В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социльно-экономических и общественно-политических проб[140]

Особенности вероучения, культа и церковной организации
Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульга

Социальная доктрина католической церкви
Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало фо

Возникновение
Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов

Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а

Лютеранство
Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры,

Кальвинизм
Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

Англиканство
С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VI

Квакеры
В XVII в. возникло "Христианское общество друзей внутреннего света". Его основатель ремесленник Дж. Фокс (1624 — 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения "внут

Методизм
Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703-1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

Меннониты
Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Уче

Баптисты
Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии

Адвентисты
В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату вт

Пятидесятники
Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния

Свидетели Иеговы
В 1872 г. В США возникло "Международное общество исследователей Библии". Его руководители после первой мировой войны провозгласили, что "второе пришествие Христа" уже совершилос

Тенденции в современном протестантизме. Социально-политические позиции протестантских церквей
Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

Возникновение ислама
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную А

Вероучение ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге — Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" — чтение) высшим и наиболее полным из существующих свящ

Основные направления в исламе
В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб. "хараджа" — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая гру

Ислам и современность
Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман

Ислам в нашей стране
Районы традиционного распространения ислама в нашей стране охватывают значительную территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает боле

Философия хинаяны
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щербатской (1866 — 1942) назвал «центральной концепцией буддизма». Дхармы — неки

Философия махаяны
Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыс­лением известных буддийских положений и разработкой новых. Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, кото­рый трактовал

Академическая философия
В конце XVIII — начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Москов

Метафизика всеединства
Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым (1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве

Новое религиозное сознание
Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в, особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболе

Неотомизм
Неотомизм (лат. neo — новый и thomismus — учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллек

Принцип гармонии веры и разума
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре­мя Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологе

Учение о бытии
Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее предмет и основная категория — бытие — понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестеств

Теория познания
Последователи Фомы Аквинского утвержда­ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от

Неоавгустинизм
Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы [«философия духа» Р. Ле Сенна; «философия действия» М. Блонделя (1861—194

Теория познания
В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар­гументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотоми

Учение о бытии
Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, пре­восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на­деляется всеми свойствами христианского Бога: вездес

Христианский (католический) экзистенциализм
Основатель католического экзистенциализма — Г. Марсель. Он считает, что приобщение к Богу возможно только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая уста­новка приводит его к необходи

Тейярдизм
С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), верный член ордена иезуитов и видный ученый — палеон­толог. апхео

Философско-теологическая интерпретация природы
П. Тейяр де Шарден считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышлени

Социальный идеал
Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение мо­дели будущего человеческого общества. Согласно концепции Те

М. Лютер, Ж. Кальвин. Протестантская ортодоксия
Протестантская ортодоксия была разработана М. Лютером, Кальвином и др. Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровен

Либеральная теология XIX— начала XX в.
В эпоху Просвещения немецкий лютеранский теолог И.Землер (1725—1791) вслед за Спинозой доказывал, что исторические воп­росы могут исследоваться независимо от теологии. Землер и его пос­ледователи и

К. Барт. Диалектическая теология
В начале XX в. в протестантизме усилилось ортодоксальное направление. В США оформился фундаментализм (от выпускавше­гося с 1912 г. издания «Основы»), который выступил против мо­дернизации христианс

Р.Бультман. Концепция демифологизации христианства
Рудольф Бультман (1884—19'76), немецкий теолог, принимая во внимание критику новозаветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как

П.Тиллих
Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно и П.Тиллиху (1886—1965), немецко-американскому теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде «Систематиче

Д.Бонхёффер. Секулярная теология
В середине нашего века в протестантской теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о «смерти Бога», укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряд

Теология процесса
Во второй половине XX в. возникает «тео­логия процесса», которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 — 1947). Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Ш

Посттеистическая и деконструктивистская теология
Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) предложила концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804—1872), К. Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теоло

Теология надежды. Эсхатологическая теология
После 60-х годов нарастает скептическое отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и те­ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью о

Фундаментализм
С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется «евангелистс

Контекстуальная теология
Протестантская теология конца XX в. отразила ситуацию религиозного плюрализма. В этой ситуации получает распространение экуменическая теология, ориентированная на диалог с другими религиями и миров

Ханбалитство
Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, осв

Ашаризм
В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легилизации путем компромисса с учением традиционалистов-дог­матиков. Ее инициатором выступил теолог из Басры Абу-л

Религиозно-философские воззрения в шиизме
В средние века шла интенсивная разработки религиозно-философской системы шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения — умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на мн

Религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении
В середине XIX в. в наиболее развитой части арабского мира (Египет, Сирия, Ливан) начался период культурного подъема, получивший название арабское Возрождение (Нахда). Его идеологи стремились синте

Религиозно-философские традиции и современность
Сохранение за религией в значительной части арабо-мусульманского мира доминирующей роли в формировании духовного климата, глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных нормативов

Теософия
Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоник

Космология
Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия оп

Антропогенез
Земной мир является одной из ступеней пла­нетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых прои

Учение о человеке
Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво­люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, п

Учение о высших мирах
Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога» (См.: Безант А. Древняя мудро

Антропософия
Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувст

Учение о человеке
Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного и духовного. Человек — существо семичленное и им

Учение о сверхфизических ­мирах
Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек — аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра­на пл

Теория познания
Р. Штайнер считал, что современная ему на­ука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу

Агни Йога
Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге, Агни Йога, или Живая Этика, — это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человек

Структура и функции текстов
Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, ха­рактерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги с

Учение о высших мирах
В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждает

Учение об иерархии
Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эв

Учение о человеке
Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, воб­равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; эне

Связь свободомыслия с познанием природы, общества и человека
Свободомыслие опирается на способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны окружающего мира. Исследо­вания этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды н

Проявления свободомыслия в отношении религии
Свободомыслие в отношении религии проявляется в многообразных формах. Они имеют разную степень последовательности, разные цели, социальные основания, нравственное содержание. Критика религии осущес

Зарождение свободомыслия
Элементы свободомыслия, как говорят этно­графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шам

Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира
Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего мира. В древнекитайской «Книге песен» («Ши-цзин», XI — VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий

Знания о мире и человеке, мифология и философия
В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со­единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Инди

Критика учения о богах с позиций здравого смысла
У тех, кто задумывался над вопросом о природе представлений о богах, возникало не­доумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились све

О причинах возникновения религии
В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры

Свободомыслие в средние века
Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима начала

Еретические движения в Западной Европе и на Руси
Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерск

Вольнодумные трактовки вероучительных книг
Свободомыслие проявлялось и в своеобразной, нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозн

Свободомыслие в народной культуре средневековья
Существовал целый пласт народной культуры, противостоявшей официальной церковной культуре. Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произ

Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и исторических сочинениях
В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслияпроявлялись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах — исторических, любовных

Роль опытного знания в развитии свободомыслия
Рост научных знаний в Европе особенно заметен в XI — XII вв. Расширяется область ма­тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрск

Свободомыслие в философии
В средние века теология и философия тесно переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по с

Свободомыслие на средневековом Востоке
Арабский Восток в это время был неоднородным в этническом, конфессиональном и культурном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские знания; меч

Свободомыслие в европейской философии
Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философск

Роль науки в развитии свободомыслия
Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперименталь

Сходства и различия между светской культурой Возрождения и Реформацией
Светская культура Возрождения и трансформированная религиозность Реформации противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними — социально-эко­номические истоки, отражение настроений возникаю

Гуманисты XV - XVI вв. о ценности человеческой личности
Стремление возвысить человека, показать его великие творческие возможности свойственно Ф. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренный интерес к собственной личности постепенно преобразуется в интерес к

Антиклерикализм представителей Возрождения
Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь вместе со всеми ее институтами — папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал историк

Критика религиозного мировоззрения
В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес­кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католическо

Мыслители Возрождения о причинах и эволюции религии
В эпоху Возрождения многие философы принимают и развивают идею человеческого происхождения религии. Ванини принимал теорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желани

Свободомыслие в искусстве и литературе Возрождения
XIV — XVI века в Европе характеризуются взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер (1471 — 152

Философская и естественнонаучная основа свободомыслия
Свободомыслие в новое время получает развитие в связи с процессами демократизации общества, с уходом в прошлое ста­рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазии. Свободомы

Начало научного анализа вероучительных книг
Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» выступил в качестве одного из основоположников научного анализа Библии. Библия — дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзя

Идея связи атеизма и нравственности
На позициях скептицизма стоял известный французский философ П. Бейль. Мировозз­рение его сформировалось во многом под влиянием М, Монтеня (1533— 1592), который подверг сомнению претензии средневеко

Свободомыслие философов-деистов
Критиком религиозных суеверий и церкви был Т. Гоббс, деятельность которого про­ходила в самый разгар английской буржуазной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в н

Просвещение в Германии
Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками ц

Свободомыслие в Америке
В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По­скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вмест

Атеизм французских просветителей XVIII в.
Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789). У истоков атеизма XVIII в. стоит тво

Атеизм Л. Фейербаха
В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал рол

Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса
В различные периоды истории наследие К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерпретировалось крайне неоднозначно. В результате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении взглядов К. Маркса и

Развитие светского сознания в XVII в.
В XVII в. в России формируется абсолютизм, усиливается закрепощение крестьян, что ведет к восстаниям; интенсивно расширяется территория; возникают мануфактурные производства, развивается торговля,

Просвещение в России XVIII в.
Развитие свободомыслия в XVIII в. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста­новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникн

Деизм М. В. Ломоносова
М.В. Ломоносов по философским убеждениям — деист, разработал такуюкартинумира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и д

Свободомыслие А.Н. Радищева
А. Н. Радищев (1749 — 1802) развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека — это свобода, вол

Декабристы о религии
Декабристы поставили своей целью устра­нение крепостного права и самодержавия. Политическое свободомыслие у ряда де­кабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым также европейской

Свободомыслие просветителей-демократов XIX в.
Идеи свободомыслия получили развитие трудах В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812 — 1870), Н. П. Огарева (1813 —1877), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н. А.. Добролюбова (1836—1861)

Свободомыслие народников
Продолжателями традиции свободомыслия были народники — М. А. Бакунин (1814 — 1876), П. Л. Лавров (1823—1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л.

Атеизм в произведениях В. И. Ленина
Деятельность В. И. Ленина (1870 - 1924) проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и е

Основные союзы и направления
Свободомыслие за рубежом в XX в. представлено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо-демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гума

Неопозитивистская ориентация
Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии можно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рассела (1872— 1

Фрейдистское направление
Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт З. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии, но и обращает внимание на психологическую природу атеиз

Атеистический экзистенциализм
Позиция атеистического экзистенциализма наиболее отчетливо прослеживается у фран­цузского философа Ж.-П. Сартра (1905—1980) в его работах «Экзистенциализм — это гуманизм», «Бытие и ничто» и др. Ж.-

Нигилизм
Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844 — 1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Антихристианин» и т. д. Ницшеанство

Секулярный гуманизм
Среди современных свободомыслящих большое влияние имеет теория секулярного гуманизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925). В своих трудах «Трансцендентальное искуш

Эволюционный гуманизм
Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887— 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия явля

Натуралистический гуманизм
Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-л

Защита свободы мысли и совести
Хотя в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем свободы совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные

Понятие мировоззрения
Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ­ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и

Религиозное и философское мировоззрения
Религиозное мировоззрение—это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен­ных религий. С появл

Возможен ли диалог мировоззрений?
Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения — от лояльного до открыто враж

Специфика религиозной антропологии
Специфика религиозной антропологии состоит прежде всего в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего сакрального первоначала (духов, богов

Проблема антропогенеза
После того как работы анатомов и зоологов доказали родство организма человека с организмом обезьяны, К. Линней (1707 — 1778) включил его в систему животного царства, в отряд приматов, выделенный в

Природа человека. Проблема онтогенеза
Проблема природы человека и онтогенеза индивида, его становления личностью и индивидуальностью включает в себя важнейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа, биологического и социаль

Танатология и эсхатология
Танатология (греч. thanatos — смерть) и эс­хатология (греч. eschatos — последний) явля­ются существенными аспектами религиозного мировоззрения. Основной вопрос этих учений о смерти и последних веща

Развитие естественнонаучных знаний в рамках религии
Накопление практических знаний об окружающем мире на заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания. Эмпирическ

Конфликты религии и науки
Пока формирующаяся наука, ее понятий и идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрализованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывал

Влияние науки XX века на эволюцию мировоззрений
С конца XIX в. началась новейшая революция в естествознании, первоначально ознамено­вавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х годов текущего столетия бурно развивае

Теология о взаимоотношении религии и науки
Сегодня теологи по-разному оценивают причины и сущность конфликтов между религией и наукой. Одни считают, что противоборство религии и науки являлось следствием непонимания Священного Писания, в ко

Отражение в религиях знаний об обществе
История человечества — это одновременно история различных форм общественного уст­ройства. Каждое исторически существовавшее устойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной религией, в ко

Основные принципы религиозного понимания общества
Отличительная черта религиозного мировоззрения в подходе к пониманию общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста­навливаемого свыше миропорядка. Н. А.

Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества
Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряе

Проблема источника общественной морали
С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосред­ственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукос

Особенности религиозной морали
Содержание религиозной морали задается соответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов. Существенная особенность религиозной морали — «удвоение» нравственны

Возможна ли безрелигиозная нравственность
Однако вопрос остается открытым: разве религия делает мораль моралью? Подобное мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности сущ

Общественная природа искусства
Сходство и взаимодействие искусства и религии обусловлено их аксиологической на­правленностью, соединением вних рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен­тов. Эстетическое и р

Религиозное и культовое искусство
Сказанное относится и к искусству, посвя­щенному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского искусства

Канон в церковном искусстве и его творческие возможности
Каноном (греч. — норма, правило) в церков­ном искусстве является свод обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы­вает тип архитектурного решени

Взаимодействие образов религиозного искусства с духовным миром личности
Подобное смещение акцентов возможно не только в диапазоне исторического времени, но в пределах современности. Разные люди мо­гут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного и

Тенденции эволюции религиозного искусства в условиях секуляризации
Секуляризация ослабляет, как известно, духовное и организационное влияние церкви на искусство. Ряд его видов и жанров развива­ется в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия,

Идея веротерпимости в древности и в средневековье
Изучение памятников культуры Двуречья, Древнего Египта, Древнего Китая позволяет говорить об обожествлении власти правите­лей и существующих в обществе порядков. В мифах древнего мира получила утве

Эволюция понимания свободы в отношении к религии в эпоху Возрождения и в новое время
С конца XIV в. в Европе ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам «третьего сословия». По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гумани

Особенности развития представлений о свободе совести
Русь, приняв христианский вариант Византии, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное веро­учение. Вместе с византийским вариан

Государственно-церковные отношения в России до октября 1917 года
Особенность взаимоотношений государства и церкви в дореволюционной России определя­лась реформой начала XVIII века, которая уп­разднила патриаршество и установила государственную церковность в лице

Свобода совести и государственно-церковные отношения после Октябрьской революции 1917 г.
Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Так, Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26.10.1917 г.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги