рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биологические и психологические концепции

Биологические и психологические концепции - раздел Образование, Основы религиоведения Биологические Концепции Ищут Основу Религии В Биологических Или Биопсихически...

Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое «примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы» и выступает как «оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности». Религия - это «психофизиологическая функция организма»; представляет «кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь»; «как и сексуальность, часть человеческой природы», пробуждающая “глубокие страстные чувства” и т. д.

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы [26] религии в эмоциональной сфере. В качестве эмоциональной «клеточки» брались самые разные чувства - зависимость и страх, почитание и благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравственные чувства, чувство возвышенного и др. Были и такие теории, которые выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.

Заметим, что чисто биологические объяснения не пользуются в религиоведении широким признанием. Чаще преувеличенное значение биологическим факторам придается в ходе психологического анализа, в соответствии с пониманием природы психики.

Один из основателей психологии религии - американский философ-прагматист У. Джеймс (1842 - 1910) - развивал идеи функционального направления в психологии на основе моторно- биологической концепции психики как формы активности организма, средства адаптации к среде. Он объяснял религию, исходя из индивидуальной психики: «Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством» (Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 26 - 27). Религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида. У. Джеймс писал: “...чувство есть глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык” (Там же. С. 420). У. Джеймс разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах - мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и пр. Особое внимание он уделял анализу религиозного чувства и признавал вероятность того, что оно не заключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической точки зрения специфическую природу: религиозная любовь - это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх - это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары (Там же. С.23-24), и т. д.

На основе выдвинутого прагматического критерия истинности У. Джеймс полагал, что истинность религии и веры в Бога проистекает из их «полезности», «выгодности»: общей психологической функцией всех религий является переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье (Там же. С. 164). Изучая процессы религиозных обращений молодых людей, психолог пришел к выводу, что такие обращения ведут юношу или девушку к внутреннему росту, к более интенсивной духовной жизни.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления, отличал [27] первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Своеобразие первобытного мышления обусловливает характер соответствующих «коллективных представлений». Первобытное мышление является мистическим. Первобытный человек в каждый данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает какое-то действие, исходящее от объекта или воздействующее на него. Это действие (влияние, сила, таинственная мощь) признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете. Но первобытное мышление является не только мистическим, но одновременно и пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно, вместо установления логических отношений (включений и исключений), подчинено закону партиципации (сопричастия). Оно не «антилогично» и не «алогично», но относится к противоречиям с безразличием и не стремится избегать их, «безразлично к логической дисциплине». Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения. Сопричастность проявляется и в другом аспекте. Реализуемая пралогическим мышлением интимная сопричастность обеспечивает тесную общность между существами, сопричастными друг другу. «Сущность сопричастности, - пишет Л. Леви-Брюль, - заключается как раз в том, что всякая двойственность в ней стирается, сглаживается, что, вопреки принципу противоречия, субъект является и самим собой, и существом, которому он сопричастен» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 318-319).

Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Однако и «...наша умственная деятельность является одновременно рациональной и иррациональной. Пралогический и логический элементы сосуществуют в нем (нашем обществе) с логическим» (Там же. С. 320).

Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки, в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоционально- моторными элементами.

В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных [28]представлениях: в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. «Достаточно, - приводит пример Л.Леви-Брюль, - рассмотреть один объект, Бога, например, как его рассматривает и исследует логическое мышление и как он дан в коллективных представлениях иного строя. Рациональная попытка познать Бога одновременно как будто и соединяет мыслящего субъекта с Богом, и отделяет от него. Необходимость подчиняться логической дисциплине противополагает себя партиципациям между человеком и Богом, не могущим быть представленным без противоречия. Таким образом, познание Бога приводит к нулю. А между тем какая нужда в этом рациональном познании у верующего, чувствующего себя соединенным со своим Богом? Разве сознание сопричастности своего существа с божественной сущностью не дает ему такой уверенности, по сравнению с которой логическая достоверность остается всегда чем-то бледным, холодным и почти безразличным?» (Там же. С. 319). Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления; всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность, в которых нельзя будет вскрыть ни логическую противоречивость, ни физическую невозможность (Там же. С. 318).

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856 - 1939) применил принципы основанного им психоанализа и к исследованию религии. Он биологизировал и натурализировал психику человека. По его мнению, основу психики индивида составляет бессознательное - «Id» («Оно»), которое является психическим представителем «первичных влечений» - природного биологического начала. Среди первичных имеются влечения к жизни - сексуальные и влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к разрушению (Танатос). В сфере «Оно» доминируют сексуальные влечения, которые, в отличие от стремления к самосохранению, способны к вытеснению и сложной трансформации. Под влиянием окружающих, предъявляющих индивиду систему табу, формируется «Ego» («Я»), поверхностный слой душевного аппарата - сознание, которое соизмеряет деятельность «Оно» с принципом реальности. В ходе социализации формируется еще одна структура - «Super-Ego» («Сверх-Я»), в ней интериоризуются моральные, этические требования, идеалы и запреты. Она воспроизводит в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни индивида. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечения наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение. «Я» оказывается под давлением «Оно», с одной стороны, и «Сверх-Я» - с другой. Стремясь примирить эти тенденции, «Я» постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом». Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато [29]появлением невроза. 3. Фрейд считает невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом.

Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. 3. Фрейд писал: «Последствия происшедших в доисторическое время процессов, подобных вытеснительным, потом еще долгое время преследуют культуру. Религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу... благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза» (Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 53-54). Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанности мальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая влечение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца (амбиваленция «ненависть-любовь»), привязан к нему, но невольно хочет его смерти. Религия коренится в Эдиповом комплексе сына, который хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять место рядом с матерью. «Психоанализ, - писал 3. Фрейд, - научил видеть нас интимную связь между отцовским комплексом и верой в Бога, он показал нам, что личный Бог психологически не что иное, как идеализированный отец...» (Фрейд З. Воспоминания детства Леонардо да Винчи. М.,; Пг., 1912. С. 78-79). Происхождение религии 3. Фрейд связывал с беспомощностью человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой» (Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. С. 30). Религиозную веру он считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение желания; по своей психологической природе и религиозные учения оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности».

В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швейцарского психолога и культуролога, религиозные представления выступают как продукты «коллективного бессознательного», а последнее - как «базовый религиозный феномен». Он считает, что вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь поверхностный слой бессознательного; более глубокий и более значимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную, а всеобщую природу. «Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным» (Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 98). Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы: «...говоря о содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами» (Там же). Они могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом [30]откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с более или менее «переработанными» архетипами, предстающими в виде систем символов.

Религию К. Г. Юнг определяет как «тщательное наблюдение» за тем, что Р. Отто назвал «нуминозным». «Религия, - пишет К. Г. Юнг, - является особой установкой человеческого ума... внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи, демоны, боги, законы, идеи, идеалы - и все прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаруженным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что «религия» - это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного» (Юнг К.Г. Психология и религия //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 133-134).

Полученные в результате переработки изначальных априорных архетипов «вечные образы», содержащиеся в символических системах, должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. «Они, - полагает К. Г. Юнг, - созданы из материала откровения и отображают первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосредственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь» (Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 101). Психологию не занимает вопрос об истинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фактом наличия идеи, например, непорочного зачатия. С точки зрения психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она существует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую форму защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.

«Гуманистический психоанализ» немецко-американского философа, социолога и психолога Э. Фромма (1900 - 1980) переосмысливает символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения. Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерно сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существовало и существует множество иных религий. И светские системы, такие, как современный авторитаризм, психологически необходимо отнести к религиозным, «...под «религией», - пишет Э. Фромм, - я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива[31]ется какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения»(Фромм Э. Психоанализ и религия //Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 236). Религиозность усматривается в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек идолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или успеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, а религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной из разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он переворачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным неврозом, и трактует «невроз как личную форму религии или, точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся в конфликте с официально признанными формами религиозной мысли» (Там же. С. 241).

Э. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добродетель такой религии - послушание, а главный грех - неповиновение. По мнению Э. Фромма, «повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится» (Там же. С. 246). Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоятельность и веру в собственные силы, на реализацию своего потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право человека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого рода религии есть переживание единства со всем сущим, основанное на родственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви. Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами. Целью человека в такой религии является достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - самореализация, а не покорность.

Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связан с теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однако безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и собственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает «новой теологией».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

цифра в квадратных скобках соответствует номеру страницы по нижеприведенному изданию Нумерация страницы предшествует тексту... Основы религиоведения Учеб Ю Ф Борунков И Н Яблоков М П Новиков... В учебнике представлены различные теории религии разработанные в мировом религиоведении При изложении истории...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биологические и психологические концепции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се­бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число от

Определение предмета
Религиоведение как комплексная относитель­но самостоятельная отрасль знания складыва­лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке

Методы исследования
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме­няются общефилософский, социально-философский, специальные

Принципы изложения
При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике религиоведения реализуются некоторые принципы. Охарактеризуем их. Исходный принцип — стро

Цели и задачи курса
Преподавание и освоение религиоведения вносят свой вклад в гуманитаризацию обра­зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студенческой молодежи в м

Теологические (конфессиональные) определения
Теологические (конфессиональные) интерпретации стремятся понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о рел

Философские и социологические интерпретации
Философские и социологические трактовки религии многообразны, рознятся в зависимости от исходных принципов и методов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала предметом осмысления

Этнологический подход
Этнологические теории строятся на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматри

Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношен

Выражение глубинных связей общества
В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно,

Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества
Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необ

Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения
Отчуждение - это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Главными моментами действительного отчуждения являются: а) отчуждени

Отражение действительности
Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятельности, так и в застывших ее результатах. Религия за

Религия как подсистема
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются эле

Индивид и личность в религии
В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комп

Система детерминант
При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим в

Объективность социумных факторов
Социумные основы образует совокупность материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нравственных и др.), т

Детерминанты в отношениях общества и природы
Характер отношений людей к природе, общества и природы зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами,

Факторы в области отношений людей друг с другом
Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных

Психологические факторы
Психологические факторы религии - это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для произв

Общественно-психологические факторы
Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер обще

Индивидуально-психологические предпосылки
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание

Неограниченность и ограниченность познания
Гносеологические детерминанты представляют собой те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.[46]

Предпосылки на чувственной ступени
Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности - сила данных форм познания, но в ней же заключ

Предпосылки на рациональной ступени
Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслительной деятел

Религиозное сознание
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмо

Религиозная вера
Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя «живет» благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это ос

Наглядная образность и эмоциональность
Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальн

Соединение адекватного и неадекватного
В религиозном сознании адекватные отражения соединены с неадекватными. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были

Языковое выражение
Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредством религиозной лексики, а также других производных от естественного языка знаковых систем - предметов культа, символических

Уровни сознания
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и ч

Виды деятельности
В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индив

Свойства религиозных отношений
Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деят

Виды отношений
Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действи

Виды и строение религиозных организаций
Складываются учреждения и в религии - внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой деятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы образования, депар

Типы объединений
Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях раз

Значение- и смысло-полагание в культуре
Религия представляет собой одну из областей духовной культуры (лат. culture - возделывание, воспитание, образование, почитание). В качестве плодотворно «работающего» в религиоведении приме

Соотношение религии и культуры
Рассмотрим решение вопроса о соотношении религии и культуры в христианской теологии. В ней понятие «культура» не является базовым, а религия истолковывается на основе христианского самоосознания ка

Религиозная культура
Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это сов

Функции религии
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Принципы анализа роли религии
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализиров

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", ил

Первобытные верования
Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм" от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factiti

Возникновение, эволюция, основные направления
Процесс синтеза нескольких этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древ

Особенности философских воззрений
Условия формирования и развития индуизма определили своеобразие его философской системы. Яркая, сочная, богатая и многообразная, рассчитанная на все уровни индивидуального сознания, эта религиозная

Реформация индуизма
Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции ре

Индуизм в политической жизни современной Индии
Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой рели

Возникновение
Создателем новой веры считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но затем, р

Вероучение, ритуалы, предписания
Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-творца

Сикхизм
Истоки сикхизма берут свое начало в средневековой Индии конца XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья ("пандж аб" — "пять рек"), представлявшем собой своео

Особенности учения о Боге
Сикхизм — монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из эпитетов Бога у Нанака - "Эк" (Единственный, Единый, Один). Разрешение проблемы дуализма ("дубидха")

Эволюция сикхизма
При пятом гуру - Арджуне (1581 - 1606) — была составлена священная книга сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"; она также носит название Гуругрантх — "Книга Гуру", Грантхсахиб -

Сикхский фактор в общественно-политической жизни
По мере формирования самосознания сикхской буржуазии (а этот процесс в Панджабе начался позднее и шел медленнее, чем в других частях страны) появляются ее общественно-политические организации. В 19

Становление зороастризма
В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений, близких индо-арийским. Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени оли

Особенности парсизма
В VII в. сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, а с середины IX в. началась политика насильственной исламизации населения. В начале X в. несколько сот зороастрийцев высадились с разреш

Учение Конфуция
Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. Впоследствии он стал ас

Эволюция конфуцианства
Идеи Конфуция по-своему перечитывались каждым новым поколением. Так, Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.) заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В древнем проек

Даосизм
Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и уч

Философские воззрения
Главная категория даосизма дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, сн

Эволюция верований и институтов
Даосизм оккультный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и часто был объектом нападок со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалитаристских трад

Формирование синто
Синтоизм сложился в У1-У11 вв. Термин "синто" ("путь богов") появился в средневековье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских письменных памятниках, отразила сл

Синкретизация
В конце V — начале VI в. в Центральной Японии усилилась борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества

Тэнноизм
Этапом развития синто стало возникновение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторит

Иудаизм
Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названии еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12

Возникновение и формирование Танах
Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем н

Основные направления
Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому на

Возникновение буддизма
В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного госпо

Основные идеи и направления буддизма
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" — "Три корзины").

Буддизм в Шри-Ланке
Утверждение буддизма в Шри-Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадино

Буддизм в Индокитае
Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде,

Ламаизм
Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова "лама" — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма вад

Чань-буддизм
Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III - VI вв. получает значительное распространение и развитие. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало о

Буддизм в нашей стране
На территории нашей страны буддисты проживают в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской республиках, где распространен ламаизм школы гелукпа. Народами, населяющими эти регионы, буддизм был воспринят еще в

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общнос

Идейные предшественники христианства
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная истори

Споры о личности основателя христианства
Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяни

Превращение христианства в государственную религию Римской империи
К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали до

Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа
Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, дискуссии вокруг их содержания не прекратились. Как до, так и

Православие
В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Серб

Возникновение православия
Изучая историю религий, мы не можем не обратить внимания на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функциони

Принятие христианства Киевской Русью
Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем[134]

Внутрицерковная борьба в XVII — XVIII вв.
Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605 - 1681). Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вме

Церковная реформа начала XVIII в.
Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с обер- прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод

Православная церковь в новых общественно-исторических условиях
После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 нояб

Особенности православного вероучения и культа
Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно [138]

Активизация церковной деятельности
В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социльно-экономических и общественно-политических проб[140]

Особенности вероучения, культа и церковной организации
Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульга

Социальная доктрина католической церкви
Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало фо

Возникновение
Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов

Особенности вероучения, организации и культа
Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а

Лютеранство
Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры,

Кальвинизм
Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

Англиканство
С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VI

Квакеры
В XVII в. возникло "Христианское общество друзей внутреннего света". Его основатель ремесленник Дж. Фокс (1624 — 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения "внут

Методизм
Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли — Джон (1703-1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

Меннониты
Эта конфессия, исторически близкая анабаптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), который отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Уче

Баптисты
Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии

Адвентисты
В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату вт

Пятидесятники
Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния

Свидетели Иеговы
В 1872 г. В США возникло "Международное общество исследователей Библии". Его руководители после первой мировой войны провозгласили, что "второе пришествие Христа" уже совершилос

Тенденции в современном протестантизме. Социально-политические позиции протестантских церквей
Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, преследующему цель — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

Возникновение ислама
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную А

Вероучение ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге — Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" — чтение) высшим и наиболее полным из существующих свящ

Основные направления в исламе
В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб. "хараджа" — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая гру

Ислам и современность
Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман

Ислам в нашей стране
Районы традиционного распространения ислама в нашей стране охватывают значительную территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает боле

Философия хинаяны
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щербатской (1866 — 1942) назвал «центральной концепцией буддизма». Дхармы — неки

Философия махаяны
Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыс­лением известных буддийских положений и разработкой новых. Во-первых, махаянисты предложили концепцию Абсолюта, кото­рый трактовал

Академическая философия
В конце XVIII — начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Москов

Метафизика всеединства
Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым (1853 — 1900) в работах «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве

Новое религиозное сознание
Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в, особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболе

Неотомизм
Неотомизм (лат. neo — новый и thomismus — учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллек

Принцип гармонии веры и разума
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре­мя Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологе

Учение о бытии
Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее предмет и основная категория — бытие — понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестеств

Теория познания
Последователи Фомы Аквинского утвержда­ют, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от

Неоавгустинизм
Видное место в католической философии наряду с неотомизмом занимает неоавгустинизм. Многочисленные неоавгустинистские школы [«философия духа» Р. Ле Сенна; «философия действия» М. Блонделя (1861—194

Теория познания
В то время как неотомизм допускает рациональные доказательства догматов христианства, неоавгустинизм исходит из того, что рациональные ар­гументы не достигают своей цели. Главный недостаток неотоми

Учение о бытии
Благодаря интуиции человек осознает себя связанным с чем-то общеобязательным, пре­восходящим его, и обнаруживает присутствие бытия. Это бытие на­деляется всеми свойствами христианского Бога: вездес

Христианский (католический) экзистенциализм
Основатель католического экзистенциализма — Г. Марсель. Он считает, что приобщение к Богу возможно только индивидуально, через личностный неповторимый опыт. Такая уста­новка приводит его к необходи

Тейярдизм
С совершенно иных позиций, чем неотомизм и неоавгустинизм, решает религиозно-философские проблемы П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), верный член ордена иезуитов и видный ученый — палеон­толог. апхео

Философско-теологическая интерпретация природы
П. Тейяр де Шарден считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. Центральным методологическим принципом современного мышлени

Социальный идеал
Идеи П. Тейяра де Шардена оказывают значительное влияние на современное социально-этическое учение католицизма, особенно на построение мо­дели будущего человеческого общества. Согласно концепции Те

М. Лютер, Ж. Кальвин. Протестантская ортодоксия
Протестантская ортодоксия была разработана М. Лютером, Кальвином и др. Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровен

Либеральная теология XIX— начала XX в.
В эпоху Просвещения немецкий лютеранский теолог И.Землер (1725—1791) вслед за Спинозой доказывал, что исторические воп­росы могут исследоваться независимо от теологии. Землер и его пос­ледователи и

К. Барт. Диалектическая теология
В начале XX в. в протестантизме усилилось ортодоксальное направление. В США оформился фундаментализм (от выпускавше­гося с 1912 г. издания «Основы»), который выступил против мо­дернизации христианс

Р.Бультман. Концепция демифологизации христианства
Рудольф Бультман (1884—19'76), немецкий теолог, принимая во внимание критику новозаветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как

П.Тиллих
Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно и П.Тиллиху (1886—1965), немецко-американскому теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде «Систематиче

Д.Бонхёффер. Секулярная теология
В середине нашего века в протестантской теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о «смерти Бога», укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряд

Теология процесса
Во второй половине XX в. возникает «тео­логия процесса», которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 — 1947). Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Ш

Посттеистическая и деконструктивистская теология
Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) предложила концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804—1872), К. Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теоло

Теология надежды. Эсхатологическая теология
После 60-х годов нарастает скептическое отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и те­ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью о

Фундаментализм
С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется «евангелистс

Контекстуальная теология
Протестантская теология конца XX в. отразила ситуацию религиозного плюрализма. В этой ситуации получает распространение экуменическая теология, ориентированная на диалог с другими религиями и миров

Ханбалитство
Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, осв

Ашаризм
В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легилизации путем компромисса с учением традиционалистов-дог­матиков. Ее инициатором выступил теолог из Басры Абу-л

Религиозно-философские воззрения в шиизме
В средние века шла интенсивная разработки религиозно-философской системы шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения — умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на мн

Религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении
В середине XIX в. в наиболее развитой части арабского мира (Египет, Сирия, Ливан) начался период культурного подъема, получивший название арабское Возрождение (Нахда). Его идеологи стремились синте

Религиозно-философские традиции и современность
Сохранение за религией в значительной части арабо-мусульманского мира доминирующей роли в формировании духовного климата, глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных нормативов

Теософия
Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоник

Космология
Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия оп

Антропогенез
Земной мир является одной из ступеней пла­нетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых прои

Учение о человеке
Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво­люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, п

Учение о высших мирах
Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога» (См.: Безант А. Древняя мудро

Антропософия
Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувст

Учение о человеке
Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного и духовного. Человек — существо семичленное и им

Учение о сверхфизических ­мирах
Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек — аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра­на пл

Теория познания
Р. Штайнер считал, что современная ему на­ука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу

Агни Йога
Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге, Агни Йога, или Живая Этика, — это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человек

Структура и функции текстов
Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, ха­рактерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги с

Учение о высших мирах
В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждает

Учение об иерархии
Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эв

Учение о человеке
Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, воб­равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; эне

Связь свободомыслия с познанием природы, общества и человека
Свободомыслие опирается на способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны окружающего мира. Исследо­вания этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды н

Проявления свободомыслия в отношении религии
Свободомыслие в отношении религии проявляется в многообразных формах. Они имеют разную степень последовательности, разные цели, социальные основания, нравственное содержание. Критика религии осущес

Зарождение свободомыслия
Элементы свободомыслия, как говорят этно­графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шам

Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира
Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего мира. В древнекитайской «Книге песен» («Ши-цзин», XI — VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий

Знания о мире и человеке, мифология и философия
В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со­единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Инди

Критика учения о богах с позиций здравого смысла
У тех, кто задумывался над вопросом о природе представлений о богах, возникало не­доумение по поводу несоответствия этих представлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились све

О причинах возникновения религии
В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры

Свободомыслие в средние века
Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима начала

Еретические движения в Западной Европе и на Руси
Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерск

Вольнодумные трактовки вероучительных книг
Свободомыслие проявлялось и в своеобразной, нерелигиозной интерпретации религиозных терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза Библии выводила мыслящего богослова за пределы традиционно-религиозн

Свободомыслие в народной культуре средневековья
Существовал целый пласт народной культуры, противостоявшей официальной церковной культуре. Это была по-своему целостная культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных смеховых произ

Религиозный индифферентизм и гуманизм в литературных и исторических сочинениях
В течение всего средневековья в странах Европы и на Востоке идеи свободомыслияпроявлялись в художественной литературе, поэзии, в сочинениях историков, летописцев. В романах — исторических, любовных

Роль опытного знания в развитии свободомыслия
Рост научных знаний в Европе особенно заметен в XI — XII вв. Расширяется область ма­тематических, астрономических, медицинских знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы Шартрск

Свободомыслие в философии
В средние века теология и философия тесно переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии. В философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на более высокий по с

Свободомыслие на средневековом Востоке
Арабский Восток в это время был неоднородным в этническом, конфессиональном и культурном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские знания; меч

Свободомыслие в европейской философии
Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философск

Роль науки в развитии свободомыслия
Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения было обусловлено как социальными сдвигами, так и изменениями в области производства и науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперименталь

Сходства и различия между светской культурой Возрождения и Реформацией
Светская культура Возрождения и трансформированная религиозность Реформации противостояли феодализму и католицизму. Общее между ними — социально-эко­номические истоки, отражение настроений возникаю

Гуманисты XV - XVI вв. о ценности человеческой личности
Стремление возвысить человека, показать его великие творческие возможности свойственно Ф. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренный интерес к собственной личности постепенно преобразуется в интерес к

Антиклерикализм представителей Возрождения
Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь вместе со всеми ее институтами — папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал историк

Критика религиозного мировоззрения
В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес­кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католическо

Мыслители Возрождения о причинах и эволюции религии
В эпоху Возрождения многие философы принимают и развивают идею человеческого происхождения религии. Ванини принимал теорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желани

Свободомыслие в искусстве и литературе Возрождения
XIV — XVI века в Европе характеризуются взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер (1471 — 152

Философская и естественнонаучная основа свободомыслия
Свободомыслие в новое время получает развитие в связи с процессами демократизации общества, с уходом в прошлое ста­рых феодальных структур, с формированием и укреплением класса буржуазии. Свободомы

Начало научного анализа вероучительных книг
Б. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» выступил в качестве одного из основоположников научного анализа Библии. Библия — дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно и непредвзя

Идея связи атеизма и нравственности
На позициях скептицизма стоял известный французский философ П. Бейль. Мировозз­рение его сформировалось во многом под влиянием М, Монтеня (1533— 1592), который подверг сомнению претензии средневеко

Свободомыслие философов-деистов
Критиком религиозных суеверий и церкви был Т. Гоббс, деятельность которого про­ходила в самый разгар английской буржуазной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в н

Просвещение в Германии
Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками ц

Свободомыслие в Америке
В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По­скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вмест

Атеизм французских просветителей XVIII в.
Атеизм нашел выражение в сочинениях французских материалистов — Д. Дидро, К.А.Гельвеция (1715— 1771), Ж. О. де Ламетри (1709 — 1751), П. Гольбаха (1723 — 1789). У истоков атеизма XVIII в. стоит тво

Атеизм Л. Фейербаха
В Германии выделяется колоритная фигура материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он исследовал причины возникновения религии; в работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» показал рол

Атеистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса
В различные периоды истории наследие К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерпретировалось крайне неоднозначно. В результате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении взглядов К. Маркса и

Развитие светского сознания в XVII в.
В XVII в. в России формируется абсолютизм, усиливается закрепощение крестьян, что ведет к восстаниям; интенсивно расширяется территория; возникают мануфактурные производства, развивается торговля,

Просвещение в России XVIII в.
Развитие свободомыслия в XVIII в. связано с модернизацией феодализма Петром I, с уста­новлением тесных взаимосвязей с Европой. Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на возникн

Деизм М. В. Ломоносова
М.В. Ломоносов по философским убеждениям — деист, разработал такуюкартинумира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и д

Свободомыслие А.Н. Радищева
А. Н. Радищев (1749 — 1802) развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека — это свобода, вол

Декабристы о религии
Декабристы поставили своей целью устра­нение крепостного права и самодержавия. Политическое свободомыслие у ряда де­кабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым также европейской

Свободомыслие просветителей-демократов XIX в.
Идеи свободомыслия получили развитие трудах В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812 — 1870), Н. П. Огарева (1813 —1877), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н. А.. Добролюбова (1836—1861)

Свободомыслие народников
Продолжателями традиции свободомыслия были народники — М. А. Бакунин (1814 — 1876), П. Л. Лавров (1823—1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л.

Атеизм в произведениях В. И. Ленина
Деятельность В. И. Ленина (1870 - 1924) проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и е

Основные союзы и направления
Свободомыслие за рубежом в XX в. представлено рядом учений, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо-демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гума

Неопозитивистская ориентация
Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии можно считать английского ученого, логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рассела (1872— 1

Фрейдистское направление
Основателем данного направления является австрийский философ, психотерапевт З. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии, но и обращает внимание на психологическую природу атеиз

Атеистический экзистенциализм
Позиция атеистического экзистенциализма наиболее отчетливо прослеживается у фран­цузского философа Ж.-П. Сартра (1905—1980) в его работах «Экзистенциализм — это гуманизм», «Бытие и ничто» и др. Ж.-

Нигилизм
Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844 — 1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Антихристианин» и т. д. Ницшеанство

Секулярный гуманизм
Среди современных свободомыслящих большое влияние имеет теория секулярного гуманизма, представленная в работах американского философа П. Куртца (род. 1925). В своих трудах «Трансцендентальное искуш

Эволюционный гуманизм
Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887— 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия явля

Натуралистический гуманизм
Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-л

Защита свободы мысли и совести
Хотя в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем свободы совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные

Понятие мировоззрения
Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ­ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и

Религиозное и философское мировоззрения
Религиозное мировоззрение—это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен­ных религий. С появл

Возможен ли диалог мировоззрений?
Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения — от лояльного до открыто враж

Специфика религиозной антропологии
Специфика религиозной антропологии состоит прежде всего в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего сакрального первоначала (духов, богов

Проблема антропогенеза
После того как работы анатомов и зоологов доказали родство организма человека с организмом обезьяны, К. Линней (1707 — 1778) включил его в систему животного царства, в отряд приматов, выделенный в

Природа человека. Проблема онтогенеза
Проблема природы человека и онтогенеза индивида, его становления личностью и индивидуальностью включает в себя важнейшие вопросы о соотношении в человеке тела, души и духа, биологического и социаль

Танатология и эсхатология
Танатология (греч. thanatos — смерть) и эс­хатология (греч. eschatos — последний) явля­ются существенными аспектами религиозного мировоззрения. Основной вопрос этих учений о смерти и последних веща

Развитие естественнонаучных знаний в рамках религии
Накопление практических знаний об окружающем мире на заре истории происходило в рамках мифологического, а затем повсеместно утвердившегося и господствовавшего религиозного миропонимания. Эмпирическ

Конфликты религии и науки
Пока формирующаяся наука, ее понятий и идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрализованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывал

Влияние науки XX века на эволюцию мировоззрений
С конца XIX в. началась новейшая революция в естествознании, первоначально ознамено­вавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х годов текущего столетия бурно развивае

Теология о взаимоотношении религии и науки
Сегодня теологи по-разному оценивают причины и сущность конфликтов между религией и наукой. Одни считают, что противоборство религии и науки являлось следствием непонимания Священного Писания, в ко

Отражение в религиях знаний об обществе
История человечества — это одновременно история различных форм общественного уст­ройства. Каждое исторически существовавшее устойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной религией, в ко

Основные принципы религиозного понимания общества
Отличительная черта религиозного мировоззрения в подходе к пониманию общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста­навливаемого свыше миропорядка. Н. А.

Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества
Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряе

Проблема источника общественной морали
С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосред­ственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукос

Особенности религиозной морали
Содержание религиозной морали задается соответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов. Существенная особенность религиозной морали — «удвоение» нравственны

Возможна ли безрелигиозная нравственность
Однако вопрос остается открытым: разве религия делает мораль моралью? Подобное мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности сущ

Общественная природа искусства
Сходство и взаимодействие искусства и религии обусловлено их аксиологической на­правленностью, соединением вних рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен­тов. Эстетическое и р

Религиозное и культовое искусство
Сказанное относится и к искусству, посвя­щенному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского искусства

Канон в церковном искусстве и его творческие возможности
Каноном (греч. — норма, правило) в церков­ном искусстве является свод обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы­вает тип архитектурного решени

Взаимодействие образов религиозного искусства с духовным миром личности
Подобное смещение акцентов возможно не только в диапазоне исторического времени, но в пределах современности. Разные люди мо­гут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного и

Тенденции эволюции религиозного искусства в условиях секуляризации
Секуляризация ослабляет, как известно, духовное и организационное влияние церкви на искусство. Ряд его видов и жанров развива­ется в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия,

Идея веротерпимости в древности и в средневековье
Изучение памятников культуры Двуречья, Древнего Египта, Древнего Китая позволяет говорить об обожествлении власти правите­лей и существующих в обществе порядков. В мифах древнего мира получила утве

Эволюция понимания свободы в отношении к религии в эпоху Возрождения и в новое время
С конца XIV в. в Европе ширится процесс приспособления религиозного мировоззрения к интересам «третьего сословия». По-новому осмысливается философия античности, утверждаются идеалы светского гумани

Особенности развития представлений о свободе совести
Русь, приняв христианский вариант Византии, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное веро­учение. Вместе с византийским вариан

Государственно-церковные отношения в России до октября 1917 года
Особенность взаимоотношений государства и церкви в дореволюционной России определя­лась реформой начала XVIII века, которая уп­разднила патриаршество и установила государственную церковность в лице

Свобода совести и государственно-церковные отношения после Октябрьской революции 1917 г.
Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Так, Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов 26.10.1917 г.

Новое законодательство о свободе совести
1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протя­жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это сп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги