рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сыграем в «Путаницу»!

Сыграем в «Путаницу»! - раздел Образование, Сергей Владимирович Ёлкин Дмитрий Анатольевич Гаврилов Нурали Нурисламович Латыпов   Образцы Классической Народной Английской Поэзии Издаются Уже ...

 

Образцы классической народной английской поэзии издаются уже более 250 лет подряд, некоторые из них имели хождение ещё в XV веке.

Три юных привиденчества

Уселись на ступенчество

И ели бутербренчество

С маслом и варенчеством.

От пальцев до локтячества

Лоснячество, дипнячество.

О, что за поросячество

Такое объедачество!

(Песни Матушки Гусыни. С. 91)

 

«Люди, когда веселятся, надевают на себя маски, гораздо смешнее, чем их лица. И говорят, что всё это весёлый маскарад. А мы делаем слова ещё смешнее, чем они есть на самом деле, и заставляем их прыгать…» – объясняет Додо‑Кэрролл своей спутнице на звуковой дорожке детского дискоспектакля середины 1970‑х «Алиса в Стране Чудес» с памятными песнями Владимира Высоцкого:

« Додо . Объявляю странные скачки!

Алиса . Почему странные?

Додо . А какие могут быть скачки в странном месте? Так… Рисуем на земле круг. Становитесь в строгом беспорядке!

Алиса . А куда бежать?

Додо . А куда хочешь…

Алиса . А как же мы узнаем, кто победил?!»

Песни написаны Высоцким ещё в 1973 году. Первоисточник обязывал – не писать по‑кэрролловски было невозможно! Особенно если учесть, что ссылка на обложке пластинки на перевод прозаического текста Н. Демуровой весьма условна.

Вроде бы и для детей, а вроде бы и нет! «Что остаётся от сказки потом – после того, как её рассказали?» – строка вполне в духе мастера парадоксов Кэрролла [23] , который «жить‑то жил, а быть‑то его не было».

Исходное название рукописи этой книги было созвучно фразе самого знаменитого улыбчивого героя Кэрролла, Чеширского кота: «Все мы здесь не в своём уме». Рукопись долгое время бытовала под именем «О том, как двинуться умом». Позже мы выяснили, что «турбулентное мышление», то есть «вихревое, перемешивающее до глубин», тоже термин психиатрии.

Ну, что же, одарённые, талантливые люди зачастую объявляются сумасшедшими вместе с их идеями, хотя несколько позже, бывает, что и посмертно, их идеи переходят в стадию истин, не требующих доказательств.

И мы позволим себе эту метафоричность.

Напомним читателям некоторые строки в свете рассматриваемой темы:

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне

Когда‑нибудь, как‑нибудь выйти из дому –

И вдруг оказаться вверху, в глубине,

Внутри и снаружи, – где всё по‑другому!

<…>

Но что именно – право, не знаю.

Всё смешалось в полуденный зной:

Почитать? – Я сажусь и играю,

Поиграть? – Ну, я с кошкой читаю, –

Все равно я скучать ужасаю!

Сэр! Возьмите Алису с собой!

(В. Высоцкий, «Песня Алисы»)

Догонит ли в воздухе – или шалишь! –

Летучая кошка летучую мышь?

Собака летучая кошку летучую?

Зачем я себя этой глупостью мучаю?

(В. Высоцкий, «Вторая песня Алисы»)

Слезливое море вокруг разлилось,

И вот принимаю я слёзную ванну, –

Должно быть, по морю из собственных слёз

Плыву к слезовитому я океану.

Растеряешься здесь поневоле –

Со стихией одна на один.

Может, зря

Проходили мы в школе,

Что моря

Из поваренной соли?

Хоть бы льдина попалась мне, что ли,

Или встретился добрый дельфин!

(В. Высоцкий, «В море слёз»)

Вы мне по секрету ответить смогли бы:

Я – рыбная мышь или мышная рыба?

Я тихо лежала в уютной норе –

Читала, мечтала и ела пюре,

И вдруг это море около,

Как будто кот наплакал!

Я в нём как мышь промокла,

Продрогла, как собака.

(В. Высоцкий, «В море слез»)

Все должны до одного

Крепко спать до цифры пять,

Ну, хотя бы для того,

Чтоб отмычки различать.

Кто‑то там домой пришёл,

И глаза бонять поднитца.

Это – очень хорошо,

Это – единица.

За порог ступил едва,

А ему – головопорка.

Значит, вверх ногами два –

Твёрдая пятёрка.

Эх, пять, три, раз,

Голова один у нас,

Ну а в этом голове –

Рота два и уха две.

С толку голову собьёт

Только оплеуха,

На пяти ногах идёт

Голова – два уха!

Болова, колова, долова – два уха!

(В. Высоцкий, «Путаница Алисы») Можете себе представить, как иные высоколобые чиновники в своё время вставляли палки в колёса даже этой невинной пластинке. И, надо полагать, не только потому, что одним из её создателей был неординарный поэт и автор‑исполнитель. Да и сейчас, читая о новых инициативах Министерства культуры или образования, вспоминаешь часто староанглийскую такую эпиграмму.

Он долго в лоб стучал перстом,

Забыв названье тома.

Но для чего стучаться в дом,

Где никого нет дома?

(Маршак, 1973. С. 630) По воспоминаниям очевидцев за пластинку тогда прозорливо заступился один из авторов Гимна Советского Союза, замечательный детский писатель Сергей Михалков и сдвинул с мёртвой точки вопрос о музыкальном издании.

А ведь ещё в 1920–30‑е годы по той же схеме едва не подвергся «общественному» остракизму тот же Корней Чуковский! Бытовал даже такой термин «чуковщина». «Среди моих сказок не было ни одной, которой не запрещала бы в те давние годы та или иная инстанция, пекущаяся о литературном просвещении детей. Сказка «Мойдодыр», например, была осуждена Главсоцвосом за то, что в ней я будто бы оскорбил… трубочистов. С этим приговором вполне согласилась обширная группа тогдашних писателей, в числе двадцати девяти (!) человек, которая так и заявила в «Литературной газете» в «Открытом письме М. Горькому»… С «Крокодилом» обошлись ещё проще: возвестили публично (в газетах и на многолюдных собраниях), будто я изобразил в этой сказке – что бы вы думали? – мятеж генерала Корнилова… Впрочем, «Крокодил» был счастливчиком по сравнению с «Мухой‑цокотухой», от которой не раз и не два спасали советских детей, – вспоминал писатель о 1930‑х. – Какую же травму наносят мои стихи детворе? Оказывается, я с какими‑то злодейскими целями перевел с английского «людоедские вещи», вроде «Робина‑Бобина», «за подвигами которого… с ужасом следят дети». «Робин‑Бобин», любимая потешка английских детей, известна в печати с 1744 года, и никогда никакого ужаса никому не внушала. Мой «Робин‑Бобин» нынче благополучно печатается уже более четверти века в моих стихотворных сборниках – и я до сих пор не видел ни одного малыша, которому эта песенка внушила бы ужас» (Чуковский, 2001) [24] .

Когда узнаёшь с удивлением о такого рода маразматических общественных реакциях, то волей или неволей начинаешь и сам искать намёки. Вот, скажем, как в «Песне Кэрролла» у Владимира Высоцкого. Это про Страну Чудес? Или же это про нас?

Много неясного в странной стране,

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вдруг будет пропасть и нужен прыжок,

Струсишь ли сразу? Прыгнешь ли смело?

А? Э… Так‑то, дружок, в этом‑то всё и дело.

Чуковский приводит следующий случай из своей практики: «Я получил такое письмо: «Стыдно, т. Чуковский, забивать головы наших ребят всякими путаницами, вроде того, что на деревьях растут башмаки. С возмущением прочитали мы в вашей книжонке такие фантастические строки:

Жабы по небу летают,

Рыбы по полю гуляют,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили [25] .

Зачем вы извращаете реальные факты? Детям нужны общеполезные сведения, а не фантастика насчёт белых медведей, которые будто бы кричат кукареку. Не того мы ждём от наших детских писателей. Мы хотим, чтобы они разъясняли ребёнку окружающий мир, а не затемняли его мозги всякой путаницей!» Я прочитал это письмо, и мне стало не то чтобы грустно, а душно.

Какое затхлое и безнадежное невежество! Дело не во мне и не в моих бедных стишках, а в огромном вопросе о принципах детского чтения, который нельзя же решать при помощи одного только обывательского «здравого смысла», потому что «здравый смысл» нередко бывает врагом всякой научной теоретической истины.

Признаться, я даже почувствовал к своему обличителю жалость: взять бы его за руку, вывести на солнечный свет и объяснить ему от души, без запальчивости, самыми простыми словами то, чего он не может понять в своем обывательском погребе.

Если бы, кроме «здравого смысла», у него были какие‑нибудь другие ресурсы, он увидел бы, что «путаницы», которые кажутся ему такими зловредными , не только не мешают ребёнку ориентироваться в окружающем мире, но, напротив, укрепляют в нём чувство реальности, и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи. Ибо так уж устроен ребёнок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путём ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики …» (Чуковский, 1970. С. 253–254).

Приведём же ещё некоторые, ставшие классикой, короткие стихи – такие, о которых писал великий знаток детской души:

На короля глядеть в упор

Имеет право кошка.

И я могу на всякий вздор

Глядеть в своё окошко.

(Маршак, 1973. С. 635)

Среди ночи, на закате,

Солнце медленно встаёт;

Речки в гору воды катят,

И гнездо лягушка вьёт.

А бычок жуёт конфетку,

С ветки прыгая на ветку.

(Песни Матушки Гусыни. С. 135)

Человек в пустыне дикой

Задал мне вопрос на днях:

«Много ли растёт клубники

В океанах и морях?»

Был вопрос его нелёгок.

Я ему ответил так:

«Ну не меньше, чем селёдок

На деревьях и кустах».

(Песни Матушки Гусыни. С. 39)

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из‑под собаки

Лают ворота.

Я схватил дубинку,

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Лошадь ела кашу,

А мужик овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик повёз.

(Чуковский, 1970. С. 275)

Улыбались три смелых девицы

На спине у бенгальской тигрицы.

Теперь же все три –

У тигрицы внутри,

А улыбка на морде тигрицы.

(Маршак, 1973. С. 634) Кстати, в исходном английском тексте последнего стихотворения

There was a young lady of Niger

Who went to the ride on a tiger.

They went from the ride

With the lady inside

And the smile on the face of the tiger.

юмор отражён даже в грамматике. По обычным английским правилам первое в тексте упоминание некоего предмета сопровождается неопределённым артиклем «a», указывающим, что пока не ясно, какую роль этому предмету предстоит сыграть. Определённый артикль «the» при первом упоминании слова ride – поездка – указывает: с этой поездкой уже всё ясно – она же и последняя. Нам могут тут возразить: мол, авторы окончательно впали в детство, занимаются какой‑то чепухой, и есть «философы посерьёзнее чуковских, михалковых и маршаков». Пожалуйста! Куда серьёзнее!

Фёдор Михайлович Достоевский: «Фантазия есть природная сила в человеке, тем более во всяком ребёнке, у которого она, с самых малых лет, преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления. Не давая ей утоления, или умертвишь её, или обратно, – дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно) своими собственными уже силами. Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно».

Да! Начинать учить творческому мышлению надо, как минимум, со школы – если это не начали делать ещё в более раннем детстве родители. Потому что, лишая любого человека возможности в будущем творить, мы не только отнимем у него огромную долю радости жизни, не дадим ему реализовать свои способности и стать счастливым, но лишим и общество, цивилизацию чего‑то, возможно, исключительного, выдающегося, неповторимого. Ведь творческие способности присущи индивидуальности каждого человека. Другой вопрос, а кто, собственно, будет учить? Есть ли сейчас среди взрослых достаточное число учителей и педагогов вроде Льюиса Кэрролла или Самуила Маршака, Корнея Чуковского или Николая Носова, Юрия Сотника или Бориса Заходера?

Кстати, влияние детских писателей на взрослую жизнь мы сейчас наблюдаем в громадном масштабе: капитализм в нашей стране построен в точности по детской сатирической книге Носова «Незнайка на Луне».

Эйнштейн говорил: если учёный не может объяснить, что он делает, пятилетнему ребёнку – значит, он шарлатан.

Попробуйте‑ка, не прибегая к высоким материям, ответить: «Как сделался первый человек? Ведь его родить‑то было некому?», или «А собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не нападали?», или убедить ребёнка, что зебра не «лошадь в тельняшке», а месяц – это вовсе не «надкусанная луна» (Чуковский, 1970. С. 193–193, 207).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сергей Владимирович Ёлкин Дмитрий Анатольевич Гаврилов Нурали Нурисламович Латыпов

Турбулентное мышление Зарядка для интеллекта...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сыграем в «Путаницу»!

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Благодарность
  Авторы выражают благодарность: профессору, доктору технических наук Николаю Николаевичу Карнаухову ; профессору, доктору экономических нау

Вступление
  Мощь человеческого разума сводится на нет, если сам человек ставит жёсткие границы своей пытливости. Норберт Винер (1894–1964)   &n

Об IQ и развивающих играх
  В 2011 году во всемирную электронную паутину (в том числе – в русский сектор) была вброшена информация о том, что «развивающие игры являются пустой тратой времени, поскольку соверше

Шахматная традиция. Логика и азарт в настольной игре
  «Древняя игра под названием «шахматы» заслуживает самых лестных слов. Когда в каждой студенческой комнате можно будет найти шахматную доску и фигуры, появится надежда на то, что со

Из практики ролевых и деловых игрищ
  «Деловая игра – это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют

Языковые игры и творческое мышление
  Начало – есть «более чем половина» всего. Аристотель из Стагиры, философ     Вспомним «детство золотое»! Давно ли наши читатели переста

Факты об артефактах
  Эффективным способом развития творческого мышления является выдумывание артефактов. Примерно 180 лет назад Оноре де Бальзак описал шагреневую кожу, исполняющую желания, но теряющую

Кто рассказал, где брод, перешёл реку дважды
  Редко кто задумывается над тем, что многие известные крылатые фразы и пословицы, сродни парадоксальному «детскому» мышлению, имеют продолжения, которые в корне меняют привычный смыс

Детские» вопросы
  Детский же вопрос, как правило, относится к тому, над чем товарищи взрослые как раз не задумываются, а принимают за данность. Классическое «Почему ветер дует? – Потому что деревья к

Кто как говорит, тот так и мыслит. И наоборот?
  Эйнштейн полагал, что «можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запре

Линия наименьшего сопротивления.
…Талант работает с задачами, гений – с проблемами . Следовательно, талант имеет величину, гений же – прорыв в бесконечность», – размышляли Игорь Акимов и Виктор Клименко в бестселл

Не нужно забывать, что именно координация, систематизация знаний и является важнейшей, хотя и не осознанной, заботой ребёнка.
Умственная анархия невыносима для детского разума. Ребёнок верит, что всюду должны быть законы и правила, страстно жаждет усваивать их и огорчается, если заметит в усвоенном какой‑нибудь неча

О языке междисциплинарного общения – Диал
  А зря не спросил! Ведь этот «язык вундеркиндов» и гениев называется Диал. Его началам мы уделили существенное внимание в предыдущих изданиях (Инженерная эвристика, 2012. С. 107–189;

Как говорить на языке, не зная слов?
  Видимость сущности – в противоположном. Гегель     Многим, берущимся изучать Диал с его операторами, кажется странным, что обучение нач

Конструируем» слова. Субъективная точка зрения в объективной системе отсчёта
  Выше мы говорили о том, что согласные возникают как разрывы в потоке фонем‑гласных. Придыхание, обозначенное нами посредством английского «h», есть область безразличия согласн

Составление первых изречений на языке‑трансляторе Диал
  А вот теперь поговорим о том, что многие, опираясь на языковую интуицию, обучаются делать в Диале сразу и без какой бы то ни было подготовки. Если го – человек, а hо – жить

О сугубо личном и постороннем
  Пытаясь самостоятельно построить даже простейшие фразы на Диале, Вы, наверное, уже сами убедились, насколько сложно выражать свою мысль без предлогов и местоимений. Предлоги – слова

Инструментарий. От субъектов – к объектам, и наоборот
  Если проследить по этапам процесс отражения реального мира в звуковых формах ДИАЛА, начиная с самого первого, что нам о нём пока известно, с процесса рождения Вселенной, Большого вз

Изобретаем колесо?
  На семинаре по развитию инженерно‑технического мышления в октябре 2011 года его ведущий и один из авторов этой книги С.В. Ёлкин дал своим слушателям такое задание. ВО

Роковая ошибка барона Данглара
  Наверное, читатели помнят, как изобретательно жестоко отомстил граф Монте‑Кристо барону Данглару. Ошибка телеграфиста, по совместительству садовода‑любителя, подкупленно

Из эволюции предметов быта
  Разные иглы бывают на свете: сосновые и еловые, иглы ежа и дикобраза. Иглами вооружены многие морские обитатели. Острые и узкие осколки костей и даже древесные щепки служили нашим д

Работа в контексте
  В начале 1950‑х годов один английский инженер‑акустик построил прибор, названный «ящик‑арбуз». На этом приборе спереди висел микрофон, наверху находилась красная л

К вопросу о формуле Любви
  Несколько слов о дальнейшем развитии Диала. Хотя интонации языка, его мелодика и ритм непосредственно связаны с передачей эмоционального отношения к предмету общения, тем н

О тесте‑программе на уровень абстрактного мышления и диалектического мышления
  В 1990‑е годы по заказу Центра интеллектуального тренинга, действующего при одном из российских фондов, нами разработана тестовая электронная программа, по форме выстроенная в

Синестезия творческого мировосприятия
  На одном из интеллектуальных состязаний у нас прозвучал такой вопрос: «Рене Декарт славен не только системой координат или разработкой дедуктивного метода познания. Декарт – основоп

Нейробика – хорошо забытое старое, или повторение пройденного?
  Несколько лет назад американцы – нейробиолог, профессор Лоуренс Катц и его соавтор, психолог Маннинг Рубин опубликовали книгу «Сохрани свой мозг живым». Нельзя сказать, что они откр

Есть ли у Вас творческие способности и сколь они велики?
  Тест № 1 Проверьте себя. Этот тест встречается в ряде методик (Кинчер, 1997. С. 140–143; Ильин, 2009.С. 374), он прост по части обработки результатов и направлен на определ

Меняем эрудицию на интуицию?
  Многие преподаватели со стажем наверняка использовали в повседневной практике разлинованные под таблицу перфокарты – забытую нынче принадлежность советской поры – для того, чтобы вы

Эрудит‑лото
  Англичане предпочитают порриджем: а) путешествовать по горам; б) накрываться по ночам; в) душиться по вечерам; г) кормиться по утрам.

Сборник изобретательских задач
  Наши читатели, уже имевшие возможность познакомиться с предыдущими книгами авторов – «Инженерная эвристика» и «Самоучитель игры на извилинах», могли убедиться, что на страницах ново

Задачи для развития эмпатических способностей
  При решении следующей порции задач от читателя потребуется немного артистизма. Напоминаем, что эмпатия носит также имя «личная аналогия». Вживаемся в образы героев задач – не только

Для эффективных управляющих
  Задача № 67 12 апреля 1961 года, когда до выезда Гагарина на стартовую площадку оставалось минут пятнадцать, начальник Центра подготовки космонавтов сказал: «А ведь подумаю

Ответы к некоторым вопросам, встречающимся по тексту
  ВОПРОС № 1 «В начале войны нашей первейшей задачей было спасти Англию от сокрушительных атак с воздуха. Поэтому зенитная артиллерия была одним из первых объектов наших науч

Ответы к тесту № 3
  Когда открыта дверь. Остриё. В ледоход. До середины. Дальше он выбегает из леса. Потому что люди ломают над ними голову. С нулевой.

Ответы к «Эрудит‑лото» с комментариями Анатолия Вассермана
  ✓ Англичане предпочитают порриджем кормиться по утрам. Овсянка, сэр! ✓ В путы, которыми Один и другие боги связали злого волка Фенрира, НЕ входили оленьи рога

Ответы к изобретательским задачам из сборника
  Задача № 1 Погружаясь в «бессознательное», Эйнштейн рисковал просто непродуктивно задремать. Как только он начинал клевать носом, пальцы ослабевали, камень падал и будил ве

В качестве послесловия
  После выхода книги «Инженерная эвристика» и её второго издания «Самоучитель игры на извилинах» от друзей, знакомых, родственников и просто самых разных читателей к авторам устремилс

Из юмористического архива Нурали Латыпова. Как свое так и вычитанное
✓ В детстве думал: Чёрное море – потому что оттуда все чёрными приезжают. ✓ Одна дама – другой: «Мой – он такой умный! Что ни дай – всё уминает!» ✓ Этот ягнёнок на все

Латыпов Нурали Нурисламович
  Родился в 1954 году в г. Маргилан Ферганской обл., закончил биологический и физический факультеты Ростовского государственного университета, аспирантуру кафедры философии естествены

Гаврилов Дмитрий Анатольевич
  Родился в 1968 году в г. Москва, закончил факультет «Технологии неорганических веществ» Российского химико‑технологического университета им. Д.И. Менделеева (бывший МХТИ), раб

Лкин Сергей Владимирович
  Родился в 1958 году в Подмосковье, закончил факультет экспериментальной и теоретической физики Московского инженерно‑физического института (МИФИ), аспирантуру (1989–1992). Кан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги