Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Казахский государственный агротехнический
университет им. С Сейфуллина
Учебно‑методический комплекс
По политологии
для всех специальностей
Астана‑2007г.
Введение.
Политология – одна из ведущих гуманитарных наук, которая давно преподается на Западе, а в нашей стране сравнительно недавно стала общеобразовательной дисциплиной и изучается во всех высших учебных заведениях.
Политика, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, есть неотъемлемая часть человеческого существования, она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.
Современная общественная жизнь характеризуется всеобщей политизацией. Этот процесс осуществляется порой противоречиво, неравномерно, но в целом с нарастающей силой. Политика активно влияет на общественный прогресс, ускоряя или замедляя его, на развитие экономических, национальных отношений, культуры, науки. Сегодня нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне политики. Его бытие, осознает он это или нет, определяется политической властью, государственным строем, действующим законодательством той страны, гражданином которой он является.
Можно по-разному относиться к политике, но знать, что это такое и что в ней может происходить, гораздо лучше, чем не знать о ней ничего и поддаваться влиянию любого шарлатана.
Цель курса: овладеть основами знаний о сущности политики, формах правления и системах власти, нормах политического поведения и политических ценностях, а также помочь студентам самостоятельно определиться и сознательно участвовать в политической жизни общества.
Задачи курса:
- раскрыть основные теоретические проблемы политологии;
- изучить проблемы современных политических отношений в нашей стране- политическая модернизация, соотношение гражданского общества и правового государства, организация избирательной кампании;
- содействовать формированию политической культуры и политической социализации
личности.
Изучение курса политологии предполагает использование знаний студентов, приобретенных в процессе изучения таких дисциплин общественно-гуманитарного цикла, как философия, культурология, история Казахстана, психология, география, социология и т.д.
В процессе изучения студент должен получить ответы на следующие вопросы:
- Что такое политика?
- Почему главным вопросом политики является вопрос о власти?
- Какие бывают политические режимы?
- Как соотносятся гражданское общество и правовое государство?
- Зачем нужны политические партии? и др.
Силлабус
1. Данные о преподавателях:
Лектор Баймагамбетова А.Ж, к.ф.н, доцент
Ассистент _______________________________________
Казахский государственный агротехнический университет им. С. Сейфуллина,
Кафедра философии - 0815 аудитория
Тел.38-40-01
Данные о дисциплине: политология
Номер (код) курса 1 , количество кредитов- 2 количество лекционных
занятий - 15, семинарских занятий - 15, СРСП - 15, семестр ______, место
проведения ______ по расписанию.
Список литературы
Основная литература.
1. Абсаттаров Р.Б., Жалмагамбетова СТ. Нуракишев А.А. Тесты по политологии: вопросы и ответы. Алматы, 2005.
2. Аль-Фараби. Избранные произведения. - Алматы, 1994.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994.
4. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т., - М., 1983.
5. Балгимбаев Л.С. Саясаттану. Политология. - Алматы., 2004.
6. Всеобщая декларация прав человека. - Алматы, 1998.
7. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 1997.
8. Гоббс Т. Сочинения. - М.,1998. т. 1,2
9. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6-ти томах. - М.,1996
10. Констан Б.О свободе у древних в ее сравнении со свободой у
современных людей // Полис, 1993. № 2.
11. Конституция Республики Казахстан, - Алматы, 2004.
12. Конституционной закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», - Астана, 2004.
13. Локк Д. Сочинения. - М., 1991.
14. Макиавелли П. Государь. - М., 1990.
15. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произв. - М.,1995.
16. Назарбаев П.А. Казахстан на пути ускоренной экономической,
социальной и политической модернизации. Послание Президента РК
народу Казахстана. от 18.02.2005. -Алматы, 2005.
17. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996
18. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Ата мура, 1999.
19. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алматы: Ата мура, 2003.
20. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Послание Президента страны народу
Казахстана. -Алматы: Б1л1м, 1997.
21. Панарин А.С. Политология: Уч. пособие. - М.,1997.
22. Платон. Сочинения. - М.:1994. Т.З.
23. Политология. Курс лекций/под ред. Марченко М.Н. -М, 2003.
24. Поппер К. Открытое общество и его враги.: В 2-х т. -М, 1992.
25. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 3-е изд. –М.1996.
26. Романова И.В. Основы этнополитологии. Уч. пособие, - Алматы, 2001.
27. Руссо Ж.Ж. Общественный договор. Трактаты. -М., 1969.
28. Токвиль А. Демократия в Америке. -М.,1994.
29. Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1989.
30. Хайек А. Дорога к рабству. -М., 1993.
31. Хан И.Г. Политология: Уч. пособие. -А., 2000.
Дополнительная литература.
1. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алматы, 2000.
2. Адмонд Г.,Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис. 1992. №4
3. Берк Размышления о революции во Франции. -М., 1994.
4. Булуктаев Ю.О., Чеботарев А.Е. Политические партии.-Алматы, 2004
5. Валиханов Ч. Избранные произведения. -Алматы, 1990.
6. Вебер М. Избранные произведения. -М 991.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М., 1990.
8. Ишмухамедов А.Ш. Проблемы становления и развития политической
науки в Казахстане. -Алматы, 1999.
9. Каменская Г.В., Родионов A.M. Политические системы в современности.
-М, 1994.
10. Категории политической науки. Учебник. -М.: РОССПЭН, 2002.
11. Коэн Джин Л. Гражданское общество и политическая теория / Пер. анг.
Общ.ред. И.И.Мюрберг. -М.: Весь мир, 2003.
12. Паренти М. Демократия для немногих. -М., 1990.
13. Современная политическая теория / Авт.-сост. Д.Хэлд; Пер. анг. Под.
общ. ред. В.И.Даниленко. -М., 2001.
14. Философия власти. М, 1994.
15. Хрестоматия по политологии: Уч. пособие // под ред. М.А..Фролова -М.,
1994.
16. Чилкот Рональд X. Теории сравнительной политологии. В поисках
парадигмы / Пер. анг. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2001
Задания для СРС.
Материалы для СРСП
Работа с текстами.
Конфуций. Изречения.
1.Учитель сказал:
- Правя уделом, способным выставить тысячу боевых повозок, надо быть тщательным в делах, правдивым, любить людей, экономить средства и побуждать народ к труду в соответствии со сменой сезонов.
Правитель
Учитель сказал:
- Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.
ПЛАТОН Государство.
О справедливости как выгоде сильнейшего
-Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия- демократические законы, тирания- тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, обьясняют их справедливыми для подвластных- это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости.
Справедливость и несправедливость
-Значит, мы скажем следующим образом: справедливый человек хочет обладать преимуществом сравнительно не с подобным ему человеком, а с тем, кто на него не похож, между тем
как несправедливый хочет им обладать сравнительно с обоими- и с тем, кто подобен ему, и с тем, кто на него не похож.
Тирания
Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы, и обвиняют их в мерзком олигархическом уклоне.
Тирания возникает, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.
О наследном единовластии
У государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан, давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Т.ГОББС.
Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного
И гражданского.
Ш. Л. Монтескье О духе законов.
Книга вторая
О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
Глава I
Глава VIII
Глава IX
О принципе деспотического правления.
Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правления нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна.
Безграничная власть государя переходит здесь целиком к тем, кого он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве революции, поэтому надо задавить страхом всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия.
Ж.Ж. РУССО
Об общественном договоре, или принципы политического права
Книга I
Глава VIII
Книга II
Глава IV
Глава VI О законе
Общественным отношением мы дали Политическому организму существование и жизнь; сейчас речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить волей. Ибо первоначальный акт, посредством которого этот организм образуется и становится единым, не определяет еще ничего из того, что он должен делать, чтобы себя сохранить.
Несомненно, существует всеобщая справедливость, исходящая лишь от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть разумной. Если рассматривать вещи с человеческой точки зрения, то при отсутствии естественной санкции законы справедливости бессильны между людьми; они приносят благо лишь бесчестному и несчастье - праведному, если этот последний соблюдает их в отношениях со всеми, а никто не соблюдает их в своих отношениях с ним. Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету. В естественном состоянии, где все общее, я ничем не обязан тем, кому я ничего не обещал; я признаю чужим лишь то, что мне не нужно. Совсем не так в гражданском состоянии. где все права определены Законом.
Я уже сказал, что общая воля не может высказаться по поводу предмета частного. В самом деле, этот частный предмет находится либо в Государстве, либо вне его. Если он вне Государства, то посторонняя ему воля вовсе не является общей по отношению к нему; а если этот предмет находится в Государстве, то он составляет часть Государства: тогда между целым и частью устанавливается такое отношение, которое превращает их в два отдельных существа; одно - это часть, а целое без части - другое. Но цельное минус часть вовсе не есть целое: и пока такое отношение существует, то воля одной из них вовсе не является общею по отношению к другой
Но когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа,он рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это -отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения, к целому же предмету, рассматриваемому с другой точки зрения, - без какого-либо разделения этого целого. Тогда сущность того, о чем выносится решение, имеет общий характер так же, как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт я и называю Законом.
Когда я говорю, что предмет законов всегда имеет общий характер, я разумею под этим, что Закон рассматривает подданных как целое, а действия как отвлеченные, но никогда не рассматривает человека как индивуум или отдельный поступок. Таким образом, Закон вполне может установить, что будут существовать привилегии, но он не может предоставить таковые никакому определенному лицу; Закон может создать несколько классов граждан, может даже установить, те качества, которые дадут право принадлежать к каждому из этих классов; но он не может конкретно указать, что такие-то и такие-то лица будут включены в тот или иной из этих классов; он может установить королевское Правление и сделать корону наследственной: но он не может ни избирать короля, ни провозглашать какую-либо семью царствующей, - словом, всякое действие, объект которого носит индивидуальный характер, не относится к законодательной власти.
Уяснив себе это, мы сразу же поймем, что теперь излишне спрашивать о том, кому надлежит создавай, законы, ибо они суть акты общей воли; и о том, стоит ли государь выше законов, ибо он член Государства; и о том, может ли Закон быть несправедливым, ибо никто не бывает, несправедлив по отношению к самому себе; и о том, как можно быть свободным и подчиняться законам, ибо они суть лишь записи изъявлений нашей воли.
И еще из этого видно, что раз в Законе должны сочетаться всеобщий характер воли и такой же ее предмета, то все распоряжения, которые самовластно делает какой-либо частный человек, кем бы он ни был, никоим образом законами не являются. Даже то. что приказывает суверен по частному поводу. - это тоже не закон, а декрет, и не акт суверенитета, а акт регистратуры.
Законы собственно; это лишь условие гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития. Но как они их определят? Сделают это с общего согласия, следуя внезапному вдохновению? Есть ли у Политического организма орган для выражения его воли? Кто сообщит ему предусмотрительность, необходимую, чтобы проявления его воли превратить в акты и заранее их обнародовать? Как иначе провозгласит он их в нужный момент? Как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет, ибо она редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и столь трудное дело, как создание системы законов? Сам по себе народ всегда хочет блага, но сам он не всегда видит, в чем оно. Общая воля всегда направлена, верно, и прямо, но решение, которое ею руководит, не всегда бывает просвещенным. Ей следует показать вещи такими такими, какие они есть, иногда - такими, какими они должны ей представляться: надо показать ей тот верный путь, который она ищет; оградить от сводящей ее с этого пути воли частных лиц; раскрыть перед ней связь стран и эпох: уравновесить привлекательность близких и ощутимых выгод опасностью отдаленных и скрытых бед. Частные лица видят благо, которое отвергают; народ хочет блага, но не ведает, в чем оно. Все в равной мере нуждаются в поводырях. Надо обязать первых согласовать свою волю с их разумом; надо научить вторых знать то, чего они хотят. Тогда результатом просвещения народа явится союз разума и воли в Общественном организме; отсюда возникает точное взаимодействие частей и, в завершение всего, наибольшая сила целого. Вот что порождает нужду в Законодателе.
Всеобщая декларация прав человека
Декабря 1948 г.
Д. ИСТОН
Г. Моска
Правящий класс
1. Среди неизменных явлений и тенденций, проявившихся во всех политических организмах, одно становится очевидно даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существует два класса- правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящие время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственно и обеспечивает первому классу, по крайней мере внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.
В реальной жизни мы все признаем существование этого правящего класса, или политического класса, как уже предпочли раннее определить его. Мы все знаем, что в нашей собственной стране, как бы то ни было, управление общественными делами находится в руках меньшинства влиятельных людей, с управлением которых, осознанно или нет, считается большинство. Мы знаем, что то же самое происходит в соседних странах, и в действительности нам следовало бы воспринимать окружающий мир организованным иначе - мир, в котором все люди были бы напрямую подчинены отдельной личности без отношения превосходства или субординации, или мир. в котором все люди в равной степени участвовали бы в политической жизни. Если в теории мы рассуждаем иначе, это отчасти связанно с застарелыми привычками, которым мы следуем при размышлении, и отчасти с преувеличенным значением, которое придает двум политическим фактам, кажущийся гораздо значительнее, чем есть на самом деле.
Первый факт - достаточно только открыть глаза, чтобы это увидеть, -заключается в том, что в каждом политическом организме есть один индивид, который является основным среди правящего класса как целого и находится, как мы говорим, у кормила власти. Это не всегда человек, обладающий законной верховной властью. В одних случаях король или император, премьер-министр или мажордом обладают реальной властью, гораздо большей, чем власть суверена, в других случаях вместо избранного президента правит влиятельный политик, который обеспечил выборы президента. В особых условия могут быть два или три человека, выполняющих функции верховных контролеров. Второй факт обнаружить столь же не сложно. Каким бы ни был тип политической организации, давление, вызванное неудовлетворенностью, недовольством управляемых масс, их чувствами оказывает определенное влияние на политику правящего, или политического, класса. Но человек, стоящий во главе государства, определенно не в состоянии был бы управлять без поддержки со стороны многочисленного класса, не мог бы заставить уважать его приказы и их выполнять; и, полагая, что он может заставить одного или действительно множество индивидов - представителей правящего класса осознавать авторитет его власти, этот человек определенно не может ссориться с данным классом или вообще покончит с ним. Если бы это было возможно, то ему пришлось бы сразу же создавать другой класс, без поддержки которого его действие было бы полностью парализовано. В то же время, утверждая, что неудовлетворенность масс может привести к свержению правящего класса, неизбежно, как будет показано далее, должно было бы существовать другое организованное меньшинство внутри самих масс для выполнения функций правящего класса. В противном случае вся организация и вся социальная структура будет разрушена.
2. С точки зрения научного исследования реальное преимущество понятие «правящий, или политический, класс» заключается в том. что изменчивая структура правящих классов имеет преимущественное значение в определении политического типа, а также уровня цивилизации различных народов. Согласно принятой классификации форм правления, которая все еще в моде, и Турция и Россия еще несколько лет назад были монархиями. Англия и Италия -конституционными, или ограниченными монархиями, а Франция и Соединенные штаты - республиками. Эта классификация основана на том. что в первых в двух упомянутых странах верховенство государств носит наследственный характер и глава государства номинально всемогущ; во второй группе стран пребывание во главе государства носит наследственный характер, но власть и прерогативы ограничены; в двух последних странах верховенство ограничено. Данная классификация весьма поверхностна. Хотя и Россия, и Турция были абсолютистскими государствами, тем не менее, между политическими системами правления этих стран мало общего, весьма различны и уровни цивилизованности и организация правящих классов. На этом же основании режим в монархической Италии ближе режиму республиканской Франции, нежели режиму в Англии, тоже монархии; существуют также серьезные различия между политической организацией Соединенных штатов и Франции, хотя обе страны являются республиками.
Власть всякого меньшинства непреодолима для любого
представителя большинства, корой противостоит тотальности организованного
меньшинства. В то же время меньшинство организовано именно потому, что оно
меньшинство. Сто человек, действуя согласовано, с общим пониманием дела,
победят тысячу не согласных друг с другом людей, которые общаются только один
на один. Между тем для первых легче будет действовать согласовано и с
взаимопониманием просто, потому что их сто, а не тысяча. Отсюда следует, что,
чем больше политическое меньшинство, тем пропорционально меньше правящее
меньшинство по сравнению с управляемым большинством и тем труднее будет для
большинства организовать отпор меньшинству. Как бы то ни было, в дополнение к большому преимуществу выпавшей на долю правящего меньшинства
организованности- оно так обычно сформировано, что составляющие его индивиды отличаются от массы управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство; или же они являются наследниками людей, обладающих этими качествами. Иными словами, представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в том обществе, где они живут.
4. В примитивных обществах, находящихся еще на ранней стадии развития, военная доблесть - это качество, которое быстро обеспечивает доступ в правящий или политический класс. В высокоцивилизованых обществах война -исключительное явление. А в обществах, находящихся на ранних стадиях развития, ее можно по существу считать нормальным явлением, и индивиды, проявляющие большие способности в войне, легко добиваются превосходства над своими товарищами, а наиболее смелые становятся вождями. Это непреложный факт, однако формы, которые он может принимать в зависимости от набора условий, весьма многообразны. Превосходство военного сословия над мирным большинством обусловлено перемещением рас и народов, связано с захватом со стороны агрессивной группы относительно мирной части общества. Иногда это действительно так: в качестве примера можно привести Индию после ее захвата ариями. Римскую империю после вторжения в нее германцев и Мексику после захвата ацтеками. Однако гораздо чаще при определенных социальных условиях возвышение воинственного правящего класса наблюдается гам, где нет никаких признаков иностранного вторжения. До тех пор пока «первобытная» орда живет исключительно охотой, все индивиды без труда могут стать воинами в ней, в ней, конечно, будут свои лидеры, руководящие племенем, но невозможно обнаружить класс военных, начинающих эксплуатировать и в гоже время защищать другой класс, занимающийся мирным трудом. По мере того как племя переходит от занятия охотой к земледелию и пастушеству, наряду со значительным ростом населения и обретением большей устойчивости средств социального воздействия происходит более или менее четкое деление на два класса, одни из которых занимается преимущественно сельским хозяйством, а другой - военным делом. В таком случае неизбежно, что класс военных будет шаг за шагом добиваться такого доминирования над другим классом, чтобы иметь возможность довлеть над ним безнаказанно.
В этой связи два предварительных замечания по рассматриваемому вопросу. Во-первых, все правящие классы стремятся стать наследственными если не по закону, то фактически. Вес политические силы обладают, видимо, качеством, которое в физике называют силой инерции. Они имеют тенденцию оставаться на том же месте в том же состоянии. Богатство и военная доблесть без труда поддерживаются в определенных семьях моральной традицией и наследованием. Годность для получения важного поста- привычка к нему, в определенной степени способность занимать его вместе с вытекающими последствиями - все это гораздо больше достигается тем, кто привычен к этому с детства. Даже когда академические степени, научная подготовка, особые способности, выявленные в ходе проверки и конкурса, открывают доступ в государственные учреждения. Тем самым отнюдь не устраняется то особое преимущество для определенных индивидов, которое французы называют преимуществом занятого положения. Хотя экзамен и конкурс теоретически доступны для всех, на деле большинство не имеет ни средств для продолжительной подготовки, ни связей и титулов, которые быстро ставят индивида на правильную дорогу, помогают не двигаться на ощупь и избежать грубых ошибок, неизбежных в том случае, если человек оказывается в неизвестном для него окружении без всякого руководства и поддержки.
Демократический принцип выборов, основанных на широких избирательных правах, может на первый взгляд, находиться в противоречии с тенденцией к стабильности, которую, согласно нашей теории, проявляют правящие классы. Однако необходимо отметить, что кандидаты, добивающиеся успехов в демократических выборах, почти всегда те,. кто обладает указанной выше политической силой, чаще всего наследственной. В английском, французском и итальянском парламентах часто можно видеть сыновей, внуков, братьев, племянников и зятьев настоящих и бывших членов парламента и депутатов.
Во-вторых, когда мы анализируем наследственную знать, утвердившуюся в стране и монополизировавшую политическую власть, можно быть уверенным, что такому статусу de jure предшествует статус de facto. До провозглашения их исключительного наследственного права на власть семьи или касты, о которых идет речь, должны твердой рукой взять руль управления, полностью монополизируя все политические силы своей страны в данный период, в противном случае такая претензия с их стороны вызвала бы только сильный протест и спровоцировало острую борьбу.
Мы уже наблюдаем, что изменение баланса политических сил происходит тогда, когда назревает необходимость проявления в государственном управлении новых черт. И старые способности отчасти утрачивают свою значимость или же происходят изменения в их распределении, меняется и способ формирования правящего класса. Если в обществе существует новый источник богатства, если возрастает практическая значимость знания, если находится в упадке старая или появилась новая религия, если распространяется новое идейное течение, тогда одновременно и в правящем классе происходят далеко идущие перемены. Кто-то действительно может сказать, что история цивилизованного человечества низводится до конфликта между стремлением доминирующих элементов монополизировать политическую власть и передать ее по наследству и стремлением расщепить старые силы и возвысить новые; и этот конфликт порождает бесконечные процессы эндосмоса и экзосмоса между высшими классами и определенной частью низших. Правящие классы неизбежно приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда не могут более выполнять привычные для них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимость. Так, римская аристократия сошла на нет. когда перестала быть единственным источником пополнения числа офицеров высокого ранга, высших должностных лиц. Именно так пришла в упадок и венецианская знать, когда её представители перестали командовать галерами и проводить в море большую часть жизни торгуя и воюя.
В неорганической природе есть пример такою же рода, когда стремление к неподвижности, порождённое силой инерции, постоянно находится в конфликте со стремлением к перемене, и всё это- результат неравномерного распределения тепла. Каждая из этих тенденций время от времени превалирует в разных регионах нашей планеты, вызывая одна - затишье, другая - ветер и шторм. Подобно этому в человеческих обществах преобладает то тенденция формирования закрытых, устойчивых кристаллизованных правящих классов, то тенденция, ведущая к более или менее быстрому их обновлению.
Восточные общества, которые мы считаем устойчивыми, в действительности не всегда являются таковыми, иначе, как уже отмечалось, они не могли бы достичь цивилизации, чему есть неопровержимые свидетельства. Точнее будет сказать, что мы узнали о них в то время, когда их политические силы и политические классы находились в состоянии кристаллизации. Тоже самое происходит в обществах, которые мы обычно называем стареющими, где религиозные убеждения, научные знания, способы производства и распределения благ столетиями не претерпевали радикальных изменений и в ходе повседневного развития не испытывали проникновения инородных элементов, материальных или интеллектуальных.]
... Самый известный и, возможно, наиболее впечатляющий пример общества, склонного к кристаллизации,- это общество того периода римской истории, который принято называть ранней империей. Тогда после нескольких столетий почти полной социальной неподвижности всё отчётливее стало просматриваться выделение двух классов-класса крупных землевладельцев и чиновников высокого ранга и класса рабов, землевладельцев и городского плебса. Особенно впечатляет то, что государственная служба и социальное положение стали наследственными по обычаю раньше, чем по закону, эта тенденция в указанный период распространилась очень быстро.
В истории народа может случиться и так. что торговые отношения с иноземцами, вынужденная эмиграция, открытия, войны порождают новую бедность и новое богатство, способствуют распространению преимущественно неизвестного ранее знания и проникновению новых моральных, интеллектуальных и религиозных идей. И опять в результате такого проникновения, или вследствие процесса постепенного внутреннего развития, или же в силу обеих причин может появиться новое знание, или в чести вновь окажутся определенные элементы старого, давно забытого знания, так что новые идеи и убеждения выдвинутся вперед и опрокинут укоренившиеся, с помощью которых поддерживалась покорность масс. Правящий класс также может быть полностью или частично побежден и уничтожен иностранным вторжением или, когда возникают упомянутые выше обстоятельства, может быть лишен власти с приходом новых социальных элементов, сильных политических сил. Тогда, естественно, наступает период обновления либо, если кому-то больше нравится, революции, в ходе которой проявляется свобода действий индивидов, часть которых, наиболее пассионарных, энергичных, бесстрашных или просто самых практичных, прокладывает себе дорогу с нижних ступеней социальной лестницы наверх.
Если началось такое движение, сразу остановить его невозможно. Пример индивидов, которые начинали с нуля и достигли заметного положения, вызывает честолюбивые замыслы, алчность, новые усилия, и это молекулярное обновление правящего класса продолжается до тех пор. пока не сменится продолжительным периодом социальной стабильности. Вряд ли есть необходимость приводить примеры наций, испытавших такие периоды обновления. В наши дни их множество. Быстрое пополнение правящих классов — поразительное и частое явление не только в колониальных странах. Когда общественная жизнь начинается в таких условиях, а правящий класс находится только в процессе формирования, доступ в него прост. Овладение землей и другими средствами производства не совсем невозможно, но во всяком случае труднее, чем где бы то ни было. Именно поэтому греческие колонии, по крайней мере в определенный период, были большим полигоном реализации устремлений и предприимчивости греков. Именно поэтому в Соединенных Штатах, где освоение новых земель продолжалось на протяжении всего XIX в. и постоянно создавались новые отрасли промышленности, немало примеров, когда люди, начиная с нуля, добивались известности и состояния, и все это питает в жителях данной страны иллюзию, что демократия реально существует.
Предположим теперь, что общество переходит постепенно от лихорадочного состояния к покою. Поскольку у человеческого существа всегда одни и те же психологические устремления, те, кто принадлежит к правящему классу,
начнут обретать чувство солидарности с ним. Они все более становятся недоступными, все лучше овладевают искусством использовать к своей выгоде необходимые для достижения и удержания власти качества и способности. Далее, появляется и носящая консервативный характер сила — сила привычки. Многие люди смиряются со своим низким положением, в то время как члены определенных привилегированных семей или классов все более убеждаются в том, что обладают почти абсолютным правом на высокое положение и правление.
Несомненно, филантроп впадет в искушение выяснить, в какие же периоды человечество счастливее или несчастнее — в периоды социальной стабильности и кристаллизации, когда практически каждому предопределено остаться в том социальном положении, к которому он принадлежал по рождению, или в периоды обновления и революции, позволяющие всем жаждать более высокого положения, а кому-то и добиваться его. Такое исследование было бы нелегким. Потребовалось бы учесть множество оговорок, исключений, да и сам исследователь, вероятно, был бы не свободен от личных пристрастий. Поэтому не рискнем дать собственный ответ.
Печатается по: Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187—198.
Дж. Локк
Два трактата о правительстве.
Книга вторая Глава II
Глава III
Глава VIII
Глава IX
Глава X