Реферат Курсовая Конспект
Высокое Возрождение - раздел Образование, ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Искусство Высокого Возрождспн) Охватывает Довольно Краткий Период -Конец Xv В...
|
Искусство Высокого Возрождспн) охватывает довольно краткий период -конец XV в. — первые три десятилепп XVI в. Только в Венеции этот период продолжался до середины столе:им Мастера Высокого Возрождения был! универсальными личностями учены ми, инженерами, музыкантами, архи лекторами, скульпторами, живойт ил ми. В по время повое мировоззрение иоплотилось в творчестве художников,
которых с полным правом называют
гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэ
ля, Микеланджело, Джорджоне и Ти
циана. _. — ... __
( Леонардо да Винчи (1452—1519) родился в Анкиано, недалеко от селения Винчи. Он был сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который имел практику во Флоренции. Там отец отдал мальчика в мастерскую А.Верроккьо, где Леонардо удалось познакомиться со всеми достижениями раннего Возрождения, попробовать себя в архитектуре, строительном деле, ювелирном искусстве, скульптуре и живописи. Он оказался в центре художественной жизни Флоренции. В ранний период творчества Леонардо да Винчи более известен как живописец, автор «Мадонны с цветком», «Поклонения волхвов», «Святого Иеронима».
«Мадонна с цветком» (называемая также по имени ее прежнего владельца «Мадонна Бенуа», 1478) отличается особой нежностью и поэтичностью. Совсем еще юная мать естественно и непринужденно протягивает ребенку цветок, четыре лепестка которого напоминают крест. Внешне простая композиция продумана до мельчайших подробностей. Неяркие краски поражают гармонией цветовых сочетаний. Тонкие светотеневые переходы, благодаря которым изображение как бы оказывается окутано воздушной дымкой, составляют знаменитое леонар-довское сфумато1.
В 1482 г. Леонардо первый раз приезжает в Милан. При миланском дворе он разрабатывает монументальную фреску и алтарную картину, создает конный монумент Франческо Сфор-ца, названный современниками «великим колоссом», пишет «Мадонну в скалах» (1483—1494), «Мадонну Лит-та» (середина 1480-х) и «Даму с горностаем» (1483), проектирует идеальный город — мечту архитекторов Возрождения, проводит научные изыскания, решает инженерные задачи.
«Мадонна с младенцем» получила своё второе название — «Мадонна Лита» по имени первого владельца — герцога Антонио Литта в Милане. Выразительна уравновешенная композиция: между двух симметрично расположенных окон выделяется изящный светлый силуэт женской полуфигуры, который хорошо заметен на фоне темной стены. Величественность облику Марии придает голубой горный пейзаж, изображенный в окнах. Образ Мадонны обобщен и идеализирован. Молодая женщина, кормящая грудью ребенка, пребывает в умиротворенном спокойном состоянии. Лицо с тонкими чертами, полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой написано с помощью сфумато. Идеально прекрасные образы Мадонны и младенца отличаются проникновенной человечностью. Удивительно написаны кудрявые золотистые волосы младенца, его не по-детски серьезный взгляд устремлен на зрителя. Гармоничные цветовые сочетания голубого, золотистого, охристого и красного цветов создают яркий колорит картины.
В 90-х годах XV в. Леонардо да Винчи начал работу над своим главным произведением этого периода — фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Трацие в Милане.
В центре композиции изображен Иисус Христос. Особую одухотворенность его лицу придает игра светотени. Художник очень точно рассчитал кульминационный момент драмы. В реакции на слови Христа: «Один из вас предаст меня» просматриваются судьба и характер нсч'х апостолов. Пропор ции, перспектива композиции «Тайной вечери» подчеркивают душевное состояние апостолов и Христа, в котором зритель постепенно замечает все новые и новые оттенки переживаний. Во фреске при выразительности каждого действующего лица есть удивительная цельность и единство.
В начале XVI в. Леонардо создал пор-^п2е^^^^^ныЛцзы (Джоконды), который стал величайшим творением художника. Он стремился воплотить на полотне идеал женщины. До сих пор точно неизвестно, кто был моделью для этого портрета — жена флорентийского банкира Франческо дель Джокондо или другая женщина, однако за картиной закрепилось второе название — «Джоконда». Утопающий в дымке горный пейзаж, написанный в качестве фона, делает улыбку Моны Лизы, еле тронувшую уголки ее губ и глаз, еще более загадочной. Замечательны простота и естественность облика Моны Лизы. Поразителен ее внимательный взгляд. Кажется, что она все время смотрит на зрителя, даже если он перемещается перед картиной.
Портрет Джоконды словно светится изнутри благодаря многочисленным полупрозрачным слоям краски, накладываемым один поверх другого. Техника живописи столь совершенна, что мазки кисти абсолютно незаметны.
С этим портретом мастер не расставался до конца своих дней, постоянно совершенствуя его: он был очень дорог Леонардо. Можно предположить, что в Джоконде, как в зеркале, каждый человек, каждый век видит свое отражение. Поэтому XX век, например, дал широкий диапазон мнений о портрете, активно эксплуатировал этот образ при создании новых произведений искусства. В настоящее время картина хранится в Лувре.
В своих теоретических работах Леонардо да Винчи писал о том, что жи вопись должна была стать новым ви дом философии, инструментом позпа ния, сочетающим в себе умозритсль ное исследование и визуальное наблю дение.
Леонардо изучал анатомию чсловс ка, особенно его мускульный аппарат с точки зрения изобразительного ис кусства. Художник разработал теории идеальных пропорций человеческой тела, соотнеся фигуру человека с квадратом и кругом.
Леонардо оставил огромную кол лекцию рисунков. Немногие мастер; могли сравниться с ним способности создать трехмерный эффект графическими методами. На любом из его эскизов видно, как простое утолщение линии передает объем. Художник использовал все известные в его дни технические приемы графики и даже изобретал новые. Некоторые рисунки и Другие —написаны карандашом на тонированной бумаге разных цветов. Любимым материалом художника были перо и чернила, которые позволяли ему от рисования переходить прямо к написанию комментариев. Все свои научные записи Леонардо сопровождал иллюстрациями.
По всей вероятности, Леонардо да Винчи было 62 года, когда он нарисовал свой автопортрет. Он предстает старцем с длинной бородой, уставшим от жизни, так как в конце своего творческого пути оказался без дома, без |10КИ95й1§лЯг почти всеми забытым.
* Рафаэль''Санти 114^3 -1520) с наибольшей ^полнотой воплотил в своем творчестве представления о самых свет-лых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения.
Рафаэль родился в городе Урбино в семье придворного художника и поэта Джованни Санти, который и был его мерным учителем. В 17 лет он отпра-мился в Перуджу учиться у известного мастера Перуджино. Через четыре года Рафаэль уже был во Флоренции — центре художественных исканий Высокого Возрождения. Достижения мастеров предыдущих веков и великих современников проходят перед его глазами.
В это время Рафаэль создал серию прекрасных мадонн («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна с щегленком») и одно из лучших своих произведений — «ОбручениеМарии» (1504). Действие картины разворачивается в пер-люктиве площади, ведущей к храму. На переднем плане показано, как свя-ценник совершает обручение Марии 1 Иосифа. Красноречива выразительность поз, движений, жестов. В карти-1С нет второстепенных деталей. Праздничный колорит, подчеркивающий оржсственность момента, возникает из голубых и охристых цветов.
Наиболее важен римский период творчества Рафаэля, когда им были созданы росписи Ватиканского дворца. Рафаэль расписал станцы — помещения для официальных приемов и церемоний. Здесь видно, на какой титанический размах был способен художник. Крупномасштабные композиции, населенные десятками фигур, покрывают все стены трех залов. В одном из них — четыре фрески, посвященные богословию, философии, поэзии и правосудию. Художник задумал отобразить идею синтеза христианской религии и античной культуры. Каждая фреска занимает целую стену. Достигнуто абсолютное согласие между архитектурным пространством и иллюзорным пространством росписей.
Лучшая из фресок —^«Афинская школа». Под высокими сводами на ступенях широкой лестницы Рафаэль расположил непринужденные группы афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. В центре, на верху лестницы — Платон и Аристотель. Сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный спор о том, что же первично — трансцендентное или материальное: старец Платон указывает перстом на небо, молодой Аристотель — на землю. В облике философов можно узнать черты современников художника. Например, в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Демокрит напоминает Микеланджело, справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.
Большая алтарная композиция Рафаэля «Сикстинская Мадонна» в истории искусства считается эталоном красоты. Поразительна одухотворенность матери и ребенка. В лице младенца есть нечто недетское — прозорливое и глубокое, а во взгляде матери — младенческая чистота. Босые ноги и простая одежда подчеркивают человеческое в облике Святой Девы, тогда как парение в заоблачных сферах и взирающие на нее херувимы напоминают о ее роли матери Спасителя. Композицию уравновешивают коленопреклоненные святой Сикст и святая Варвара, снизу на них задумчиво взирают пухлые ангелочки. Существует мнение, что если бы Рафаэль никогда ничего не. написал, кроме этой картины, то он все равно был бы величайшим художником.
В отличие от своих прославленных современников Леонардо да Винчи и Микеланджело Рафаэль прожил недолгую жизнь и умер сравнительно молодым, но успел оставить значительный след в истории мирового искусства.
Величайший мастер Возрождения Микеланджело Буонарротй)( 1475 —1564) был титанической личностью.В споем творчестве он закрепил достижения Ренессанса и наметил пут маньеризму и стилям последующих не ков _ барокко и классицизму. Ми кол анджело прошел почти семидесяти летний творческий путь. Свои идс Микеланджело реализовал почти и всех видах искусства: графике, живо писи, скульптуре, архитектуре. ... .©дно_й из первых его работ был ..&Пъета» (1497— 1498) — большая кру| Скульгггура скорбящей Богоматери с мертвым Христом на коленях выполненная с совершенным мастер ством. Удивительно тонко проработа ны черты лица и складки одежд. М и келанджело изваял эту скульптуру и мрамора изумительного молочной оттенка. «Пьета» — одна из немноги работ, помеченная инициалами худож ника, она находится в соборе Св. Пет ра в Ватикане.
Монументальность, пластичность I драматизм образов, воспевание красо ты тела человека характерны для жи вонисных произведений художник (роспись плафона Сикстинской капелл лы в Ватикане, фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, статуи «Давид», «Моисей»).
Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело совершил беспримерный подвиг: всю роспись потолка он ныполнил один, отказавшись от помощников. Ему приходилось работать, стоя на лесах и запрокидывая голову так, что краска капала на лицо, — и так изо дня в день несколько лет.
В общей сложности несколько сотен фигур написано на площади в 600 квадратных метров: целый народ, целое поколение титанов, где есть и старики, и юноши, и женщины, и младенцы. В фигурах пророков, сивилл и юношей Микеланджело развернул своего рода 'лщикломедию пластики, неистощимое разнообразие поз и ракурсов. Среди сюжетных росписей наибольшей славой пользуется «Сотворение Адама». Эта лаконичная композиция остается вечным символом созидания и одухотворения. Бог едва касается протянутых ему навстречу еще неподвижных пальцев Адама. Эти две руки, между которыми как бы пробегает искра жизни, оставляют неизгладимое впечатление. Мы видим, как оживает тело Адама, как просыпаются дремлющие силы жизни.
Уже в старости Микеланджело было вновь суждено вернуться к росписям Сикстинской капеллы: на этот раз он написал на стене фреску «Страшный суд». Здесь ярче всего проявился гений художника. Вверху восседает Христос, непреклонный Судия. Он поднял правую руку, вынося приговор исем смертНЫМ. Рядом с ним изображена смирен-1 Мая и безропотная Мадонна. Вместе с "Христом в суде участвуют пророки, •постолы и мученики. Справа от Спасителя находятся избранные, слева — 1решные. В небе собрались ангелы. Пра-щедники возносятся на небо. Грешни-КИ проваливаются в ад. В центре несколько ангелов держат в руках при-говор, на их трубный глас из разверзшихся могил встают умершие. «Страшный суд» потребовал шести лет работы: ОН был начат Микеланджело в 1535 г. И закончен в 1541 г.
Скульптура ^Микеланджело «Да-(вид»^ прекрасный герой, символизирующий свободу. Микеланджело создал статую этого библейского героя в виде юноши, обнаженного подобно античным статуям. Он стоит гордо при подняв голову, твердо опираясь на ир1 ную ногу и слегка отставив левую. Д; вид изображен накануне боя. Раеслаби мощные мышцы, он готов в следуй щее мгновение напрячь их, взмахи) пращой, зажатой в левой руке. Мог} чая голова с вьющимися волосам повернута влево, в сторону протишН' ка. На отважном лице брови сдвип) ты, около носа и углов рта залегл складки. Широко раскрытые глаза зор ко следят за противником. Непрекло! ная воля чувствуется в этом юпопк он властен и грозен.
Одним из самых знаменитых архитектурных сооружений, построенных по проекту Микеланджело, стал грандиозный собор^ Св. Петра в Риме. В его создании принимали участие многие мастера, но главную роль играл Микеланджело. Он разработал центрический план собора, продумал движение и ритм масс. Мощный купод, покоящийся на массивном'барабане и увенчанный фонарем, достраивался уже после его смерти.
Маньеризм.Венецианское Возрождение.
В искусстве Италии после 1530-х годов распространились явления, чуждые культуре Возрождения, получившие впоследствии название маньеризм^ В произведениях маньеристов (Я. Пон^ тормо, Ф. Пармиджанино, Б.Челли-ни) нарастали ощущения тревоги, беспокойства, внутреннего разлада. Созданные ими образы в большинстве своем отличались хрупкостью, удлиненными пропорциями, опустошенностью и холодностью. Все это было вызвано кризисом идей гуманизма. Кризисом культуры.
В XVI столетии гуманистическое искусство Высокого Возрождения продолжало развиваться только на севере Италии, в Венеции. Праздничным блеском сверкали белокаменные дворцы и храмы по сторонам главной водной дороги Венеции — Большого канала. В это время были проведены градостроительные работы по изменению центра города. Получил свое завершение прекрасный архитектурный ансамбль, включающий грандиозный собор Св. Марка (Сан-Марко), построенный в XI в., площадь перед ним, Дворец дожей (IX в.) — правителей Венеции, церковь и колокольню на противоположной стороне лагуны, на острове Сан-Джорджоне Маджоре.
Особого расцвета в период Высокого Возрождения достигла венецианская живопись, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Преклонение перед физической красотой человека сочеталось в ней с интересом к его духовной жизни.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко Венето недалеко от Венеции Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его... Сюжет... Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна Согласно книге...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Высокое Возрождение
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов