Исторический процесс как проблема социальной философии.Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс(кто это вообще)). - раздел Образование, Понятие мировоззрения и его структура Философские Системы Платона И Аристотеля Наряду С Прочим Отражали Представлен...
философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов христианской церкви. Согласно их точке зрения земная жизнь человечества должна закончиться вторым пришествием Бога на землю и страшным судом. Главной движущей силой истории христианские мыслители представляют Бога, а люди рассматриваются актерами драмы, о развитии которой осведомлен только Всевышний. В полемику с таким пониманием исторического процесса вступили сторонники теории "круговорота". Согласно Д. Вико, И.Г. Гердеру и Г.В.Ф. Гегелю — социальная история развивается по кругу, народы проходят стадии детства, юности, зрелости и старости и сходят со сцены мировой истории. Затем все повторяется сначала. Таким образом история человечества представляется в виде бесконечной цепи круговых движений.
Согласно Г.В.Ф. Гегелю, людям только кажется, что они преследуют в ходе истории свои цели, на самом деле мировой разум, обладающий хитростью, реализует в истории свои цели. История у Г.В.Ф. Гегеля хотя и движется по кругу, но она представляет собой самодвижение мирового духа.
Особое место среди концепций понимания исторического процесса занимает концепция, основывающаяся на цивилизационном подходе к пониманию истории общества.
Как отмечалось ранее наиболее обстоятельно цивилизационный подход к объяснению человеческой истории нашел выражение в трудах английского историка А. Тойнби. Он выделил в истории человечества ряд цивилизаций, каждая из которых в своем развитии проходит четыре стадии: генезис, рост, надлом и распад. А. Тойнби считал, что цивилизации существуют локально, т.е. как самостоятельные образования. История человечества при таком подходе распадается на историю относительно самостоятельных, обладающих спецификой цивилизаций, которые возникают и исчезают, пройдя определенные этапы своего существования. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, вступает деятельность людей. Особую роль при этом играет творческое меньшинство. Однако оно исчерпывает свой потенциал и цивилизация распадается. Распад цивилизации носит, согласно А. Тойнби, универсальный характер и заканчивается ее полным исчезновением.
Среди концепций, объясняющих ход развития человеческой истории, важное место занимает “теория общественно-экономических формаций”, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Суть своего понимания развития человеческой истории К. Маркс выразил следующим образом: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.”
Термин общественно-экономическая формация в дальнейшем использовался для обозначения общества, находящегося на определенной ступени исторического развития с характерным для него способом производства. История человечества была изображена в виде последовательной смены общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной) и социалистической (коммунистической).
Не могу систематизировать, странная информация на этот вопрос вылезает.
Все темы данного раздела:
Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы м.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо пре
Предмет и основные ф-ии философии. Философия и наука.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
Концепция бытия в древнегреческой философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомизм.
Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов
Философия Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти ег
Аристотель-систематизатор древнегреческой философии
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания.
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специа
Авиценна
Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский тру
Эмпиризм и рационализм — основные методологические направления в философии Нового времени
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерие
Рационалистическая философия Декарта
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.
· обосновал ведущую роль разума в познании;
· выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
Вольтер о человеке и обществе
Вольте́р (1694, Париж, Франция — 30 мая 1778) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.
Вольтер к
Французский материализм 18 в. Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри.
Французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хо
Теория познания и этика Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма.
Марксистская философия и ее место в философской мысли
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х го
Пути развития России в концепциях славянофилов и западников
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первог
Филососфия всеединства соловьева
Вл. Соловьев (1853 — 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы
Философия свободы Н.Бердяева.
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжатьс
Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель.
Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия
Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии психоанализа.
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрес
Движение как способ существования материи Специфика биоформы движения материи
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явлен
Пространство, время.
Основные положения о пространстве и времени:
Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предмет
Вопрос 36Противоречие и его формы
Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.
исключают друг друга - разрешение противоречия.
Классификация проти
Качество,количество, мера Проблема нормы в медицине
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных
Причина и следствие ПолиэтиологизмКондиционализмМонокаузализм
Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в б
Вопрос 40.Сущность и явление.
Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону окружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельности. Эта внешняя сторона воспри
Часть и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине
Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к п
Вопрос 43.Понятие системы.
— философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности.
Все в организме представл
Вопрос 44.ОТРАЖЕНИЕ— ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.
Отражение — это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления
Опережающее отражение действительности
Опережающее отражение действительности — это способность отражающей системы медленно развертывающиеся в пространстве и времени действия и события внешнего мира быстро воспроизводить в специфических
Происхождение сознания и языка: многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного раз
Сознание, его сущность и структура.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство п
Структура психики. Природа бессознательного
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Содержанием психики являются идеальн
Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в познании.
Познание как предмет философского анализа
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательног
Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания.
Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности.
I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире п
Биологическое и социальное в человеке Индивид личность индивидуальность
Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в ми
Предмет биомедицинской этики,основные проблемы и принципы
.В широком смысле биоэтика - понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему п
Проблемы жизни и смерти в истории культуры и в биомедицинской этике
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях.
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человеч
ВОПРОС №58 Этический аспект взаимоотношений человека и природы в свете своременных экол проблем. Экологическая этика
Про сами проблемы можно посмотреть в 60 вопросе
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие,
Взаимосвязь понятий «общественно-экономическая формация» и цивилизация. Типы цивилизаций.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём сам
Новости и инфо для студентов