рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вольтер о человеке и обществе

Вольтер о человеке и обществе - раздел Образование, Понятие мировоззрения и его структура Вольте́р (1694, Париж, Франция — 30 Мая 1778) — Один Из Крупнейших Франц...

Вольте́р (1694, Париж, Франция — 30 мая 1778) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство . Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество

Критика религии

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»);.

Социально-философские взгляды

Его основные социально-политические взгляды отражали идеологию формирующейся буржуазной демократии и развенчивали феодальный режим. По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»). Высшим проявлением разума считал «здравую философию»,опирающуюся на науки и искусства. Он считал,что придёт время когда к руководству государством придут философы.

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки ему были иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона - способ легитимировать, дать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностям: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Свобода у него в первую очередь - свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности он выделял свободу совести в качестве антипода католической нетерпимости. Весьма глубокой была его оценка свободы труда - она предстает как право каждого "продавать свой труд тому, кто за нее дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности".

Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Этика

В этике выступал как против врождённости моральных норм,так и против их условносиж Обосновал «золотое правило нравстенности» - обращайся с другим так,как ты хотел бы,чтобы обращались к тебе

17. Антропологическая философия Жан-Жака Руссо.

Философская антропология: в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление в западноевропейской философии (преим. немецкой) первой половины XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в Женеве, в семье часовщика; Мать умерла при рождении, Образование, полученное Руссо, было самообразованием — в детстве он познакомился с сочинениями Плутарха, Цицерона, Овидия, Тацита, в юношеские годы изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку. Занимался перепиской нот.

Основные произведения:

1."Рассуждения о науках и искусствах" (1755),

2."Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755),

3."Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762),

4."Эмиль, или О воспитании" (1762),

5."Юлия, или Новая Элоиза" (1767),

6. "Исповедь" (1782-1789) - опубликовано посмертно.

В центре внимания Р. - человек. При этом мыслитель старался подходить к человеку конкретно. Ценна лишь та философия, которая принимает человека в качестве реального, живого, а не абстрактного существа. В подлинной философии должен реализоваться синтез разума и жизни. Признавая человека конкретным чувствующим существом, мы касаемся его природы. Принципиальный тезис антропологии Р. — человек по природе добр. Но эта доброта стоит вне этической антитезы добра и зла и предшествует ей. Природная доброта человека тождественна невинности. В этом смысле Р. отвергает мифологему грехопадения. Человек естественно расположен к др. человеку, сострадает ему. Быть добрым по природе означает для Р. быть в состоянии поставить себя на место другого. Это возможно при открытости человека другому, взаимной прозрачности людей. Характерно в этой связи различение, которое Р. проводит между праздником и театром. Праздник прозрачен, предполагает единение всех участвующих в нем. Театр объединяет людей чисто внешне. В театре люди всегда остаются зрителями, отстраненными и от действия, происходящего на сцене, и друг от друга. В нем бывают тем, чем кажутся. На празднике, напротив, человек, открываясь другим, показывает самому себе, чем он изначально является. Праздник нацелен на обнаружение внутренней природной сути человека. Предельной формой ощущения присутствия другого является у Р. ощущение на себе взгляда Бога — «абсолютного свидетеля».

Ключевой вопрос философии истории Р. — как могли люди, добрые по природе, создать столь недоброе общество? Согласно Р., человек — существо становящееся. В его природу входит также и способность создавать самого себя. От изначальной невинности можно двигаться как к добродетели, так и к пороку. Однако в любом случае это означает движение от природного человека к человеку социализированному, гражданскому, что ведет к замене в поведении человека инстинкта справедливостью, «придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были лишены» В трактате “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” причиной социального неравенства признается частная собственность, возникающая на определенной ступени развития общества. История породила центральную фигуру «цивилизованного сообщества» — собственника. У него в максимальной степени подавлены природные инстинкты. Они замешены новой социальной ориентацией — стремлением к обладанию, сопровождающимся соответствующими эмоциональными состояниями — алчностью, эгоизмом, индивидуализмом и т.п.

Трактат “Рассуждение о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». Руссо дает отрицательный ответ на этот вопрос, так как считал, что спутниками нравственности являются скорее наивная простота и даже невежество, нежели образованность и ученость: “добродетель исчезла по мере того, как их (наук и искусств.) сияние поднималось все выше и выше над нашим горизонтом и то же явление наблюдалось повсеместно”. “Естественному состоянию” Руссо противопоставляет “общественное”, природе — цивилизацию и утверждает, что чем ближе человек к природе (где нет промышленности, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее.

Трактат “Об общественном договоре, или Принципы политического права” обосновывающий необходимость заключения договора между людьми в связи с переходом от естественного состояния к общественному. Это не договор правителя с подданными или высшего лица с низшими, а договор равных лиц друг с другом, или же общества как целого с каждым из его членов, когда “все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами”. Главные понятия трактата — “суверен” и “общая воля”. “Сувереном”, т. е. тем, кто несет на себе бремя законодательной власти, объявляется народ; власть суверена неделима и неотчуждаема. Общая воля включает только общие интересы; воля всех - сумма изъявлений воли частных лиц, но если убрать из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся получится общая воля. Акты принятия законов есть “акты общей воли”, и для принятия их народом требуется собрание всех граждан вместе.

“Новая Элоиза” положила начало новому литературному направлению — сентиментализму; герой романа — человек, обладающий чувствительной душой, любовь изображается как самое естественное и чистое чувство, заложенное в человеке природой (*Кант, читая этот роман, единственный раз в жизни пропустил послеобеденную прогулку.)

Свою теорию воспитания Руссо изложил в вышедшем в 1762 романе “Эмиль”. Все люди равны от природы, детей надо воспитывать, лишь исходя из их индивидуальных и возрастных особенностей.

Посмертно изданная “Исповедь». Руссо хотел беспристрастно изложить все факты своей жизни (он попытался найти оправдание даже самым неблаговидным своим поступкам, напр. помещению в приют четверых своих детей),

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения и его структура

Содержание и форма философские категории выражающие структурные связи предметов и явлений Содержание есть единство всех составных элементов... Отражение и информация... в широком смысле результат отражения одного объекта в другом используемый в конечном счете для формирования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вольтер о человеке и обществе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы м.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо пре

Предмет и основные ф-ии философии. Философия и наука.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии);

Концепция бытия в древнегреческой философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомизм.
Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов

Философия Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти ег

Аристотель-систематизатор древнегреческой философии
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специа

Авиценна
Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский тру

Эмпиризм и рационализм — основные методологические направления в философии Нового времени
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерие

Рационалистическая философия Декарта
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. · обосновал ведущую роль разума в познании; · выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

Французский материализм 18 в. Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри.
Французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хо

Теория познания и этика Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма.

Марксистская философия и ее место в философской мысли
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х го

Пути развития России в концепциях славянофилов и западников
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первог

Филососфия всеединства соловьева
Вл. Соловьев (1853 — 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы

Философия свободы Н.Бердяева.
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжатьс

Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия

Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии психоанализа.
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрес

Движение как способ существования материи Специфика биоформы движения материи
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явлен

Пространство, время.
Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предмет

Вопрос 36Противоречие и его формы
Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,. исключают друг друга - разрешение противоречия. Классификация проти

Качество,количество, мера Проблема нормы в медицине
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных

Причина и следствие ПолиэтиологизмКондиционализмМонокаузализм
Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в б

Вопрос 40.Сущность и явление.
Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону ок­ружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельно­сти. Эта внешняя сторона воспри

Часть и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине
Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к п

Вопрос 43.Понятие системы.
— философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Все в организме представл

Вопрос 44.ОТРАЖЕНИЕ— ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.
Отражение — это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления

Опережающее отражение действительности
Опережающее отражение действительности — это способность отражающей системы медленно развертывающиеся в пространстве и времени действия и события внешнего мира быстро воспроизводить в специфических

Происхождение сознания и языка: многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного раз

Сознание, его сущность и структура.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство п

Структура психики. Природа бессознательного
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Содержанием психики являются идеальн

Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в познании.
Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательног

Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания.
Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности. I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире п

Биологическое и социальное в человеке Индивид личность индивидуальность
Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в ми

Предмет биомедицинской этики,основные проблемы и принципы
.В широком смысле биоэтика - понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему п

Проблемы жизни и смерти в истории культуры и в биомедицинской этике
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человеч

Исторический процесс как проблема социальной философии.Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс(кто это вообще)).
философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов хрис

ВОПРОС №58 Этический аспект взаимоотношений человека и природы в свете своременных экол проблем. Экологическая этика
Про сами проблемы можно посмотреть в 60 вопросе Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие,

Взаимосвязь понятий «общественно-экономическая формация» и цивилизация. Типы цивилизаций.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём сам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги