рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 36Противоречие и его формы

Вопрос 36Противоречие и его формы - раздел Образование, Понятие мировоззрения и его структура Противоречие - Отношение, Сторонами Которого Являются Различные Силы И...

Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.

исключают друг друга - разрешение противоречия.

Классификация противоречий.

1. По характеру возникновения: необходимые, случайные.

2. По месту в системе: внутренние, внешние, хотя и внешние, и внутренние противоречия оказывают определенное влияние на процесс развития, главным источником развития является процесс разрешения внутренних противоречий. Это поло­жение диалектики имеет огромное практи­ческое значение: сталкиваясь с той или иной проблемой, следует прежде всего выявить внутренние противоречия и найти наиболее правильный способ их разрешения.

Вместе с тем важно помнить, что внутренние и внешние противоречия сами подчиняются диалектике взаимопероходов и взаимопревращений противоположностей. Проти­воречия, выступающие в одной ситуации как внешние, могут оказаться внутренними в другой.

3. По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные. Противоречия, которые оказывают решающее влияние на про­цесс развития, разрешение которых приводит к возникновению принципиально новых явлений и процессов, называются основными. Все остальные противоречия яв­ляются второстепенными, неосновными.

4. От этапа хар-я: главные, неглавные.

5. По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь) Отличительная черта антагонистических противоречий — крайняя степень остроты, невозможность примирить противоположные интересы, цели и позиции тех или иных социальных групп и клас­сов в рамках данного общества. Поэтому антагонистиче­ские противоречия разрешаются в упорной и ожесточен­ной борьбе и, как правило, завершаются уничтожением одной из борющихся сторон. Разрешение неантагонистических противоречий, в отличие от разрешения противоречий антагонистических, не требует уничтожения одной из противоположностей. Такие противоречия разрешаются, как правило, мирным путем на основе постепенного, последовательного и сознательного сближения позиций и интересов

6. Критерии по причинной обусловленности: необходимости, свободы.

7. По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика.

Еще можно сказать о законе диалектики: единства и борьбы противоположностей.

Главные понятия.

Тождество - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются свойства, тенденции, сила, совпадающие друг с другом.

Различие - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются силы и тенденции, свойства, не совпадающие друг с другом.

Противоположность - крайняя степень развития, сторонами которых являются силы и тенденции,

взаимоисключающие друг друга.

Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.

исключают друг друга - разрешение противоречия.

Генезис становления и развития противоречия:

1. Тождество преобладает над развитием.

2. Различия преобладают над тождеством.

3. Борьба противоположностей —> противоречие —> развитие. Т.е. любое явление - борьба единства и противоположностей.

Проблемы связаны с тем, что борьба имеет абсолютный характер, т.к.:

1. новое - результат борьбы противоположностей.

2. борьба - внутренний источник.

3. борьба преодолевает единство и взаимоисключение, берет верх над взаимопроникновениями.

Единство носит относительный характер.

1. Момент совпадения, устойчивости.

2. Единство - возможность перехода от одной противоположности в другую.

3. Единство характеризует целостность материальных систем, связей, отношений.

Болезнь как противоречивое явление

В познании сущности болезни важное значение имеют понятия „патологический процесс"и „патологическое состояние", в которых отражены существенные связи и противоречивые тенденции жизни организма в ненормальных условиях.
Для того чтобы раскрыть содержание этих понятий, необходимо вначале остановиться на диалектическом понимании категорий „процесс" и „состояние".

Как противоположные стороны единого целого, процесс и состояние диалектически взаимосвязаны. Природа и каждая ее область есть всегда единство процесса и состояния, движения и покоя. Процесс имеет качественно различные состояния, состояние существует лишь как процесс. Процесс находится в единстве с определенным состоянием, т. е. он устойчив и относительно постоянен, состояние пребывает в процессе, т. е. оно изменчиво и преходяще.

Патологическое состояние, в отличие от патологического процесса, характеризует болезнь с точки зрения ее структурных, морфологических закономерностей, выражающих существенные и необходимые взаимосвязи между различными органами, тканями и системами целостного организма.
Таким образом, больной организм диалектически сочетает в себе противоречивые черты процесса и состояния. В каждом заболевании, независимо от того, как оно протекает (быстро или медленно, заметно или незаметно), имеет место единство изменчивости и устойчивости, движения и равновесия. Патологический процесс имеет различное состояние, он представляет собой последовательное прохождение различных патологических состояний. Патологическое состояние, в свою очередь, воплощая в себе изменение, выступает как момент, ступень процесса. Иначе говоря, изменение болезни, ее постоянное течение (патологический процесс) существует в неразрывной связи с ее сохранением и устойчивостью (патологическим состоянием).

Врачебная деятельность должна сводиться не только к внешним факторам (лекарствам), но и к защитным факторам

среды.

Закон противоречий имеет значение 'для внутренней противоречивости болезни.

Норма, болезнь, здоровье (категории)

особое место в медико-биологических науках. Своеобразная триада, поодиночке не рассматриваются. Здоровье - нормальная жизнедеятельность организма. Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности (снижение адаптации, снижение выполнения функций).

Аспекты подхода к здоровью и болезням:

1. Этиологический.

2. Патологический.

3. Социальный аспект.

Этиологический.

Боткин. Причина заболевания связана с внешней средой, которая действует непосредственно на организм или через

посредников.

Патологический.

Павлов —> патологическое явление - «поломка» органа —> нарушение норм деятельности —> включаются защитные

механизмы —> деятельность компенсаторная (в зависимости от органа).

В общебиологическом плане —>с сущности жизни и обмена веществ à специфические формы обмена.

Здоровье - гармонический обмен процессов.

Болезнь - нарушение обмена, дисгармония.

Снижение адаптации, защитных свойств, нарушение функциональных и других процессов.

Общее - нарушение обменных процессов.

Специфическое для человека - психоэмоциональный, психоинтеллектуальный (напр., йоги) наряд на обменные процессы.

Социально-трудовой аспект.

Т.е. насколько эффективно человек выполняет общественно-трудовые функции. Маркс: «Болезнь - стесненная в своейсвободе жизнь», т.е. болезнь имеет не только биологический характер, но и социально-трудовой.

Болезнь <-> здоровье. Если предпосылкой к выполнению функции является хорошее здоровье, то само здоровье

определяется обществом, условиями труда, качеством труда, условиями жизни.

37. Понятие закона. Закон и сущность. Классификация законов.

Закон -необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З. Связь может быть необходимой и случайной. З. это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З. функционирования. Наряду и в единстве с З. функционирования существуют З. развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. В системе объективного идеализма З. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма З. привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Диалектический материализм исходит из того, что З. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании.

1.Отдельные законы, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками: физикой, химией, биологией (З. естественного отбора);

2.Особые законы, изучаемыми рядом областей знания (З. сохранения энергии);

3.Всеобщие, универсальные (переход количественных изменений в качественные), которые исследуются философией.

Одни З. выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, З. всемирного тяготения); другие З. не поддаются математическому выражению (например, З. естественного отбора). Различают также динамические и статистические З. Динамические З. выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно.(движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли). Статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (выигрыш по лотерейному билету).

Реализация З. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из З., из состояния возможности в действительность. В природе З. действуют как стихийная сила. Общественно-исторические З., есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие законов объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

На основании познания З. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных З. оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении З. составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его З.

Диалектика опирается на три основных, универсальных закона: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

"Закон есть отношение... Отношение сущностей или между сущностями". Как существ. отношение З. осуществляется через сложнейшее диалектич. переплетение связей взаимодействия, причинных, функциональных и пр. связей. Установление закономерности явлений необходимо свидетельствует о наличии З. в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким З. еще не является. Открытие закона есть дело дальнейшего развития науки путем проникновения в сущность явлений, охватываемых данной закономерностью.

Однопорядковость понятий З. и сущности определяется тем, что то и другое имеют своим содержанием такие отношения внутри определ. целого, которые характеризуют его как всеобщее, т.е. как систему, необходимо возникающую в процессе развития материального мира и устойчивую в силу своей необходимости. Но если понятие сущности характеризует взаимодействие внутри данной системы, то понятие З. отражает историю возникновения и развития данной системы взаимодействия и поэтому включает в себя принципы ее организации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения и его структура

Содержание и форма философские категории выражающие структурные связи предметов и явлений Содержание есть единство всех составных элементов... Отражение и информация... в широком смысле результат отражения одного объекта в другом используемый в конечном счете для формирования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 36Противоречие и его формы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы м.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо пре

Предмет и основные ф-ии философии. Философия и наука.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии);

Концепция бытия в древнегреческой философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомизм.
Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов

Философия Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти ег

Аристотель-систематизатор древнегреческой философии
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специа

Авиценна
Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский тру

Эмпиризм и рационализм — основные методологические направления в философии Нового времени
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерие

Рационалистическая философия Декарта
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. · обосновал ведущую роль разума в познании; · выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

Вольтер о человеке и обществе
Вольте́р (1694, Париж, Франция — 30 мая 1778) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Вольтер к

Французский материализм 18 в. Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри.
Французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хо

Теория познания и этика Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма.

Марксистская философия и ее место в философской мысли
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х го

Пути развития России в концепциях славянофилов и западников
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первог

Филососфия всеединства соловьева
Вл. Соловьев (1853 — 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы

Философия свободы Н.Бердяева.
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжатьс

Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия

Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии психоанализа.
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрес

Движение как способ существования материи Специфика биоформы движения материи
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явлен

Пространство, время.
Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предмет

Качество,количество, мера Проблема нормы в медицине
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных

Причина и следствие ПолиэтиологизмКондиционализмМонокаузализм
Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в б

Вопрос 40.Сущность и явление.
Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону ок­ружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельно­сти. Эта внешняя сторона воспри

Часть и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине
Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к п

Вопрос 43.Понятие системы.
— философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Все в организме представл

Вопрос 44.ОТРАЖЕНИЕ— ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.
Отражение — это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления

Опережающее отражение действительности
Опережающее отражение действительности — это способность отражающей системы медленно развертывающиеся в пространстве и времени действия и события внешнего мира быстро воспроизводить в специфических

Происхождение сознания и языка: многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного раз

Сознание, его сущность и структура.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство п

Структура психики. Природа бессознательного
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Содержанием психики являются идеальн

Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в познании.
Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательног

Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания.
Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности. I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире п

Биологическое и социальное в человеке Индивид личность индивидуальность
Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в ми

Предмет биомедицинской этики,основные проблемы и принципы
.В широком смысле биоэтика - понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему п

Проблемы жизни и смерти в истории культуры и в биомедицинской этике
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человеч

Исторический процесс как проблема социальной философии.Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс(кто это вообще)).
философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов хрис

ВОПРОС №58 Этический аспект взаимоотношений человека и природы в свете своременных экол проблем. Экологическая этика
Про сами проблемы можно посмотреть в 60 вопросе Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие,

Взаимосвязь понятий «общественно-экономическая формация» и цивилизация. Типы цивилизаций.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём сам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги