рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политические учения античности и средневековья

Политические учения античности и средневековья - раздел Образование, Политология · Учения Про Идеальное Государство Платона И Аристотеля ...

· Учения про идеальное государство Платона и Аристотеля

Платон(427-347 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политической мысли. Покинув после казни Сократа Афины, он много путешествовал, а затем, вернувшись, приобрел рощу в зеленом пригороде Афин, носившем имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие.

Основные работы Платона «Государство» и «Законы» говорят о главном предмете его исследований - поиске идеальной формы государственного устройства. В «Государстве» он конструирует идеальное справедливое государство, исходя из того состояния, которое существует, по его мнению, между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеальное государство Платона - это, по сути, реализация идеи о создании общества идеальных граждан, которых Платон делил на три группы: правители, которым бог при создании подмешал золота, воины (этим было добавлено серебро) и производители, т.е. ремесленники и земледельцы (добавкой богам послужили железо и медь). Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Выступая против крайности богатства и бедности, за умеренный средний достаток (образ жизни в его Академии был, кстати, весьма и весьма скромным), Платон в поисках наилучшей государственной формы приходит к выводу, что идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных, т.е. это аристократическое государственное устройство.

Этому идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке порчи государственности.

Первый тип – тимократия, связан с появлением частной собственности и превращением свободных в рабов; это критско-спартанский тип (вечная вражда и войны).

Второй тип – олигархия, когда у власти стоят богатеи, бедняки не участвуют в правлении.

Третий тип – демократия. Ненависть бедняков приводит к перевороту и установлению демократии. В целом демократию Платон рассматривал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее же вырастает ее противоположность - тирания, государственное устройство, где царит беззаконие.

Четвертый тип – тирания, которая предполагает господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

В наши трудные времена студентам полезно будет познакомиться с ходом рассуждений по поводу того, как из демократии вырастает тирания.

«И то, что определяет как благо демократию и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает, т.е. свобода, не ограниченная никакими законами».

«Именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания».

«Тирания возникает… не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

В «Законах», которые представляют собой изложение политико-правовых выводов Платона, мыслитель рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь Платон выступает за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства – монархии и демократии. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего – «стражи закона». «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон, - владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Вот уже два с половиной тысячелетия не утихают споры вокруг учения Платона. Испытал на себе платоновское влияние его ученик и критик Аристотель. Идея лучшего, справедливого, идеального государства получила новое звучание в построениях Т. Мора, Кампанеллы, Морелли, Мабли и др. От Платона нити тянутся к Монтескье, Руссо, Дидро, Гегелю.

Аристотель(384-322 гг. до н. э.) — один из универсальных умов античного мира. Его считают «отцом» политической науки, так как он первый вывел политическую науку из философии, которая до этого включала в себя все знания людей.

Аристотель был воспитателем сына Александра Македонского (благодарный ученик даже поставил ему памятник - единственный в мире памятник учителю), учился и работал в Академии Платона, а затем основал свое учебное заведение Ликей (отсюда наше название лицей), который работал после смерти основателя еще 400 лет.

По мысли Аристотеля, политика - это наука о благе человека и государства и политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Государство возникает, по Аристотелю, естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей и цель его существования - достижение блага людей.

По его мнению, существуют три правильные формы государственного устройства: царская власть, аристократия, полития, и три неправильные, ошибочные формы: тирания, олигархия и демократия.

Классификация форм правления, разработанная Аристотелем (материалом для нее послужили 158 греческих полисов), господствовала в политической философии 2 500 лет. Аристотель полагал, что правительства отличаются друг от друга по двум критериям: «кто правит» и «в чьих это интересах».

 

Как видим, наихудшей формой правления Аристотель провозгласил тиранию, ибо она низводит граждан до положения рабов. В монархии и аристократии он усмотрел ту слабость, что здесь многое зависит от того, найдут ли в себе правители «богоподобное желание» поставить благо сообщества над своим собственным.

Самая правильная форма - это полития, когда правит большинство в интересах общей пользы. Сама же полития является как бы смешением нескольких форм и «средний» элемент в ней доминирует во всем: во властвовании - средний класс, в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Как видим, значение средних социальных слоев как стабилизирующей силы в обществе хорошо понимали уже античные авторы.

Основную причину возмущений и переворотов Аристотель видел в отсутствии равенства. Политическое правление, по мысли Аристотеля, должно быть правлением закона, а не людей, ибо люди, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

В своих политических построениях Аристотель остается под заметным влиянием идеальных политико-правовых конструкций, классически разработанных Платоном, хотя он и пытается критиковать своего учителя. Это Аристотелю принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель оказал огромное влияние на развитие всей последующей философской и политической мысли, причем речь идет не только о европейских мыслителях, но и об ученых Востока (Авиценна и другие арабские мыслители прошлого).

Вообще, следует подчеркнуть, что ни один из крупных ученых античности, средневековья и Нового времени не обошел стороной творческое наследие Сократа, Платона, Аристотеля. Мыслители Древней Греции не просто внесли существенный вклад в развитие политической мысли, они по сути были открывателями в многочисленных областях человеческого познания. Каждое время обращалось к творческому наследию греков, по-своему училось у них, интерпретировало их воззрения, использовало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем современности.

История древнеримской политической мысли охватывает почти целое тысячелетие. Ученые древнего Рима разрабатывали идеи древнегреческих мыслителей применительно к новым политическим условиям, которые были связаны с длительной борьбой между патрициями и плебеями. Несомненное влияние оказывали многочисленные восстания рабов.

Наибольший вклад в историю политической мысли внесли римские юристы. Видимо, обширная территория Римской империи (это не греческие города - полисы, где все жители практически знали друг друга) требовала разработки юридических основ государственного устройства. И современная юриспруденция стоит на прочном фундаменте, который возвели еще римские юристы.

· Внесение в мировую историю политической мысли римских ученых

Наиболее яркой фигурой в области политической мысли Древнего Рима является знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Марк Тулии Цицерон (10 - 43 гг. до н. э.).

Заметное влияние учений Платона, Аристотеля, Полибия Цицерон стремился соединить с самобытной историей римского государства. Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той идеи государства, которую мы сейчас формулируем как «правовое государство».

Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе (позиция Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе (позиция Аристотеля). В русле древнегреческой мысли рассматривает Цицерон «круговорот» государственных форм, и приходит к выводу, что «наилучшей» является смешанная форма; при этом он считал ее реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республики, римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования. Именно в это время в Риме пытались разделить власть на три ветви: власть консула, сената и народа.

Но в то же время Цицерон вполне отдавал себе отчет в том, что реальность эта скорее в прошлом, ибо во времена Цицерона Римская республика доживала свои последние дни. Политический строй Древнего Рима двигался к установлению единоличной власти.

Творческое наследие Цицерона, в том числе его учение о государстве, оказало большое влияние на всю последующую европейскую культуру. Пристальный интерес к его идеям проявили мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители.

· Особенности развития политической мысли во времена средневековья

 
Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства. Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства какой-либо сферы жизнеустройства лю¬дей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религи-озный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала за-рождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвер-ждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.) содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению, папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней по-литической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. Политические взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о го-сударстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом. Политическое учение Фомы Аквинского. Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви. В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех воз-можных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические. К элементам демократии Фома относит возможность и право церкви воззвать к подданным при необходимости низвергнуть монарха-тирана. Ереси. Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов в этот период истории явились еретические взгляды и движения, которые в религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю. Первым крупным еретическим движением, была ересь «богомилов», возникшая в X в. в Болгарии. «Богомилы» утверждали, что феодальная собственность и крепостное право созданы «дьяволом», «злой силой», стремились к возрождению демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения вальденсов, катаров, альбигойцев. С новой силой еретические движения вспыхнули в конце XIV в. Их важнейшими этапами были: восстание Уота Тайлера в Англии в 1381г., выступление Яна Гуса и движение таборитов в Чехии вначале XV в. И хотя еретики повсеместно потерпели поражение, тем не менее, их учения оказали значительное влияние на политическую мысль более поздних времен.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политология

Четкое определение понятия легитимность власти... Легитимность от лат legitimus согласный с законами законный правомерный... Четкое определение понятия государство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические учения античности и средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика как особенная сфера жизнедеятельности человека
· Смысл понятия «политика», основные теоретические подходы   Политика- сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой явл

Политика и мораль
· Основные подходы соотношения этих понятий в античный период   Аристотель(384-322 гг. до н. э.) — один из универсальных умов античного мира. Его счит

Основные этапы становления и развития политологии как науки.
· Период накопления знаний про мир политического Политические воззрения начинают зарождаться вместе с дифференциацией общества и формированием государства. Поначалу они носили мифол

Политические идеи эпохи Возрождения и Нового Времени
· Н.Макиавелли и его творческий внос в развитие политической мысли Николо Макиавелли (1469 — 1527). Судьба его знала взлеты и падения. Он был известен в по

Развитие политической мысли в Украине
· Особенности развития политической мысли в Украине Истоки украинской политической мысли уходят в глубокую древность. Рожденные из родоплеменного строя, они воплотились в государств

Четкое определение понятия политическая власть
Политическая власть -способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. 11. Поли

Легитимность политической власти
· Понятие легитимности политической власти Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда

Типы легитимности политической власти
· Типы легитимности политической власти Вебер выделял три «чистых» типа легитимности. Анализируя их с точки зрения возможных (типичных) «мотивов поведения», он приходит к выводу, чт

Политический лидер и его функции
· Политический лидер и его функции политический лидер – это глава, руководитель или просто авторитетный член той или иной группы, организации или всего общества, ко

Политическая система современного общества
· Основные подходы к определению понятия «политическая система» Политическая система общества или политическая организация общества — организованна

Основные теории происхождения государства
· Неклассовые теории: патриархальная, теологическая, «ночного стража», психологическая, насильственная, договорна и т.д. Теологическая. Возникновение государства об

Формы государственного правления
· Особенности монархии как формы правления Основными признаками классической монархической формы правления являются: - во главе государства стоит монарх, по сути, у руля вл

Монархия как форма государственного управления
· Основные признаки монархии – 26 вопрос часть 1 · Исторические виды монархического правления Древневосточная монархия — первая в истории чел

Республика как форма правления
· Основные признаки республиканской формы правления Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательну

Парламентская республика
· Основные признаки парламентской республики Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламент

Смешанные формы республик
В практике некоторых государств значительного расширения приобрели смешанные формы правления, когда объединяются элементы парламентской и президентской республики. С одной стороны, парламент смешан

Правовое государство пути становления, принципы организации
· Основные политологичные концепции правового государства Уже в античные времена мыслители задумывались над тем, как обуздать власть-насилие, как ввести ее в законные рамки. Уже тог

Развитие гражданского общества в Украине
Есть ли гражданское общество в Украине? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к его формированию в Западной Европе. Там гражданское общество начало формироваться после Великой Францу

Формы государственного административно-территориального устройства
Государство, как уже отмечалось, расположено на определенной территории, состоящей из административно-территориальных единиц (областей, провинций, штатов, кантонов и др.). Форма государственного ус

Федерация как форма административно-территориального устройства
· Основные признаки федерации   Федерация характеризуется следующими чертами: - субъекты федерации (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и др.) облада

Типология политических режимов
· Характеристика политических режимов Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретной период ее исторического развития.

Авторитарные политические режимы
· Условия появления авторитаризма, его исторические формы Установление авторитарных режимов в ХХ веке обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью провести эк

Тоталитарные режимы и современность (Тоталитаризм как феномен ХХ века)
· Политологичные концепции появления тоталитарных режимов Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках

Демократические политические режимы
· Понятие «демократия» Демокра́тия — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимаетс

Политический режим Украины
· Основные научные подходы к проблеме трансформации политической системы украинского общества В настоящее время во всех странах, как недавно входящих в бывший “социалистический лаге

Партия как политический институт
· Процесс эволюции политических партий Этимология слова «партия» происходит от латинского «partis», что означает часть более крупной общности. Но уже в древнем мире это понятие испо

Роль политических партий в современной жизни общества
· Смысл понятия «политическая партия» Единого подхода к определению политических партий нет, что объясняется, видимо, как сложностью самого объекта исследования, так и различиями во

Типологизация политических партий
· Типология современных политических партий Единой типологии партий в политологии нет. Наиболее признанной является типология, разработанная одним из ведущих французских и мировых п

Партийные системы в современных демократиях
· Смысл понятия «партийная система» Партийная система -политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной

Функционирование многопартийной системы в Украине
Зарождение многопартийной системы в Украине можно отнести к началу ХХ века, когда появляются социалистические и рабочие объединения. Это Украинская социал-демократическая рабочая партия, Украинская

Изибрательная система современного мира
· Сущность пропорциональной избирательной системы Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу полученных голосов. Изб

Основные типы избирательных систем
· Смешанные формы избирательных систем, особенности их использования в политической практике Чтобы преодолеть недостатки одной и другой системы, часто используется смешанная система

Политическое поведение и политическая социализация
· Политическое поведение и его виды Политическое поведение -человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления включает и внутренние реакции (мысль, в

Этапы политической социализации.
Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных

Политический процесс и его формы
· Понятие политического процесса Над вопросом, почему политическое развитие происходит неравномерно, задумывались еще в античные времена. Уже тогда появляется мысль о том, что полит

Политический конфликт и его роль в социально-политической жизни
· Понятие «политический конфликт» Политический конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновиднос

Революция как форма политичсекого процесса
· Смысл понятия революция Революция-радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открыты

Украина в мировом политическом пространстве
· Международные отношения и их виды Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имее

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги