рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вокальный букварь

Вокальный букварь - раздел Образование, Е. М. Пекерская Вокальный букварь   “Вокальный Букварь” Предназначается Людям, Которые Хотят Науч...

 

“Вокальный букварь” предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой профессии (актеры, педагоги, лекторы, юристы).

В этой работе суммированы вокальные советы лучших педагогов и упражнения, используемые при поиске необходимых ощущений, что делает ее практическим и медицинским справочником в работе с голосом.

Е.Пекерская

 

Введение

 

“Нет, искусство не есть подражание природе, искусство лучше, оно – озаренная природа”.

(кн. Волконский “Выразительный человек”)

 

 

После многолетней работы на оперной и концертной сцене я решила попробовать себя в педагогической деятельности и стала преподавать вокал дирижерам в музыкальном училище. Ко мне пришли заниматься дети 14-16 лет. Многие осознанно выбрали профессию дирижера хора, другие на это отделение попали случайно, но всех их объединяло стремление стать профессиональными музыкантами. Конечно, многогранность задач и сложность своей будущей учебы они не могли себе представить и в силу своего возраста, и, может быть, из-за недостаточной информации. Для начинающих студентов “постановка голоса”, значение, серьезность и необходимость этого предмета в их будущей профессии были совершенно не ясны. Почти никто не задумывался над тем, что, помимо умения дирижировать, надо уметь голосом с хорошей дикцией доносить свои мысли, идеи, чувства до коллектива, с которым будешь работать. Чтобы работать над звучанием хора, надо хорошо “вокально” слышать, понять трудности, правильно показать голосом “вокальный прием” или упражнение, а для этого надо голосом владеть, то есть быть полноценным профессионалом. Здесь-то и обнаружилось, что даже у этих одаренных, целеустремленных, имеющих уже какую-то музыкальную подготовку детей нет даже элементарных представлений об анатомии, о физиологическом процессе, происходящем в организме человека вообще и, в частности, во время дыхания, разговора, пения. Я столкнулась с полным отсутствием понимания, что такое культура звука, гигиена голоса, даже самая простейшая. Очень грустно, но с подобным положением дела мне уже приходилось сталкиваться при общении с актерами драмы, балета, пантомимы, да и с педагогами… У людей этих профессий возникали “голосовые” проблемы, которые ставили их в тупик – обнаруживалась полная неграмотность, растерянность, просто психологическая паника. Даже профессиональные драматические актеры, которые просили меня помочь им справиться с вокальными номерами в спектаклях или фильмах, имели очень смутные представления о голосовом аппарате и звукообразовании, а о своих занятиях вокалом; которые были у них в пору студенчества, говорили с улыбкой и махали рукой.

У моего знакомого, очень образованного человека, имеющего тройное высшее образование, возникла неожиданная лекторская работа. Почти сразу же начались неприятности с голосом. Звук рвался, голос не слушался, горло болело. Лектор не мог донести до слушателей свой материал, хотя ему было что сказать. Он искал помощи в нашей “специальной литературе”, но не нашел конкретных советов. Литература, которую можно отыскать в библиотеках – это серьезные научные исследования голоса или профессиональные учебные пособия, в которых, безусловно, профессионал найдет для себя массу интересной информации. Зная эту литературу, можно, конечно, отыскать ответы на все вопросы. Но это для профессионалов, а проблемы с голосом возникают и у очень широкого круга людей. Для них как раз написано очень мало пособий, где можно было бы найти практические советы, упражнения, рекомендации, где этот огромный сложный материал был изложен в доступной форме и простой терминологии.

Людям различных профессий очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии голосового аппарата, голосообразовании, гигиене. Нужен своеобразный “букварь” для работы с голосовым аппаратом.

Я решила написать такой “букварь”, куда можно собрать необходимые практические советы, разбросанные по многочисленным трудам мастеров работы с голосом, больших педагогов и музыкантов. Как же построить эту работу?

В каком-то смысле весь ход моих рассуждений уже определил план:

1. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

2. Элементарная анатомия.

3. Механизм певческого дыхания.

4. Артикуляционный аппарат, дикция.

5. Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса.

6. Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата.

7. Очень немного из истории певческой культуры.

Самое главное, чтобы все главы содержали простые практические советы, упражнения, помогающие понять свой организм и усовершенствовать его работу.

Речь, пение – это искусство, это сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Для актера (будем так называть любого человека, выходящего выступать перед аудиторией) этим инструментом является его тело и голос, которые должны в результате огромной работы стать совершенными и выразительными.

Вот очень наглядный пример усложнения инструментов по мере утончения материальной сферы их применения. Представьте, как усложняются инструменты, употребляемые в работе мясника, хирурга, хирурга-офтальмолога (операция на глазах). Так и в нашей деятельности – чем более тонкая, художественная, духовная задача воплощения какого-либо замысла, тем тоньше, точнее и совершеннее должно быть знание и владение нашим организмом, психикой. Очень важно тренировать свой рабочий аппарат, чтобы держать его в “боевой готовности”. Вы, наверное, знаете, как часто хирурги упражняются в игре на различных музыкальных инструментах, чтобы их руки, пальцы не теряли беглости, ловкости, пластичности. Такой же тренинг необходим и голосовому аппарату, поэтому так важно знать, какие упражнения укрепляют и совершенствуют этот тонкий инструмент. Такие упражнения вы найдете в “букваре”. Профессия актера, музыканта и даже педагога – это работа в сфере духа. Я говорю: “даже педагога”, так как актер и музыкант воздействуют только на сенсорную область (сенсорный – латинское – восприятие, чувство, ощущение), а педагог в основном имеет дело с разумом, интеллектом, хотя его работа проходит в пограничных областях человеческого восприятия: разума и чувства. Как совершенно надо владеть инструментом – голосом, чтобы под воздействием его в сердцах слушателей, в их памяти оставался надолго эмоциональный след, а в души проливался свет.

Такое мастерство приходит в результате длительной работы, а для этого надо набраться терпения и настойчивости.

Никто не потребует от человека, не умеющего ходить, совершать сложнейшие танцевальные пируэты. Сначала человек учится стоять и ходить, а уж потом учится танцевать, да и то начинает с самых простых движений. Так и студент должен сначала научиться сначала правильно говорить и петь отдельные звуки, простые вокальные упражнения, простые произведения и только потом, по мере совершенствования аппарата и своих навыков, постепенно усложнять свой репертуар.

Тренинг и система в занятиях – это очень важно!

В последующих главах вы найдете конкретные указания и упражнения для этой кропотливой работы.

 

Сценические задачи, которые надо решать человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

 

Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории – это большое мастерство.

Школы по работе актера над собой создавали такие мастера, как Дельсарт, Станиславский, М. Чехов и др. Их труды должны изучаться. Может быть педагогам, юристам, лекторам, дирижерам не надо в полной мере владеть мастерством актера, но основные законы поведения “человека на сцене” желательно, (а может, и необходимо!) знать. К.С.Станиславский говорил, что труд – первое непременное условие в работе над собой. Эта работа должна трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Станиславский считал, что “изучение законов творчества способно притупить искру вдохновения у посредственного актера, но оно раздувает эту искру в большое пламя у подлинного художника”.

Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей, лекторов, педагогов, которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая полное отсутствие представления о культуре и манере сценического поведения. Эти качества – результат работы по овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Они и есть то, что называют профессионализмом. Умение “нести себя” – это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, – это его “инструменты”, особенно это касается актеров, вокалистов, хотя и для дирижера, лектора и педагога это тоже очень важно.

Дельсарт так и говорил: “Тело – инструмент, актер – инструменталист”. На сцене каждое движение рук, ног, фигуры, мимика лица – все воспринимается зрителем, создавая имидж актера. Иногда отчетливо видно, как неудачная “выходка” исполнителя, лектора мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался.

“Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям… Это понятно: на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки. На эту жизнь, втиснутую в театральный портал, смотрят в бинокли, ее разглядывают, точно миниатюру, в лупу. При этом от внимания зрителей не ускользнут никакие детали, никакие мельчайшие подробности. Если прямые, поднимающиеся как шлагбаумы, руки с грехом пополам терпимы в жизни, то на сцене они не допустимы. Они придают деревянность фигуре человека, они превращают его в манекен. Кажется, что у таких актеров душа такая же, как руки – деревянная. Если к этому прибавить еще и прямой, как жердь, спинной хребет, то получится в полном смысле слова “дуб”, а не человек. Что может выявить такое “дерево”? Какие переживания?” – так говорит в своей книге “Работа актера над собой” К.С.Станиславский о том, что всякое мастерство, а сценическое особенно, требует выработки соответствующей техники.

Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и манеры, и сам выход на сцену – все способствует или мешает успеху у слушателей. К.С.Станиславский говорил: “На сцене актер нередко глубоко и тонко чувствует, но при передаче своего переживания он до неузнаваемости уродует его грубым воплощением неподготовленного телесного аппарата”. Станиславский сравнивал такого актера с прекрасным музыкантом, который вынужден играть на испорченном инструменте. Музыкант пытается передать чудные звуки, а фальшивые дребезжащие струны искажают все, доставляя артисту невыразимые муки.

Для тренировки своего физического аппарата не может быть назначено сроков, так как с каждым годом перед исполнителем встают все большие трудности в связи с возрастающими требованиями к себе, поэтому развитием голоса, дикции, пластики тела и так далее надо заниматься всю жизнь.

Актера, который не умеет донести текст до зрителей, Станиславский сравнивал с немым, “который уродливым мычанием пытается сказать любимой женщине о своем чувстве”.

В задачи нашего ”букваря” не входит работа над телом, поэтому я только говорю о важности этой проблемы.

 

Самые основные, первые требования к телу исполнителя:

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

 

Педагог Н.М.Малышева в своей работе “О пении” вспоминает, как К.С.Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: “ нужно прислонится спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется. Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)”.

У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.

И еще несколько слов о том, что надо делать, чтобы справиться с волнением перед выступлением.

1. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.

2. Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).

3. Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения

4. Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.

 

Мне хочется познакомить вас, мой дорогой читатель, с главой из “Трактата об искусстве пения” большого педагога Гарсиа – сына (1805 – 1906гг).

О способностях ученика.

“При… обсуждении необходимых для ученика способностей мы будем иметь в виду певца, который намерен посвятить себя театру… Он должен не только соединить в себе интеллектуальные преимущества… но его физическое состояние должно быть настолько хорошим, чтобы быть способным переносить утомление, ожидающие его на артистическом пути.

Наиболее удачные интеллектуальные свойства таковы: подлинная любовь к музыке, способность точно схватывать и запечатлевать в памяти мелодии и гармонические сочетания, экспансивность в соединении с живым и наблюдательным умом.

Что касается физических данных, то мы ставим на первый план голос, который должен быть свободным, приятным, сильным и большим по диапазону; на втором плане – физическая конструкция, которая вообще должна соответствовать только что описанным качествам голоса.

… Но во избежание ошибок добавлю, что одного соединения всех этих данных, как бы оно редко ни встречалось, еще мало для настоящего таланта. Самые блестящие способности нуждаются в развитии и руководстве при их применении, посредством систематической и рациональной работы. Певец, пренебрегающий изучением эффектов и тонкостей искусства, – несовершенный талант, раб рутины. Мало схватить наспех кое-какие музыкальные сведения: артисты не импровизируются, они формируются медленно: необходимо, чтобы их талант развивался с ранних пор при помощи специальных упражнений и заботливого воспитания.

Специальное формирование певца складывается из изучения сольфеджио, рояля, уроков пения и гармонии. Знание гармонии для певца необходимое подспорье…

Голос в натуральном виде всегда груб, неровен, непрочен, даже тремолирует или бывает тяжел и обладает малым объемом. Только разумное и упорное обучение может упрочить интонацию, сделать ясным тембр, усовершенствовать гибкость и усилить мощь голоса…

Надо остерегаться слишком сурово оценивать даже тех учеников, которые в начале не производят благоприятного впечатления. Вот единственные недостатки, могущие заставить педагога сомневаться в будущности учеников, обладающих ими:

1. Недостаточная культура;

2. Плохой слух и фальшивый голос… (этот недостаток можно считать неисправимым только после попыток обучения в течение нескольких месяцев);

3. Тремолирующий и, в части и на всем протяжении, хриплый голос…

Необходимо также отказаться от занятий пением лицам слабым и болезненным. Хрупкое здоровье совершенно не позволяет артисту энергично петь; а энергия – первая характерная черта всякой страсти”.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Е. М. Пекерская Вокальный букварь

Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вокальный букварь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткие сведения о голосовом аппарате
Рисунок 1: Звукопроизводящий аппарат. 1 – гортань; 2 – дыхательное горло; 3 – разветвление бронхов; 4 – легкие; 5 – диафрагма.   Все органы, участвующие в гол

Голос и слух
В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до год

Процесс голосообразования
  Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринима

Что такое резонаторы?
Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. При

Механизм дыхания
Следует всегда помнить слова большого педагога-вокалиста Ф.Ламперти, который говорил, что на раннем этапе воспитания голоса певцу следует “учиться больше умом, а не голосом, так как утомив его, ник

Артикуляционный аппарат, дикция.
  Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала

Постановка голоса
(звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса)   “Не в том дело, чтобы мочь то, что мы хотим, а в том, чтобы хотеть то, что мы можем”

О каких моментах голосообразования должен иметь представление начинающий
  1. Готовность к пению физическая и психологическая. 2. Дыхание. 3. Вокальная “маска” и головной резонатор. 4. Что такое “атака звука”. 5. Грудной

Понятие “петь в маску”.
  Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дых

Вокальный зевок.
  При высокой позиции, свободной широкой гортани, активной атаке звука должно быть поднято мягкое небо (небные занавески). Ф.Ламперти говорил, что оно должно пр

Гортань в пении.
  Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального аппарата (форма гортани, длина связок, в

Несколько слов о регистрах голосов.
  По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же механизма. Существует д

Несколько советов для начала занятий вокальными упражнениями
  “Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой”. Указания Глинки: при упражнениях “тянуть звук, не сб

Несколько первоначальных вокальных упражнений.
  1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям. Поем слог: “ва”, “ма” или “да”. На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не “выжимать

Следующие этапы в работе с голосом.
  Для работы над подвижностью и беглостью голоса берутся в начале очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортан

Гигиена голоса
  Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: 1. изучением причин, вызывающих неполадки

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата
Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами “голосовых” профессий, так как именно это может пом

Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?
  1. Психологический климат, моральная обстановка. Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического клима

Закаливание организма.
  Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что закаливание – вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей жизни, а, главное, отсутствие ист

Дыхательные упражнения.
  1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз). 2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный “массаж” связок. 3. Вдохнуть через ро

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.
  1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек. 2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мя

Расстройства голоса.
  Мы уже выяснили, что причины всяких “голосовых” бед бывают различные. Они устраняются под наблюдением и с помощью врача, но самое главное – это вдумчивое, серьезное отношение самого

Очень немного из истории певческой культуры
  Один из древнейших видов музыкального иполнительства – передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкальных произведений. Пение может быть со слов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги