рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Е. М. Пекерская Вокальный букварь

Е. М. Пекерская Вокальный букварь - раздел Образование, Спасибо, Что Скачали Книгу В Бесплатной Электронной Библиотеке Modernlib.ru...

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Е. М. Пекерская

Вокальный букварь

 

Е. М. Пекерская

Вокальный букварь

“Вокальный букварь” предназначается людям, которые хотят научиться петь и тем, у кого есть или могут быть голосовые проблемы в любой голосоречевой… В этой работе суммированы вокальные советы лучших педагогов и упражнения,… Е.Пекерская

Элементарная Анатомия

 

В этой главе – материал для начинающего довольно сложный и скучный. Поэтому, может быть, правильнее будет обращаться к ней по мере возникновения конкретных вопросов, связанных с анатомией.

Мне бы очень не хотелось отпугнуть человека, делающего первые шаги в изучении голоса и пения, сухостью анатомических данных, хотя по логике вещей, глава занимает правильное место в последовательности изложения материала “букваря”.

 

 

Краткие сведения о голосовом аппарате

1 – гортань; 2 – дыхательное горло; 3 – разветвление бронхов; 4 – легкие; 5 – диафрагма.   Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав…

Голос и слух

Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим,… Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды… Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также…

Процесс голосообразования

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны,… В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки… При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого…

Что такое резонаторы?

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки… Различают верхние и грудные резонаторы.

Дыхание

 

 

Механизм дыхания

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки – горло, как смычок по… Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий… Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание – очень поверхностное.…

Артикуляционный аппарат, дикция.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали… Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы… Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав –…

Дикция

 

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющегодолжен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певчески красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной “установки” всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюстьмешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он – главный артикулятор гласных. Положение языка– изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.

Губыпринимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. “Губы должны лежать на зубах”, – так говорил М.Гарсиа.

Мягкое небоиграет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии.

Воздействуя в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

Свобода, естественность, гармоничность – при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее – вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать “технического вокала”.

А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.

“Слишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий свод”.

“Если зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие звуки”.

“Если открывают рот овально (как рыба) – это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О", но отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму”. (М.Гарсиа, Ж. Дюпре)

“Внимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, “спрессировать” их, но не “выстреливать”, чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным.

“Рваная” дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: “У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая”. Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием”. (Н.Малышева)

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: “Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь”.

 

Постановка голоса

  “Не в том дело, чтобы мочь то, что мы хотим, а в том, чтобы хотеть то, что мы… (Делькроз)

О каких моментах голосообразования должен иметь представление начинающий

1. Готовность к пению физическая и психологическая. 2. Дыхание. 3. Вокальная “маска” и головной резонатор.

Понятие “петь в маску”.

Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней… Наши простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до… Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: “Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук…

Вокальный зевок.

При высокой позиции, свободной широкой гортани, активной атаке звука должно быть поднято мягкое небо (небные занавески). Ф.Ламперти говорил, что оно должно принимать “вид выгнутого паруса, надутого… Педагог Донец-Тессейр советует иногда дотронуться пальцем до маленького язычка и почувствовать, как поднимается мягкое…

Гортань в пении.

Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального… Прислушайтесь к положению гортани на удобных и красивых нотах вашего голоса. В… Доктор И.Левидов считает, что “у певцов, обладающих хорошей постановкой голоса (четкой дикцией, полнотой, округлостью…

Несколько слов о регистрах голосов.

По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и однородных звуков, производимых действием одного и того же… Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный… грудной – полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое…

Несколько советов для начала занятий вокальными упражнениями

“Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой”. Указания Глинки: при упражнениях “тянуть звук, не сбавляя силы”. Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты,…

Несколько первоначальных вокальных упражнений.

1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям. Поем слог: “ва”, “ма” или “да”. На удобной тесситуре взять один звук и держать… 2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание – на… 3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать…

Следующие этапы в работе с голосом.

Для работы над подвижностью и беглостью голоса берутся в начале очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и ограниченном… Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов,… Сначала – гаммы в диапазоне октавы; если страдает четкость, то добавляются слоги да-да-да… или ла-ла, та-та.

Гигиена голоса

Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: 1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при… 2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа…

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата

Бывают часто случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с “голосом” большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие причины, которые вызывают эти… Именно поэтому отбор абитуриентов по медицинским показателям при поступлении в… На какие лор-органы при отборе абитуриентов должен обратить внимание фониатор, чтобы не пропустить патологических…

Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?

1. Психологический климат, моральная обстановка. Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная… Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и…

Закаливание организма.

Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что закаливание – вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей… Что же подразумевается под словом закаливание? Это водные, воздушные и… Закаливание должно проводиться систематически. Если организм постепенно приучить к холодным раздражителям, то в…

Дыхательные упражнения.

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз). 2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный… 3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек. 2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало.… 3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с…

Расстройства голоса.

Мы уже выяснили, что причины всяких “голосовых” бед бывают различные. Они устраняются под наблюдением и с помощью врача, но самое главное – это… Редукция голоса – это метод лечения при расстройствах речевого (певческого)… Фонопедия – щадящий метод лечения голоса, стимулирующая терапия.

Глаза

 

Большая нагрузка на глаза при работе с литературным и нотным материалом, сильное, слепящее освещение сцены, постоянная атмосфера кулис, где скапливается пыль от декораций и кулис, – все это заставляет думать о профилактике зрения и периодически проверять зрение у врача.

Многие специалисты рекомендуют профилактические меры.

И. Васильева рекомендует: Гимнастика для глаз .

Для утомленных глаз предлагаю вам три полезных правила на каждый день:

1. Как можно чаще серебряной ложкой водите по глазницам. Можно на усталый глаз положить кусочек фольги.

2. Закапывайте вечером в глаз каплю облепихового масла.

3. При утомлении глаз растирайте мочку уха.

А теперь несколько упражнений для цилиарных мышц глаза, которые управляют хрусталиком.

1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево. При этом мысленно произнесите: мир (вверх), покой (вниз), добро (вправо), любовь (влево). Я представляю, как через меня проходят потоки, несущие гармонию и покой. Глаза лишь направляют эти потоки и становятся ясными и чистыми.

2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до пяти… снова к носу… к ушам. Повторите девять раз.

3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки указательного, среднего и безымянного пальцев, слегка надавите. Очень осторожно и легко круговыми движениями массируйте глазные яблоки. Представьте себе, как улучшается питание каждой клеточки глаза, рассасывается неоднородность и вымываются шлаки. Очень хорошо перед этим смазать кожу век облепиховым маслом (оливковым, касторовым, репейным). В конце промокните веки салфеткой. Делайте это перед сном.

4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук. Девять кругов в одну сторону, и девять – в другую.

5. Сделайте массаж висков и разминание бровей (руки, лицо чистое). Положите пальцы на виски. Легонько надавите, массируйте круговыми движениями несколько минут, затем положите по четыре пальца на край скулы: указательный – возле уха, мизинец – у глаза. Надавите каждым пальцем, исследуя кость… Может быть один из пальцев ощутит на границе кости наросты, неровные комочки? Вибрирующим движением пальцев как бы смывайте, убирайте эти неровности и представляйте, что рядом течет чистейший ручей, он уносит мусор прочь. Исследуйте и почистите лобную кость. Очень приятно подержать несколько минут на виске листок фольги. Обратите внимание на косточки за ухом. Эти сосцевидные отростки височной кости очень важно проверять и чистить регулярно, желательно каждый день. Промассируйте брови. Захватите бровь у носа указательным и большим пальцами, разминайте её с усилием, медленно перемещаясь вдоль брови к уху. Повторите несколько раз.

6. Положите указательные пальцы на слезные косточки у внутренних уголков закрытых глаз. Надавите и помассируйте косточки так, как будто вы их моете в теплой и чистой воде. Теперь переместите пальцы к наружным уголкам глаза, надавите, “промойте” их тоже.

7. Быстро поморгайте… еще быстрее! Так быстро, как только возможно! Синхронно можно сжимать и разжимать пальцы рук, и поцокать языком.

8. Отдохните после седьмого упражнения. Закройте глаза и настройтесь на тихий вечер у большой воды. Не напрягайтесь. Припомните детали: камень на берегу, песок, лодка на воде, облака в небе. И скоро, скоро чувство покоя придет к вам, глаза хорошо отдохнут у воды

В последнее время вышло много литературы, где описаны профилактические методы ухода за глазами, способы лечения глаз. Назову некоторые из них:

· У. Бейтс “Улучшение зрения без очков по методу Бейтса”

· М.Д. Корбетт “Как приобрести хорошее зрение без очков”

· Патриция Брегг “Улучшение зрения по системе Брегга”

· Н.И. Кудряшова “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление”.

Последняя работа особенно хороша, так как в ней суммирован опыт многих врачей, школ разных народов по оздоровлению и сохранению зрения.

В завершении этой главы несколько отличных советов из народной медицины.

Рецепты от головных болей. Старые домашние средства, рекомендуемые при приступах мигрени.

1. Некоторым помогают горячие ножные ванны, иногда горячие компрессы на голову, тугое стягивание головы. горячее питье. Желательно очистить кишечник.

2. Массаж головы, начиная со лба и ведя обеими руками к затылку.

3. Вдыхать смесь в равных частях камфарного спирта и нашатырного.

4. Положить в ухо тряпочку, смоченную соком красной свеклы или лука.

5. Положить за уши и на виски кислую капусту в тряпочке и обвязать голову полотенцем.

6. Следует всегда иметь дома подушечку, наполненную смесью листьев лавровишневых, лавровых, лаврокамфарных, эвкалиптовых, мирры. Сделать смесь из равных частей по весу, перемешать, плотно зашить. При головной боли лечь на эту подушечку больным местом на 2-3 часа. Средство замечательное.

7. Мята перечная. 1/2 столовых ложки травы залить 1 стаканом горячей кипяченой воды, закрыть крышкой и нагреть в водяной бане при частом помешивании 15 минут. Процедить и долить кипяченой водой. Принимать в теплом виде по 1/2-1/3 стакана 1-3 раза в день за 15 минут до еды. Настой хранить в прохладном месте не более 2 суток.

8. Если мигрень началась на почве мозгового переутомления, то помогает съесть селедку.

Средства, рекомендуемые при головных болях нервного происхождения.

1. Свежий сок калины обыкновенной, есть больше ягод клубники полевой, пить сок черной смородины (по 1/4 стакана 3 раза в день) или сырого картофеля (по 1/4 стакана).

2. Зверобой продырявленный. 1 столовую ложку травы залить 1 стаканом кипятка, кипятить 15 мин., процедить. Пить по 1/4 стакана 3 раза в день.

3. Девясил высокий. Чайную ложку измельченного корня залить 1 стаканом холодной воды, настоять 10 часов, процедить. Пить по 1/4 стакана за 30 мин. до еды 4 раза в день.

4. Примула. Корни, стебли и листья измельчить. Чайную ложку массы залить 1 стаканом кипятка, настаивать полчаса, охладить, процедить. Пить по 1/2 стакана 2 раза в день. Настой действует успокаивающе на нервную систему, имеет легкое снотворное действие, помогает при излишнем возбуждении и головных болях.

Советы В.Востокова “Искусство расслабления”.

1. Прежде чем расслабиться физически, надо расслабиться психически, потому что наше тело отражает состояние нашего мозга, а не наоборот. Если мозг напряжен, то и тело будет таким же, как бы мы ни старались расслабиться. Когда вы лежите в теплой и уютной постели, постарайтесь ни о чем не думать, как бы “убежать” от времени. “Погуляйте” мысленно по росистой лужайке, подобно чайке “полетайте” над морем. Остановите бег времени. В этом заключена вся мудрость. Вам ничего не нужно, вы просто наслаждаетесь. Запомните это состояние. Это – расслабление.

2. Естественным расслаблением для человека является сон. Хорошо спит тот, кто хорошо расслабляется. Начнем с того, что будем ложиться спать на пустой желудок. Это трудно, но очень эффективно. В крайнем случае, выпейте стакан молока или фруктового сока, или поешьте яблок. Если ваш желудок заполнен пищей, он давит на диафрагму, сердце. От этого вам трудно дышать. К тому же активно работающий желудок мешает организму расслабиться и обрести долгожданный покой. Очень полезно при чувстве легкого голода перед сном съесть что-нибудь, содержащее щелочи, к примеру, карамель “холодок”, ментоловые пастилки или пожевать немного тмина.

3. Запаситесь пихтовым маслом, это чудодейственное средство от бессонницы. Каждый раз перед сном растирайте голени и стопы пихтовым маслом, а затем надевайте хлопчатобумажные носки. Из-под головы уберите вторую подушку, спать лучше на одной подушке, достаточно мягкой, чтобы не давила на голову и уши. Сама постель не должна быть слишком мягкой, так как в этом случае трудно расслабиться. Поменяйте ватное одеяло на два шерстяных. Теперь, когда улеглись, протяните руку, возьмите с ночного столика пачку с валериановым корнем и понюхайте его в течении трех минут. Если в доме есть лавандовое масло, понюхайте его, но каждой ноздрей в отдельности. Натрите им виски и надбровные дуги. Лавандовое масло чрезвычайно эффективное снотворное.

4. Если непосредственно перед засыпанием не удается расслабиться и “погулять” по росистой траве, то сделайте две вещи. Во-первых, закройте глаза и мысленно устремите взгляд в сторону ног. Постарайтесь не думать о прошедшем дне, он уже прошел и ничего не вернуть, так чего ж зря мучиться. Уходите мысленно в направлении своего взгляда все дальше и дальше, как бы выходя за пределы комнаты, дома, улицы, города, земли, постепенно растворяясь в космосе. Если в голову продолжают лезть мысли и нерешенные проблемы, не фиксируйтесь на них, а усилием воли вновь и вновь возвращайтесь к своему “путешествию” с земли в просторы космоса. Во-вторых, научитесь делать простой вариант знаменитой йоговской “позы мертвых” – Шавасаны. Пока вы ее будете осваивать, заснете непременно. Условие одно: максимальное сосредоточение только на упражнении, все мысли гоним прочь.

Устройтесь удобно в постели. Руки положите вдоль туловища, ладонями обязательно вверх. Пальцы полусогнуты. Ноги слегка раздвинуты. Голова повернута в сторону, так как лежать без напряжения в положении “прямо” она просто не может. Рот полуоткрыт. Полусогнутое положение пальцев позволяет быстро расслабить мышцы рук, положение стоп с развернутыми носками облегчает расслабление мышц ног. Повернутая чуть в сторону голова помогает расслабить мышцы шеи и плеч. Приоткрытый рот создает “маску” релаксации, оттягивая вниз подбородок и снимая напряжение с мышц щек.

А теперь спокойно, не торопясь пройдемся мысленно по всему телу, начиная от кончиков рук и кончая, к примеру, тонким кишечником, но до него точно дело не дойдет – заснете. (Начинайте всегда с кончиков пальцев. Вы должны почувствовать их непременно, даже если на отработку этого ощущения уйдет некоторое время). После того, как вы почувствовали кончики пальцев рук, обратите свое внимание на фаланги пальцев и почувствуйте их. Кто-то при этом ощущает покалывание, кто-то биение пульса в нужном месте, кто-то тепло. Пальцы в этот момент сами собой расслабятся, кисть может непроизвольно дернуться – это как раз то, что нужно.

Затем внимание переносится на ноги, по ним также нужно пройти мысленным взором, расслабляя каждую часть: каждый палец, лодыжки, голень, колени и так далее. Затем продолжаем расслаблять позвоночник – от копчика до мышц шеи. Не торопитесь, почувствуйте каждую косточку. Обычно к этому времени человек уже спит. Если этого не происходит, терпеливо и не отвлекаясь на посторонние мысли, постарайтесь мысленно увидеть и расслабить все мышцы лица: подбородок, язык, щеки, оба глаза, нос, лобные мышцы, волосы, ощутите кожу под волосами. И, наконец, принимайтесь за внутренние органы. Теперь, когда вы находитесь в состоянии мышечного расслабления, посмотрите вверх и представьте яркое голубое небо. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно дольше удержать перед глазами образ голубого неба. В эти мгновения происходит отключение практически всех органов чувств, окончательное мышечное и нервное расслабление. Характерным при этом явлении ощущением является отсутствие физического тела, удивительное состояние невесомости. Голубой цвет йоги выбрали не случайно, он более всего расслабляет психику.

5. Для засыпания лучше всего подходит поза “на спине”, она больше всего способствует расслаблению всего тела. Я не рекомендую спать на животе, так как при этом затрудняется дыхание из-за нагрузки на диафрагму.

Когда в комнате жарко, засыпать легче на правом боку, когда холодно – на левом.

Чтобы не замерзнуть в сильный холод, нужно закрыть ватой левую ноздрю и спать на левом боку.

 

Очень немного из истории певческой культуры

Один из древнейших видов музыкального иполнительства – передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкальных… Пение может быть со словами, без слов, сольное (одноголосное), ансамблевое… Обычно пение сопровождается инструментальным сопровождением, но бывает a cappella (без сопровождения).

Литература, цитируемая в работе

 

1. В. Багабуров “Очерки по истории вокальной методологии”. Из-во “Музгиз”, М.1967

2. Н.П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова “Искусство речи”. Из-во “Советская Россия” М.1964

3. Ф. Витт “Практические советы обучающемуся пению”. Из-во “Музыка”, Л.1963

4. Кн.С. Волконский “Выразительный человек”. Из-во «Аполлон» 1912.

5. Дж. Лаури Вольпи “Вокальные параллели”. Из-во “Музыка”, Л.1972

6. Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976.

7. Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

8. Вопросы методики воспитания слуха. Из-во “Музыка”, М.1967

9. Л. Дмитриев “В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр”. Из-во “Музыка”, М.1974

10. Л.Дмитриев “Основы вокальной методики”. Из-во “Музыка”, М.1968.

11. Ж. Дюпре “Искусство пения”. Из-во “Музгиз”, М.1955

12. А.М.Егоров “Гигиена голоса и его физиологические основы”. Из-во “Медгиз”, Л.1970.

13. В.Г.Ермолаев, Н.Ф.Лебедев, В.П.Морозов “Руководство по фониатрии”. Из-во “Медицина”, Л.1970

14. Ф.Ф.Заседателев. “Научные основы постановки голоса”. Муз. гос. из-во М.1929.

15. В.С.Кантарович “Гигиена голоса”. М.1955

16. И. Кочнева, А. Яковлева “Вокальный словарь”. Л.1986

17. И.Левидов “Певческий голос в здоровом и больном состоянии”. Искусство, Л.1939.

18. И. Левидов “Певческий голос”. Л.1941

19. М.Л. Львов “Русские певцы”. М.1965

20. Н.М. Малышева “О пении”. Из-во “Сов. Композитор”, М.1988

21. А.Г. Менабени “Методика обучения сольному пению”. М.1987

22. Методика обучения сольному пению. Из-во “Просвещение”, М.1987

23. В.П. Морозов “Биофизические основы вокальной речи”. Л.1977

24. В.П. Морозов “Вокальный слух и голос”. Из-во “Музыка”, М.1965

25. В.П. Морозов “Тайны вокальной речи”. М.1967

26. Музыкальная энциклопедия. Из-во «Советская Энциклопедия» М.1973-1982

27. И.К.Назаренко “Искусство пения”. (Хрестоматия). Из-во “Музыка”, М.1968.

28. М.И. Переверзева “Творческая и педагогическая деятельность Е.Ф. Петренко”. Из-во “Музыка”, М.1970

29. И. Прянишников “Советы обучающимся пению”. Из-во “Музгиз”, М.1958

30. К.С. Станиславский “Работа актера над собой”, Письма. Л.1980

31. М. Чехов “О технике актера”. М.1986

32. О. Чишко “Певческий голос и его свойства”. М. 1966

33. С.П. Юдин “Формирование голоса певца”. Из-во “Музгиз”, М.1962

34. Р.Юссон “Певческий голос”. Из-во “Музыка”, М.1974.

35. Л.К. Ярославцева “Зарубежные вокальные школы”. М. 1981

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

– Конец работы –

Используемые теги: Пекерская, вокальный, букварь0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Е. М. Пекерская Вокальный букварь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Дать определение понятий: хор, вокальный ансамбль, трио, дуэт, соло
Творчество П И Чайковского в истории русской и мировой художественной культуры...

0.024
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам