рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I. Лютер до поступления в монастырь

I. Лютер до поступления в монастырь - Семинар, раздел Образование, МАРТИН ЛЮТЕР: ЖИЗНЬ И ТЕОЛОГИЯ 1. Происхождение И Семья Датой Своего Рождения Сам Лютер Назы...

1. Происхождение и семья

Датой своего рождения сам Лютер называет 1484 г. Однако вероятнее всего, что здесь ему изменяет память, либо его собственные знания не точны. Можно считать практически точно установленным, что на самом деле Лютер родился в 1483 г., 10 ноября и на следующий день – 11 ноября, как тогда было принято, он был крещен. Это произошло в день св. Мартина. Поэтому Лютер при крещении получает это имя.

Первым датой рождения Лютера 1483 г. назвал Меланхтон и он постоянно настаивал на этой дате, опираясь при этом на собственноручно составленный им гороскоп Лютера. Слабость Меланхтона к астрологии была часто среди его друзей предметом насмешек, однако, в данном случае он, похоже, оказался прав.

Сколько сестер и братьев было у Лютера, точно неизвестно. Можно предположить, что не менее девяти. Известно, однако, что зрелого возраста достигли лишь брат Якоб и три сестры. Родился Лютер в городке Эйслебен. Тогда там было не более четырех тысяч жителей. Однако уже год спустя семья переезжает в Мансфельд, город, который расположен от Эйслебена на расстоянии примерно 12-ти километров. В этом городе жило примерно в два раза меньше человек, однако он обладал развитой и относительно процветающими меднорудными промыслами. Это дало возможность отцу Лютера, Гансу принять в них активное участие.

Сам Ганс происходил из крестьянской среды. Крестьяне же в средней Германии жили достаточно зажиточно, обладали, как правило, большим хозяйством. Причина была в самоуправлении, взаимопомощи и в запрете на разделение дворов. Наследником становился только младший сын. Все остальные дети должны были покинуть семью и искать себе пропитание на стороне. Так произошло и с Гансом Лудером (Так изначально звучала фамилия семьи Лютеров). Читать и писать он не мог, поэтому он решил воспользоваться теми шансами, которые ему предоставляла жизнь в Мансфельде и как раз там он вскоре после рождения Мартина смог добиться значительных успехов и становится арендатором одной из местных медных копий. И это при том, что успех в горнодобывающем деле был тогда весьма непрочен, а инвестиции в дело требовались значительные. Поэтому неудивительно, что Ганс Лудер долгое время оставался должником сообщества рудокопов, которое обеспечивало его материалами и организовывало продажу готового продукта. Окончательно сумел он расквитаться с долгами лишь в 1529 г. за год до своей смерти.

Бедным человеком он, при всем при том, не был. Он умер в 1530 г. Оставил он при этом 1250 гульденов, что составляло, к слову, зарплату виттенбергского профессора за 10 лет.

Таким образом, Мартин Лютер происходил отнюдь не из бедной семьи. Сам факт, что он мог посещать школу, говорит об этом. В университете Эрфурта Лютер считался сыном зажиточных родителей. По крайней мере, он смог заплатить взнос за зачисление в полном объеме. Однако все это не значит, что семья утопала в роскоши. Лютер вспоминает о жесткой экономии во всем.

В общем и целом, можно сказать, что Лютер происходит из среды раннего капитализма. И не удивительно, что в дальнейшем он совершенно свободно и со знанием дела мог рассуждать на экономические темы.

Возвышение отца Лютера отчасти можно объяснить не только его природной хваткой и удачей, но и очень неплохой женитьбой на Маргарите Линдеманн, матери Мартина. Есть все основания полагать, что она происходила отнюдь не из крестьянской, а из зажиточной городской, буржуазной семьи в Эйзенахе. Там у нее были богатые и влиятельные родственники. Таким образом, для Лютера мир образованных людей не был так уж чужд. Мало того, в семье Линдеманнов было несколько влиятельных юристов. Этим можно объяснить выбор профессии, который был назначен Лютеру.

Очень часто различные психологи пытаются объяснить различные особенности теологии Лютера и его характера, исходя из его воспитания. Они пытаются открыть и подробно объяснить отцовский или материнский комплекс Лютера. Такие попытки связываются с побоями и жестоким обращением со стороны родителей, которому Лютер по его же словам подвергался. Но все такие попытки выглядят очень неубедительно. Во-первых, вряд ли воспитание Лютера сильно отличалось от воспитания других детей в подобных семьях, во-вторых, мы не так уж много знаем о деталях воспитания. И, в-третьих, есть отдельные упоминания о том, что вопреки жесткому воспитанию, родители все же заботились о том, чтобы дети не оказались отчуждены от них, то есть воспитание проходило не только с помощью палки. В- четвертых, согласно воспоминаниям Лютера, отец и мать всегда действовали в воспитании детей согласно и вместе, что мешает нам найти у Лютера какой-либо классический отцовский или материнский комплекс.

С другой стороны Лютер сам, наверное, первым предпринял попытку объяснить некоторые особенности своей биографии, через заложенное в него в семье. Он говорил, например: «Строгость и суровая жизнь, которую родители вели со мной, она подвигла меня после бежать в монастырь и стать монахом, однако они искренне хотели как лучше». Во всяком случае, можно сказать одно: воспитание Мартина было крайне суровым, но отнюдь не бесчувственным.

И вообще, если говорить о возможных комплексах, то нельзя забывать, что семья Лютера, особенно его мать, начинает потом играть относительно важную роль в спорах вокруг личности Лютера. Распространенными были высказывания его противников, в том числе и вполне официальные высказывания, что Мартин Лютер был зачат своей матерью-шлюхой в бане от самого дьявола. Можно себе представить те чувства, с которыми приходится слышать подобное. Надо отдать должное Лютеру, когда он смеялся над такими обвинениями, говоря, что главное, и самое опасное, дело сатаны – затемнять и искажать Евангелие, а не брюхатить девиц.

 

2. Учеба в школе

Точно неизвестно, в каком возрасте Мартин был отдан в школу. Вероятно, тогда ему было шесть или семь лет. Во всяком случае, он был еще очень мал. Уже, будучи взрослым, Лютер вспоминает, как один из жителей Мансфельда в дождливые дни носил его в школу на себе. Учитывая состояние улиц маленького городка и маленький возраст школьника это было, вероятно, действительно, необходимо.

В школе детей заставляли вызубривать основы грамматики, логики и риторики. Причем при помощи жестокой дисциплины. Мартин отнюдь не был отличником. Бывали дни, когда его секли по пятнадцать раз. Однако то, что возмущало Лютера впоследствии, были не наказания, а то, что учитель не всегда мог отличить недостающие способности от лени.

Самым страшным были выходные. Дело в том, что тогда было принято, чтобы к младшим учеников приставляли так называемых «волков» из более старших школьников, которые пристально следили за их поведением. И если наказания учителя следовали сразу же, то наказания такого «волка» откладывались, как правило, до выходных. Поэтому младшие ученики всегда с ужасом ожидали приближения выходных, как дней, когда им придется выносить все накопившиеся за неделю наказания. Возможно, здесь отчасти коренится особое отношение Лютера к Страшному суду, особая его чувствительность к этой теме.

В 1497 г. Мартин из Мансфельда переходит в школу Магдебурга. Это была школа, которая принадлежала членам одного из реформационных полумонашеских движений 15-го века, которое стремилось к укреплению благочестия и, одновременно, к развитию науки, одной из разновидностей так называемого Devotio moderna. Впоследствии Лютер много перенял у этого движения, особенно в душепопечительском плане. Но, скорее всего, в школе особенно яркого влияния этого уже затухающего движения он еще по-настоящему не ощутил. В любом случае, можно предположить, что педагогические приемы в этой школе были мягче и осмысленнее, чем в Мансфельде.

Последние годы перед поступлением в Университет Лютер проводит в Эйзенахе. После об этих годах стали слагать легенды, которые основываются на неправильно понятых воспоминаниях Лютера. Например, рассказывают о нищем, чуть ли не беспризорном мальчике Мартине, который должен петь под окнами ради куска хлеба. И одна вдова, услышав мальчика с особенно чистым голосом – Мартина – принимает его в свой дом. Разумеется, это не так. Просто существовала традиция, что по большим праздникам школьники ходили по домам и пели, в ответ их одаривали сладостями и другими угощениями. Эти традиции сохраняются и по сей день. А если и была какая-то вдова, то речь, скорее всего, шла просто об одноразовом приглашении на обед.

На самом деле, друг семьи Лудеров Генрих Шальбе, позже ставший губернатором Эйзенаха, принял Мартина в свой дом. Что касается учебы в школе, то рассказывают, что ректор школы, заходя в класс, каждый раз снимал перед учениками шляпу, поскольку, как он говорил: «некоторых из вас Бог сделает губернаторами, канцлерами, докторами или регентами». Если эта история правдива, то, я думаю, становится ясным контраст и этой школы со школой в Мансфельде.

 

3. Учеба в университете

Весьма посредственная учеба в Мансфельде сказалась поначалу на успехах Лютера в университете Эрфурта. Он выдерживает свой первый академический экзамен на степень бакалавра в 1502 г. лишь тридцатым из пятидесяти семи кандидатов. Однако магистерский экзамен в 1505 г. он выдерживает уже вторым из семнадцати экзаменуемых. Особое впечатление на него произвела церемония посвящения в магистры, сопровождаемая факельным шествием. Годы спустя Лютер не может думать о ней без волнения, он говорит: «И сегодня нам надо учиться так же отмечать праздники».

Университет Эрфурта был основан в 1392 г. и принадлежал к числу древнейших университетов Священной Римской империи. К моменту учебы там Лютера этот университет был третьим по числу студентов среди всех немецких университетов.

Учеба в университете как обычно строилась из двух этапов. Сначала нужно было получить степень магистра свободных искусств, что Лютер в 1505 г. и сделал, затем можно было продолжать учебу на одном из трех высших факультетов: теологическом, юридическом и медицинском.

Однако эти высшие факультеты не были сильной стороной Эрфуртского университета. Юридическими факультетами славились: Тюбинген и Кельн, медицинскими: Вена и Лейпциг. Теологический факультет Эрфурта тоже имел свои проблемы. Он еще не оправился от удара и шока, который постиг его в 1479 г. В этом году его бывший профессор Иоганн фон Весель был приговорен инквизицией к пожизненному заключению за то, что называл индульгенции благочестивым обманом и требовал причастия под обоими видами для мирян. Это осуждение бросило тень на весь факультет.

Поэтому самой сильной стороной Эрфуртского университета был именно его низший факультет: факультет свободных искусств, как сейчас бы сказали, философский факультет. Именно его в начале и заканчивает Лютер.

 

4. Путь в монастырь

Как известно, отец предназначил Мартина для учебы на юридическом факультете. После окончания факультета свободных искусств Мартин получает от отца в подарок значительную сумму денег, на которые приобретает весьма редкие и дорогие юридические пособия и сборники законов. Однако несколько недель спустя он возвращает их в магазин. Его судьба круто изменяется, он уходит в монастырь.

Этому предшествовало несколько событий. Однажды Мартину уже довелось посмотреть в глаза смерти. На пути домой в Мансфельд его кинжал, висевший на поясе, вонзился ему в ребро и так неудачно, что оказалась задетой артерия. Один из друзей Мартина сумел быстро вызвать врача, что и спало жизнь Лютера. Однако он навсегда запомнил те минуты, когда лежал на обочине дороги, истекая кровью и пытаясь прижать артерию. При этом он непрестанно взывал за помощью к Марии, о чем впоследствии очень сожалел: если умирать, так уж с именем Христа на устах. Точно неизвестно когда произошло это событие. Зато совершенно точно известна дата другого, решающего: 2 июля 1505 г. Лютера застигает гроза в местечке Штоттернгейм. В ужасе Лютер восклицает: «Святая Анна помоги! Я стану монахом».

Святая Анна - это мать Марии, матери Иисуса Христа. Она считалась помощницей в грозе и покровительницей рудокопов. Особенно почиталась она в средней Германии, где жила семья Лютера. Так что, то, что Лютер воззвал к святой Анне и пообещал стать монахом, вполне отвечало религиозности того времени. Именно поэтому его последующая критика монашества становится такой близкой и понятной для многих.

Отец Мартина, однако, был разгневан тем решением, которое принял Лютер. Он считает монахов бездельниками и уверен, что среди них трудно встретить истинно благочестивых людей. Друзья уговаривали Лютера не принимать обета данного, так сказать, в состоянии аффекта всерьез. Подобные сомнения приходили в голову и ему самому. Однако он не меняет своего решения и две недели спустя, он уже стоит перед воротами монастыря августинцев в Эрфурте. Очевидно, что это решение не было таким уж спонтанным. Карьера юриста Лютеру явно претила. А религиозные вопросы его живо волновали, тем более что ему уже доводилось задумываться о смерти.

Стоит добавить маленькую деталь: гроза застигла Лютера на пути из дома, где он имел долгий и тяжелый разговор с отцом, который намеревался его поскорее женить и уже подобрал ему невесту. Так что, решение Лютера не было случайностью, последствием лишь какого-то необдуманного обета.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МАРТИН ЛЮТЕР: ЖИЗНЬ И ТЕОЛОГИЯ

А Тихомиров Теологическая Семинария ЕЛЦ Новосаратовка I Лютер до поступления в монастырь Датой своего рождения сам Лютер называет г Однако вероятнее...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I. Лютер до поступления в монастырь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

II. Средневековая теология
  Чтобы по-настоящему понять то, что испытал Лютер в монастыре, к чему он стремился, что его волновало и пугало, чтобы понять само его реформаторское открытие, нам нужно сначала броси

III. От послушника к профессору
  1. Поступление в монастырь Отец, как мы уже говорили, активно воспротивился решению Лютера идти в монастырь. В то время было принято считать, что уйти в монастырь –

IV. Реформаторский прорыв Лютера
  Вопрос об этом очень тяжел и спорен. На первый взгляд при этом может показаться, что речь идет, в общем-то, о какой-то мелочи. Какая разница, когда, как и в чем именно, главное ведь

V. Предопределение и сокрытый Бог
  После разбора проблемы реформаторского прорыва Лютера нам следует все еще немного задержаться на центральной теме его богословия и рассмотреть еще один важнейший ее аспект, а именно

VI. Церковь, власть, Писание
  Сейчас мы с вами бросим быстрый взгляд на пропущенные нами годы между 1518 и примерно 1522. В эти годы произошло очень много важных событий, было опубликовано Лютером множество край

VII. Жизнь в мире
  1. Женитьба и брак Лютера В результате реформаторской проповеди учащаются случаи, когда монахи или монахини бегут из монастырей. В их числе были и восемь монахинь из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги