рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия русского зарубежья в 20 веке. Бердяев. Евразийство.

Философия русского зарубежья в 20 веке. Бердяев. Евразийство. - раздел Образование, Гераклит, Анаксагор, Ранний атомизм. Демокрит, Лукреций и его поэма Философия «Русского Зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н...

Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев;

 

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. вышла его первая книжка: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. вышли книжкой под общим заглавием: "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. под заглавием: "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. им издана "Философия свободы". Из статей, не вошедших в эти издания, интересна статья Бердяева в сборнике "Вехи". Бердяев участвовал в редактировании журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни" (1904 - 05); часто выступал в религиозно-философском обществе в Петербурге. В короткое время Бердяев прошел эволюцию, характерную для целой группы литераторов нашего времени. Будучи человеком философски образованным, он стремится разрешить злободневные социальные вопросы на почве критической философии, подчиняемой изменчивым его взглядам. Он начал с критики взглядов Михайловского , с точки зрения "исторического материализма" и философского критицизма, которые он нашел возможным примирить. В последующих статьях Бердяев отводит марксизму место все более узкое. Сначала он признает за историческим материализмом, сознавшим свои границы, значение чисто исторической теории; для социологии, по мнению Бердяева, он дает важные материалы, хотя не может быть речи о материалистической социологии, - но он совсем не может быть философией истории ("Борьба за идеализм", "Мир Божий", 1901). Затем Бердяев все более поддается влиянию философского и общественного идеализма, понимая последнее слово в том широком значении, в каком оно противополагается материализму и в каком под него подойдут и Кант, и Ницше, и Толстой , и Владимир Соловьев , влияние которых мы находим в статьях Бердяева. В последнее время проповедь религиозного понимания жизни занимает у Бердяева первое место. В течение всей этой эволюции Бердяев не покидает почвы Кантовой философии, иной раз расходясь с нею, однако, в некоторых основных вопросах. Так, например, в статье "Этическая проблема в свете философского идеализма" Бердяев ставит в упрек Канту, что он не стоит на почве метафизического отрицания зла. Философские статьи Бердяева не являются ни научными исследованиями, с которыми должен был бы посчитаться философ, ни живой публицистикой, интересной для современников. Для последней они слишком тяжеловесны и требуют серьезной философской подготовки, для первых же допускают слишком много произвольных и недоказанных положений, как, например: индивидуальность есть субстанция вневременная, "чего не посмел признать даже Шопенгауэр", или, что "свобода есть субстанциальная мощь" ("О новом русском идеализме", "Вопросы философии и психологии", 1904). В последние годы в мировоззрении Бердяева более всего заметно влияние Влад. Соловьева. Марксизм, как обожествленная государственность, отвергается окончательно; проповедуется теократия, которая должна заменить "злое начало" государственности, но не должна быть и "отвлеченной" антигосударственностью" т. е. принудительную государственность она должна заменить союзом любви. Все более или менее выдающиеся течения современной религиозно-философско-общественной мысли нашли у Бердяева отклик и сочувствие; но он не принимает ни одного из них со всеми его логическими выводами, вследствие чего остается неясным способ их воплощения в жизни, но зато сохраняется вся их отвлеченная нравственная чистота. М.

 

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой в России.[1]

ЕВРАЗИ́ЙСТВО — течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20-х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И. Ламанского, О. Шпенглера.

Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами к-рого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, кн. Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. В последующем, с 1922 по 1931, вышел еще ряд сб. статей, в т. ч. четыре — под названием "Евразийский временник". В них были опубликованы статьи Г. В. Вернадского, М. В. Шахматова, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, Я. Д. Садовского, кн. Д. П. Святополк-Мирского и др. Заметным явлением в процессе становления и развития евразийских взглядов стал сборник "Россия и латинство" (1922). В 1926 увидела свет брошюра "Евразийство", ставившая целью всесторонне охарактеризовать программу евразийцев (в философском, политическом, социальном, религиозном и др. аспектах).

Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Носители евразийских взглядов выражали глубокое разочарование достижениями (в первую очередь в духовной сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

Идеи Е. нашли в 20-е гг. сторонников и в сов. России. По мнению П. Н. Савицкого, евразийские (или близкие к ним) настроения были свойственны таким сов. литераторам, как Л. М. Леонов и К. А. Федин. В кон. 20 в. носителем евразийских взглядов в России был Л. Н. Гумилев.

В некоторых отношениях воззрения евразийцев были близки сменовеховским (взгляд на рус. революцию, на большевизм, на сов. власть). Будучи явлением сложным, многоплановым, Е. сыграло заметную роль в духовной и обществ. жизни рус. эмиграции первой волны, оказало влияние на формирование идеологии солидаризма, а также взгляды младороссов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гераклит, Анаксагор, Ранний атомизм. Демокрит, Лукреций и его поэма

Гераклит Гераклит Эфесский гг до н э древнегреческий философ материалист в наивной форме сформулировавший ряд диалектических...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия русского зарубежья в 20 веке. Бердяев. Евразийство.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политический идеал и реальность в работах Никколо Макиавелли
Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо

Философские повести Вольтера
Ярчайшей фигурой французского Просвещения является Франсуа Мари (Аруэ) Вольтер (1694-1778), который вошел в историю философии, как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, англ

Философские диалоги Дидро
Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Стали говорить о появлении во Франции целой "партии философов" - передовых мыслителей, учен

Характер развития науки по Куну
Томас Сэмюэл Кун ( 18 июля 1922, Цинциннати, Огайо — 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредство

Философские идеи в России в 11-17 вв.
1. Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо

Развитие философии в России в 18 в.
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии. философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVI

Мировоззрение декабристов
Декабристская философиябыла представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность ф

Мировоззрение Чаадаева
Историческая философиябыла представлена творчеством П.Я. Чаадаева(1794 - 1856). Основными направлениями его философий были: • философия че

Феномен западничества
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов. Видными представителями за

Славянофилы
Оппонентами западников являлись славянофилы.Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофила

Чернышевский
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1829—1889) — русский философ, писатель, общественный деятель. В 1842—1846 учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-философс

Повченники, Данилевский, Леонтьев
Почвенники — писатели, сторонники почвенничества, которые (в отличие от западников) описывали пагубное влияние западной цивилизации на общество, русскую или другую национальную мен

Народничество и его формы
НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение части интеллигенции в России во 2-й половине 19 в., выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В основе народничества - ве

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.
Основные идеи Ленина Историософский анализ современного ему капитализма В своей работе «Империализм как высшая

Русская религиозная философия в конце 190 первой половине 20 вв.
Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием процесса христианизации СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Славянофильство как одно из главных направлений политической и философ

А. С. ХОМЯКОВ
Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) был, по определению Герцена, «Ильей Муромцем славянофильства Хомякову принадлежит большое число богословских сочинений, написанных как результат по

Ю. Ф. САМАРИН
Юрий Федорович Самарин (1819 - 1876) - один из активных практических деятелей славянофильства в пореформенной России. Если К. Аксакова можно поставить на самом крайнем левом фланге славянофильского

Русский космизм
Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Ко

Развитие философии в Советском Союзе
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги