Реферат Курсовая Конспект
Крещение Руси - раздел Образование, V—VIII вв.— Начало расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Крещение Руси – Одно Из Важнейших Культу...
|
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
988 г официально принял Князь Владимир.
Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе
«Самая древняя летопись рассказывает, что весной 988 года все население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр»
4)Галицко-Волынская Русь в XI – первой трети XIII вв.
На юго-западе находились Галицкая и Волынская земли. Города-Государства
формировались здесь в рамках племенных территорий бужам, волынян, хорватов,
тиверцев и уличей. То была обширная область, простиравшаяся от Побужья до бассейна
реки Сан
Волынская земля получила свое название от древнего племенного центра —
Волыня на Буге
В первой половине XI в. город покорно принимал к себе на
княжение сыновей великого князя киевского. Ярослав Мудрый посадил во Владимире
своего сына Игоря, затем Всеволод Ярославич передал город Ярополку Изяславичу
Интенсивно формируется и Владимирская волость: Всеволож,
Перемиль, Бужеск, Белз, Луцк и др. — все это пригороды, признающие власть главного
города, составляющие с ним органическое единство. Зависимость пригородов от главного
города устанавливалась по разным линиям: политической, административной, военной.
По мере того как складывалась Владимирская волость и происходило сплочение местных
социальных сил, обострялась борьба Владимира за независимость от Киева. В конце XI—
начале XII в. Владимир вместе с пригородами составлял крупную по размерам волость
Юго-Западной Руси.
Однако своя княжеская династия здесь появилась лишь в 30-х гг. XII
в., у истоков которой стоит внук Владимира Мономаха — Изяслав Мстиславич, затем его
сын Мстислав. К середине XII в. прекращается зависимость Владимирской волости от
Киева
Но начинается борьба внутри Волынской земли, усложняется волостная система,
внутри которой появляются городские центры, тяготеющие к независимости от главного
города. В рамках старой Владимирской волости формируются более мелкие волости,
возглавляемые своими городами. Так, в 70-е гг. окончательную самостоятельность
приобретает Луцк.
Мстиславичи невысоко ценили свои волынские
волости, всю жизнь боролись за киевский стол. Князем, для которого интересы Юго-
Западной Руси оказались главным дело жизни, стал Роман Мстиславич. Узнав о смерти
своего отца, княжившего на Волыни, он в 1170 г. пришел во Владимир из Новгорода.Его
младшие братья уже сидели в Белзе, Червене и Бресте, и скоро Владимирская земля
разделилась на Владимирскую и Белзко-Червенскую Волости. Луцкая земля также
разделилась на две волости: Дорогобужцкий и Пересопницкую. Роман был первым из
волынских князей, кто унаследовал преимущества соседней Галицкой волости.
Галицкая земля обособилась позже Владимирской. Сам город появляется на
страницах летописи только после 1141 г.
Этот процесс сопрягался с ожесточенной борьбой против Киева, а со
временем и соседней Владимирской волости, которая часто вступает в союз с Киевом
против Галича. Великие киевские князья долгое время по прежнему имели виды на Галич, а конкретным орудием в борьбе с Галичем служил князь Иван Ростиславич Берладник —
племянник Владимира, около 17 лет боровшийся за галицкий стол.
Особого могущества Галицкая земля достигла во время княжения Ярослава
Владимировича Осмомысла (1152—1187)
1159 г галичане обращаются к Ивану Берладнику и приглашают на княжение.
В
галицкой городской общине возникло недовольство Осмомыслом. Возможно, что это
действовала одна из «партий»., враждебная князю. О том, что в городе были люди, не
расположенные к Ярославу, свидетельствуют и дальнейшие события, когда через
несколько лет из города бежала княгиня с сыном Владимиром и «мнози бояре». Разрыв с
мужем и отцом был вызван тем, что стало известно о любовной связи Ярослава с некоей
Настасьей, сыну которой он стал отдавать предпочтение. Княжеский адюльтер XII в.
завершился трагически: галичане избили «приятелей» Ярослава, заставили князя
вернуться в семью, а его любовницу «накладше огнь сожгоша», отправив ее сына Р
заточение. Характер казни заставляет предполагать еще и языческую подоснову событий:
вполне возможно, что. на женщину пало подозрение в колдовстве.
... Община и не подумала выполнять его предсмертное завещание: посадить на
княжеский стел незаконнорожденного Олега. Но и законный сын — Владимир — пьяница
и развратник — тоже недолго удержался в Галиче. Вече выгнали его из города и
пригласило на княжение Романа Мстиславича из соседней Волыни, правда, Роман недолго
продержался в Галиче: с помощью венгров Владимир изгнал его оттуда.
..Появление венгерского королевича на княжеском столе в Галиче — новый этап в
истории взаимоотношений Юго-Западной Руси с Венгрией и Польшей, когда эти страны
превращаются как бы во внутренние факторы развития русских земель. Галичане, изведав
сладости правления чужеземцев, прогнали королевича и вновь посадили на княжение
Владимира. Наверное, помогла Владимиру и поддержка императора Священной Римской
империи. Как бы то ни было, он просидел в Галиче еще десять лет, а после его смерти в
1199 г. в Галиче вновь утвердился волынский князь Роман.
Роман распоряжается Киевом, совершает успешные походы на Литву, Польшу, венгрию,
половцев. Апогеем этой политики было пострижение в монахи киевского князя Рюрика и
провозглашение великим князем Романа. этом контексте не вызывает удивления то, что в
Галицкой земле укрылся византийский император, изгнанный своим соперником, а папа
римский предлагал Роману Мстиславичу королевскую корону. Роман снискал себе такую
славу на Руси, которая сопоставима только с популярностью Владимира Мономаха
Во всяком случае, после гибели Романа в борьбе с поляками в 1205 г. Его вдове
вместе с детьми пришлось бежать из Галича во Владимир-волынский. Местная община
готова была ее приютить, но и здесь были недруги. Пришлось ей бежать и из Владимира,
причем Даниила вывез дядька» (воспитатель), посадив его перед собой на коне и укрыв
плащом. Сыновьям Романа: Даниилу четырех лет и Василько — двух грозило стать
игрушкой в руках иноземных сил. Поначалу их приютил князь Лешко Краковский, но
вскоре он отправил Даниила к венгер-скому королю, а его мать и брата оставил у себя.
Недолгое и уникальное для
Киевской Руси княжение в Галиче в 1212 г. Понрина Володислава.
Нельзя отрицать того,
что в XIII в. Бояре здесь начинают постепенно отделяться и от князя, и, главное, от
городских общин.
отдельные их представители начинают «зарываться, претендовать на
власть.
пригласил из
Новгорода в Галич известного князя Мстислава Мстиславича Удалого, который просидел в
Галиче до 1228 г. Даниил заключил с ним союз и в 1219 г. женился на его дочери Анне.
При молчаливом одобрении тестя Даниил очистил от поляков западные районы Волыни.
Это были первые серьезные деяния князя, в котором все его злоключения выработали
сильный, волевой характер
Даниил стал замечательным воином, одним из самых знаменитых русских князей.
Правление Даниила продолжалось до его смерти в 1264 г. Перед нашествием монголов
Даниил захватил Киев, где посадил своим наместником тысяцкого Дмитра, который
руководил обороной города в 1240 г.
... но по-прежнему
полнота власти в волости была сосредоточена не в руках бояр или князей, а у городской
общины в целом.
5)Северо-Восточная Русь в XI – первой трети XIII вв
Северо-Восточная Русь — сложный в этническом плане регион, заселенный
восточными славянами относительно поздно. Как считают археологи, славянизация
местных финнов здесь продолжалась в XI—XIII вв., а кое-где затянулась до XIV столетия.
Долгое время эти земли находились в даннической зависимости от Киева.
В 1024 г. здесь вспыхнуло знаменитое «восстание волхвов», которые «по
дьявольскому наущению и бесовскому действию избивали старую чадь, говоря, что они
держат урожай» («Повесть временных лет»). В отечественной историографии XX
столетия увидели в этом движений классовую борьбу крестьян против своих
эксплуататоров.
Однако исследования последних лет позволяют утверждать, что это были
ритуальные убийства, призванные обеспечить благоденствие общества.
Инициаторамиэтих действий стали волхвы — жрецы языческого культа, Как бы то ни было, Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях.
Нечто подобное произошло в Суздальской земле и в 1071 г. Тут объявились два
волхва, которые, идя по Волге и появляясь в погостах, требовали себе «лучших жен»,
которым разрезали «спины» и доставали оттуда и гуда съестные припасы. За волхвами
следовала большая толпа людей. Так они и прибыли на Белоозеро, где столкнулись
киевским боярином Ян Вышатичем и его дружиной, собиравшими дань.
Под угрозой сбора дани все
лето белозерцы выдали боярину мятежных волхвов которые после допроса были выданы
на расправу родственникам убитых женщин. Волхвов убили и повесили на дубе, откуда
трупы их на следующую ночь утащил некий медведь
X— начале XI в. города здесь
переживают сложный процесс перестройки, известный историкам под названием
«перенос» города. Он, как мы уже знаем, был обусловлен переходом общества с родовых
на территориальные отношения, появлением территориальной общины. Рождение нового
города соединялось с формированием «областей» вокруг них. Во всяком случае, в
сообщениях о восстаниях в Суздале и Ярославле встречаемся как с городами, так и с
определенной территорией, «тянущей» к ним.
Формируются вечевые
общины. Причем особенностью земли было наличие двух «старых» городов, примерно
равных по своему значению и конкурировавших друг с другом. Главным городом был
Ростов, и когда Владимир Мономах направил сюда своего сына, еще ребенка,
сопровождаемого опытным боярином Георгием Шимоновичем, он хотел, видимо,
сохранить зависимость земли от столицы на Днепре. Мономах вообще придавал этим
землям большое значение, опасаясь набегов волжских болгар.
В 1107 г. Юрия женили на дочери половецкого хана Аепы.
Результатом этого брака стал союз с половецкими ханами против волжских болгар. В 1120
г. состоялся большой и удачный поход на болгар.
Но с северо-запада грозил другой опасный противник — Новгородская земля.
Зимой 1134/35 г. в битве у Ждан-горы
Ополчением Северо-Восточной Руси командовал сын Юрия Владимировича
Ростислав.
Если прежде Ростову приходилось соперничать с Суздалем, то теперь на
передний план выдвигается город, заложенный Владимиром Мономахом
высокой степени организации владимирской
общины. Так, Владимир из пригорода, подчиненного «старшим» городам, превратился в
крупный самостоятельный центр, вокруг которого формировалась своя волость
После смерти Юрия Долгорукого (его
так прозвали, вероятно, потому, что он стремился долекo распространить свое влияние
Если Юрий был
направлен из Киева, то теперь жители Северо-Восточной Руси сами избирают себе князя
путем вечевого решения. Этот факт свидетельствовал о росте силы и влияния городских
общин, о полной независимости Ростовской волости от Киева.
Андрей Юрьевич (1157—1175) вполне соответствовал новой ситуации, с
самого начала своей карьеры проводя просуздальскую политику. Вся его юность — это
бесконечные военные бдения
В 1155 г. Андрей против воли отца ушел в Суздаль. С собой отвез взятую в
Вышгороде икону Богородицы, которую привезли вместе со знаменитой иконой
«Пирогощей» на одном корабле из Царьграда. Он приказал ее оковать более чем
тридцатью гривнами золота, серебром, жемчугом. Это было нужно для создания в Северо-
Восточной Руси нового идеологического центра. Приехав в «Суждальскую землю»,
Андрей делает многочисленные пожертвования в монастыри и церкви, заканчивает
строительство каменной церкви св. Спаса в Переяславе-Суздальском. Религиозная
политика на долгое время становится основным направлением деятельности Андрея.
После избрания Андрей постарался оправдать доверие ростово-суздальского
земства.
В 1160 г. закончена
постройка владимирского Успенского собора. Строятся и расписываются другие церкви. И вот незадача:
когда была закончена главная святыня Владимира, Ростов был истреблен огромным
пожаром. Можно предполагать, что пожар был не случайным.
Становление города-государства в этом регионе шло по-прежнему в постоянной
борьбе с соседним Новгородом и Киевом. Причем касательно последнего политика
значительно изменилась: Андрей Юрьевич старается его ослабить. Апофеозом такой
политики стало взятие днепровской столицы союзными войсками в 1169 г. Два дня
грабили город.
Князем в Киеве
Андрей посадил своего дядю Глеба Юрьевича.
Андрей становился непопулярным у населения, институт княжеской власти не
исполнял своих функций. Заговор против князя был осуществлен при молчаливом
согласии общества: и верхов, и «людья». Летопись красочно живописует сцену убийства
владимиро-суздальского князя. Возглавил заговор некто Петр, зять боярина Кучки.
Всего в заговоре участвовало 20 человек. Летней ночью они пришли ко
дворцу Андрея. Но тут их охватили страх и трепет. Страх они утопили в медовухе,
которую пили здесь же в медуше — специальном погребе. В покои князя вела лестница,
которая сохранилась до сих пор в Боголюбове. Поднявшись вдоль стен, расписанных
фресками, заговорщики оказались на втором этаже затем по переходу пришли к
опочивальне князя. Дверь была заперта, и убийцы пошли на хитрость. Сказал один, стоя у
дверей: «Господин, господин!» Князь спросил: «Кто это?» Тот отвечал: «Прокопий».
Прокопий был личным слугой Андрея. Князь сразу распознал обман: «О, паробьче не
Прокопья». Тогда они начали бить в дверь и силой выломали ее. Князь хотел схватить меч,
но ключник Анбал еще днем вынул его. Перед опочивальней был узкий коридор, узким
был и дверной проем. Поэтому в комнату ворвались только двое заговорщиков.
Обладавший недюжинной физической силой, закаленный в боях князь и без оружия сбил
одного из противников с ног. Но силы были неравны. Князь пропустил сабельный удар и
упал. Тут ворвались и другие заговорщики. В темноте они умудрились ранить одного из
своих сообщников, которого князь опрокинул на пол. Затем они стали наносить удары
Андрею.
Думая, что князь убит, убийцы взяли своего раненого друга и ушли. Андрей же
через некоторое время очнулся. Держась за стену, он вышел на площадь и пошел «под
сени». Заговорщики услышали его стоны и вернулись. Они поднялись во дворец, но не
обнаружили там князя, что вызвало панику среди них. Тогда они стали искать его по
кровавым следам и нашли. Страх ожесточил их еще больше. Они стали рубить его мечами,
так что отсекли левую руку. Смерть князя стал сигналом к грабежам его имущества
После смерти Андрея
вопрос о княжении стал яблоком раздора между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и
Владимиром — с другой.
городские общины
приглашали на княжение различных князей. Владимирцы делали ставку на князя Михаила
Юрьевича — брата Андрея. Началась война между Ростовом и Владимиром, в результате
которой перевес оказался на стороне Ростова. Михаил вынужден был уйти из Владимира,
и там стали править ростовские бояре. Терпение владимирцев быстро иссякло, и они
вновь пригласили на княжение Михаила. В 1177 г. болезненный Михаил умер, и ростовцы
вновь начали борьбу за свой приоритет, приведя «своего» князя Мстислава Ростиславича
из Новгорода. А Владимирцы посадили на столе Всеволода Юрьевича (1177—1212)
Как и в Галицкой земле, на далеком северо-востоке процесс волостного дробления
несколько задержался, и земля сохраняла свою силу Долгое время. Однако в начале XIII в.
во всех важнейших центрах — Ростове, Владимире, Переяславле — утвердились свои
князья. Константин, Юрий и Ярослав Всеволодовичи, севшие в этих городах, предстают
перед нами не феодальными властителями, отгороженными от народной массы, а
князьями, избранными и утвержденными народом. Это значило, что стремление городских
волостей к самостоятельности достигло здесь уже значительных размеров, поскольку
князья приглашались городскими общинами.
В первой четверти XIII в. Ростово-Суздальская земля распалась на
несколько городов-государств, Волостей
6)Новгородская земля в XI – XV вв
Новгород — один из крупнейших древнерусских городов. В IX—X вв. он играл
выдающуюся роль в той межплеменной борьбе, которая привела к созданию грандиозного
суперсоюза восточнославянских племен.
Новгород возник на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмснь-озера, откуда
вытекает эта река. На левом берегу высился кремль, на территории которого располагалась
главная святыня города и земли — Софийский собор. Напротив кремля находились торг,
вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви.
Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит
на протяжении XI столетия.
Формирование суверенной городской общины — процесс
долгий, потребовавший ожесточенной борьбы с Киевом, осуществлявшим свое господство
Можно предположить, что в 1014 г. Ярослав отказался давать дань Киеву, где тогда сидел его отец Владимир, опираясь на поддержку
новгородцев.
Во всяком случае, вскоре ему приходится обратиться к новгородскому вечу и
просить помощи в борьбе со Святополком. Когда же на первом этапе борьбы Ярослав
потерпел поражение, прибежал в Новгород и хотел бежать дальше — «за море»,
новгородская община не дала ему этого сделать, разрубив те ладьи, на которых он
собирался плыть.
конец 80-х гг. XI в. Теперь в городе
сосуществуют две власти: князя и посадника. А это означало, что посадничество
окончательно отпало от княжения, разъединившись также и с наместничеством.
В марте 1117 г. князь Мстислав, просидевший в Новгороде около тридцати лет, был
переведен в Киевскую землю. Оставляя город, он сына своего Всеволода «посади
Новегороде на столе
Всеволод стал последним князем, посредством которого Киев еще как-
то осуществлял свою власть над Новгородом.
Поло¬жение его резко пошатнулось после
смерти отца Мстислава в 1132 г.
Новый киевский князь решил перевести его в
Переяславль, но из этого южного города — важнейшей ступени к киевскому княжению —
Всеволода изгнал Юрий Долгорукий.
Пришлось неудачливому князю возвращаться в
Новгород, где его появление вызвало взрыв возмущения
Новгородцы собрали вече,
пригласив на него жителей Пскова и Ладоги, и и изгнали Всеволода. Затем, правда, ему
позволили вернуться, но недовольстство им росло. Особенно оно усилилось после
суздальских авантюр Князя: оба похода на Суздаль закончились провалом. Особенно
тяжело в Новгороде переживали поражение от суздальцев на Ждане-rope. Это
переполнило чашу терпения новгородцев. Вновь пригласив на вече жителей пригородов,
они окончательно изгнали
Это изгнание ликвидировало остатки власти Киева над Новгородом
В борьбе
с Киевом создавался и другой важнейший социально-политический институт города-
государства — народное ополчение.
К 30-м гг. XII столетия складывается Новгородская волость, т. е. главный город с
зависимыми от него пригородами. Старейшими новгородскими пригородами были Псков
и Ладога.
Известно, что в Новгороде XII—-XIII вв. князья менялись 58 раз,
зачастую чаще, чем времена года
С 1218 г. летопись начинает фиксировать
факты межкончанской борьбы.
1227—1230 гг. Тогда в Новгороде вновь появились
волхвы. Пустили в ход «многие волхования, и потворы, и знамения». Эти ведуны
прельстили очень многих, склонили свою веру, воспользовавшись тем, что над городом и
его волостью навис страшный голод и спутница его Морана — смерть
Но они не рассчитали: гнев народа обратился вначале против них самих. Во дворе
архиепископа устроили судилище, а затем на территории Ярославова дворища волхвов
сожгли. Это была не обычная казнь, и приношение в жертву волшебников и магов.
Однако возбуждение горожан после казни волхвов не улеглось. Теперь их гнев
обратился против архиепископа Антония. Тот предпочел уйти в монастырь, а на его место
пришел себе на беду Арсений
Новгородцы «створили» вече на
княжеском дворе, пошли на двор архиепископа и, заявив Арсению, что причиной столь
неблагоприятных природных условий является именно он, как злодея в шею вытолкли со
двора. Архиепископом вновь был назначен Антоний, причем контролировать его
поставили двух мужей: Якуна Моисеевича и Микифора-защитника. Эти два мужа должны были не столько следить за самим Антонием,
сколько заведовать делами Святой Софии,
Недолго оставалось сидеть на своем месте и
князю Ярославу, княжившему в то время в Новгороде. Ему новгородцы тут же выдвинули
требования: отменить «забожничье» и не слать судей по волости.
Пришлось князю покинуть славный северный город и уйти в свой
далекий южный Переяславль.
В Новгород пришел князь Михаил из Чернигова, и «рады быша новгородци своему
хотению». Михаил оказался гораздо более понятливым и сговорчивым, чем Ярослав. Он
целовал крест новгородцам «на всей их воли». Тут же проявил заботу о Новгородской
волости: освободил от уплаты дани сроком на пять лет бежавших за пределы
Новгородской земли смердов, если они вернутся на старое местожительство. Эти меры
должны были способствовать восстановлению государственного хозяйства — ведь
даннические платежи смердов являлись важной доходной статьей Новгорода.
В следующем 1230 г. новгородскую общину ждали еще большие испытания. Голод
разразился пуще прежнего. Новгородцы виновниками бедствий вновь сочли своих
правителей.
Они стали грабить дворы посадника/
Разграбленное имущество было поделено между общинниками. Таким образом
община не только удовлетворяла свой праведный гнев, но и проводила в жизнь
уравнительные принципы.
Липицкая битва 1216 г. Победив воинство северо-Восточной Руси, новгородцы даже
посадили на княжение во Владимире своего ставленника. Это ли не свидетельство
могущества Новгородской волости?!
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
г Призвание варягов... гг Княжение Рюрика... гг Правление Олега г Поход Олега на Киев...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крещение Руси
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов