Реферат Курсовая Конспект
Русская культура 17в. (ГЮЗЕЛЬ) - раздел Образование, V—VIII вв.— Начало расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Литература И Письменность: Песни, Лег...
|
Литература и письменность: песни, легенды, сказания. Одним из любимых их героев становится Степан Разин, наделенный богатырскими чертами и оказавшийся в одном кругу с былинными богатырями. Распространение получают рукописные книи, для царя изготавливаются рукописные «Куранты» - подобие газеты. Наряду с рукописными появляются печатные книги. Самые значительные памятники литературы 17 века: «Житие протопопа Аввакума» (о расколе русской православной церкви), повесть о завоевании Сибири Ермаком, сатирические повести.
Архитектура: Переход от строгих церковных канонов к нарядности и декоративности. Деревянное и каменное зодчество. Пышный, яркий архитектурный стиль – Московское барокко.
Живопись: церковь старалась подчинить живопись строго религиозной догматике. Развивается реалистическая направленность, интерес к человеческой личности.
Музыка и театр: Народное хоровое творчество, песни. Народный театр, скоморошество.
Высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.
15)Русская культура XVII в.
XVII век — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой
развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим:
«древнерусская культура IX—XVII веков», но никогда не продлим это определение на
следующий, XVIII в., который, без сомнения, является «новым» периодом в истории нашей
культуры.
Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные
тенденции в ней. Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое
содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры,
ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни.
Устное народное творчество. Грамотность и письменность
Появляются первые сборники пословиц, многие из которых доживают до нашего
времени. Широко распространены легенды, песни сказания. Одним из любимых героев их
становится Степан Разин.
Увеличивается количество грамотных людей, в основ
ном за счет расширения самого государственного аппарата. Государству необходимы были
грамотные дьяки и подьячие, т. е. чиновники того времени.
Большее распространение получают рукописные книги
С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные
«Куранты» — своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к
окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в
России.
Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные книги
Активно
трудился Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика»
Уже с 40-х гг. стали возникать частные школы. Ф. М. Ртищев npи гласил из Киева ученых
монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Создание этой и других школ
подготовило основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с
учеными греками, братьями Лихудами. Это было первое учебное за ведение, ставившее своей
целью широкое образование.
Научные знания
Это время нового подъема научных знаний. По математике уже могли решать многие
практические задачи, измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни.
В 1658 г. Епифаний Славнецкий перевел на русский и знаменитый труд Везалия «О
строении человеческого тела». расширялись знания в астрономии.
В 20-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временнее осуждал Ивана Грозного за
его преследование боярской знати и опричнину.
В XVII в., как и в предшествующем столетии, литература была
теснейшим образом связана с общественно-политической мыслью, но В тоже время
происходили существенные изменения в самом развитии литературы, которые
принято определять понятием «обмирщение»
Архитектура
В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось
стремление к отказу от вековых канонов, обмирщению» искусства.
Большую роль в
развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Дома в городах строились в
основном из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г. царь запретил
строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров).
Ярчайшим памятником деревянного
зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667—1678 гг. Дворец состоял из
множества на разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с
3000 окнами. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами»,
кокошниками, крылечками.
Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще
в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области.
Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы
построек.
В церковной архитектуре пышным цветом цвел шатровый стиль. Наиболее известные постройки
такого типа — «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье
Д. Пожарского.
В 1671—1687 гг. прихожанами был построен грандиозный собор Иона Предтечи в Толчкове.
Живопись
В первой половине века продолжали жить и развиваться «Строгановская» и «годуновская»
школы. В 40—50-е гг. наметилось слияние этих их стилей, что отразилось в настенной
живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642—1648) и Архангельского (1652—
1653) соборов Московского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640— 1641),
собора Савво- Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650).
Одно ясно — в живопись хлынуло «живство». Сами мастера пытались в своих сочинениях
(«Послание к Симону Ушакову» (1656—1658) Иосифа Владимирова, «Слово к любо
тщательному иконного писания» (1666—1667) Симона Ушакова) обосновать новый подход к
живописи.
Высшая стадия развития живописи в это время — творчество С. Ушакова. Художник,
работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо,
пусть еще плоскостное, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением
Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет
«Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева.
Интересным явлением живописи того времени была школа ярославских мастеров.
Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление
«парсунного» письма, портретных изображений
Музыка и театр
Этот век оказался переломным и для развития русской музыки Церковная музыка
становится более пышной, праздничной. Появляются «канты» — музыкальные произведения,
которые исполнялись церкви; особое «партерное» пение для трех голосов. Возникает и новая,
линейная, запись нотного текста
Появляется и театр нового вида, созданный по инициативе А. С. Матвеева. Труппа театра
была набрана из жителей Немецкой слободы В 1672 г. состоялся первый спектакль в
Преображенском. Правда, зрителями были только члены царской семьи и их приближенные.
Ставились в основном переводные пьесы на библейские темы. Первая представленная пьеса —
«Артаксерксово действо».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
г Призвание варягов... гг Княжение Рюрика... гг Правление Олега г Поход Олега на Киев...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская культура 17в. (ГЮЗЕЛЬ)
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов