рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль безмолвного созерцания в духовной опеке умирающих

Роль безмолвного созерцания в духовной опеке умирающих - раздел Образование, Паллиативная помощь и уход При ВИЧ/СПИД   Добровольцы Хосписа (В Особенности Те, Кто Пришел Для Служени...

 

Добровольцы хосписа (в особенности те, кто пришел для служения в хосписе по религиозным мотивам) часто задают мне один вопрос: "что мне говорить умирающему?" Мой ответ, основанный на пятилетнем опыте хосписного служения, прост и неожидан: "ничего не говорить!"

Молчать, созерцать. Восточная Православная Церковь придает огромное значение роли безмолвия в духовной жизни христианина. Действительно, практика молчаливой молитвы сердца развилась в XIV-ом веке в богословское направление "исихазм" (от греческого "исихия", что означает молчание, тишина. Позже оно распространилось среди монашеских общин на Св. Горе Афон и на христианском Востоке. Именно исихасты выделяли первенство безмолвия над устной речью. Есть предание, согласно которому братия одного монастыря просили Св. Памву произнести торжественную речь гостю-архиепископу, на что тот ответил: "Если его не учит мое молчание, его не учат и мои слова".

Все это может показаться несколько далеким от хосписной практики, но, мне кажется, что из принципа безмолвного созерцания можно извлечь полезные уроки, особенно тем, кто пришел в хоспис из религиозных побуждений. "Обилие всевозможной информации в современном мире захлестнуло человека, оно вызвало безразличное, легкомысленное отношение к слову, как к устному, так и печатному. Поэтому, самым мощным, самым убедительным сегодня становится безмолвный голос образа".

Существует английская поговорка "картина рисует тысячу слов", и это особенно относится к духовным образам. Образы находятся в центре культуры и богослужения Православной Церкви. Греческое слово "икона" и означает образ с множеством связей, относящихся не только к изобразительному искусству. Основной же иконой Церкви является не изображение какого-либо святого, а сам человек, созданный по образу и подобию Бога, икона Бога. Как жаль, что те почести и поклонение, воздаваемые церковным иконам, мы не воздаем иконам живым, то есть людям, особенно в условиях хосписа! К иконам следует подходить в духе безмолвного созерцания; так должно быть и в отношении к пациенту хосписа. Слова часто теряют смысл, даже если их правильно употребляют.

Однако, это не означает, что в духовной практике надо поощрять пассивность. Часто обсуждаемое противопоставление созерцательного и активного подхода мне представляется надуманным. Нельзя строго разделить человеческий род на эти две категории. В Евангелии от Луки есть известный рассказ о деятельном служении Марфы и созерцательном Марии (Лк. 10:38-42, 11:27-28). Я бы сказал, что было бы полезно рассматривать Марфу и Марию как символ двух сосуществующих сторон человека, одна уступающая другой в необходимый момент жизни. Конечно, наше безмолвие, обход палат с почтительным молчанием, это и есть наша деятельность, только она не в словах. "Стяжай дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся", - сказал св. Серафим Саровский. Это высказывание было воплощено в жизнь и деятельность Великой Княгини св. Елизаветы Федоровны, основательницы прототипа современного россиийского хосписа - Марфо-Мариинской обители.

Люди с религиозными взглядами часто думают, что хоспис это место для "миссии". Это неверно. Под словом "миссия" можно понимать и пропаганду христианства, то есть выражение определенных понятий и идей посредством слов. Главное слово здесь всё же "служение", а не "миссия". Один образ заботливого и любящего человека уже может облегчить страдания умирающего. Увы, страдания можно усилить непрошенными (хотя и искренними) разговорами, цель которых обратить, но не утешить.

В связи с этим важно учесть следующее:

Часто становится ясно, что "миссиия" необходима этому самому "миссионеру", а не пациенту. Следовательно, работник хосписа преследует свои личные психологические интересы вместо оказания реальной помощи пациенту. (Кстати сказать, такой соблазн подстерегает каждого, кто осознает призвание в каком-либо деле, не обязательно религиозном). Кому нужно духовное обращение пациента, Богу или "миссионеру"? Уверен, что не Богу, потому что "Бог совершенно не нуждается в почитании как в богослужебной повинности человека. Он уже почтен тем, что человек имеет жизнь, что Его Божественная Слава дает человеку участвовать в полноте Его жизни. Или, как красноречиво выразил это Св. Ириней Лионский, "Славой Божией является живущий человек, а жизнь человека есть умозрение Бога"".

"Миссия" в отрицательном смысле также подразумевает употребление слов. Я уже упомянул о том, как много слов обесценены современной культурой. Если работник хосписа или даже священник хотят что-либо сказать, пусть они скажут это безмолвно своим примером или делом. Все в духовной жизни хосписа: часовня, как поются или читаются молитвы, даже облачение священника и его помощников – должны нести отпечаток Божественной красоты. Вот почему я настаиваю на простоте и некоторой строгости богослужения в часовне хосписа или в палатах. Священнические облачения самого простого покроя и спокойных тонов. Так же и литургические сосуды и пение. Так же и иконы, украшающие часовню. Нам повезло, что эти иконы написаны величайшим из живущих иконописцев архимандритом Зиноном. Это такие иконы, которые в духе свободы призывают нас к безмолвному созерцанию их образов. В таком духе безмолвного почитания следует подходить к своим пациентам и работникам хосписа.

Есть огромная разница между человеком религиозным и христианином. Осмелюсь сказать, что первое может стать помехой последнему! Такая религиозность может означать даже некоторый инфантильный эгоизм: "Что Я могу сказать или сделать?", при этом ударение падает на "я". Настоящий христианин, напротив, скажет "ты", а не "я". ( Только безгласная проповедь может принести больше плодов).

Люди умирающие так и есть люди, хотя бы в тяжелейшем положении, однако, они точно так же чувствуют и переживают, как и прежде, до установленного диагноза. Настоящая духовная опека умирающих заключается как раз в том, чтобы откликнуться на страдания пациента христианской любовью. Если умирающему необходимы чашка чая или одеяло, их и надо дать, а не занудную проповедь о Боге или Церкви. Это особенно ясно мы видим в Господней притче о Последнем Суде. В словах Христа, "я был странником, и вы приняли Меня; … был болен, и вы посетили Меня" (Мф. 25:35-35) мы слышим взывание пациентов хосписа. С другой стороны, если пациент хочет молиться, отведите его в часовню или позовите священника. Повторю, лучшей формой христианского свидетельства в наше время и особенно в хосписе будет жизнь по евангельским идеалам.

В заключение хотелось бы привести тот совет, что несколько лет назад дал мне, недавно рукоположенному священнику, владыка Антоний (Блум), возглавляющий Сурожскую епархию в Великобритании. "Священник, - сказал владыка, (а его слова относятся ко всем, кто считает себя христианами) - должен стать иконой Христа. Он должен стать столь прозрачным, что Божья любовь смогла бы светиться через него. А если у него это не получается, то он никакая не икона, а раскрашенная дубина!"

 


Символ хосписа
Проф. Б. С. Братусь


”Пора присоединиться к большинству ”, — говорил Томас Манн на склоне своих лет, подразумевая очевидное, что живущие — лишь малая часть, тогда как большая ушла с поверхности земли. Прощаясь навсегда, мы тем не менее говорим о разлуке, словно подразумевая встречу. Надо ли говорить, что небо при этом — не разряженный космос, а небо души человеческой, вмещающей, помещающей в себя всю полноту бытия. Итак, первый предельный символ Хосписа — это вознесение, восходящее движение к небу человеческой души.

Следующий символ — соединение земли и неба. Небо Вознесения, — как пишет один проповедник, — может быть неотвлеченным, неабстрактным для нас только тогда, когда мы видим землю Христа, его страдания, когда за этим небом стоят заплевания, заушения, оскорбления, крест. Небо приближается через реальную землю, со всеми её радостями и страданиями. Сколь часто эти две стороны разнесены в нашем восприятии, сознании и жизни. Лишь в редкие моменты мы обращаемся к небу души, но куда чаще жизнь кажется мучительной и бессмысленной, погруженной в страдания, неудачи и промахи. Вознесение — подразумевает соединение земли и неба, преодоление, превращение, преображение земного в небесное, бессмысленного в осмысленное. Хоспис в идеале, пределе своем и замысле призван стремиться соединить землю и небо: преткновения земли и небо человеческой души. Первая в стране книга о хосписах, написанная замечательным врачом и человеком, основателем первого в России хосписа Андреем Владимировичем Гнездиловым, носит название ”Путь на Голгофу ”. В открывающих книгу строках автор пишет, что название это да не покажется читателю претенциозным, ибо страдания и возможное преображение онкологического больного получают истинный смысл и символ в примере Христа, его крестного пути на Голгофу.

Третий символ, знак, под которым живет Хоспис. Это — Вечность. Вернее — предстояние перед Вечностью. Все обитатели Хосписа — и пациенты, и персонал предстоят самой Вечности, живут в её свете — особом и ярком, который безошибочно отделяет ложное от истинного. Здесь не нужны хитрые умозаключения и психологические тонкости, в Хосписе всё и всех видно как есть, и никого не обманешь.

Четвертый символ — единение людей. Через хоспис мы видим, чувствуем, переживаем, что все мы братья. Вовсе не потому, что так красиво звучит, а потому что в свете Вечности так оно и есть на самом деле. Философ пишет: ”Если человек дает хотя бы только милостыню, не задаваясь даже в самой отдаленной степени иной целью, кроме того, чтобы уменьшить нужду, давящую другого, это возможно лишь поскольку он познает себя в том печальном образе, следовательно узнает свою собственную сущность в чужом явлении. Делаемое вами является всеобщим ”. И потому не надо спрашивать ”по ком звонит колокол ” — он звонит по тебе. И не надо спрашивать — кто сейчас страдает. Но на месте страдающего мог бы быть и ты. Он сейчас страдает за тебя.

Следующий символ — это, конечно, любовь. Но не тот привычный образ любви-чувства, вспыхивающего и гаснущего по отношению к какому-то предмету, а как тонко определил Андрей Владимирович Гнездилов, любовь-состояние. Состояние как то самое ”небо души ”, о котором говорилось выше. Хоспис — это вместилище любви как состояния. Вполне земное — со стенами, подсобками, кабинетами, палатами. Вполне земное вместилище неземного содержания. Слово ”состояние ” имеет и другие значения — это и богатство, и состав, и соответствие. Любовь — это богатство хосписа, его состав, и это знак его соответствия тому, что он именно хоспис, а не подделка, что это золото, а не то, что только блестит.

Шестой символ — символ служения и жертвы. Вера Васильевна Миллионщикова говорила мне о том, что в Хосписе весьма большая текучесть кадров. И это совершенно понятно, объяснимо. Хоспис требует, вернее сказать, не требует, а просто подразумевает как условие работы такие вещи, которые в обычной жизни встречаются мгновениями, крупицами — любовь как состояние, предстояние вечности, соответствие таинству смерти. Здесь, повторяю, это норма, ежедневность. Кто может выдержать, принять, вместить это? Люди уходят и мы не можем судить их. Но уходят они особым образом, как уходит альпинист с вершины, унося навсегда образ увиденного. Гегель писал — ”раны духа заживают без рубцов ”. Эти усилия и раны заживут без рубцов, лишь укрепя и расширя духовный мир. Как много здесь требуется и тратится, но как безмерно многое дается. Дается подлинность бытия, понимание истинной цены вещей и еще одно, казалось бы странное в этом контексте, что составляет суть последнего, седьмого символа, о котором я хотел бы сегодня говорить.

Этот последний символ хосписа — жизнь. Звучит, конечно, странно в разговоре об учреждении, где едва ли не каждый день умирают люди. Но подумаем — любой человек живет умирая. Каждый день и час неуклонно приближает к последней черте. Задача человека, умирая — жить. Болезнь по старому определению есть сужение, стеснение свободы, свободы жить. Медицина не знает целей индивидуальной жизни человека, она лишь очищает от завалов, расширяет дорогу, по которой должен идти человек. И каждый шаг ценен и важен, сколько бы их не осталось — десять тысяч, сотня или один. Медицина должна бороться за этот последний шаг всей мощью своего знания и горения, ибо, быть может, именно он необходим, чтобы довести человека до цели и смысла его жизни. Итак, Хоспис существует для жизни, чтобы сделать эту жизнь совершенной и завершенной, готовой, наконец, к тому, к чему она предуготована — к Вознесению и Вечности.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Паллиативная помощь и уход При ВИЧ/СПИД

Паллиативная помощь и уход При ВИЧ СПИД...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль безмолвного созерцания в духовной опеке умирающих

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Паллиативная помощь.
  Термин «паллиативный» происходит от латинского «pallium», что имеет значение «маски» или «плаща». Это определяет то, чем по существу и является паллиативная помощь: сглаживает - скр

Современное определение паллиативной помощи (ВОЗ, 2002).
  В связи с «выходом на арену» СПИДа, стремительным постарением населения и увеличением числа больных хроническими прогрессирующими заболеваниями в 2002 году ВОЗ дает новое определени

Паллиативная помощь и страдание
Паллиативная помощь складывается из двух больших компонентов – это облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни (наряду с радикальным лечением) и медицинская помощь в последние

Принципы паллиативной помощи
  Целью паллиативной помощи является предупреждение или избавление от страдания больных фатальным заболеванием. Предполагаемые мероприятия охватывают весь спектр помощи – медицинской,

Формы организации паллиативной помощи
  Существуют многообразные формы оказания паллиативной помощи пациентам. В разных странах они различны, так как развитие помощи идет по собственному сценарию в каждой стране. Однако в

Мультидисциплинарный подход к оказанию паллиативной помощи
  Как уже говорилось, качественная паллиативная помощь должна быть направлена на уменьшение всех компонентов страдания пациента. Для удовлетворения потребностей больного в комплексном

Хосписы: специфика оказания помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.
Примером хосписа для больных СПИДом служит один из крупнейших хосписов Великобритании - Лондонской Дом Света (London Light House). Это хоспис, в котором оказывается помощь только больным СПИДом. Ме

Христианское служение в хосписе
Общение с умирающим, проявление к нему доброты и участия, терпимость к капризам, а иногда и оскорблениям, требуют колоссального напряжения душевных сил. Поэтому в хосписах персонал поддерживает дру

Смерть дочери
  Чтобы скорее почувствовать, чем понять, что такое хоспис, предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги Виктора и Розмари Зорза о смерти их дочери Джейн, которая умерла в возрасте 25

Развитие паллиативной помощи в России.
  Паллиативная помощь пронизывает всю медицину, существовавшую в России на протяжении многих столетий. Однако начало развития паллиативной помощи раковым больным как самостоятельного

Русской Православной Церкви
  Принципы биоэтики паллиативной помощи во многих странах, в том числе и в России, полностью совпадают с принципами биоэтики, провозглашаемыми в «Основах социальной концепции русской

Паллиативная помощь и медицинская биоэтика
  Биоэтика вооружает медиков знанием, как специфических вопросов медицинской этики, так и способностью к системному анализу, вырабатывает привычку рассматривать проблемы в междисципли

Основные принципы медицинской биоэтики в паллиативной помощи
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ АВТОНОМИИ ПАЦИЕНТА. Для осуществления этого принципа в практике специалистам паллиативной помощи необходимо: · согласовывать приоритеты и цели помощи с пац

Права больных в конце жизни
Соблюдение принципов медицинской биоэтики должно обеспечивать на деле реализацию прав пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи в конце жизни.   · право на уважение челове

Заболевание
Вероятно, основной проблемой для пациента является его заболевание, которое своей необратимостью и тяжестью порождает массу психологических реакций. Чаще всего они наблюдаются в рамках невротически

Чувство одиночества и важность здорового психологического климата
  Само чувство одиночества, оторванности от семьи, общества, жизни порождается еще на первых стадиях заболевания. Мы уже упоминали о стрессорном психогенном факторе, каким является ди

Проблема умирания
Ориентация только на жизнь оставляет в стороне или в небрежении вопросы смерти. Как часто люди полагают, что важно прожить подольше, сохраняя здоровье, а умереть поскорее, незаметнее, избежав страд

Роль молитвы в последние дни жизни больного
Христианские идеалы, опыт церкви, силы молитвы, прощения, любви ждут тех, кто приходит на путь искания. Соединение медицинской деятельности с христианским служением имеет особые перспективы в работ

Проблемы семьи инкурабельного больного
  Сложности семьи, где находится инкурабельный больной, будь то больной раком или СПИДом, сложно переоценить. По статистике заболеваемость и смертность среди родственников в течение о

Поддержка больного родственниками и друзьями
Трудно придумать ситуацию, в которой бы человек чувствовал себя более растерянным, обескураженным и так же не находил достаточно понимания и сострадания, как, когда он видит, что кто-то, кого он лю

Необходимость поддержки персонала, работающего в учреждениях паллиативной помощи
Необходимо подчеркнуть, что персонал хосписа работает с самой тяжелой категорией больных, когда происходит во сто крат большая потеря энергии, чем в других учреждениях. Недаром во всем мире по отно

Балинтовские группы для специалистов, работающих с умирающими пациентами
Врачи и медицинские сестры, работающие в тех отделениях, где высока смертность, подвергаются воздействию значительного психологического стресса. В первую очередь это относится к сотрудникам хосписо

Процедура проведения балинтовской группы
Группа врачей, численностью от 8 до 12 человек (так называемая, "малая группа"), встречается каждые 1-2 недели (продолжительность встречи-семинара 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет

Скорбь и депрессия
Фрейд считал, что человеку, охваченному горем, весь мир представляется ничтожным и пустым, тогда как в состоянии депрессии человек сам себя чувствует жалким и никчемным. Одна из функций, выполняемы

Осложненные реакции
Отклоняющиеся от нормы реакции могут возникать по разным причинам, они могут быть обусловлены проблемами взаимоотношений с умершим при его жизни, обстоятельствами, сопутствующими его смерти, всем м

Принципы консультирования в период утраты
1. Помочь человеку, который понес утрату, осознать факт смерти родного (близкого). 2. Помочь человеку, который понес утрату, определить и выразить свои чувства (к чувствам, ставящим перед

Российский и международный опыт создания хосписов
  Ниспровержения и перевороты, феерия современной технологии, десятки новостей о прогрессе в области медицины каждый день. Врачи могут уже почти всё. Константа осталась, кажется, толь

Экономическая целесообразность
Любому государству хосписы приносят экономическую выгоду. И немалую. Американцы экономическую целесообразность хосписов оценивают по величине валового национального продукта, произведенного ро

Основные определения
Идеи, заложенные в работу хосписов, лежат и в основе паллиативной медицинской помощи в широком смысле. Симптоматическая (паллиативная) помощь по ВОЗ определяется следующим образом:

Заповеди хосписа
  1. Хоспис - не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас. 2. Основная идея хосписа - облегчить боль и страдания к

Как работает хоспис
  Больной поступают в стационар в случае необходимости постоянного наблюдения специалистами хосписа, если его состояние не позволяет ему находиться дома, если дома нет приемлемых усло

Медицинская этика
  Чем же может помочь медицина в том случае, когда человек безнадежно болен? Ведь тот факт, что реальное состояние дел не позволяет уже врачам вылечить больного, совсем не означае

Как себя вести. Советы близким
  Горе, смятение, печаль, страх, гнев, растерянность поселились в моем доме. Именно сейчас, когда жизнь стала немного налаживаться - и это горе. Сколько времени осталось быть

Общие рекомендации
  1) Поместите, если возможно, больного в отдельную комнату, а если нельзя, то выделите ему место у окна. 2) Постель, не должна быть мягкой. Если это необходимо, застелите клеенко

Хоспис и религия
Часто, когда в жизни происходят важные перемены, случаются трагедии или просто серьезные трудности, человек вспоминает про Бога, про Церковь. А пока жизнь складывается более или менее счастливо и с

Память смертная
Меня просили сказать нечто о смерти - о подготовке к ней и о том, как можно думать о смерти и встречать ее. В завершение я хотел бы поговорить о некоторых обрядах Православной Церкви, связанных со

Ценность времени.
Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что слова, которые мы произносим -

Личные воспоминания: смерть матери.
Моя мать три года умирала от рака. Ее оперировали - и неуспешно. Доктор сообщил мне это и добавил: "Но, конечно, вы ничего не скажете своей матери". Я ответил: "Конечно, скажу".

Смерть — отделенность от Бога.
Когда мы думаем о смерти, мы не можем думать о ней однозначно, либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии, в Евангелиях, более сложный. Говоря коротко: Бог не созда

Двойственное отношение.
В нашем отношении к смерти должны присутствовать обе стороны. Когда умирает человек, мы совершенно законно можем сокрушаться сердцем. Мы с ужасом можем смотреть на то, что грех убил человека, котор

Еще личные воспоминания.
Трудно, почти невозможно говорить о вопросах жизни и смерти отрешенно. Так что я буду говорить лично, быть может, более лично, чем понравится некоторым из вас. В своей жизни мы встречаемся со смерт

Смерть отца.
И еще последний образ: смерть моего отца. Он был тихий человек, мало говорил; мы редко общались. На Пасху ему стало нехорошо, он прилег. Я сидел рядом с ним, и впервые в жизни мы говорили с полной

Жизнь вечная
Разумеется, такая подготовка, как я уже сказал, влечет за собой отношение к смерти, которое признает, с одной стороны, ее ужас, горе утраты, но вместе с тем сознает, что смерть - дверь, открывающая

Восприятие смерти в детстве.
Я хотел бы теперь перейти к другой теме, поговорить о другом. Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слыша

Насильственная смерть
Позднее мы встречаемся со смертью в соответствии с этими первыми впечатлениями. Подростками, в юности мы можем столкнуться трагически с насильственной смертью, несчастными случаями, войной. Я помню

Потеря близких
Как я уже говорил, мы соприкасаемся со смертью впервые и сколько-то длительно через потерю близких. И на этом я хотел бы несколько остановиться, потому что, научаясь понимать смерть других людей, е

Собственная осиротелость
Я уже упоминал, что одна из проблем, сразу встающих перед тем, кто потерял близкого человека, - это чувство, ощущение одиночества, оставленности тем порой единственным человеком, кто имел для нас з

Свидетельство нашей жизни.
Это приводит меня к еще одному аспекту всей ситуации. Мы оставлены, чтобы все, что мы видели, что слышали, что пережили, могло умножиться и распространиться и стать новым источником света на земле.

Душа и тело
Теперь, говоря о проблеме реальности смерти, мы обратимся к различным связанным с ней службам Православной Церкви. Поскольку каждый может прочесть их или знает на опыте, я не буду разбирать их подр

Целостный человек
С другой стороны. Священное Писание, говоря о целостном человеке, в различных местах употребляет слово " тело ", или " человек ", или " душа ". И действительно, между

Победа Воскресения
Воскресением Христовым смерть на самом деле преодолена. Смерть преодолена во всех отношениях. Она побеждена, потому что благодаря Воскресению Христову мы знаем, что смерть - не последнее слово, и ч

Отпевание
В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: Благословен Бог наш... Порой это предельное испытание для нашей веры. &qu

Умерла создательница теории умирания
  В сентябре 2004 года, в возрасте 78 лет умерла Элизабет Кюблер-Росс, американский психиатр швейцарского происхождения, создательница концепции психологической помощи умирающим больн

Бабочки на стенах
  Девочка родом из благополучной Швейцарии впервые столкнулась с темой смерти еще в детстве, когда попала в больницу и стала свидетельницей смерти восьмилетней соседки по палате. Ее п

Пять стадий умирания
  Книга "О смерти и умирании" и сейчас является непревзойденным учебником для всех профессионалов, работающих с умирающими пациентами - врачей, медсестер, психологов. Выделе

Говорить или молчать?
  Вся западная медицина была устроена так, что с больным можно обсуждать все что угодно - анализы, процедуры, способы лечения, но не прогноз, особенно если он неутешительный. Родствен

Смерть и работа горя
  Вспомните золотую осень... Сколько в этом времени года красоты и тихого очарования. Воздух наполнен особой прозрачностью и свежестью; листва становится необычно яркой и завораживающ

Работа с детьми, пережившими утрату
У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Как пишет С. Левин, «возможно, многие не бояться небытия потому, что совсем недавно пришли оттуда» [14, с. 136]. Считается, что у

Умирающие дети
  Можно смириться со смертью, когда под ней подразумевается избавление от старости, немощи и болезней, но как смириться с потерей ребенка? Такая смерть полностью разрушает представлен

Жить одним днем
Люди не любят думать о смерти. Им некогда задумываться о ней. Все мы знаем, что смерть придет, но стараемся не думать об этом, особенно, если мы еще молоды или здоровы. A может быть, другой причино

Иметь желание жить
Мы все родились с желанием жить. То, что это желание оказывает влияние на течение любого заболевания, в том числе и неизлечимого, обсуждается в течение длительного времени. Хоть это и небольшой арг

Как Вы чувствуете себя, если время Вашей жизни ограничено
Каждый из нас неповторим и каждый выбирает свой путь жизни и смерти. Хотя, верящие в судьбу люди скажут Вам, что срок нашей жизни давно уже предопределен выше, и мы не в силах существенно его измен

Ваша внутренняя сила
Большинство людей бывают эмоционально потрясены, когда они первый раз узнают, что болезнь, их поразившая, неизлечима. Они могут перестать владеть собой, как они это делали раньше. Иногда о

Что Вы можете сделать для самого себя
Ощущение бремени серьёзного неизлечимого заболеванием может лишить мужества. У вас могут быть как хорошие, так и плохие дни. Утром Вы можете чувствовать себя плохо, но уже в обед. Ваше самочувствие

Смело встречайте сложные проблемы
Возможно, очень трудно признавать то, что Ваше тело не долго будет таким сильным и надежным, каким было раньше. По мере прогрессирования заболевания, Вы не будете таким независимым, как раньше. Эта

Управление своими эмоциями
Ранее полагали, что люди, умирающие от рака, могут быть только печальны. Они могут находиться в депрессии, быть озлоблены, испуганы или испытывать все эти чувства одновременно. Это обычные человече

Не бойтесь говорить о своем заболевании
Честный и открытый разговор о Вашем заболевании может помочь Вам по нескольким причинам. Он может помочь тем, кто закрыт от понимания предпочтительности того или иного вида и метода лечения. Тяжест

Делая неизвестное известным
Говорят, что у человека нет страха смерти, но есть дни, недели или месяцы, предшествуют этому, которые страшат. Многие боятся, что в это время боль будет постоянной, и желают знать, что они стали в

Уменьшая Вашу боль и дискомфорт
Многие люди, у которых рак, боятся физической боли. Тем не менее, не у всех онкологических больных есть боль. И те, у кого есть боль, не испытывают эту боль постоянно. Если у вас есть боль

Чувство одиночества
Если болезнь прогрессирует, Вы считаете, что Ваша жизнь разрушена. Ваши взаимоотношения с семьей, друзьями, сослуживцами становятся все реже. Обычный Ваш распорядок дня: лечение, визиты к доктору и

Люди в Вашей жизни
Для многих людей семья и близкие друзья являются наиболее важным источником эмоциональной поддержки. Как сказал один мужчина: «Моя любимая жена и мой друг, как «круг» вокруг меня. Они создают защит

Как могут реагировать дети и подростки
Дети, чей родитель, дедушка, брат или сестра имеет рак, почти все осведомлены об изменениях в их жизни. Равно как и маленькие дети чувствуют то, что что-то изменилось. Они могут быть напуг

Как могут реагировать совершеннолетние дети
Возможная потеря родителя может изменить самоощущения совершеннолетних детей, у них могут появиться вопросы и страхи относительно их собственной смерти, и это может повлиять на их представление о т

Супруги
Общение между Вами и Вашим супругом, как улица с двухсторонним движением. Будьте честны в своих эмоциях, которые могут помочь Вам приобрести поддержку. Ласковые слова, объятия и поцелуи могут прине

Близость
Вы можете быть не способны выражать свою сексуальность так, как это было раньше, из-за физических изменений и эмоциональных беспокойств. Тем не менее, это не значит, что Вы должны отказываться от п

Домашний уход
Домашний уход – для многих пациентов это удобная и комфортная альтернатива госпитальной помощи. Медицинские работники, осуществляющие данную работу, могут назначить медикаменты для лечения боли и д

Хосписная помощь
В нашей стране с каждым днем появляется все больше хосписов и хосписных бригад. Хосписные программы осуществляются специализированной командой по уходу за пациентом и его семьей, как дома, так и вн

Принятие решений о лечении
Принимать решение о Вашем лечении – Ваше право. Это также важно понимать Вам и окружающим вас людям, что Ваше желание со временем может измениться. Семья, друзья или другие люди, которые з

Права пациентов
Как пациент Вы имеете и другие права. Вы имеете право на полную информацию о своем заболевании и о том, что может принести будущее, и Вы имеете право поделиться этой информацией или сохранять её в

Планирование для Вашей семьи
Тщательное планирование дальнейших мероприятий уменьшит финансовые, юридические, эмоциональные трудности Вашей семьи, с которыми они встретятся после Вашей смерти. Хотя это и трудно, обсуждать прак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги