Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедрагуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол от «31» августа 2011 г. № 1) | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов.
Практические занятия
Раздел (Модуль) I. ФИЛОСОФИЯ В ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИИ, СВОЕОБРАЗИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
При рассмотрении этой темы следует обратить внимание на то, что с появлением научного познания мира начинает формироваться научное мировоззрение, причем если каждый философ, создавая свое учение одновременно сам, единолично создавал и целостное мировоззрение, давал ответы на все мировоззренческие вопросы, то научное мировоззрение разрабатывается лишь объединенными усилиями представителей всех естественных и общественных наук. Попытайтесь уяснить для себя, каким образом развивающееся научного познание последовательно вытесняет спекулятивную философию сначала из области изучения природы, а затем из области изучения общественной жизни, вследствие чего за ней остается лишь изучение сознания людей, логико-гносеологическая проблематика. Особое внимание следует обратить на то, что преодолевая («снимая») спекулятивно-философское мировоззрение научное мировоззрение и его философская составляющая – научная философия - отрицают ее не тотально, а избирательно, удерживая все позитивное, что в ней имелось. Выясните, посредством сравнения, в чем состоят отличия научной философии от философии спекулятивной.
В заключение, для того, чтобы понять место философии (спекулятивной и научной) в духовной культуре человечества и для чего ее следует изучать, тщательно проанализируйте функции философии в жизни общества и личности.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 25-33, 33-39.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. 13-35.
Дополнительная литература
1. Афанасьева, О. В. Нужна ли философия современному специалисту?//Социально-гуманитарные знания. 2008. № 5.
2. Берлин И. Назначение философии//Вопросы философии. 1999. № 5.
3. Ильенков Э. В. Философия и культура. – M., 1991.
4. Ильин И. Философия и жизнь //На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М., 1991.
5. Ковалева С. В. Философия как опыт становления культуры мышления: образовательный аспект//Социально-гуманитарные знания. 2008, № 1.
6. Мамчур Е. А. Философия и наука// Вопросы философии. 2008. № 7.
7. Никифоров А. Л. Философия как личный опыт //3аблуждающийся разум? – М., 1990.
8. Потемкин А.В. О специфике философского знания. – Ростов н/Д, 1973.
9. Потемкин А.В. Проблема специфики философии в диатрибической традиции. - Изд-во РГУ, 1980.
10. Розов Н. С. Социологическая «отмена философии» - вызов, заслуживающий размышления и ответа//Вопросы философии. 2008. № 3.
11. Рорти Р. Философия и будущее / Вопросы философии, 1994, № 6.
12. Садовничий В.А.Знание и мудрость в глобализирующемся мире//Вопросы философии. 2006. № 2.
13. Степин B.C. - Философия и эпоха цивилизационных перемен//Вопросы философии. 2006. № 2.
14. Философия в современной культуре: новые перспективы («Материалы круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. № 4.
15. Яковлев А.А. Назначение философии //Вопросы философии. 1988. № 5.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы особенности научного мировоззрения и чем оно отличается от спекулятивно-философского мировоззрения?
2. В чем состоит «снятие научным мировоззрением спекулятивно-философского мировоззрения?
3. В чем состоят отличия научного естествознания от натуральной философии?
4. В чем состоят отличия социальной философии от общественных наук?
5. Как изменяется предмет и статус философии с возникновением и развитием научного мировоззрения?
6. В чем отличия научной философии от спекулятивной философии?
7. Что удерживает научная философия из спекулятивной в области логики и теории познания?
8. Какие функции выполняет философия (спекулятивная и научная) в жизни общества и личности, в чем они совпадают ив чем различаются?
Основная литература
1. Гриненко, Г. В.История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – С. 25-123.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 35-84.
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии в 4-х тт. Т. 3, ч. 1.- М., 1968.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1975.
3. Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985.
4. Богомолов А. С. Античная философия.- М., 1998.
5. Богут И. И. История философии в кратком изложении. - М., 1991.
6. Брамбо Р. С. Философы Древней Греции.- М., 2002.
7. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли.- М., 1988.
8. Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия.- М., 1993.
9. Ильенков Э. В. Философия и культура.- М., 1991.
10.Каратини Р. Введение в философию.- М., 2003
11.Кессиди Ф. X. Об одной особенности менталитета древних греков//Вопросы философии. – 1996. - № 2.
12.Кессиди Ф.X. От мифа к Логосу. - М., 1972.
13.Лосев А. Платон и Аристотель. - М., 1993.
14.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.Ш. Античность. - СПб., 1994.
15.Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избр. тексты. - М., 1997.
16.Чанышев А. Н. Философия Древнего мира (история философии). – М., 2003.
17.Трубецкой С. Курс истории древней философии. - М., 1997.
18. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
Тема 1.7. Немецкая классическая философия
I. Задания для самостоятельной работы
1. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.
2. Определите, в чем состоял «Коперниканский переворот» Канта в гносеологии.
3. Выясните, в чем состояла заслуга Г. Гегеля в разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному.
4. Сравните философию И. Канта и философию Г. Гегеля.
5. Раскройте, в чем состоял абстрактный гуманизм Л. Фейербаха.
II. План семинарского занятия
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Философия И. Канта.
2.1. Жизнь и творчество Канта;
2.2. Гносеология Канта;
2.3. Этическое учение Канта.
3. Философия Г. Гегеля.
3.1 Жизнь и творчество Гегеля;
3.2 Диалектико-идеалистическая логика Гегеля;
3.3 Философия истории Гегеля.
4. Философия Л. Фейербаха.
4.1. Антропологический материализм Фейербаха;
4.2. Критика христианства;
4.3. Философия любви.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Чтобы правильно понять общий смысл и содержание немецкой классической философии необходимо учесть то, что вся она представляет собой попытку дать ответ на вопрос о том, почему практическая реализация, выдвинутых французскими просветителями идеалов свободы, равенства и братства потерпела поражение.
И. Кант поставил под вопрос присущую французским просветителям веру в неограниченные возможности человеческого разума, в возможность переустроить общественную жизнь на разумных основаниях, т. е. на основе, полученных человеческим мышлением знаний. Как возможно объективно-истинное, обладающее достоинством всеобщности и необходимости, знание? – так он сам сформулировал главный вопрос своей гносеологии, ответ на который он сформулировал в своей «Критике чистого разума». Полученные им в результате проведенного исследования выводы оказались не утешительными: знание такого рода недостижимо, поскольку существуют априорные (доопытные) формы чувственности, рассудка и разума и из-за органично присущей самому мышлению противоречивости. Единственно, на что может претендовать полученное мышлением знание, так это на общезначимость. Вот почему мышление должно умерить свои притязания, потесниться и дать место религиозной вере. Нравственные принципы и самый главный из них – категорический императив – с помощью мышления обосновать нельзя, но им надо следовать как бы не складывались жизненные обстоятельства, поскольку наша душа бессмертна и после смерти нас ждет божественное воздаяние.
Главная заслуга Г. Гегеля состоит в том, что он «опротестовал» кантовский агностицизм и обосновал, правда на основе объективного идеализма, возможность получения людьми истинного знания, представив человеческое мышление производным от Мышления-Бога и увидев в присущей ему противоречивости-диалектичности не порок, а его величайшее достоинство.
Л. Фейербах восстановил присущий кантовской философии элемент материализма, но не сумел провести материалистический принцип последовательно, распространив его и на область общественной жизни, да и в понимании мышления оказался ниже Гегеля.
Попытайтесь осмыслить эту магистральную траекторию развития немецкой классической философии в ее многочисленных ответвлениях, что, конечно, будет сделать непросто, но, в случае успеха, значительно обогатит вас интеллектуально.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Гриненко, Г. В.История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – 685 с. С. 366-415.
3. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 165-196.
Дополнительная литература.
1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.- М., 1971.
2. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала ХIХ века. - М., 1989.
3. Миголатьев А. А. Социальные взгляды И. Канта//Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5.
4. Миголатьев А. А. Гегелевская философская система//Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2.
5. Нарский И С. Западноевропейская философия ХIХ века. - М., 1976.
6. Гулыга А. Кант - М., 1981
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4 - СПб., 1997.
8. Труфанов С. Н. «Наука Логики» Гегеля в доступном изложении. - Самара, 1999.
9. Хесле В. Гении философии Нового времени - М., 1992.
10.Философия Гегеля и современность. - М., 1973.
11. Чесноков Г. Д. Л. Фейербах и его место в истории мировой философской мысли//Социально-гуманитарные знания. - . 2005. - № 1.
12.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 21.
13.Шинкарук В. И/ Единство диалектики, логики и теории познания.-Киев, 1977.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?
2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?
3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?
4. В чем состоит критика гносеологии И. Канта «слева» и «справа»??
5. В чем состоит идеализм гегелевского философского учения?
6. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
7. В чем состоят достоинства и недостатки критики Г. Гегеля Л. Фейербахом?
8. Почему материалистическая философия Л. Фейербаха называется антропологической?
Раздел (Модуль) 2 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
И СОЗНАНИИ
Дополнительная литература
1. Абишева А. К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. - 2002. - № 3.
2. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
3. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границ//Вопросы философии. – 1991. - № 2.
4. Каратини Р. Введение в философию. - М., 2003
5. Лекторский В. Л. Теория познания (гносеология, эпистемология)//Вопросы философии. – 1999. - № 8.
6. Олдак П. Г. Теогносеология. -- Новосибирск, 1994.
7. Овчинников Н. В. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера)//Вопросы философии. – 2001. - № 1-2.
8. Петренко П. П., Кучеренко В. В. Медитация как форма непосредственного познания//Вопросы философии, 2008, № 8.
9. Соскин В. Что такое вера и что значит верить? //Здравый смысл. – 1999. - № 11
10.Столович Л. М. Мудрость и знание//Вопросы философии. - 2003. - № 11.
11. Хайек Ф. Претензии знания//Вопросы философии. – 2003. - № 1.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что изучает гносеология?
2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Какие виды знания выделяют философы?
5. Почему философы различают чувственное и рациональное?
6. Каковы основные формы чувственного познания?
7. Каковы основные формы рационального познания?
8. Каковы цели познания?
9. Существуют ли границы познания и если они существуют, то каковы они?
10. В чем состоит оценивающее отношение к миру?
11. Что такое ценность и какие существуют виды ценностей?
12. Что такое вера и какие существуют виды веры?
13. Какую роль играет вера в жизни людей?
Роль народных масс и отдельных личностей в истории. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в общественном развитии. Несостоятельность социально-исторического волюнтаризма и фатализма.
6. Прогнозирование будущего – необходимое условие целесообразной социальной деятельности людей. Методы прогнозирования и проблема его достоверности.
7. Глобальные проблемы современности и их влияние на будущее человечества.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Приступая к изучению этой темы, следует исходить из понимания того, что общество это не «застывший кристалл, а организм, способный к превращениям» (К. Маркс), т. е. из того, что общество изменяется во времени и это изменение и есть история. А коль скоро это так, то первый вопрос, возникающий в связи с признанием наличия истории – это вопрос о причинах, движущих силах общественного развития. Представители двух основных направлений в философии и социологии – материалистического и идеалистического – отвечают на этот вопрос диаметрально противоположным образом. Проанализируйте эти ответы, сопоставив их друг с другом.
Второй вопрос связан с периодизаций исторического развития человечества и с выделением основных форм организации общественной жизни. По этому вопросу в современной социально-философской литературе альтернативно противостоят друг другу два главных подхода: формационный, предложенный К. Марксом, согласно которому в основе различных форм организации общественной жизни лежит социально-экономический способ производства материальных благ, и цивилизационный, вариации которого различны, но существо идентично. Оно состоит в признании того, что основе различных социальных организмов лежат устойчивые комплексы идей и ценностей. Рассмотрите эти варианты подробнее.
Третий вопрос, которые проистекает из признания развития общества, состоит в выяснении того, каковы траектория и направленность исторического процесса? На него в истории социально-философской мысли также давались различные ответы, варианты которых вам следует обдумать.
Четвертый вопрос состоит в том, осуществляется ли общественное развитие прогрессивно или регрессивно, а ответ на него зависит от того, как определяется, что считать критерием социального прогресса. И по этому вопросу мнения философов не совпадают. Выясните, каковы они.
Историческим фактом является то, что социальные изменения происходят как эволюционно, т. е. медленно, постепенно, не затрагивая устоев общественной жизни, так и революционно, т. е. быстро и производя радикальные изменения в ней. Отсюда вытекает пятый вопрос о соотношении этих двух видов социальных изменений, об их достоинствах и недостатках, о причинах социальных революций и о том, можно ли их избежать? Поразмышляете об этом.
Пятый вопрос связан с тем, социальное развитие осуществляется благодаря общественной деятельности самих людей, которые являются и авторами, и исполнителями той драмы, которая называется историей. Причем историческое творчество осуществляется и деятельностью больших масс людей, и деятельностью отдельных личностей, роль которых в истории особенно бросается в глаза. Кому же из них принадлежит определяющая роль в истории? А ответ на этот вопрос связан с вопросами о соотношении необходимости и случайности, объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей, которые напряженно обсуждались в философской мысли, начиная с античности. Приведите ответы на них, даваемые различными философами, и сформулируйте свою собственную позицию.
Шестой вопрос связан с тем, что люди всегда стремились «заглянуть за линию горизонта», узнать, что ожидает их в будущем. Это желание обусловлено тем, что знание того, что произойдет в будущем, позволяет либо ускорить его наступление, если оно принесет пользу, либо не допустить (если это возможно) того, что окажет на жизнь людей негативное воздействие, но в любом случае заранее подготовиться к нему. Однако, если до возникновения науки для того, чтобы постичь будущее люди прибегали к гаданиям, обращениям к оракулам и другим экзотическим средствам (которые не канули в лету и в наше время), то с появлением науки с ее способностью постигать закономерности и тенденции развития общества в целом или тех или иных сторон общественной жизни степень точности социального прогнозирования значительно возросла. Появилась целая отрасль социально-гуманитарного знания – футурология, - которая, опираясь на специально разработанные методы, такие как: экстраполяция, исторические аналогии, метод сценариев, компьютерное моделирование и др., пытается выработать обоснованные предсказания о том, какие изменения смогут произойти в общественной жизни в ближайшей или более отдаленной перспективе. Ознакомитесь с этими методами, а так же с тем, какие основные социальные прогнозы делаются различными представителями и школами футурологии.
Разумеется, поскольку общественная жизнь является объектом колоссальной сложности и на нее оказывает влияние настолько большое количество факторов, что «просчитать» и «взвесить» их все невозможно, то социально-прогностическое знание обречено на то, чтобы всегда носить вероятностный характер. Указывая на этот несомненный факт, некоторые философы и социальные мыслители (например, современный английский философ К. Поппер) считают, что наука вообще не должна заниматься предвиденьем будущего. Проанализируйте эту позицию и попытайтесь сформулировать свою собственную.
В заключение рассмотрите некоторые глобальные проблемы современности и выясните, какое воздействие они оказывают на настоящее и будущее человечества.
Движение в такой последовательности позволит вам успешно усвоить содержание этой темы курса.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 288-355.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 659-678.
Дополнительная литература
1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.
2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.
3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.
4. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории//Общественные науки и современность. – 1999. - № 6.
5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.
6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.
7. Бузгалин А. По ту сторону «царства необходимости» (эскизы и концепции). - М., 1998.
8. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.
9. Бутенко А. П. Общая концепция истории и современность//Социально-политический журнал. – 1998. - № 2.
10. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.
11. Васильева Л. Н. Философия развития цивилизаций//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.
12. Глинчикова А. Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий//Вопросы философии. – 2001. - № 9.
13. Гобозов И. А. Введение в философию истории. - М; 1993.
14. Ерасов Б. С. Цивилизации (универсалии и современность). – М., 2002.
15. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи//Вопросы философии. – 1999. - № 3.
16. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация//Вопросы философии. – 2004. - № 4.
17. Ионов И. Н. Теория цивилизаций на рубеже ХХ1 века// Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.
18. История как объект философского знания.- М., 1991.
19. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.
20. Кантор К.М. История против прогресса.- М., 1992.
21. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 23.
22. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //Вопросы философии. – 1994. - № 4.
23. Миголатьев А. А. Философия цивилизации//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 2.
24. Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.
25. Мизес Л. Теория и история. – М., 2001.
26. Назаретян А. П. Векторы исторической эволюции//Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.
27. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философи. – 2003. - № 4.
28. Панарин А. С. Смысл истории//Вопросы философии.. – 2000. - № 9.
29. Панфилофа Т. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность //Общественные науки и современность. – 1993. - № 6.
30. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории //Избр.философские произведения в 5-ти т. Т.2. - М., 1956.
31. Поляков А. Н. К проблеме общественных формаций//Вопросы философии. – 2003. - № 6.
32. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.
33. Пушкарева Г. Ф. Общество: механизмы функционирования и развития//Социально-политический журнал. – 1998. - № 1.
34. Современная западная философия //Словарь. - М., 1990.
35. Современная западная социология //Словарь. - М., 1990.
36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.
37. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
38. Тоинби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.
39. Туреев В. М. Глобальные проблемы современности. – М., 2001.
40. Формации или цивилизации //Вопросы философии. – 1989. - № 10.
41. Формация и цивилизация: методологические проблемы анализа //Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - № 5-6.
42. Чесноков Г. Д. Философское понимание исторического развития//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3,4.
43. Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ. - М., 1999.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы движущие силы общественного развития?
2. В чем состоит формационный подход к всемирной истории?
3. В чем состоит цивилизационный поход к всемирной истории?
4. Какова диалектика прогресса и регресса в истории?
5. Бывают ли тупиковые направления в развитии общества?
6. Что такое социальная реформа?
7. Что такое социальная революция?
8. Какую роль играют в истории народные массы?
9. Какую роль играют в истории отдельные личности?
10. Что такое социальное прогнозирование и какую роль оно играет в историческом творчестве людей?
11. Какие проблемы являются глобальными и почему?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)
1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.
2. Моральное сознание и нравственность.
3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.
4. Функции морали в жизни общества и личности.
5. Мораль и право.
6. Мораль и религия
7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.
8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.
9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.
10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению всемирно-исторического процесса.
11. Роль личностей и народных масс в истории.
12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.
13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.
14. Философия истории в поисках смысла истории.
15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.
16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
2. Социально-исторические условия возникновения философии.
3. Состав и структура философского знания.
4. Методы философского познания.
5. Социальные функции философии.
6. Философия и мифология.
7. Философия Демокрита.
8. Софисты и Сократ.
9. Онтология Платона.
10. Гносеология Платона.
11. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Онтология Аристотеля.
13. Гносеология и логика Аристотеля.
14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
15. Теоцентризм средневековой философии.
16. Духовная эволюция А. Августина.
17. П. Абеляр о нравственности христианина.
18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
19. Ф. Аквинский - классик схоластической философии.
20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
21. Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении.
22. Рационализм Р. Декарта.
23. Гносеология Дж. Локка.
24. Социально-политические взгляды Т. Гоббса.
25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ.
26. Пантеизм Б. Спинозы.
27. Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости.
28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
29. Гносеология И. Канта
30. Этическое учение И Канта.
31. Логическое учение Г. Гегеля.
32. Философия истории Г. Гегеля.
33. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
34. Л Фейербах как критик христианства.
35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз?
36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории.
37. Вклад В. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии.
38. Основные идеи позитивизма.
39. Основные идеи прагматизма.
40. Философия А. Шопенгауэра.
41. Философия Ф. Ницше.
42. Феноменология Э. Гуссерля.
43. Ж.-П. Сартр и проблема свободы.
44. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.
45. Э. Фромм: «иметь или быть?».
46. Теория цивилизаций А. Шпенглера.
47. К. Ясперс о смысле истории.
48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель.
49. Философские взгляды Н. Чернышевского.
50. Философия истории Л. Н. Толстого.
51. Метафизика «всеединства» В. Соловьева.
52. Персонализм Н. Бердяева.
53. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.
54. 3. Фрейд о структуре человеческой психики.
55. Религиозная картина мира.
56. Натуральная философия как составная часть философского мировоззрения.
57. Современная научная картина мира.
58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании.
59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания.
60. Общество как сверхбиологическая реальность.
61. Гражданское общество и государство.
62. Культура и общество.
63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы.
64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли.
65. Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли.
66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода.
67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы.
68. Социально-экономическая структура общества.
69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
70. Соотношение биологического и социального в человеке.
71. Личность и общество в историческом развитии.
72. Диалектика прав и обязанностей человека.
73. Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей.
74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении.
75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения.
76. Проблема сознания в философии.
77. Сознание и язык.
78. Проблема идеального.
79. Сознание и самосознание.
80.Сознание и бессознательное.
81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема.
82. Творческая активность сознания.
83. Загадочные явления человеческой психики и сознания.
84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению.
85. Идеология и ее социальные функции.
86. Специфика обыденного сознания.
87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании.
88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании.
89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли.
90. Интуиция и ее роль в познании.
91. Познание и понимание; основные проблемы герменевтики.
92. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.
93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли.
94. Проблема природы категорий в истории философии.
95. Диалектико-материалистический метод мышления.
96. Диалектика качества и количества в бытии и в познании.
97. Диалектика содержания и формы в бытии и в познании.
98. Диалектика возможности и действительности в бытии и в познании.
99. Диалектика причины и следствия в бытии и в познании.
100. Диалектика необходимости и случайности в бытии и в познании.
101. Диалектика единичного и общего в бытии и в познании.
102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и в познании.
103. Проблема противоречия в истории философской мысли.
104. Диалектическая и формальная логики.
105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм.
106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
107. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности.
108. Формы и методы научного познания.
109. Проблема, гипотеза и теория - формы бытия научного знания.
110. Методы эмпирического познания.
111. Методы теоретического познания.
112. Общенаучные методы познания.
113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь.
114. Наука и паранаука.
115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира.
116. Художественный образ и научное понятие.
117. Роль искусства в жизни общества и личности.
118. Искусство и философия.
119. Основные элементы религиозного системного комплекса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выбор вариантов контрольной работы студентами заочной формы обучения должен осуществляться по первой букве своей фамилии следующим образом:
Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы | ||||
А | Ж | Н | У | Ш | |
Б | З | О | Ф | Э | |
В | И (Й) | П | Х | Ю | |
Г | К | Р | Ц | Я | |
Д | Л | С | Ч | ||
Е (Ё) | М | Т | Щ |
1. Функции науки в жизни общества.
2. Наука и техника; основные этапы развития их взаимоотношения.
3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.
4. Сциентизм и антисциентизм.
5. Техницизм и технофобия.
6. Наука и философия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Философия»
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 24.02.2012.
Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п. л. 4,1.
Тираж 10 экз. Заказ 3143.
Российская таможенная академия, Ростовский филиал
344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.