рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ УРОКА - раздел Образование, ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе ВЦелях Проведения Педагогического Наблюдения За Ходом Урока ...

Вцелях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план на­блюдений. В литературе имеется значительное число схем ана-


лиза уроков физической культуры. Однако во многих случаях они не совсем отвечают требованиям и специфике наблюдений за подготовленностью к уроку и проведением урока гимнасти­ки. Учитывая сказанное, мы предлагаем следующий план на­блюдений и анализа. Он хорошо запоминается, так как соответ­ствует логике подготовки и проведения урока и включает не­сколько частей.

1. Подготовленность учителя к уроку. Вэтой части проверя­
ется и оценивается состояние конспекта урока и подготовка ус­
ловий для его успешного проведения. В конспекте урока анали­
зу подвергаются:

правильность и логичность постановки задач; соответствие подобранных средств и методов поставленным задачам;

соответствие формы конспекта установленным требованиям.

Подготовка условий для успешного проведения урока предпо­лагает:

подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек;

использование нестандартного оборудования;

обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий;

подготовку помощников и технических средств.

2. Проведение урока.Наиболее эффективно наблюдение за
проведением урока можно осуществлять по частям урока.

В подготовительной части урока целесообразно проследить за своевременностью и организованностью начала урока, за четкостью и доступностью сообщения задач урока. При выпол­нении строевых упражнений необходимо обратить внимание на правильность и своевременность подачи команд, требова­тельность при их выполнении, умение держаться перед клас­сом, владение командным голосом, умение выбирать правиль­ное место. При проведении общеразвивающих упражнений не­обходимо обратить внимание на их соответствие конкретному классу и дозировку, направленность на решение задач основ­ной части урока; умение объяснять и показывать упражнения, владение способами проведения общеразвивающих упражне­ний; умение выполнять упражнения с музыкальным сопрово­ждением; умение исправлять ошибки и вести подсчет по ходу выполнения упражнений. Немаловажным моментом в прове­дении подготовительной части урока является умение прово­дить танцевальные упражнения и упражнения на внимание, а также своевременность завершения этой части урока согласно плану-конспекту.

В основной части урока прежде всего оценивается умение


 


пользоваться гимнастической терминологией, владение мето­дом показа, приемами оказания помощи и страховки, умение правильно организовать учащихся при обучении различным ви­дам упражнений. Оценивается также умение провести подвиж­ную игру, владение приемами и методами обучения и устране­ния ошибок, организация текущего учета успеваемости и про­верка домашних заданий.

В заключительной части наблюдению и анализу подвергают­ся проводимые упражнения, их соответствие задачам этой час­ти, подведение итогов урока, домашние задания, своевременное и организованное окончание урока.

3. Заключение по уроку. Конечным этапом анализа урока яв­ляются выводы и рекомендации. Делая выводы, нужно остано­виться на выполнении задач отдельными учениками и классом в целом, выделить положительные стороны и недостатки, оце­нить профессионально-педагогический уровень учителя (теоре­тическую, методическую, речевую и двигательную подготовлен­ность), высказать предложения по устранению обнаруженных недостатков, дать общую оценку урока. Для этой цели по каж­дому пункту схемы наблюдения и анализа урока можно проста­вить соответствующие баллы, например от 1 балла (действие выполнено с грубейшими ошибками или не соответствует требо- -ваниям) до 5 баллов (действие или пункт выполнен в соответст­вии с требованием); после чего, подсчитав наибольшее количе­ство тех или иных оценок за каждый пункт, можно определить оценку за урок.

ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА ГИМНАСТИКИ

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов деятельности учащихся на уроке для опреде­ления общей и моторной плотности. Общей плотностью назы­вается отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части. Моторной (двига­тельной) плотностью принято считать отношение времени, ис­пользованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжитель­ности.

Хронометрирование урока гимнастики целесообразно прово­дить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:

1) слушание учителя и наблюдение за выполнением упражне-


ний. Все объяснения, указания, исправления ошибок учащих­ся, показ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола уче­та данных хронометража;

2) выполнение физических упражнений (элементы строевых упражнений и общеразвивающие упражнения; упражнения на внимание и танцевальные упражнения; подводящие и основные упражнения; подвижные игры; упражнения на координацию и развитие физических качеств);

3) отдых и ожидание учащимися очередного выполнения за­дания. В этой графе отражается время ожидания учащимися очередного выполнения упражнения, а также кратковремен­ный отдых, предоставленный ученикам в целях регулирования физиологической нагрузки;

4) действия по организации занятий (перестроения, подготов­ка мест занятий, уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);

5) простои по вине учителя. К этому виду учета времени отно­сят: опоздание класса к началу урока или преждевременное от­пускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря ит. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуман­ных действий учителя.

Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секун­домер пускается со звонком и останавливается после организо­ванного выхода учащихся из зала. В качестве объекта наблюде­ния избирается так называемый средний ученик, достаточно ак­тивный и дисциплинированный. Данные наблюдения и хроно­метрирования фиксируются в специальном протоколе.

Протокол хронометрирования урока гимнастики

Урок провел Иванов В. В. Дата 12.10.98. Время 8.00-8.45. Школа N 30. Класс 4 «Б». Место проведения — спортивный зал. Количество учащихся 34 (мальчиков — 16, дево­чек — 18).

Количество отделений 1 (м), 1 (д). Номер урока — 12-й. Задачи урока:

1. Совершенствовать кувырки вперед и назад.

2. Учить лазанью в три приема. Фамилия наблюдаемого Стрелков М. Фамилия наблюдающего Волков Н. И.


 






При хронометрировании урока непосредственно на месте за­полняются только графы 1, 2, 3. В первой графе определяются части урока с точными границами времени их начала и окон­чания.

В графе «Виды деятельности» записывается содержание уро­ка. В третьей графе по секундомеру отмечается время оконча­ния каждого фиксируемого вида деятельности. После оконча­ния наблюдаемого урока производится обработка протокола хронометрирования. Она вначале заключается в том, что про­тив каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время по видам деятельности. Вычисление произво­дится путем определения разности времени показаний секундо­мера, зафиксированных по окончании предыдущей деятельно­сти, и показаний секундомера, записанных с завершением по­следующей деятельности учителя или ученика. Затем по верти­кали суммируется время отдельных частей и всего урока. В пер­вой графе проставляется общая продолжительность урока.

Последующим моментом обработки показателей хронометра-


жа является вычисление плотности урока. Определять плот­ность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации ра­боты в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урос (или его часть), при­нимается за 100%. Относительно него и рассчитываются про­центные величины. Для расчета моторно! плотности (МП) необ­ходимо время выполнения физических упражнений (t$y) умно­жить на 100% и разделить на общее время (to6n,).

В нашем примере t$y = 16,6 мин, ^щ = 45 мин. Поставив эти значения в формулу, получим моторную 1лотность данного уро­ка — 36,8%. Аналогичным образом можно рассчитать мотор­ную плотность отдельных частей урока. Например, МП основ­ной части урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока юстоянно изменяется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего „ различием содержания применяемых утражнений, местом их использования и методами проведения. Например, для подгото­вительной части подбираются упражнения небольшого энерге­тического веса, и проводятся они, как гравило, фронтально, с незначительными паузами. Поэтому подготовительная часть всегда имеет более высокий показател! моторной плотности. В основной части урока по гимнастике показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связис применением упраж­нений более высокого энергетического зеса. Причем и внутри этой части урока показатели моторной плотности могут изме­няться от вида занятий.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени акмвной деятельности на уроке (tafl). Сюда входит время, затрачегаое на выполнение фи­зических упражнений, слушание и наблодение и организацию урока (графы 4, 5, 7), кроме времени на отдых, ожидание и про­стои (6 и 8). Это время умножается на 1(0% и делится на общее время (to6u,):


\ В нашем примере для определения ОН урока находим предва­рительно значение времени активной деятельности (tan). Оно равно: 5,9 + 16,6 + 7,7 = 30,2. Поставив полученные значения в формулу, найдем значение ОП урока (67,1%). Определив дан­ные моторной и общей плотности урока, необходимо их проана­лизировать в соответствии с поставленными перед уроком зада­чами. Оценку следует сопровождать рекомендациями по средст­вам и путям повышения общей и моторной плотности данного урока, причем следует иметь в виду, что общая плотность пол­ноценного урока должна приближаться к 100% . К снижению общей плотности урока гимнастики обычно приводят следую­щие причины:

неоправданные простои на уроках (опоздание с началом, не­своевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

неподготовленность учителя к уроку; непродуманные содер­жание и организация урока приводят к естественным в этих случаях паузам, если учителю и удается их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на уроке случайных (по ходу придуманных), малоэффективных упражнений;

излишняя или малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при­водит к нерациональному использованию времени из-за много­кратного повторения команд и распоряжений, замечаний и вы­говоров ученикам, повторений объяснения и т. п.

Что касается моторной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершен­ствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%. Когда предусмотрены разучива­ние двигательных действий и формирование знаний, требую­щих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, двигательная плотность может находиться на уров­не 50% и ниже. Оптимальной моторной плотностью на уроках физической культуры в IV-V классах принято считать плот­ность, равную 37-49%; в VI-VIII классах — 50-60%; в стар­ших — до 70%.

Здесь, однако, следует подчеркнуть, что распределение видов деятельности для определения плотности урока имеет весьма условный характер. Например, перестроения перед выполнени­ем очередного упражнения, переход от одного гимнастического


снаряда к другому могут носить не только организационный ха­рактер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что в течение всего урока учащиеся бу­дут ходить, бегать, прыгать (моторная плотность 100%), а ос­новные задачи урока не будут решены. Но, несмотря на это, хро­нометрирование и определение плотности урока при одинако­вой методике их применения дают определенную картину каче­ства уроков, возможность находить резервы для повышения двигательной активности учащихся. С этой целью в подготови­тельной части урока при проведении общеразвивающих упраж­нений раздельным способом надо шире использовать такое обу­чение, при котором учащиеся вместе с учителем разучивают уп­ражнение по разделениям, а затем выполняют его полностью. С этой же целью один и тот же комплекс проводится на протяже­нии нескольких уроков. Наиболее эффективно использование поточного и проходного способов проведения общеразвивающих упражнений в старших классах, когда весь комплекс выполня­ется без остановок, с хорошей нагрузкой. Для повышения плот­ности урока целесообразно использовать ритмическую гимна­стику и круговую тренировку, перенести часть несложных под­водящих и подготовительных упражнений из основной части в подготовительную и выполнять их фронтально всем классом „ (например, обучение навыкам приземления, равновесия и т. п.). В основной части урока для повышения его плотности учи­тель, экономя время, объясняет и показывает новое упражне­ние для всех отделений одновременно. Большую помощь учите­лю могут оказать специально подготовленные помощники и карточки заданий для каждого вида упражнений. Помощники обычно используются на тех видах, где идет повторение и совер­шенствование упражнений, а учитель в это время находится там, где идет обучение новому упражнению. В проведении уп­ражнений на развитие физических качеств целесообразно ис­пользование многопролетных снарядов или подвесных перекла­дин. Следует шире использовать фронтальный и поточный спо­собы организации учащихся. При наличии соответствующего количества оборудования и снарядов можно увеличивать коли­чество отделений. Во время ожидания очередного подхода мож­но давать дополнительные задания. Только серьезный и творче­ский подход учителя к своей работе, тщательная и всесторонняя подготовка к уроку, постоянное стремление к неуклонному по­вышению педагогического мастерства обеспечат возможность более рационального использования времени на уроке, что в ко­нечном итоге даст большой педагогический эффект.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Анализ и оценка проведенного урока будут более полными, если к материалам наблюдений и хронометрирования добавить данные физической нагрузки учащихся во время урока. Физи­ческую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным и распространенным является измерение частоты ударов пульса (пульсометрия). Как правило, пульс из­меряют у одного и того же ученика перед началом урока и сра­зу после выполнения того или иного упражнения. Пульс под­считывают в течение 10 с, количество ударов умножают на 6, чтобы установить число ударов в минуту. Результаты подсчета пульсовых ударов фиксируются в протоколе учета пульсовых данных. Во время урока удобно записывать только количество ударов за 10 с, а затем подсчитать за минуту.

Протокол учета пульсовых данных на уроке

Урок провел Николаев А.В. Дата 12.10.98. Время 14.00-14.45. Школа N 22. Класс 2 «Г». Место проведения — спор­тивный зал. Количество учащихся — 24, из них: мальчи­ков — 12, девочек — 12.

Количество отделений 1 (м), 1 (д). Задачи урока:

1. Учить кувырку вперед.

2. Совершенствовать умение лазать по наклонно поставлен­ным скамейкам.

3. Научить игре «К своим флажкам».
Фамилия наблюдаемого Ирин К.
Фамилия наблюдающего Неустроев В. К.



Пульс до занятий в спокойном состоянии — 84 уд./мин.


На основе данных протокола составляют кривую нагрузки. Для этого по вертикальной оси откладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной — время измерения пульса (рис. 5).

Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качест­ва занятия. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффек­тивность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что показате­ли пульса у разных учащихся, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Из-


менения происходят не только в зависимости от характера и ве­личины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнениями достигают значитель­ной силы. Поэтому относительно правильная оценка показате­лей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагоги­ческих наблюдений с учетом типа урока и предусмотренного со­держания. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом об­щих требований к развертыванию работоспособности. По высо­те кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки. Верхняя граница ЧСС (частота сердечных сокращений) после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы — 170-180 уд./мин. Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд./ мин, и низкой — 110-130 уд./мин. В каждый урок рекоменду­ется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительно­стью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной. Индивиду­ально исходный потолок — максимум ЧСС — определяется вы­читанием из 220 числа, соответствующего возрасту занимающе­гося. К примеру, для учащихся 14 лет максимальное значение числа ударов пульса в минуту будет равно 206 (220 — 14).

Вопросы и задания

1. Какие общие задачи стоят перед уроком гимнастики в школе?

2. Какие части включает урок?

3. Какие задачи стоят перед каждой частью урока?

4. Перечислите меры предупреждения травматизма на уроках гимнастики.

5. Перечислите способы организации учащихся на уроке.

6. Перечислите этапы обучения гимнастическим упражнениям и основные задачи каждого этапа.

7. Назовите основные методы обучения гимнастическим упраж­нениям.

8. Особенности развития (воспитания) силы.

9. Особенности развития (воспитания) гибкости.

 

10. Особенности развития (воспитания) координации движе­ний.

11. На какие виды подразделяются ошибки при выполнении гимнастических упражнений?

12. Как называется основной рабочий документ, по которому учитель проводит урок?

13. На основе каких действий (процедур) осуществляются педа­гогический контроль и анализ урока?


Литература

Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкульту­ра и спорт, 1985. — 192 с.

Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смолевско-го. — 3-е изд., пераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.

Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьни­ков. — Минск: Нар. асвета 1978. — 152 с.

Лях В. И. Координационные способности школьников. — Минск: Полымя, 1989. — 159 с.

Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 108 с.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие ос­новы теории и методики физического воспитания; теоретико-методи­ческие аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физиче­ской культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспита­ния школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. зав. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.

Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возрас­та. — М.: Физкультура и спорт, 19Б9. — 32 с.

Настольная книга учителя физической культуры / Под. ред. Л. Б. Кофмана; Автор-составитель Г. И. Погадаев; Пред. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.

Оценка техники движений на уроках физкультуры: Пособие для учителей / Под ред. Г. Б. Мейксона, Г. П. Богданова. — М.: Просвеще­ние, 1975. — 96 с.

Петров П. К. Урок гимнастики в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. — 80 с.

Теория и методика гимнастики: Учеб. для факультетов физ. воспи­тания пед. ин-тов / Под ред. В.И. Филипповича: — М.: Просвещение, 1971. —448 с.

Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсме­нов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.

Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — 2-е изд., доп. и пер. — М.: Медицина, 1980. — 224 с.

Юный гимнаст / Под ред. А. М Шлемина. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 176 с.


Глава 2. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа учителя физической культуры начинается с планиро­вания программного материала. От правильного планирования во многом зависит качество учебно-воспитательного процесса, и наоборот, если оно выполнено непрофессионально, то будет при­чиной многих недостатков физического воспитания учащихся. В последних нормативных материалах, в программе физическо­го воспитания названы два основных рабочих документа плани­рования, которые должен разрабатывать и иметь каждый учи­тель физической культуры, — это план прохождения учебного материала и планы уроков.

В зависимости от раздела программы, опыта работы учите­ля указанные документы могут быть подробными, разверну­тыми или краткими, различными по форме. Но дело не в фор­ме, а в том, чтобы учитель зафиксировал в этих документах итог своей подготовки к уроку, свои мысли, стратегию учебно­го процесса, руководствуясь конкретными условиями, в кото­рых он трудится. Ему необходимо учесть специфику раздела гимнастики, определить, сколько уроков можно дать на освое­ние того или иного упражнения и в каком объеме, найти соче­тание различных упражнений в одном уроке и т. п. В плани­ровании программного материала раздела гимнастики получи­ли распространение три вида взаимосвязанных рабочих доку­мента: тематизированная рабочая программа, план-график прохождения учебного материала и план-конспект урока, или план урока. Поэтому остановимся на методике их со­ставления.


 


 



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе

ББК я ПЗО Рецензенты кафедра гимнастики Московской государственной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХОДОМ УРОКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведе­ния занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который об

СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ
Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная. П

Методика проведения подготовительной части урока
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока лучше строиться по длинной стороне за­ла, на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам, в шеренгу по росту. В так

Методика проведения заключительной части урока
Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэто­му, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из гра­ниц зала в одну шеренгу. Для заключительной части урока целесообразно подбир

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основ­ные задачи и содержание

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕМАТИЗИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа определяет содержание учебного мате­риала по темам для каждой части урока, последовательность их освоения и количество уроков, необходимых для изучения ка­ждой темы. Основой (базо

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-ГРАФИКА ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Вплане-графике прохождения учебного материала преду­сматриваются количество видов упражнений и их сочетаний на каждом занятии, сроки контрольных уроков, чередование уп­ражнений на

Упражнения для ног и тазового пояса
1.Поднимание на носки. 2. Ходьба на носках. 3. Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. 4. Приседание на двух и одной ногах.

Формирование правильной осанки
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. Поэтому формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в области

Укрепление сердечно-сосудистой системы
Высокий функциональный уровень работы сердца определя­ется сильным медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в че­редовании этих процессов, ч

Укрепление дыхательной системы
Через легкие в кровь поступает кислород, где он соединяется с углеводами, жирами, белками. В результате этого выделяется энергия, благодаря которой мы живем, мыслим, двигаемся. Движение легких при

Развитие двигательных качеств
Развитие силы При развитии силы необходимо иметь в виду, что мышцы мо­гут проявлять силу в различных режимах работы: 1) в динамическом (ауксотоническом), когда развиваются

ПОЛОЖЕНИЯ РУК, НОГ, ТУЛОВИЩА И ДВИЖЕНИЯ ИМИ
Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положе­ния, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание н

Положение рук и движения ими
При терминологическом описании положений рук надо ука­зывать их положение по отношению к туловищу учащихся не­зависимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.). Для оп­ределения положения рук и

Положение ног и движения ими
При определении движений ногами в основных и промежу­точных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости(рис.

Седы и положения лежа
Сед— положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а). Сед

Упоры (смешанные)
Упор присев— присед, колени вместе, руки опираются око­ло носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется пр

Равновесия
Равновесие— положение, в котором учащийся стоит на од­ной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а). Боко

Упражнения с предметами
Многие ОРУв школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализ

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ
При записи отдельного движения необходимо указывать: а) исходное положение, из которого начинается движение; б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

ОБУЧЕНИЕ ОРУ
Обучение ОРУ проводят различными способами. По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя ли­цом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное по­ложение ПРИНЯТЫ». Если все принял

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ
Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока уча­щихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколь­ко кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: ра

Поточный способ
Поточный способ предусматривает непрерывность выполне­ния комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что зна­чительно повышает плотность занятий, активизирует деятель­ность центральной нервн

Проходной способ
Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр за­ла. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обх

Круговой способ
Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способапрове­дения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. 8

Комплекс для развития силы
1. Из упора сидя сзади поднимать ноги в угол с последующим возвращением в и. п. 2. Из упора лежа на полу сгибание и разги

Упражнения для формирования правильной осанки
Первым упражнением в комплексе ОРУ в занятиях с детьми всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осан­ки. Оно дает возможность принять позу, соответствующую пра­вильной осанке, и запомни

Упражнения хореографии
Детям очень важно овладеть так называемой «школой», культурой движений. Существенную роль в решении этой зада­чи играют упражнения хореографии, которые включают в себя элементы классического танца

Комплексы ОРУ без предметов для поточного способа проведения
Комплекс упражнений для учащихся IV-VI классов 1. И. п. — о. с. 1 — руки вперед; 2 — руки в стороны; 3 — ру­ки вверх и хлопок над головой; 4 — дугами нар

Комплексы ОРУ без предметов для проходного способа проведения
Комплекс для учащихся VIII-IX классов 1.И.п.— о. с. 1-4 — три шага вперед и приставить ногу; 5 — дугами наружу руки вверх, встать на носки; б — о. с;

Комплексы ОРУ со скакалками
Комплекс для учащихся I класса 1. И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, потянуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

Комплексы ОРУ с использованием гимнастических скамеек
Для проведения упражнений необходимо использовать устой­чивые скамейки. В зале они могут размещаться в различных ва­риантах. Например, вдоль зала в два ряда по 2-3 скамейки в ряд, параллельно одна

ШЕЙПИНГ
В последние годы мы все чаще встречаемся с новым словом «шейпинг». Что это такое? Прежде всего это название новой системы занятий, направленной на коррекцию и поддержание хорошей фигуры, которая во

ХАТХА-ЙОГА
Огимнастике индийских йогов наслышаны все, между тем методическая литература по использованию системы йогов в оз­доровительно-профилактических целях до недавнего времени в нашей ст

Упражнения хатха-йоги
Первая группа Основные позы для полного отдыха. 1. Поза идеального отдыха (шавасана). Эта поза очень важна для отдыха и расслабления, так как выполнение любой сложной асаны

СТРЕТЧИНГ
Знакомство с асанами йоги приводит к мысли, что ее модер­низированные упражнения во многом применяются в стретчин-ге. Поэтому считается, что предшественниками современного стретчинга являются позы

КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Сложившаяся школа отечественной гимнастики оздоровитель­ного, спортивного и прикладного направлений формировалась в большей степени под влиянием европейских систем: немецкой, Сокольской шведской и

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева напра­во), горизонтальной (вверх-вниз) и оси, совпадающей с оптиче­ской осью глаза. Вок

СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИНЫ
Одной из важных задач физического воспитания юношей старших классов является профилактика сексуального здоро­вья мужчин как ведущего фактора в выполнении функции от­цовства. Продолжительность жизни

Последовательность обучения.
1.Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине. 2. Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.  

Последовательность обучения.
1.Группировка из различных и. п. 2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.

Стойка на лопатках
Техника выполнения.Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогну

Последовательность обучения.
1.Из упора присев кувырок назад в упор присев.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков
1. Из упора присев кувырком вперед стойка на лопатках — 2,5 балла. 2. Перекат вперед в сед с наклоном — 1,0 балл. 3. Кувырок назад в упор присев — 2,

Типичные ошибки.
1.Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя). 10*

С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком
Техника выполнения.Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без­опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суста­вах. После

Последовательность обучения.
1.Махом одной, толчком другой стойка на руках с помощью. После выхода в стойку исполнитель разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около

Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине сто­пы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопат

Махом одной и толчком другой стойка на руках
Техника выполнения.Из и. п. руки вверх широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на шири­не плеч, пальцы врозь (кадры 1-2). Махом одной и толчком дру-

Переворот в сторону
Техника выполнения.Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на

Последовательность обучения.
1.Обучение положению правильного приземления: полупри­сед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед ладонями вниз, спина прямая (рис. 101).

Прыжки через короткую скакалку
К обучению прыжкам через короткую скакалку приступают после освоения учащимися прыжков через длинную скакалку. Последовательность обучения. 1.Определение

Последовательность обучения.
1.Из положения стоя на одной ноге, другую назад на носок, руки назад, толчком одной и махом другой с одновременным взмахом рук вперед-вверх прыгнуть и приземлиться в положе­ние пол

Прыжки с высоты
Повторив подводящие упражнения, изученные ранее, присту­пить к закреплению навыков в спрыгивании с постепенным увеличе­нием высоты до 80 см. Нужно постоянно требовать от учащихся мяг­кого и устойчи

Приземление
Техника выполнения.Приземление завершает прыжок и оп­ределяет его качество в целом. Приземлившись на носки напря­женных и прямых ног, надо немедленно опуститься на всю сто­пу, само

Наскок на мостик
Техника выполнения.Разбег и толчок ногами — единое цело­стное действие. Наскок на мостик является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка н

Последовательность обучения.
1.Ходьба перекатом с пятки, высоко поднимаясь на носки. 2. Прыжки ноги вместе с опорой руками о рейку гимнастиче­ской стенки (снаряд).   3. Подскоки

Последовательность обучения.
1.Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической ска­ мейке (8-10 раз). 2. Стоя на расстоянии 1 "м от стены, упасть прямым телом на ст

Типичные ошибки.
1.Недостаточно энергичный взмах руками. 2. Недостаточный толчок ногами. Страховка и помощь.Страховать, стоя спереди и несколько сбоку, в первой ч

Типичные ошибки.
1.Недостаточно активно поднимается спина в первой полови­не вскока. 2. Задержка в упоре присев. 3. Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согну­тые наза

Типичные ошибки.
1.Задержка рук на снаряде. 2. Нет разгибания тела после толчка руками. 3. Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад

Последовательность обучения.
1.Упор лежа боком на полу и поворотом в упор лежа. 2. Из упора лежа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазо­бедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, упор лежа бо­

Прыжок боком через коня в ширину
Техника выполнен

Последовательность обучения.
При освоении прыжка можно использовать все подводящие упражнения, которые применялись при обучении прыжку ноги врозь через козла в ширину, далее повторить следующие упраж­нения: 1. Прыжок

Типичные ошибки.
1.Сравнительно низкий замах (после толчка о мостик ноги не поднимаются выше тела коня). 2. Толчок руками под себя (вместо стопорящего толчка рука­ми получается загребающий

Последовательность обучения.
1.Прыжок способом «перешагивание» через гимнастическую скамейку. 2. Из седа на коне на правом бедре опереться руками сзади и, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить с

Последовательность обучения.
1.Выполнять на полу положения упор присев и упор стоя на коленях. 2. То же, но на гимнастических скамейках, поставленных па­раллельно друг другу. Ученики по 5-8 человек вы

Лазанье по гимнастической стенке
Техника выполнения.По гимнастической стенке, так же как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноименным (рис. 116,а) и разноимен

Последовательность обучения.
1.Стоя боком к гимнастической скамейке, опереться руками на ее края, поочередно поставить ноги на скамейку в упор стоя на коленях и, поочередно переставляя ноги на другую сторону с

Висы стоя
1.Вис стоя на согнутых руках (рис. 120). Взяться руками на уровне плеч

Висы (простые)
1.Вис (рис. 129).Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вна

Лазанье по канату на согнутых руках с захватом ногами скрестно
Техника выполнения. Ввисе на согнутых руках согнуть но­ги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наруж­ная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени дру-

Упражнения в висах и упорах
1.Вис — вис согнув ноги — вис. Выполнить 5-6 раз. 2. Вис на согнутых руках — опускание в вис за 6-8 с. Выпол­нить 2-3 раза. 3. Подтягивание в висе (мальчики).

Лазанье по канату в три приема
Техника выполнения.Первый прием — из виса стоя, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат подъемами ног скрестно и коленями (рис. 144, а, б); второй прием — ра

Перелезание через бревно высотой 1 м
Техника выполнения. Вцелом похожа на технику перелеза-ния через бревно высотой 90 см (III класс). Однако из упора пе-ремах надо делать не в упор вне, а сразу в упор ноги врозь одно

Преодоление препятствий
Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота сна­ряда, усложняется тех

Висы и упоры
Вис согнувшись(рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах при­мерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка накло­нена к

На гимнастической скамейке
1. Вупоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание Рук (мальчики — 8-10 раз, девочки — 5-6 раз). 2. В

Упор на руках
Техника выполнения. Вупоре тело держат прямо без прови­сания в плечевых суставах. Кистями рук, незначительно согну­тых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преим

Комбинация для контрольного урока
1.На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев — 3,0 балла. 2. Махом ногами вперед сед ноги врозь — 2,0 балла. 3. Перемахом правой се

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)
Техника выполнения.Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учетом последовательности обучения целесооб­разно использовать имеющийся у учащихся двигательный о

Последовательность обучения.
1.Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног повыше (2-3 раза). 2. Из виса стоя спиной к гимнастической стенке толчком од­ной и махом другой поднять ноги повыш

Последовательность обучения.
1.Повторить положение упора на руках. 2. Размахивание в упоре на предплечьях. 3. Размахивание в упоре на руках с постепенным увеличени­ем амплитуды.

Последовательность обучения.
1.Упор лежа и лежа сзади, руки на полу, ноги на гимнасти­ческой скамейке. 2. Размахивание в упоре на предплечьях и соскок махом на­зад внутрь брусьев. 3. Повторит

Последовательность обучения.
1.Размахивание в упоре с постепенным увеличением ампли­туды махов и соскок махом назад внутрь брусьев. 2. Размахивание в упоре с разведением ног на махе назад и их сведени

Последовательность обучения.
1.Из виса стоя толчком двумя принять вис на левой (правой) вне. 2. Размахивание в висе на одной вне. Амплитуда махов дости­гается за счет маха свободной ногой. 3.

Последовательность обучения.
1.На средней перекладине повторить подъем на одной в упор ноги врозь вне. 2.

Последовательность обучения.
1.Из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке с со­гнутыми руками перейти в упор лежа сзади (повторить 2-3 раза).

Из размахивания в упоре сгибание и разгибание рук
Техника выполнения.Упражнение выполняется как на махе вперед, так на махе назад. Последний вариант более труден. По­этому с учащимися IX класса желательно начать освоение сги-

Комбинация для контрольного урока
1.На концах жердей прыжком упор и одно­ временными толчками рук передвинуться вперед до стоек — 1,0 балла. 2. Опуститься в упор на предплечьях и раз­махивание

Последовательность обучения.
1.На полу повторить стойку на голове силой (IX класс). 2. Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь. Обра­тить внимание на первую половину кувырка (опору плечами

Комбинация для контрольного урока
1. Из размахивания в упоре на руках подъем махом вперед в сед ноги врозь — 2,5 балла. 2. Перемахом внутрь упор углом (держать) — 1,0 балла. 3. Махом наза

Из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь
Техника выполнения.Из размахивания в упоре на руках ма­хом вперед принять положение, близкое к стойке на лопатках. Затем согнуться, приближая ноги к груди, и, слегка опуская таз, п

Последовательность обучения.
1.Из упора согнувшись на мате разгибание тела в близкое к стойке на лопатках положение и возвращение в и. п. 2. Из упора на руках на брусьях силой или махом поднимание сог

Комбинация для контрольного урока
1.Из размахивания в упоре на руках махом вперед упор согнувшись на руках и подъем разгибом в сед ноги врозь — 3,0 балла. 2. Перемах внутрь и упор углом (держа

Прогнувшись из упора присев на одной ноге
на н/ж махом другой назад Техника выполнения.Из равновесия, наклоняя туловище вперед и взявшись

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Лазанье по канату в висе на согнутых рукахс захватом каната ногами Техника выполнения.В висе на согнутых руках (см. рис. кадр 1) согнуть

Из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь на брусьях
Техника выполнения.Из размахивания в упоре на руках ма­хом вперед принять положение, близкое к стойке на лопатках (кадр 1). Затем согнуться, приближая ноги к груди, и, слегка опуск

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
Стоя на правой, левая назад (до 30°), руки в стороны, глаза закрыты (5 с) — открыв глаза, передвижение на носках до се­редины бревна — останавливаясь, поворот кругом переступа-ниями — стойка на лев

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка ноги врозь правой, руки в стороны. Шагом левой опуститься на правое колено, руки вверх — вы-

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка на левой, правую назад (до 45°), руки вверх. Три-четыре быстрых шага на носках, руки в стороны и выпад правой — выпрямляясь, поворот кругом в выпад на левой

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка правая перед левой, руки вверх. 1. Два приставных шага с левой ноги — 1,0 балла. 2. Два приставных шага с правой ноги — 1,0 балла. 3. Шаг п

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стоя продольно у правой трети бревна. 1. Вскок в упор, правую в сторону на носок — 1,0 балла. 2. Поворачиваясь налево, стойка на правом колене, ру

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И. п.— стойка продольно перед бревном у правого конца. 1. С разбега махом одной и толчком другой упор присев — 2,5 балла. 2. Вставая, поворот налево в ст

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стоя под углом к бревну левым боком. 1. С косого разбега толчком двух вскок в упор присев, левая спереди — 2,0 балла. 2. Встать, руки в стороны —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги