Реферат Курсовая Конспект
ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВО. - раздел Образование, Аксіологія права 1.аксиология, Или Теория Ценностей, Имеет Своих Предшественн...
|
1.Аксиология, или теория ценностей, имеет своих предшественников еще в древности, но как более или менее оформившееся направление теоретической мисли она датируется концом XIX — началом XX века. Интерес к ней особенно возрос в XX веке. По своим философским основам теория ценностей не является единьш направлением. Имеется ряд различных субьективистских, метафизическо-материалистических, обьективно-идеалистических аксиологических школ. Существует й марксистская аксиологическая теория; проблема ценностей активно исследуется в социалистических странах1.
Согласно чуть ли не единодушно выраженному в марксистской литературе мнению, теория ценностей аксиология) еще не стала самостоятельной наукой; (это—смежная область, соединяющая несколько родственных наук, изучающих ценностно-нормативные явлення. Но будучи немыслимой вне отдельннх наук, рассматривающих ценностнне проблеми, аксиология в известном смысле отделяется от них, выходит за пределы их предмета, поскольку отражает й изучает всеобщее в разнообразных ценностях, выявляет общие принципи ценностей й оценок, их общие понятия. Позтому для наук, изучающих ценности, она имеет общеметодологическое значение.
2. Среди основних понятий аксиологической теории на первом месте стоит понятие «ценность», которое является предметом оживленных дискуссий. Преобладает взгляд, что ценности—зто предмети, явления й их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности. Ценность — не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности — зто вещи, обращенные к человеку. В зтом смысле ценность не єсть сам предмет (материальннй или духовний, природний или общественннй, действительннй или мнимый), ценность — зто предмет в его связи с человеком, с точки зрения его значимости для человека. Вот почему некоторне авторы утверждают, что ценность характеризуется известной диалектической двойственностью что она єсть обьект-субьект, равнодействующая обьекта й субьекта (Й. Паси).
Ценности выражают значение вещей й их свойств для_человека. Они служат выражением заинтересованного отношения людей к окружающему их миру, они не простая констанция существования вещей, а отношение к ним людей, вещи, рассматриваемые с точки зрения потребностей, интересов, желаний и влечений человека. Поэтому ценности существуют лишь в общественной жизни. За ношением между объектом (предметом) субъектом (человеком) в конечном счете стоят отношения между людьми, общественные отношения, так как объект является более менее «очеловеченным» объектом, в котором опредмечена человеческая сущность, потребности и желания субъекта обусловлены его общественными связями.
Следовательно, ценность вещей обусловлена их связью с человеком, их способностью удовлетворять его потребности, способствовать развитию его сущности. Критерием того, что является ценностью и что нет,— в самом человеке. Конечно, при этом речь идет о человеке общественном.
Ценность имеет объективный характер, и с учетом активной роли субъекта воплощение его потребностей в объекте). Во-первых, свойства предмета удовлетворять человеческие потребности даны объективно по отношению к человеку, и, во-вторых, сами человеческие потребности материально (прежде всего, социально) обусловлены.
Вот почему ценность нельзя смешивать и отождествлять с оценкой — другим основным аксиологическим понятием. Ценность — это объективное; оценка — субъективный человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей ценности. Путем оценки с помощью субъекта оценочных суждений субъект воспринимает что-либо как ценность или неценность. Но, будучи субъективным актом, оценка имеет объективно обусловленное содержание — оценивающий субъект с его возможностями давать оценку, а также его интересы, цели - и идеалы складываются в условиях определенных общественных отношений.
Между субъектом и объектом, взятым с его полезными для человека свойствами, существует ценностное отношение. Именно в его рамках человек относится к предмету как к ценности. Поскольку ценности проявляются в реальном человеческом бытии, многие авторы отождествляют ценность с ценностным отношением. Однако между этими двумя понятиями можно обнаружить разницу. Говоря «ценность», мы подразумеваем прежде всего обращенные к человеку и нужные ему свойства предмета; говоря «ценностное отношение», подразумеваем отношение субъекта к объекту, в рамках которого предмет может быть не только ценностью, но и антиценностью или нейтральным в аксиологическом смысле.
Если ценностное отношение тесно связано с ценностью, то оценочное отношение — с оценкой. Первое отличается объективным характером, второе — субъективным. При оценочном отношении данный объект соотносят с другой, более общей ценностью, взятой в качестве масштаба, и на этой основе он признается или не признается ценностью. С этой точки зрения оценочное отношение выступает как вторичное по сравнению с ценностным1)
Ценности выражают значимость предмета для человека, но только ту значимость, которая носит положительный характер. Значение для человека и общества имеют и вредные, нежелательные явления (войны, преступления, болезни и др.), но это отнюдь не ценности. Такие явления — антиценности или неценности.) Марксизм связывает положительное значение предметов, явлений и их свойств лишь с социальным прогрессом, с борьбой за свободу и расцвет человеческой личности. По- этому ценностями являются те вещи, которые соответствуют требованиям объективных закономерностей и прогрессивного развития общества. Это предопределяет их тесную связь с интересами прогрессивных классов и социальных групп.
Ценности — это объекты, положительно оцененные субъектом. Но предметом оценки могут быть и вещи, не относимые человеком к ценностям. Ценностные и оценочные отношения, а также сами оценки охватывают почти все явления, составляющие мир человека. С этой точки зрения в круг аксиологии попадают не только ценности, но и неценности.
В аксиологии встречается и понятие «благо». Оно очень близко к понятию «ценность». В его основе лежит польза. Благами являются те вещи, которые полезны для удовлетворения человеческих потребностей. Понятия блага и ценности нередко переплетаются и во многих случаях рассматриваются почти как идентичные (когда данную вещь относят к ценностям посредством суждений о полезности, необходимости). И все-таки между этими двумя понятиями нужно проводить различие. В понятии блага особенно отчетливо выступает объективное в предмете, то, что он удобен, полезен и т. д., в понятии же ценности раскрывается и субъективное, то, что данное благо ценится человеком 1. Связь ценности с оценкой выступает в понятии ценности ярче, чем в понятии блага. Кроме того, понятие блага чаще связано с материальными ценностями, а понятие ценности - с духовными.
По традиции, собственно аксиологическими считаются духовные ценности — идеи, образы, цели, нормы, идеалы. Они характеризуют высшие запросы людей и в отличие от материальных ценностей не выражаются в количественных показателях и не измеряются ими. Их называют также ценностями духовной культуры — ценностями в узком смысле слова. Они отражают стремление человека к совершенствованию действительности, что позволит ему еще полнее реализовать свою сущность. Таким образом, духовные ценности относятся к сфере должного.
Оценки имеют самый разнообразный характер. Они встречаются и в науке но собственно аксиологическими, апробативными (выражающими избирательную — положительную или отрицательную — позицию в отношении чего-либо) считаются оценки, присущие морали, политике, праву, искусству.
Ценности и оценки обладают регулирующими функциями, по-разному проявляющимися в непосредственной общественно-исторической практике людей. В качестве субъектов этой практики люди, осмысливая свое поведение с точки зрения, социальных ценностей и норм, формируют свои ценностные ориентации, т. е. сравнительно устойчивое избирательное отношение к материальным и духовным продуктам общества и средствам их усвоения.
3. Одним из наиболее спорных вопросов аксиологии является вопрос о соотношении познания и оценки, их общем и различном в познавательном и ценностном (и оценочном) отношении.
Согласно аксиологам неокантианского и феноменологического толка, познание и оценка, суждения об истине и оценке совершенно противоположны. Познание имеет своим объектом сущее, причинно-следственные зависимости, оценки же располагаются во внеопытной сфере должного. Суждения присущи теоретическому мышлению, они устанавливают истину о вещах («Эта вещь белая», «Роза—цветок»). Оценки (выражение «оценочное суждение» неприемлемо для упомянутых теоретиков) лишь выражают отношение одобрения или неодобрения сознания к данному объекту («Эта вещь хорошая», «Роза красива»). Из этого следует вывод, что оценки и связанные с ними нормы не имеют познавательного содержания.
Марксизм отвергает эти концепции. Оценки и нормы являются определенным отражением действительности, проявлением человеческого сознания и связи с познанием. Человек познает и на этой основе оценивает. Оценки — это не некий «потусторонний», самостоятельный, априори данный мир; они рождаются в человеческой практике. В этом вопросе почти все марксисты единодушны. Расхождения среди них начинаются с решения вопросов о том, являются ли сами оценки формой познавательного отражения, имеют ли они познавательную функцию, и если имеют, то какова ее специфика и роль.
Эти сложные вопросы не являются предметом нашего исследования. Здесь мы лишь кратко приведем взгляды, разделяемые большинством авторов-марксистов или значительной их частью. Из этих взглядов мы будем исходить в последующем изложении при анализе ценностных проблем права.
Мы согласны с тем, что оценки не только связаны с научными, строго познавательными суждениями, но и сами являются специфической формой вненаучного познания —выяснения того значения, которое вещи, явления и их свойства имеют для человека в конкретно-исторических условиях места и времени. Оценки (имеются в виду оценки во вненаучных формах общественного сознания) также играют познавательную роль и потому не относятся к каким-то «чистым», стерильным аксиологическим категориям. Нося гносеолого-аксиологический характер, они не дают познания о вещах, какими те являются сами по себе, но показывают их значимость для человека, для социальных групп, для общества[1].
Между ценностями, оценками и нормами существуют тесная связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.
4. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области
права. Система правового регулирования (по мнению некоторых авторов, механизм правового регулирования) включает в себя разнообразные ценности, оценки, оценочные критерии, нормы, социальные институты. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулирующее значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Им нельзя дать полного объяснения, не прибегая к понятиям ценностной теории. Ценностный характер приобретают и охваченные правом человеческие поступки, правовое поведение людей. Право в его целостности и его историческом развитии как в отдельной стране, так и во всеобщем историческом масштабе также является объектом тех или иных оценок. Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера.
В силу этого теория права как наука включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права, ценностные аспекты правовых норм, критерии оценки в области права и т. д. Так, в науке о праве, и в частности в общей теории права, образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Это направление тесно связано с философско-правовым, является его частью, или его аспектом. Входя в общую теорию права, оно в то же время опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще. Таким образом, аксиологическое направление в области права становится тем каналом, посредством которого теория права вступает в контакт и «общается» с другими науками, изучающими ценности, оценки и нормы, и прежде всего с этикой.
Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и идеологическое значение. Оно позволяет установить не только материально-экономические и социально-классовые основы и обусловленности права, не только объективные свойства его нормативности, его институциональные связи (в первую очередь с государством), но и его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода нельзя выявить роль права в общечеловеческом социальном и культурном прогрессе, и понять проявления преемственности в праве, связь между правом и социальными регуляторами будущего коммунистического общества. Без него остаются в тени активная преобразующая роль человеческого сознания в сфере права, чисто человеческие, личностные аспекты права. Право как явление с многочисленными ценностными аспектами по необходимости требует применения при его исследовании ценностного подхода. В противном случае выяснение его сущности становится трудным делом, не поддается пониманию его специфическая природа духовно-практического средства освоения мира людьми. В буржуазной правовой науке позитивистской ориентации (здесь на первом месте стоит имя Г. Кельзена) распространена концепция «деидеологизации» теории права, отвергающая не только социологическое, но и аксиологическое изучение права. «Очищение» права и теории права от всех аксиологических элементов даже считается основным в их «деидеологизации». Однако в силу специфики предмета исследования и того, что познающий субъект сам является участником правового общения и, следовательно, занимает по отношению к нему определенные позиции, правовая наука не может быть индифферентной к классовым интересам, к политико-правовым ценностям[2]. При познании правовой действительности невозможно обойтись безценностного подхода.
В социалистическом обществе утверждается принципиальная линия повышения роли и престижа права. Решение этой задачи предполагает всестороннее определение ценностной характеристики социалистического права, формирование у людей ценностных ориентации, служащих предпосылкой правомерного поведения.
Борьба против антикоммунистических концепций, согласно которым марксисты якобы подходят к праву с позиций ограниченного экономического детерминизма и рассматривают его лишь как средство классового принуждения, также требует развития марксистской правовой аксиологии.
Долгие годы, главным образом вследствие ограниченных, догматических взглядов, в социалистических странах избегали применить к праву ценностный подход, его даже объявляли несовместимым с марксизмом. Аксиологию называли буржуазной наукой.
В Последние два десятилетия эти неправильные взгляды постепенно были преодолены. На основе общетеоретических, в основном философских исследований ценностей появилось и немало правовых исследований. Сегодня с полным основанием можно отнести к теории права сказанное В. П. Тугариновым о философии и социологии: «Необходимость разработки теории ценностей наконец признана большинством советских философов и социологов. Все меньше становится лиц, считающих даже постановку этой проблемы отступлением от марксизма, «водой на мельницу...» и т. п. Правда, пересмотр прежних позиций проходил медленно, заставляя вспоминать о персонаже, который, выслушав анекдот в пятницу, рассмеялся в воскресенье. Но как бы то ни было, теперь отпадает необходимость защищать «законность» самой проблемы, и можно спокойно разобраться в ряде важных вопросов по существу»[3].
5. В Советском Союзе интересные труды о ценностных проблемах написали П. М. Рабинович, с. С. Алексеев, А. Ф. Черданцев, Ю. А. Демидов, Ф. Н. Фаткуллин, Л. Д. Чулюкин, В. Н. Кудрявцев и др.[4] Труды в этой области были опубликованы и в других социалистических странах. Следует отметить рабоы румынского автора А. Нашица и венгерских авторов Петери и В. Пешки, которые были одними из первых публикаций. В Чехословакии этими вопросами занимаются В. Кнапп, А. Пойезна, А. Крокова и др., в Польше — Е. Вроблевский, К. Опалек и др., в Болгарии — М. Михайлова.[5][6]
В 1977 году в Йенском университете (ГДР) состоялся международный симпозиум на тему: «Ценностные представления рабочего класса в социалистическом праве». Научные сообщения, сделанные на симпозиуме, вышли отдельной книгой.
6. Название настоящей работы — «Право и ценности» — в известной мере условно. Им мы охватили отдельные, но логически связанные между собой проблемы правовой аксиологии: оценки и нормы в праве как специфические формы социального отражения и познания, сущее и должное в праве (в той мере, в какой они связаны с ценностными аспектами права), соотношение оценки и нормы в праве и видов оценок, ценности в праве, право как ценность.
Этот комплекс проблем затрагивает всю «область права» в самом широком смысле, а именно: правосознание, правовые нормы (общие и индивидуализированные, абстрактные и конкретные), правообразование и правотворчество, реализацию права в самых разнообразных формах, правовое поведение и правовую активность и др.2. Иными словами, круг проблем правовой аксиологии не может ограничиваться самими правовыми нормами, взятыми в их абстрактной форме, правом, понимаемым в узком смысле, как замкнутая система общих норм, закрепленных в правовых источниках государства, В этот круг входят также духовные аспекты права, находящие выражение в правосознании, и его социологические аспекты, проявляющиеся в динамике правовых отношений и правовом поведении людей, в деятельности государственных органов. Ценностный подход к праву в конечном счете выводит нас за строгие очертания самого права. Оценка правовых институтов и права, в конце концов, делается с помощью внеправовых критериев. Но в этом и состоит «ценное» в таком подходе — он дает нам возможность раскрыть право как явление и систему среди других явлений и систем.
В последующем изложении автор стремился, насколько это возможно, идти к более общей ,цели — путем выяснения аксиологических проблем проникнуть в сущность права и его специфическую природу. Такой подход вполне обоснован. Раскрыть и осветить эти ценностные аспекты права — значит сделать немаловажный шаг к раскрытию и освещению его весьма сложной природы.
Тем, кто считает что к правовой аксиологии относятся только вопросы ценностей в праве и ценности права, но не сами оценки, может показаться, что рассматриваемые в труде проблемы не новы для теории права, что они не являются специфически аксиологическими. Но ведь понятие оценки — типично аксиологическое, для аксиологии оно не менее важно, чем понятие ценности. Более того, оценка логически предваряет и в некоторых отношениях предопределяет ценность (неценность) в том смысле, что, не создавая ее, она ее выявляет, делает актуальной и функционирующей. В сфере права оценки имеют большое значение: нормы «вырастают» из оценок, представляют собой вывод из оценок. «Мир ценностей» в праве состоит из оценок, ценностей, ценностных критериев и соответствующих им иерархий. Вот почему выяснение природы оценок в праве, познавательного значения и других свойств, присущих правовым оценкам и правовым нормам (правовым нормам как ценностному явлению[7]), не выходит за пределы правовой аксиологии. То, что эти вопросы изучались в прошлом, но безотносительно к аксиологии, не дает нам основания исключать их из ее предмета. Их рассмотрение в аксиологическом плане должно привести к обогащению теории права, к новым научным выводам.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Аксіологія права... Нено Неновски... Право и ценности ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВО Согласно чуть ли не...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВО.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов