рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие о праве.

Понятие о праве. - раздел Образование, Аксіологія права Между Всеми Существами Человек Имеет Едва Ли Не Наиболее Потребностей; Но Он ...

Между всеми существами человек имеет едва ли не наиболее потребностей; но он может удовлетворить их только при посредстве связей с другими людьми. Поэтому, на самых первых порах, история застаёт его живущим в больших или меньших союзах, обществах, которые составляют необходимое, естественное его состояние. В самих обществах разнообразие человеческих потребностей производит разнообразные отношения между людьми, которые с развитием жизни умножаются, делаются сложнее, образуется целая система отношений, различных по свойствам, целям и кругу действия. Разнообразие отношений между людьми, великая их цель—удовлетворить потребности человека и чрез то доставить ему возможность выполнить свое назначение—необходимо предполагать существование норм, которые обеспечивали и облегчали бы образование этих отношений. Совокупность таких норм и составляет право; оно регулирует отношения сообразно их существу, и этим самим дает им порядок и охраняет сферу общежития человека от возможных и действительных нарушений. Не все, однако, отношения, существующие между людьми, подчиняются нормам права, им подлежат только те, которые относятся к общежитию и порядку, и притом только в таком случае, если они приняли определённый, конкретный характер. Таким образом, право есть совокупность норм, определяющих порядок общежития; сам же порядок, определённый этими нормами, есть юридический быт народа. Очевидно, что право в предполагаемом смысле представляет только формальные нормы; материальную же их сторону составляют те отношения, которые образуются между людьми, независимо от права, причинами, лежащими в природе человека и общества, и которых успешное образование требует правомерных норм.

Указав причину, вызывающую право к жизни и ту сферу, к которой оно относится и в которой действует, рассмотрим органы, участвующие в образовании права.

Человеку, в числе многих его сил, дано природой чувство правды. Это чувство правды есть отражение той высшей идеи правды, основа которой заключается в духе, и главное свойство которой состоит в требовании воздать каждому ему принадлежащее. Чувство правды, которое учит человека, в каждом данном случае, отличать верное от неверного, есть первоначальное основание юридических воззрений. Но, будучи по существу своему непосредственными, не всегда определёнными, это чувство правды недостаточно для полного образования юридических норм, и необходимо предполагать новую силу человеческого духа – мышление. Мышление не отвергать требований чувства правды, но отыскивать для них основы, возводить их в общие нормы, и тем самым даёт им определённость, твёрдость.

И чувство правды, и процесс мышления составляют не только субъективный момент в образовании права; созданное этими силами воззрение есть чисто личное, субъективное, так сказать нравственное убеждение. Для полного образования юридических норм необходимо еще признание их обязательными тою средою, которой зачалось их образование. Этот третий момент --- исторический; он возводит простое воззрение в юридическую норму, делает ее обязательной, сопровождает принуждением.

Из трех указанных сил самая главная есть чувство правды: оно служит первоначальным и коренным основанием юридических воззрений; оно есть ближайшим истолкованием требований высшей идеи правды. Две остальные силы только вырабатывают определенные требования, и дают высшее обязательное значение тому, что лежало в зародыше, в чувстве правды. Но очевидно, что все эти силы действуют независимо от действительности, под более или менее сильным влиянием естественных условий страны, племенных свойств народа, материальных интересов и степени цивилизации общества.

Из всего сказанного нами о праве, можно увидеть, что к нему должно относится только то, что принято обществом, и что живет и действует в нем как нормы определенного порядка.

Требования правды, сами по себе, не есть еще право. Пока они не признаны обществом, пока они не перешли во внешний порядок общежития, до тех пор они остаются только нравственным долгом, нравственною обязанностью, но не имеют силы права.

Отличаясь своим положительным характером, право, однако же, в таком случае, не противоречит своему существу, если имеет свое высшее основание и оправдание в идеи правды. Но как явление историческое, оно может выполнять это условие только в известных границах, что зависит от степени развития общества, в котором чувство и сознание правды может быть темнее или яснее. Очевидно, что возможны случаи значительного уклонения права от требований правды, а иногда и противоречий с ними; но это не отнимает у права его положительности и силы. Пока оно принято и не изменено обществом, оно сильно и полновластно, хотя понятно, что чем согласнее право с требованиями правды, тем оно тверже и благодетельнее для общества, и на оборот.

Из предложенного же нами понятия о праве открывается, что оно заключает в себе два существенных элемента: лицо, для которого создается общежитие--- элемент субъективный, индивидуальный, и общежитие--- элемент объективный, социальный. Оба эти элемента, безусловно, необходимы друг для друга и отсутствие того или другого уничтожает возможность существования права; так излишнее развитие личности уничтожает порядок, разрушает общежитие; крайнее же подавление обществом личности обращает последнее в мертвую машину.

Рассмотрим ближе сущность каждого из этих элементов и их взаимоотношение. Основание понятия личности заключается во врожденной ей способности самоопределения, автономии,--- или иначе--- свободы. Без этой существенной принадлежности, личность жить не может; без нее она даже невообразима и обращается в обыкновенный физический организм, лишенный свободы и деятельности.

Существо правомерных норм заключается в том, что они устанавливают порядок для общежития, для свободной деятельности людей в обществе, и возникают не по воле одного лица, а в следствии исторической санкции общего правомерного воззрения, устраняющего общежительный союз. Участие, которое принимает воля целого общества в создании правомерных норм, отличает эти нормы от законов физического мира, или от порядка природы; первая, будучи в известной степени созданием людей, изменяются вместе с изменением людских понятий и отношений; вторые--- создания самой природы, заключаются в ней, и потому действуют неизменно. Законы физические, как неизменные и всесильные, не только полагают границы человеческой воли, но во многих отношениях дают ей то или другое направление. Отсюда эти общепринятые начала права: невозможное не может быть правомерным (impossibilium nulla obligatio), и вместе с тем предписываемое законами природы --- признается правомерным (эта сторона в особенности имеет значение в институте брака), хотя конечно человек не столько обладает даром свободы, что он может отрешиться от всяких законов, а следовательно и физических.

Изложив понятие о личности и юридическом порядке, рассмотрим отношение между ними. Начнем с того, что этот вопрос принадлежит к числу важнейших и труднейших, как в жизни, так и в науке. История представляет нам общества с самым разнообразным характером и в самых разнообразных формах, начиная теми, где личность почти не ограничивается идеей порядка, и, заканчивая теми, где идея порядка почти, безусловно, подчинила себе личность. В современной жизни мы также видим постоянное колебание между двумя крайними пределами: личным, субъективным и социальным, объективным, и каждый новый шаг человечества приносит новые данные для определения между ними отношений.

Но, среди разнообразия исторических форм, среди колебаний жизни современной, есть два принципа, которые, если не решают вопрос во всей его полноте, то позволяют, по крайней мере, вывести некоторые существенные черты отношений между лицом и порядком и указать то направление, в котором они должны развиваться. Первый из них заключается в том, что существование общества основано на обоих элементах (личности и порядка) и ни один из них не может исчезнуть из общественной жизни без разрушения самого общества; второй--- в понятии свободы, в его лучшем смысле. Право, в своем назначении, должно дать порядок для людских отношений, т.е. обеспечить для человека свободную деятельность, и чем более оно выполняет свою задачу, тем отношение между порядком и личностью лучше и выше, и наоборот. Таким образом, понятие свободы служит путеводной нитью в развитии отношений между двумя означенными элементами и дает возможность оценить их.

Руководствуясь двумя указанными принципами, мы можем привести черты отношений между порядком и личностью к следующим общим началам: 1) личность есть основание права; 2) право существует для личности и при посредстве личности нисколько не нарушает ее свободы, но устанавливает для нее только норму, порядок в правоотношениях; 3) составляя основу права, личность непременно должна подчиняться праву, признавать над собой известную степень его власти; 4) в случае уклонения от действующего порядка, личность может быть силою принуждена к повиновению. Принуждение, сопровождая право, не нарушает характера права и значения личности, во-первых, потому, что оно может быть употреблено только ради свободы, для которой создан и весь правомерный порядок, и, во-вторых, потому, что употребление его существует только как возможность.

Лишенное силы и внешнего значения, право обращается в личное мнение, в требование долга,--- не более. Но и при этом нужно отличать те случаи, когда предписания права не исполняются не вследствие разложения и падения общественного порядка, а вследствие злоупотребления. В последнем случае отрицание права имеет характер чисто случайный: право остается в своей полной силе и рано или поздно подвергнет ответственности тех, кто решился противопоставить свою личную волю требованиям целого общества.

Теперь рождается еще вопрос: если право не всегда согласно с правдой, а между тем всегда требует от членов общества повиновения, то, как согласить понятие о праве, с понятием о лице, как свободном деятеле, если это последнее будет считать какую либо правомерную норму противною своему нравственному убеждению? Из этого противоречия можно выйти следующим образом: во-первых, отдельное лицо составляет только часть общества, и потому отдельное лицо всегда должно делать уступки требованию целого общества. Во-вторых, за отдельным лицом всегда остается право действовать, в известных границах, в пользу своего убеждения и доставлять ему значение. Наконец, в-третьих, если правомерное определение решительно противоречит убеждениям отдельного лица, и последнее не может выполнить его, не нарушая требований своей совести, то и здесь свобода лица может быть сохранена: отдельное лицо во многих случаях может отрешиться от необходимости, даже физической (см. выше), а следовательно и юридической, с тем только условием, что оно исключается из юридического порядка.

Таково понятие о праве, его основании и его элементах! Принятое в изложенном смысле, оно есть одно из утешительных для человечества явлений, служащих верным ручательством его развития и преуспевания. Обеспечивая личность человека, право не нарушает и не стесняет какой-то вымышленной, безграничной свободы человека, но дает свободу в ее лучшем смысле и без права последняя не может существовать. И далее, составляя нормы для общежития людей, оно не отделяет их друг от друга, но делает возможным и более легким сближение, связи и совместную жизнь; а, следовательно, открывает простор для деятельности людей и сохраняет их от бесполезной траты силы и энергии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Аксіологія права

Аксіологія права... Нено Неновски... Право и ценности ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВО Согласно чуть ли не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие о праве.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАВО.
1.Аксиология, или теория ценностей, имеет своих предшественников еще в древности, но как более или менее оформившееся направление теоретической мисли она датируется концом XIX — на

ОЦЕНКИ И НОРМЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ
7. Дискуссия относительно того, имеют ли оценки и нормы познавательное содержание и на этой основе — познавательные функции, перешла и в науку о праве. Буржуазная идеалист

О ЦЕННОСТЯХ В ПРАВЕ И ПРАВЕ КАК ЦЕННОСТИ
26. В этой главе объединяются несколько не затрагивавшихся до сих пор вопросов пра­вовой аксиологии: о правовых ценностях и их иерархии, о праве как ценности и его цен­ностном крит

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Аксиологическая интерпретация права является одной из сторон его философского осмысления. В европейской правовой традиции в наиболее общем виде различают (и противопоставляют) юридический позитивиз

ЦЕННОСТНЫХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ
Осмысление, права в его взаимосвязи с моралью – одна из самых давних традиций истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых

РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ
Свобода индивида – основной итог и главный критерий достижений человеческой цивилизации на различных этапах ее исторического становления и развития. Всемирная история как движение ко все большей св

Понятие нравственности и ее отношение к праву.
Мы изложили понятие о праве, но для полного раскрытия этого понятия необходимо уяснить понятие о нравственности и ее отношение к праву, так как обе эти области равно относятся к деятельной воле чел

Аксиологические проблемы права
Среди аксиологических проблем естественного пра­ва выделяются те, решение которых определяет ответ на вопрос, какие ценности должно отражать позитив­ное право. В качестве первостепенной здесь рассм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги